Методика диагностики субъективного отношения к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика диагностики субъективного отношения к школе



 

Инновационное развитие каждой школы требует не только решения проблем, связанных с совершенствованием образовательного процесса, но и активной работы по формированию устойчивого позитивного отношения к школе. Опыт свидетельствует, что самые прогрессивные инновации, внедряемые администрацией, могут оказаться малоэффективными, если педагоги, учащиеся и родители негативно относятся к школе, не проявляют личной заинтересованности в ее развитии.

Характер отношения в значительной мере детерминирует характер и степень активности, направленной на объект данного отношения. По определению автора психологической концепции отношений личности В.Н. Мясищева: «Психическое отношение выражает активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков»[33]. На обусловленность действий и поступков человека сложившейся у него системой субъективных отношений к различным объектам и явлениям обращали внимание такие исследователи, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др. По мнению Б.Ф. Ломова, эффективность воспитательной деятельности характеризуется именно тем, в какой мере она обеспечивает формирование и развитие субъективных отношений[34].

В основе теоретического конструкта методики лежит понимание отношения к школе, как эмоционально окрашенного отражения людьми взаимосвязей своих различных потребностей с возможностями, которые им предоставляются образовательной средой школы (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, С.Д. Дерябо и др.).

Выделяются четыре компонента отношения: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный.

А. Эмоциональный компонент оценивает это отношение по шкале «нравится – не нравится». Эмоциональный компонент связан с оценочными суждениями, предпочтениями и чувствами человека.

Б. Познавательный компонент характеризуется изменениями в мотивации и направленности познавательной активности. Уровень развития когнитивного компонента отражает степень интереса личности к данной школе.

В. Практический компонент характеризуется готовностью и стремлением к практической деятельности, связанной с данной школой.

Г. Поступочный компонент определяется активностью личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим отношением к данной школе. Эта активность всегда носит сверхнормативный характер и может быть направлена как на совершенствование образовательного процесса или школьного помещения и оборудования, так и на формирование у других людей соответствующего отношения к данной школе (позитивного или негативного в зависимости от собственного эмоционального вектора). Именно поступок служит концентрированным выражением отношения, в нем в наибольшей степени оно проявляется.

Совокупность показателей эмоционального, познавательного, практического и поступочного компонентов характеризует интенсивность отношения, то есть «силу» этого отношения.

Методика предусматривает диагностику отношения к четырем основным структурным элементам, составляющим смысловое содержание понятия «школа», отношение к каждому из которых может быть различным: 1) педагоги, 2) школьники, 3) образовательный процесс и 4) помещение и оборудование.

На основе рассмотренных выше положений разработана следующая система критериев оценки отношения к школе.

А.1.Характер эмоционального восприятия учащихся школы.

А.2.Характер эмоционального восприятия педагогов школы.

А.3.Характер эмоционального восприятия образовательного процесса в школе.

А.4.Характер эмоционального восприятия школьных помещений и оборудования.

Б.1.Познавательный интерес, направленный на учащихся школы.

Б.2.Познавательный интерес, направленный на педагогов школы.

Б.3.Познавательный интерес, направленный на образовательный процесс в школе.

Б.4.Познавательный интерес, направленный на школьные помещения и оборудование.

В.1.Характер взаимодействия с учащимися школы.

В.2.Характер взаимодействия с педагогами школы.

В.3.Психологическая включенность в образовательный процесс.

В.4.Активность в использовании школьных помещений и оборудования.

Г.1.Сверхнормативная активность по отношению к учащимся школы.

Г.2.Сверхнормативная активность по отношению к педагогам школы.

Г.3.Стремление влиять на эффективность образовательного процесса в школе.

Г.4.Стремление к усовершенствованию помещения и оборудования школы.

Результаты, полученные с помощью данной методики, позволяют целенаправленно вести работу по формированию позитивного отношения к школе всех субъектов образовательного процесса.

 

Методика анализа толерантности друг к другу членов образовательного сообщества

 

В основе понимания нами толерантности лежит «Декларация принципов толерантности» ЮНЕСКО.

 

«Статья 1. Понятие толерантности

1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

1.2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства.

1.3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и торжеству права. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно‑правовых актах в области прав человека.

1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим».

 

В основу теоретического конструкта данной методики положено общее понимание толерантности как субъективного отношения. Анализируя взгляды различных авторов на понятие «толерантность», Д.А. Леонтьев приходит к следующему выводу: «Можно считать определенным, что толерантность – это форма отношения к иному, к отличающемуся, к разнообразному, к тому, что не совпадает как с моими индивидуальными особенностями, так и с привычными мне формами культуры»[35].

Процесс развития субъективного отношения связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную и познавательную сферы людей, касаются осуществляемой ими практической деятельности и – самое главное – совершаемых поступков. Соответственно, выделяются четыре компонента отношения: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный.

Для экспертного анализа отношения к иному важно также иметь структурно‑содержательную модель этого иного, будь то отдельный человек, малая или большая группа. Могут быть выделены следующие основные структурные элементы, составляющие понятие «иной»: облик; поведение; культура; идеи.

«Облик» характеризует внешние признаки объекта отношения («иного»). К таким признакам могут быть отнесены лицо, фигура, одежда, украшения, орудия труда и т.д.

«Поведение» в данном случае характеризует действия и поступки объекта отношения («иного»), направленные на того, чья толерантность оценивается, или связанные с ним.

«Культура» характеризует образ жизни «иного», его действия и поступки, направленные на других людей.

Наконец, «идеи» характеризуют особенности мировоззрения «иного».

Таким образом, субъективное отношение к различным структурным элементам «иного» может как совпадать, так и иметь существенные различия или даже различаться кардинально. Например, можно восхищаться внешностью представителей какого‑либо народа, с симпатией относиться к особенностям его культуры и, в то же время, испытывать раздражение от высокомерности и жесткости поведения этих людей по отношению к нам самим, а также возмущаться их идеологией, скажем, националистической.

 

Критериальный комплекс для структурно‑содержательной дескрипции отношения к иному

 

На основе рассмотренных выше положений может быть предложена следующая система дескрипторов (критериев оценки) отношения к иному.

А.1.Характер эмоционального восприятия внешнего облика иного.

А.2.Характер эмоционального восприятия поведения (действий и поступков) иного по отношению к данному человеку (общности).

А.3.Характер эмоционального восприятия культурных особенностей (образа жизни) иного.

А.4.Характер эмоционального восприятия мировоззренческих особенностей иного, его (их) идей.

Б.1.Познавательный интерес к особенностям внешнего облика иного.

Б.2.Познавательный интерес к поведению (действиям и поступкам) иного по отношению к данному человеку (общности).

Б.3.Познавательный интерес к культурным особенностям (образу жизни) иного.

Б.4.Познавательный интерес к мировоззренческим особенностям иного, его (их) идеям.

В.1.Характер взаимодействия (общения) с иным, связанного с его (их) внешним обликом.

В.2.Характер взаимодействия с иным, связанного с его (их) поведением (действиями и поступками) по отношению к данному человеку (общности).

В.3.Характер взаимодействия с иным, связанного с его (их) образом жизни, культурными особенностями.

В.4.Характер взаимодействия (общения) с иным, связанного с его (их) мировоззренческими особенностями, идеями.

Г.1.Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с внешним обликом иного.

Г.2.Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с поведением (действиями и поступками) иного по отношению к данному человеку (общности).

Г.3.Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с образом жизни, культурными особенностями иного.

Г.4.Поступки, сверхнормативная активность, стремление влиять на других людей, связанные с мировоззренческими особенностями, идеями иного.

Для экспертного анализа толерантности – интолерантности, при рассмотрении толерантности как субъективного отношения к иному (другому, чужому), может быть введена система координат с осями «принятие – непринятие» иного и «активность – пассивность» по отношению к этому иному. Соответственно, активное принятие иного может рассматриваться как «сотрудничество»с ним, а активное непринятие – как «агрессивность» по отношению к нему; в свою очередь, пассивное принятие – как симпатия, а пассивное непринятие – как терпимость. При этом агрессивность рассматривается как интолерантность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.02 с.)