Анализ организационной культуры педагогического коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ организационной культуры педагогического коллектива



 

Были исследованы также особенности корпоративной культуры педагогического коллектива Лицея. Использовалась методика, которая позволяла установить соотношение в коллективе элементов различных типов корпоративной культуры: «семейного»(акцент на благополучие и комфорт сотрудников), «ролевого» (акцент на формальную субординацию), «результативного» (акцент на формальный результат работы – успехи на экзаменах и т.п.) и «инновационного» (акцент на новаторство, эксперименты, самые передовые технологии и т.п.).

Результатом исследования оказалась вполне сбалансированная, гармоничная модель корпоративной культуры Лицея: «семейная» и «ролевая» – по 28 %, «результативная» – 24 %, «инновационная» – 20 %. Было констатировано, что такой тип корпоративной культуры является хорошей основой для устойчивого инновационного организационного развития Лицея.

Однако вызывает определенную тревогу выявленный «образ желаемого будущего» корпоративной культуры: «семейная» увеличивается до 40 %, а «инновационная» до 30 % за счет резкого уменьшения «ролевой» до 15 %. Педагоги мечтают о комфортной работе в интересном творческом поиске, но без административного контроля. Совершенно очевидно, что такая тенденция противоречит законам функционирования организации, является опасной с точки зрения организационного развития. Данная проблема была также проанализирована и осмыслена коллективом Лицея на педагогическом совете.

 

Рис. 5. Сравнение существующего и «желаемого» профилей организационной культуры лицея

 

При планомерном приближении к интегративно‑матричной модели Лицей стоит перед задачей формирования организационной культуры, более адекватной данной организационно‑образовательной модели. Такая организационная культура характеризуется гибкостью и дискретностью, в равной степени сочетает в себе индивидуализацию и интеграцию.

Развитие элементов ролевого типа организационной культуры:

•более четкое определение полномочий и должностных обязанностей сотрудников;

•работа с педагогическим коллективом по пониманию и принятию собственных полномочий и должностных обязанностей.

Развитие элементов результативного типа организационной культуры:

•повышение социальной активности Лицея в образовательном сообществе;

•регулярный мониторинг достижения поставленных образовательных задач.

Развитие элементов семейного типа организационной культуры:

•формирование устойчивого позитивного отношения к Лицею;

•повышение уровня осознаваемости образовательной среды;

•развитие навыков внутригруппового взаимодействия.

Развитие инновационного типа организационной культуры:

•формирование горизонтальных творческих групп для решения стратегических задач развития Лицея.

(Таблицы 3, 4, 5, 6)

 

Таблица 3.

Организация развивающей лицейской среды на основе требований к эффективности ее компонентов

 

 

 

 

 

Таблица 4.

Организация развивающей лицейской среды на основе организации возможностей реализации личностных потребностей

 

 

 

Таблица 5.

Организация развивающей лицейской среды на основе системы проектных критериев (параметров)

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6.

Характеристика формируемой корпоративной культуры лицея

 

 

Мониторинг образовательного процесса

 

Мониторинг эффективности образовательного процесса в Лицее представляет собой процедуру периодического сбора и анализа различных структурированных данных с целью сопоставления получаемых образовательных результатов и текущего состояния основных элементов образовательной системы с заявленными образовательными целями.

Мониторинг эффективности образовательного процесса в Лицее проводится на основе методологии гуманитарной экспертизы образования.

Мониторинг в Лицее включает следующие основные направления.

I.Мониторинг развития учащихся:

1) динамика личностного развития учащихся;

2) динамика развития познавательных функций учащихся;

3) динамика результатов промежуточных и итоговых аттестаций учащихся по учебным дисциплинам, предметных олимпиад и конкурсов;

4) динамика сформированности базовых компетентностей и функциональной грамотности в различных сферах культуры жизнедеятельности;

5) динамика отношения учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни;

II.Мониторинг развития организации:

6) социально‑психологический анализ развития сообществ учащихся;7)развитие организационно‑образовательной системы Лицея;8)динамика отношения к Лицею учащихся, педагогов, родителей, общественности и руководителей города.

Анализ динамики личностного развития учащихся предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, воли, толерантности, креативности, трудолюбия, структуры интересов и ценностей, умения адекватно вести себя и самовыражаться в социуме и т.п. в контексте развития их лидерских свойств и качеств.

Анализ динамики развития познавательных функций учащихся предусматривает оценку свойств и особенностей их памяти, внимания, мышления и воображения на различных возрастных этапах, а также оценку соответствия уровня развития этих функций соответствующим требованиям образовательного процесса.

Анализ результатов промежуточных и итоговых аттестаций учащихся по учебным дисциплинам устанавливает соответствие знаний учащихся нормативным требованиям в ходе контрольных проверок и экзаменов, а также конкурсов и олимпиад различного уровня.

Анализ сформированности базовых компетентностей и функциональной грамотности учащихся предусматривает оценку их способности к решению различных практических и социальных проблем в надпредметном, междисциплинарном плане, то есть не только на основе имеющихся знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно‑смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.

Социально‑психологический анализ развития сообществ   учащихся предусматривает оценку их межличностных отношений в группе. Такой анализ направлен на изучение феноменологии лидерства;определение социометрических характеристик учащихся; выявление мотивов межличностных выборов; выявление учащихся с деструктивным отношением к окружающим, оценку направленности и причин этих отношений; определение приоритетных групповых ценностей и т.п.

Анализ динамики отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни предусматривает психолого‑педагогический контроль, позволяющий своевременно осуществлять ценностно‑смысловую и поведенческую коррекцию в области отношения к здоровью.

Анализ состояния организационно‑образовательной системы предусматривает оценку динамики организационного развития Лицея. Производится экспертиза управленческо‑педагогической модели Лицея; анализ содержания образовательного плана; определение характера организационной культуры педагогического коллектива; психолого‑педагогическая экспертиза образовательной среды на различных уровнях с анализом ее восприятия педагогами, учащимися и родителями; анализ представлений директора и его заместителей о состоянии и развитии Лицея и т.п.

Анализ динамики отношения к Лицею учащихся, педагогов и родителей предусматривает оценку их восприятия образовательного процесса в Лицее и его пространственно‑предметной среды (помещение и оборудование), а также лицеистов и сотрудников.Рассматривается эмоциональный план отношения («нравится – не нравится»); интерес к лицейской жизни; готовность и стремление к практической деятельности, связанной с Лицеем. Полученные результаты являются интегративным показателем успешности деятельности Лицея и позволяют целенаправленно вести работу по формированию позитивного отношения к Лицею всех субъектов образовательного процесса.

Мониторинг осуществляется в основном специалистами психологической службы в тесном сотрудничестве с педагогами. Индивидуальные данные отдельных учащихся хранятся в психологической службе и служат основой для коррекционно‑развивающей работы, а также для консультаций педагогов и родителей. Ряд таких данных заносится в персональные портфолио учащихся. Мониторинг состояния организационно‑образовательной системы проводится психологами под непосредственным руководством научного руководителя Лицея. Итоговые аттестации учащихся проводятся в присутствии представителей других образовательных учреждений, методистов органов управления образованием, родителей, представителей общественности.

Результаты мониторинга обсуждаются на заседаниях лицейских советов различного уровня; доводятся до сведения родителей и учащихся; ряд данных мониторинга, по усмотрению администрации, может публиковаться в соответствующих изданиях.

 

 

Часть III

ОПЫТ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В ШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

МОНИТОРИНГ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННО‑ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

 

С.Н. Рыбинская,

старший научный сотрудник лаборатории экспертизы и проектирования образовательных систем Института научной информации и мониторинга РАО, заместитель директора ГОУ ЦО № 324 «Жар‑птица», г. Москва

 

 

В.А. Ясвин,

начальник отдела мониторинга и управления социальным качеством образовательных систем Московского центра качества образования, профессор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

 

 

Е.Б. Зотова,

кандидат педагогических наук, директор ГОУ ЦО № 324 «Жар‑птица»

 

На протяжении последних десятилетий школа № 324 была известна в Западном административном округе города Москвы как средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением образовательной области «Искусство». Согласно «Положению об общеобразовательной школе с углубленным изучениемотдельных предметов» в школе № 324 каждому учащемуся предоставлялось обучение на основе государственных стандартов, установленных для общеобразовательных учреждений; давалось расширенное, углубленное образование в области музыкального искусства, с учетом интересов учащихся и уровнем их подготовки; была организована различная учебно‑развивающая деятельность учащихся; осуществлялась ранняя профилизация школьников в образовательной области «Искусство»; были созданы условия для реализации творческих способностей учащихся; была организована дополнительная подготовка учащихся во внеучебной деятельности по профильной образовательной области и т.д.

В 2007 году школа получила статус Центра образования. Развитие образовательного учреждения теперь строится на основе новых требований в соответствии с «Положением о центре образования в Москве», утвержденным Правительством города Москвы. С изменением статуса перед Центром образования № 324 «Жар‑птица» возник спектр новых задач, среди которых реализация программ дошкольного образования, начального и среднего профессионального образования, а также широкого дополнительного образования. Кроме того, в соответствии с упомянутым положением предполагается «предоставление жителям района любого возраста (работающим и неработающим) систематического доступа к организованному образованию».

Образовательные программы Центра должны «образовать целостную систему, основанную на принципах непрерывности, преемственности, доступности и личной ориентации обучающихся <…> формировать у обучающихся стойкие умения самообразования, потребности к продолжению образования в течение жизни <…> обеспечивать повышение квалификации, изменение профессии, с учетом региональных особенностей; во взаимодействии с органами местного самоуправления и службой занятости решать проблему переподготовки кадров в соответствии с изменяющимися условиями рынка труда» и т.д.

Для разработки стратегии развития образовательного учреждения, обеспечивающей реализацию новой социальной миссии и решение новых социально‑образовательных задач, присущих центру образования, был проведен экспертно‑диагностический анализ организационно‑образовательной системы, определены стратегические ориентиры достижения нового качества ее функционирования.

Анализ, проведенный в процессе подготовки к изменению статуса школы № 324, показал, что ее образовательная подсистема опирается в своих основополагающих компонентах на отборочно‑поточную и постановочную модели.

Отборочно‑поточная модель проявляется в следующих сферах:

•в сфере формирования учебных групп в зависимости от когнитивных способностей учащихся;

•в сфере организации образовательного процесса в виде доминирования предметно‑урочного преподавания;

•в сфере групповой организации школьников в однородные по составу классы с незначительными перегруппировками;

•в единстве образовательного темпа для всех учащихся, а при отставании от общего темпа – перевода учащегося на более низкий уровень;

•в оценке образовательного процесса самими учителями‑предметниками при отсутствии жестких критериев оценки;

•в незначительной дифференциации содержания предметов в зависимости от пожеланий учащихся и в отсутствии целевого отбора учителей‑предметников.

Постановочная модель проявляется в следующих сферах:

•в сфере содержания образования – когнитивное содержание предметов общеобразовательного стандарта, направленное на подготовку учащихся к сдаче переходных, выпускных экзаменов, а также в строгой разделенности предметов, их тематической изолированности.

Также образовательная подсистема школы включает ряд элементов, характерных для модели «смешанных способностей», проявляющихся:

•в возможности коррекционного и дополнительного обучения по различным предметам;

•в гибкости норм стандартизации тестов и проверок;

•в сравнении индивидуальных достижений учащихся с групповыми.

Однако по сути вышеописанные элементы модели «смешанных способностей» используются не для большего развития способностей учащихся (наличие дополнительного обучения), а для достижения учащимися необходимых учебных стандартов, при этом нормы должна достигнуть вся группа (для чего идет сравнение с общегрупповым уровнем).

Исходя из анализа проведенной экспертизы образовательной подсистемы школы, были поставлены следующие стратегические задачи:

1. Расширение воспитательных функций учителей общеобразовательных предметов с целью полноценного личностного развития школьников.

2. Установление более тесных межпредметных связей с целью повышения эрудированности школьников.

3. Повышение уровня сотрудничества между учителями, преподающими общеобразовательные предметы, и педагогами дополнительного образования с целью более глубокого знакомства со своими учениками со всех сторон их школьной жизни и налаживания с ними лучшего контакта.

Организационная подсистема школы   отличается высокой степенью согласованности между основным и дополнительным образованием на основе матричной модели с характерными компонентами модульной.

Это отражено в следующих сферах:

•автономность образовательных подразделений, регулирующих внутреннюю деятельность школы согласно выработанной ими же (совместно с администрацией) концепцией школы;

•интенсивность развития корпоративной культуры педагогического коллектива;

•развитие профессионального мастерства педагогов внутри школы в соответствии с совместно выработанной концепцией.

Модульная модель организационной подсистемы проявляется в следующих сферах:

•управляющие органы активно занимаются разработкой стратегии перспективного развития школы;

•исполнение воспитательной функции не ограничивается работой классных руководителей, а осуществляется всеми учителями, а также специалистами‑консультантами;

•интеграция обучения и воспитания, направленная на саморазвитие, как школьников, так и педагогов (это наиболее ярко проявляется в дополнительном музыкальном образовании);

•в совершенствовании образовательного процесса, а именно: в разработке перспектив развития, а также в успешности их реализации принимают участие как администрация, так и группа педагогов при помощи специалистов‑консультантов.

Вместе с тем в организационной подсистеме школы № 324 присутствует также ряд элементов линейной и коллегиальной моделей.

Проведенный анализ позволил сформулировать ряд стратегических задач:

1. Мотивирование учителей (в основном общеобразовательных предметов) на более активное участие в методических объединениях.

2. Направление воспитательных функций учителей на личностное развитие школьников.

3. Разработка администрацией и руководителями методических объединений системы четких правил и нормативов, регулирующих различные аспекты школьной деятельности.

4. Распределение ответственности за принятые решения на весь административный корпус.

Логика стратегического развития центра образования № 324 «Жар‑птица» заключается в построении интегративно‑матричной с элементами инновационно‑модульной образовательно‑организационной модели (см. схему). Именно такая модель может обеспечить реализацию социальной миссии и решение социально‑образовательных задач, присущих центру образования. Данная модель организационно‑образовательной будет построена в результате решения перечисленных выше стратегических задач развития образовательной и организационной подсистем.

Основные изменения, необходимые для достижения поставленных целей:

•реорганизация подсистемы общего образования, которая заключается в повышении эффективности взаимодействия между педагогами общего и дополнительного музыкального образования;

•активное привлечение учителей общего образования (повышение их мотивации, заинтересованности и т.д.) в методические объединения, в разработку и реализацию воспитательного компонента общего образования, включающего в себя не только направленность на достижение высоких учебных результатов, но и, преимущественно, на развитие личности школьников, их социализацию. Это требует серьезного пересмотра методов преподавания, поскольку встает вопрос о необходимости более глубокого учета творческих наклонностей учащихся и их особого мировосприятия и миропонимания;

•максимальная согласованность преподавания различных предметов для лучшей интеграции полученных знаний в единую картину мира школьников;

•создание условий для возможности «проживания» учащимися полученных знаний через их эмоциональную, эстетическую, нормативную сферы.

 

Рис. 1. Позиционирование различных подсистем школы и проектируемой модели организационно‑образовательной системы центра образования в модельном поле

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.064 с.)