Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика диагностики субъективного отношения к школе
Инновационное развитие каждой школы требует не только решения проблем, связанных с совершенствованием образовательного процесса, но и активной работы по формированию устойчивого позитивного отношения к школе. Опыт свидетельствует, что самые прогрессивные инновации, внедряемые администрацией, могут оказаться малоэффективными, если педагоги, учащиеся и родители негативно относятся к школе, не проявляют личной заинтересованности в ее развитии. Характер отношения в значительной мере детерминирует характер и степень активности, направленной на объект данного отношения. По определению автора психологической концепции отношений личности В.Н. Мясищева: «Психическое отношение выражает активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков»[33]. На обусловленность действий и поступков человека сложившейся у него системой субъективных отношений к различным объектам и явлениям обращали внимание такие исследователи, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др. По мнению Б.Ф. Ломова, эффективность воспитательной деятельности характеризуется именно тем, в какой мере она обеспечивает формирование и развитие субъективных отношений[34]. В основе теоретического конструкта методики лежит понимание отношения к школе, как эмоционально окрашенного отражения людьми взаимосвязей своих различных потребностей с возможностями, которые им предоставляются образовательной средой школы (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, С.Д. Дерябо и др.). Выделяются четыре компонента отношения: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный. А. Эмоциональный компонент оценивает это отношение по шкале «нравится – не нравится». Эмоциональный компонент связан с оценочными суждениями, предпочтениями и чувствами человека. Б. Познавательный компонент характеризуется изменениями в мотивации и направленности познавательной активности. Уровень развития когнитивного компонента отражает степень интереса личности к данной школе. В. Практический компонент характеризуется готовностью и стремлением к практической деятельности, связанной с данной школой. Г. Поступочный компонент определяется активностью личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим отношением к данной школе. Эта активность всегда носит сверхнормативный характер и может быть направлена как на совершенствование образовательного процесса или школьного помещения и оборудования, так и на формирование у других людей соответствующего отношения к данной школе (позитивного или негативного в зависимости от собственного эмоционального вектора). Именно поступок служит концентрированным выражением отношения, в нем в наибольшей степени оно проявляется.
Совокупность показателей эмоционального, познавательного, практического и поступочного компонентов характеризует интенсивность отношения, то есть «силу» этого отношения. Методика предусматривает диагностику отношения к четырем основным структурным элементам, составляющим смысловое содержание понятия «школа», отношение к каждому из которых может быть различным: 1) педагоги, 2) школьники, 3) образовательный процесс и 4) помещение и оборудование. На основе рассмотренных выше положений разработана следующая система критериев оценки отношения к школе. А.1.Характер эмоционального восприятия учащихся школы. А.2.Характер эмоционального восприятия педагогов школы. А.3.Характер эмоционального восприятия образовательного процесса в школе. А.4.Характер эмоционального восприятия школьных помещений и оборудования. Б.1.Познавательный интерес, направленный на учащихся школы. Б.2.Познавательный интерес, направленный на педагогов школы. Б.3.Познавательный интерес, направленный на образовательный процесс в школе. Б.4.Познавательный интерес, направленный на школьные помещения и оборудование. В.1.Характер взаимодействия с учащимися школы. В.2.Характер взаимодействия с педагогами школы. В.3.Психологическая включенность в образовательный процесс. В.4.Активность в использовании школьных помещений и оборудования. Г.1.Сверхнормативная активность по отношению к учащимся школы. Г.2.Сверхнормативная активность по отношению к педагогам школы. Г.3.Стремление влиять на эффективность образовательного процесса в школе.
Г.4.Стремление к усовершенствованию помещения и оборудования школы. Результаты, полученные с помощью данной методики, позволяют целенаправленно вести работу по формированию позитивного отношения к школе всех субъектов образовательного процесса.
Методика анализа толерантности друг к другу членов образовательного сообщества
В основе понимания нами толерантности лежит «Декларация принципов толерантности» ЮНЕСКО.
«Статья 1. Понятие толерантности 1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. 1.2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства. 1.3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и торжеству права. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно‑правовых актах в области прав человека. 1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим».
В основу теоретического конструкта данной методики положено общее понимание толерантности как субъективного отношения. Анализируя взгляды различных авторов на понятие «толерантность», Д.А. Леонтьев приходит к следующему выводу: «Можно считать определенным, что толерантность – это форма отношения к иному, к отличающемуся, к разнообразному, к тому, что не совпадает как с моими индивидуальными особенностями, так и с привычными мне формами культуры»[35]. Процесс развития субъективного отношения связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную и познавательную сферы людей, касаются осуществляемой ими практической деятельности и – самое главное – совершаемых поступков. Соответственно, выделяются четыре компонента отношения: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный. Для экспертного анализа отношения к иному важно также иметь структурно‑содержательную модель этого иного, будь то отдельный человек, малая или большая группа. Могут быть выделены следующие основные структурные элементы, составляющие понятие «иной»: облик; поведение; культура; идеи.
«Облик» характеризует внешние признаки объекта отношения («иного»). К таким признакам могут быть отнесены лицо, фигура, одежда, украшения, орудия труда и т.д. «Поведение» в данном случае характеризует действия и поступки объекта отношения («иного»), направленные на того, чья толерантность оценивается, или связанные с ним. «Культура» характеризует образ жизни «иного», его действия и поступки, направленные на других людей. Наконец, «идеи» характеризуют особенности мировоззрения «иного». Таким образом, субъективное отношение к различным структурным элементам «иного» может как совпадать, так и иметь существенные различия или даже различаться кардинально. Например, можно восхищаться внешностью представителей какого‑либо народа, с симпатией относиться к особенностям его культуры и, в то же время, испытывать раздражение от высокомерности и жесткости поведения этих людей по отношению к нам самим, а также возмущаться их идеологией, скажем, националистической.
Критериальный комплекс для структурно‑содержательной дескрипции отношения к иному
На основе рассмотренных выше положений может быть предложена следующая система дескрипторов (критериев оценки) отношения к иному. А.1.Характер эмоционального восприятия внешнего облика иного. А.2.Характер эмоционального восприятия поведения (действий и поступков) иного по отношению к данному человеку (общности). А.3.Характер эмоционального восприятия культурных особенностей (образа жизни) иного. А.4.Характер эмоционального восприятия мировоззренческих особенностей иного, его (их) идей. Б.1.Познавательный интерес к особенностям внешнего облика иного. Б.2.Познавательный интерес к поведению (действиям и поступкам) иного по отношению к данному человеку (общности). Б.3.Познавательный интерес к культурным особенностям (образу жизни) иного. Б.4.Познавательный интерес к мировоззренческим особенностям иного, его (их) идеям. В.1.Характер взаимодействия (общения) с иным, связанного с его (их) внешним обликом. В.2.Характер взаимодействия с иным, связанного с его (их) поведением (действиями и поступками) по отношению к данному человеку (общности). В.3.Характер взаимодействия с иным, связанного с его (их) образом жизни, культурными особенностями.
В.4.Характер взаимодействия (общения) с иным, связанного с его (их) мировоззренческими особенностями, идеями. Г.1.Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с внешним обликом иного. Г.2.Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с поведением (действиями и поступками) иного по отношению к данному человеку (общности). Г.3.Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с образом жизни, культурными особенностями иного. Г.4.Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с мировоззренческими особенностями, идеями иного. Для экспертного анализа толерантности – интолерантности, при рассмотрении толерантности как субъективного отношения к иному (другому, чужому), может быть введена система координат с осями «принятие – непринятие» иного и «активность – пассивность» по отношению к этому иному. Соответственно, активное принятие иного может рассматриваться как «сотрудничество»с ним, а активное непринятие – как «агрессивность» по отношению к нему; в свою очередь, пассивное принятие – как симпатия, а пассивное непринятие – как терпимость. При этом агрессивность рассматривается как интолерантность.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.02 с.) |