ПТРК – пехотный ходовой товар 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПТРК – пехотный ходовой товар



 

 

ФОТО: Боевая машина 9П157‑2 из состава ПТРК Хризантема‑С

 

Противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) – один из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового рынка вооружений. Прежде всего это связано с общей тенденцией к максимальному усилению конструктивной защиты всех типов боевых бронированных машин в современных армиях мира.

Вооруженные силы многих стран масштабно переходят с ПТРК второго поколения (наведение в полуавтоматическом режиме) на комплексы третьего поколения, реализующие принцип «выстрелил‑забыл». В последнем случае оператору достаточно только прицелиться и выстрелить, далее – покинуть позицию.

В итоге рынок самых современных противотанковых средств оказался фактически поделенным между американскими и израильскими производителями. Достижения же российского оборонно‑промышленного комплекса (ОПК) в этой сфере на мировом рынке представлены практически только ПТРК «Корнет» поколения «2+» с лазерной системой наведения разработки Тульского конструкторского бюро приборостроения (КБП). У нас третьего поколения все нет.

 

 

Огласите весь список

 

Основа коммерческого успеха ПТРК «Корнет» – в соотношении «эффективность‑стоимость» по сравнению с комплексами, вооруженными ракетами с тепловизионной головкой самонаведения (ГСН), то есть, собственно говоря, ведущими стрельбу с дорогостоящими тепловизорами. Второй фактор – хорошая дальнобойность системы – 5,5 километра. С другой стороны, «Корнет», как и другие отечественные противотанковые системы, подвергается постоянной критике за недостаточные возможности по преодолению динамической брони современных зарубежных основных боевых танков.

Тем не менее «Корнет‑Э» стал самым популярным отечественным ПТРК, поставляющимся на экспорт. Его партии закупили 16 стран, в том числе Алжир, Индия, Сирия, Греция, Иордания, ОАЭ и Южная Корея. Последняя глубокая модификация – «Корнет‑ЭМ» – с дальностью стрельбы 10 километров способна «работать» как по наземным, так и по воздушным целям, прежде всего по беспилотным аппаратам и боевым вертолетам.

В боекомплект помимо бронебойных ракет с кумулятивной боевой частью (БЧ) входят универсальные с фугасными. Впрочем, к такой «воздушно‑наземной» универсальности за рубежом быстро утратили интерес. Так это произошло, например, с комплексом ADATS (Air Defense Anti‑Tank System) разработки швейцарской компании Oerlikon Contraves AG и американской фирмы Martin Marietta. Он был принят на вооружение только в армиях Канады и Таиланда. США, сделав большой заказ, в итоге от него отказались. В прошлом году и канадцы сняли ADATS с вооружения.

Хорошие экспортные показатели и у другой разработки КБП – комплексов второго поколения «Метис‑М» с дальностью 1,5 километра и «Метис‑М1» (два километра) с полуавтоматической системой наведения по проводам.

В свое время руководство КБП, несмотря, как было объявлено официально, на успешное завершение опытно‑конструкторских работ по противотанковым управляемым ракетам, работающим по схеме «выстрелил‑забыл», отказалось от реализации этой концепции в комплексе «Корнет» с целью достичь максимально больших дальностей стрельбы по сравнению с западными аналогами, использовав принцип «вижу‑стреляю» и лазерно‑лучевую систему управления. Ставка делалась на создание комбинированной системы противотанковых средств, реализующих оба указанных принципа – и «выстрелил‑забыл», и «вижу‑стреляю» – с упором на относительную дешевизну ПТРК. Предполагалась организация противотанковой обороны тремя комплексами различной штатной принадлежности. Для этого в полосе обеспечения – от переднего края обороны на глубину 15 километров в сторону противника – планировали размещать легкие носимые ПТРК с дальностью стрельбы до 2,5 километра, самоходные и переносные с дальностью до 5,5, самоходный ПТРК большой дальности «Гермес» на шасси БМП‑3 с дальностью до 15 километров.

Система управления перспективного многоцелевого комплекса «Гермес» комбинированная. На начальном участке полета ракета обсуждаемой версии с дальностью 15–20 километров управляется инерциальной системой. На конечном – лазерное полуактивное самонаведение ракеты на цель по отраженному от нее лазерному излучению, а также инфракрасное или радиолокационное. Комплекс разрабатывался в трех вариантах: наземном, морском и авиационном. На настоящий момент официально в разработке КБП находится только последняя версия – «Гермес‑А». В перспективе возможно оснащение «Гермесом» зенитных ракетно‑пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь‑С1» разработки того же КБП.

В Туле также разработан ПТРК третьего поколения «Автономия» с инфракрасной системой самонаведения типа IIR (Imagine Infra‑Red), который так и не был доведен до уровня серийного производства.

Последняя разработка Коломенского конструкторского бюро машиностроения (КБМ) – модернизированная версия самоходного ПТРК второго поколения «Штурм» («Штурм‑СМ») с многофункциональной ракетой «Атака» (дальность – шесть километров) – недавно закончила государственные испытания. Для круглосуточного обнаружения целей новый комплекс оснастили обзорно‑прицельной системой с телевизионным и тепловизионным каналами. Во время гражданской войны в Ливии боевое крещение (правда, в отрядах мятежников) приняли самоходные ПТРК коломенской разработки «Хризантема‑С» (дальность – шесть километров), использующие комбинированную систему наведения – автоматическую радиолокационную в миллиметровом диапазоне с наведением ракеты в радиолуче и полуавтоматическую с наведением ракеты в луче лазера.

 

 

Главный конкурент

 

Стоит отметить, что западный тренд для самоходных бронированных ПТРК – снятие с вооружения и отсутствие спроса. Серийного пехотного (переносного, возимого и самоходного) ПТРК с инфракрасной системой наведения IIR и запоминанием контура цели, реализующего принцип «выстрелил‑забыл», в российском арсенале до сих пор нет. И существует серьезное сомнение в способности и желании Министерства обороны России закупать такие дорогие системы.

Производство исключительно на экспорт уже не является доминантой для российского ОПК, как было в прежние времена. В зарубежных же армиях продолжается перевооружение на этот стандарт. Почти все тендеры на закупку противотанковых комплексов сводятся к соревнованию американского ПТРК Javelin и израильского Spike. Тем не менее остается немало зарубежных заказчиков, которые не могут приобретать западные комплексы исключительно по политическим мотивам.

Основным переносным ПТРК в СВ США является принятый на вооружение в 1996 году FGM‑148 Javelin совместного производства концернов Raytheon и Lockheed Martin с дальностью стрельбы 2,5 километра. Это первый в мире серийный ПТРК с инфракрасной системой самонаведения типа IIR, реализующий принцип «выстрелил‑забыл». Ракета способна поразить бронированную цель как по прямой, так и сверху. Система «мягкого пуска» позволяет стрелять из закрытых помещений. Недостаток комплекса в его высокой цене. 125 тысяч долларов стоит экспортный вариант (80 тысяч для своих военных) и 40 тысяч – одна ракета. Еще один минус – конструктивные недостатки, сказывающиеся при боевом применении. Для захвата цели необходимо примерно 30 секунд, что в реальных боевых условиях очень дорогое удовольствие. Маневрирующая на поле боя цель может «сорваться с прицела». Такой сбой часто приводит к ошибке запоминания контура цели. Американские солдаты не раз жаловались на крайнее неудобство комплекса для переноски.

Тем не менее в западных армиях внедрение ПТРК с системой наведения типа IIR уже давно стало основным направлением. Впрочем, корпорация Ratheyon продолжает массовый выпуск «старого» ПТРК второго поколения TOW с увеличенной до 4,5 километра дальностью стрельбы и наведением по проводам или радиолинии. Ракеты с тандемными и фугасными боевыми частями, а также БЧ типа «ударное ядро». Последними оснащены ракеты с инерционным наведением находящегося на вооружении морской пехоты США с 2003 года ПТРК малой дальности FGM‑172 Predator SRAW с дальностью до 600 метров.

 

 

Европейский путь

 

Еще в середине 70‑х годов ХХ века Франция, Великобритания и ФРГ взялись за совместную программу по созданию ПТРК третьего поколения TRIGAT с инфракрасной ГСН типа IIR. НИОКР проводила компания Euromissile Dynamics Group. Планировалось, что универсальный TRIGAT в вариантах малой, средней и большой дальности заменит все противотанковые комплексы, стоящие на вооружении этих стран. Но несмотря на то, что система вышла на этап испытаний во второй половине 90‑х годов, проект в итоге развалился, поскольку его участники решили прекратить финансирование.

Только ФРГ продолжила разработку системы в вертолетном варианте LR‑TRIGAT с ракетами большой дальности (до шести километров). Немцы заказали европейскому концерну MBDA почти 700 таких ракет (под наименованием Pars 3 LR) для вооружения боевых вертолетов Tiger, однако остальные заказчики этих вертолетов от этих ракет отказались.

MBDA продолжает производство популярного переносного ПТРК MILAN второго поколения (стоит на вооружении 44 стран) в версиях MILAN‑2Т/3 и MILANADT‑ER c дальностью стрельбы три километра и очень мощной тандемной БЧ. Также в MBDA продолжается производство комплекса второго поколения НОТ (закуплен 25 странами), последняя модификация – НОТ‑3 с дальностью стрельбы 4,3 километра. Французская армия продолжает закупать легкий переносной противотанковый комплекс Eryx с дальностью 600 метров.

Группа Thales и шведская компания Saab Bofors Dynamics разработали легкий ПТРК ближнего действия (600 метров) RB‑57 NLAW с инерциальной системой наведения. Шведы продолжают выпуск переносного ПТРК RBS‑56 BILL (дальность – два километра), который в свое время стал первым в мире противотанковым ракетным комплексом, способным поражать цель сверху. Итальянская OTO Melara так и не смогла продвинуть на рынок, разработанный еще в 80‑х, комплекс MAF с дальностью три километра и лазерной системой наведения.

Высокий спрос на комплексы второго поколения сохраняется не только благодаря их массовому распространению и низкой цене. Дело в том, что последние модификации многих ПТРК второго поколения по уровню пробиваемости брони не только сопоставимы, но и превосходят комплексы следующего поколения. Огромную роль также играет тенденция вооружения противотанковых ракет более дешевыми фугасными и термобарическими БЧ для уничтожения бункеров и разного рода фортификационных сооружений, для использования в городских боях.

 

 

Израильский вариант

 

Главным конкурентом США на рынке переносных и возимых ПТРК остается Израиль. Самым успешным стало семейство Spike (компания Rafael) – средней (2,5 километра), большой (четыре) дальности и тяжелый дальнобойный вариант Dandy (восемь километров), которым в том числе вооружаются и БЛА. Вес ракеты Spike‑ER (Dandy) в контейнере – 33 килограмма, ПУ – 55, стандартной установки на четыре ракеты – 187.

Все модификации ракет Spike оснащены инфракрасной системой самонаведения типа IIR, которая для вариантов на четыре и восемь километров дополняется системой управления по волоконно‑оптическому кабелю. Это значительно повышает тактико‑технические характеристики Spike по сравнению c Javelin. Полностью принцип комбинирования ИК ГСН и управления по волоконно‑оптическому кабелю реализован только в японском ПТРК Type 96 MPMS (Multi‑Purpose Missile System). Подобные разработки в других странах были прекращены из‑за высокой стоимости системы.

В армию Израиля Spike поставляется с 1998 года. Для производства комплекса для европейских заказчиков в 2000 году Rafael создала в ФРГ совместно с немецкими компаниями, в том числе и Rheinmetall, консорциум EuroSpike. Лицензионное производство развернуто в Польше, Испании и Сингапуре.

Стоит на вооружении в Израиле и предлагается на экспорт ПТРК MAPATS (дальность – пять километров), разработанный Israel Military Industries на основе американского TOW. Корпорацией Israel Aeronautics Industries разработан уникальный дальнобойный (до 26 километров) самоходный противотанковый комплекс Nimrod с лазерной системой наведения.

 

 

Реплики второго поколения

 

Основным китайским ПТРК остается сильно модернизированная копия самого массового советского противотанкового комплекса «Малютка» – HJ‑73 c полуавтоматической системой наведения.

Китайцы скопировали и американскую систему TOW, создав возимый ПТРК второго поколения HJ‑8 с дальностью стрельбы три километра (поздняя модификация HJ‑8Е бьет уже на четыре). Пакистан производит его по лицензии под названием Baktar Shikan.

В Иране также успешно копируется TOW (Toophan‑1 и Toophan‑2). На основе последнего варианта создан ПТРК Tondar с лазерной системой наведения. Иранцы также сделали копию и другого старого американского комплекса Dragon (Saege). Производится копия советской «Малютки» под названием Raad (одна из модификаций с тандемной БЧ). С 90‑х годов XX века по лицензии производится российский комплекс «Конкурс» (Towsan‑1).

Наиболее оригинальным образом поступили индийцы, приспособив к пусковой установке «Конкурса» франко‑германскую ракету MILAN 2. Оба изделия выпускаются Bharat Dynamics Limited по лицензии. В Индии также разрабатывается ПТРК третьего поколения Nag с инфракрасной системой наведения типа IIR, однако без особого успеха.

16.01.2013

 

Ан‑70 – военно‑политический самолет

 

 

ФОТО: АН‑70

 

21 декабря 2012 года на серийном заводе «Антонов» в Киеве был освобожден от строительных лесов и выкачен со стапеля фюзеляж первого строящегося серийного военно‑транспортного самолета (ВТС) Ан‑70 № 01‑04 для ВВС России. Разработка транспортника началась еще в СССР, а целесообразность его закупки для ВС РФ вызывает сомнения.

В наступившем году российско‑украинская программа по созданию и запуску в серийное производство среднего военно‑транспортного самолета Ан‑70 отметит своеобразный 20‑летний юбилей. В декабре же украинское государственное авиастроительное предприятие «Антонов» передало модернизированный борт № 01‑02 (354/UR‑NTK) представителям Министерств обороны России и Украины для дальнейших совместных испытаний.

 

 

Нет повести печальнее…

 

В истории международных военных проектов трудно найти программу, столь политически зависимую и имеющую такую драматическую судьбу. Она несколько раз находилась на грани закрытия. И даже сейчас, на фоне многообещающих деклараций руководства обеих стран и принятых решений (правда, юридически пока не закрепленных) по поводу производства Ан‑70 выполнение этой программы в заявленных объемах остается под вопросом. Как и, собственно говоря, под вопросом остается действительная потребность в этом самолете российской военно‑транспортной авиации. В 1986 году были утверждены оперативно‑тактические требования ВВС СССР на перспективные образцы авиационной техники. Из всех советских проектов новых ВТС, бывших в разработке на начало 90‑х, среднему оперативно‑тактическому транспортнику Ан‑70 от Авиационного научно‑технического комплекса (АНТК) имени О.К. Антонова повезло больше других. Проект находился в наиболее продвинутой стадии (работы начались еще в 1978 году) и потому не был закрыт в условиях тотального сокращения финансирования военных программ после распада Советского Союза.

Машина должна была сменить технически, а главное – морально устаревший средний транспортный самолет Ан‑12. Военных уже не устраивала грузоподъемность 20 тонн при решении все тех же оперативно‑тактических и тактических задач, поскольку массогабаритные характеристики современной боевой техники Сухопутных войск и ВДВ продолжали расти. Представленный АНТК самолет короткого взлета и посадки Ан‑70 предполагал переброску 35 тонн (со временем заявленное количество выросло до 47 тонн) груза на расстояние более пяти тысяч километров при крейсерской скорости до 750 километров в час.

24 июня 1993 года в Киеве было подписано «Соглашение между правительствами Украины и России в обеспечение разработки, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно‑тактического военно‑транспортного самолета Ан‑70 и транспортного самолета Ан‑70Т с двигателями Д‑27». Учреждено совместное предприятие «Средний транспортный самолет». Разработку машины продолжило украинское государственное предприятие «Антонов».

Уже тогда первоначальные планы по производству и поставкам военно‑транспортного Ан‑70 выглядели фантастическими на фоне общего финансового кризиса, галопирующей инфляции и закончившегося раздела военно‑промышленного комплекса СССР, плавно перетекшего в его повсеместный развал. 287 самолетов для российских ВВС до 2005 года и 115 после, соответственно 73 и 27 этих военных транспортников для украинского Минобороны. В 1999–2000 годах эти цифры были серьезно скорректированы (до 2018‑го было решено изготовить 164 «семидесятки» для России и 65 для Украины), но тем не менее остались чрезмерно оптимистичными.

 

 

Лихое начало

 

Первый полет опытного экземпляра нового ВТС № 01‑01 состоялся в Киеве 16 декабря 1994 года. Но уже четвертый испытательный полет машины 10 февраля 1995‑го закончился трагедией. Прототип Ан‑70 столкнулся на высоте 3,2 километра с самолетом сопровождения Ан‑72 в районе Бородянки (50 километров от Киева), потерял управление и рухнул на землю. Все семь членов экипажа Ан‑70 погибли, экипажу Ан‑72 удалось совершить аварийную посадку.

ФОТО: АН‑70

 

Второй прототип № 01‑02 вышел на испытания в 1997 году. После целого ряда совместных, а также сертификационных испытаний было решено опробовать машину в сибирских условиях низких температур, для чего машину отравили из Киева в Якутск. 27 января 2001‑го у прототипа Ан‑70 после промежуточной посадки в Омске при взлете отказали один за другим два из четырех винтовентиляторных двигателей Д‑27 разработки Запорожского МКБ имени А. Г. Ивченко. Самолет фактически упал в снег с двадцатиметровой высоты рядом со взлетно‑посадочной полосой. От удара о землю корпус треснул и развалился на две части. Из 33 человек (экипаж и команда специалистов АНТК), бывших на борту, серьезно пострадали четверо. На ремонт транспортника ушел почти год и около двух миллионов долларов, а программа Ан‑70 окончательно выбилась из графика. Тем не менее главкомы ВВС двух стран подписали в декабре 2001 года акт об успешном завершении этапа «А» госиспытаний самолета, в котором были подтверждены все заявленные характеристики.

 

 

Европейский двойник

 

Безуспешной была и попытка прорыва Ан‑70 на международный рынок. Экспортный вариант «семидесятки» Ан‑7Х участвовал в европейском тендере на средний транспортный самолет, где конкурировал с А400 европейского концерна Airbus. Победитель‑европеец был абсолютно предсказуем. Однако поднявшийся в небо в декабре 2009 года первый летный образец А‑400 оказался внешне очень похожим на Ан‑70: видимо, сказалось, «чересчур тщательное» ознакомление европейцев с антоновской документацией во время конкурса.

Впрочем, внешним сходством делом только и ограничилось. У Ан‑70 на десять тонн больше максимальная грузоподъемность (47 против 37), больше объем грузовой кабины, выше скорость, больше дальность, ниже расход топлива. Ан‑70 может использовать бетонные взлетно‑посадочные полосы и грунтовые площадки длиной 600–700 метров, в том числе и на необорудованных аэродромах. У А400 – традиционный турбовинтовой двигатель, у Ан‑70 – перспективный винтовентиляторный, который, впрочем, остается одним из главных объектов критики самолета из‑за своей ненадежности. Что действительно роднит эти самолеты – они превратились для своих создателей и заказчиков в настоящий долгострой. Сроки поставок А400 не раз сдвигались из‑за множества технических неисправностей. Французские ВВС должны получить первые серийные самолеты только в следующем году.

 

 

Транспортно‑политические качели

 

На реализацию проекта у украинской стороны перманентно не хватало средств. Россия также тянула с оплатой своей доли. Наши военные резонно полагали, что поскольку цена на самолет (изначально 50 миллионов долларов) по мере затягивания программы продолжает расти, а характеристики Ан‑70 вплотную приблизились к чисто российскому тяжелому транспортнику Ил‑76 в классе ВТС с грузоподъемностью от 40 до 60 тонн, при этом список технических проблем машины включает более сотни пунктов, то больше нет смысла поддерживать финансово этот проект. Впервые об этом в 2003 году открыто заявил тогдашний главком ВВС РФ Владимир Михайлов.

Но окончательно на грань краха программу Ан‑70 поставило избрание президентом Украины Виктора Ющенко. Резкое обострение двусторонних отношений в период его правления с 2005 по 2006 год сказалось и на судьбе самолета. В течение нескольких лет «семидесятка» стала одной из главных тем взаимных обвинений на самых разных уровнях. В мае 2006‑го Россия вообще официально заявила о выходе из проекта. Однако через три года на авиасалоне «МАКС‑2009» произошло примирение (поскольку было очевидно, что второй срок господину Ющенко не светит) и был подписан протокол о возобновлении работ по проектированию и изготовлению Ан‑70.

Когда президентом Украины стал Виктор Янукович, на волне резкого улучшения российско‑украинских отношений программа Ан‑70 начала набирать обороты и так быстро, что «Антонов» решил еще раз испытать ее на прочность и неожиданно повысить стоимость летного прототипа лайнера с 67 (на это россияне ранее с трудом, но все же согласились) до ста миллионов долларов – на 30 процентов дороже более тяжелого Ил‑76. Наткнувшись на жесткую позицию бывшего министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, украинцы в итоге быстро отыграли назад.

 

 

Место под солнцем

 

На данный момент перспективы программы Ан‑70 выглядят многообещающими. Зафиксированные в российской Госпрограмме вооружения до 2020 года потребности российских ВВС оценены в 60 машин. Уже 20 из них, по словам премьер‑министра Украины Николая Азарова, российские военные фактически заказали. Украинское Минобороны оценило свои потребности по финансовым возможностям, снизив планку заказа с пяти до двух машин. Почти через двадцать лет после старта программы Ан‑70 наконец определились с местом его серийного производства.

Опытные образцы строит серийный завод «Антонов». Премьер‑министр РФ Дмитрий Медведев 9 июня 2012 года принял решение о возведении завода по изготовлению Ан‑70 (проектировщик – ЗАО «Казанский Гипронииавиапром») на мощностях Казанского авиационного производственного объединения (КАПО) имени С. П. Горбунова. Создание нового производства обойдется в 12 миллиардов рублей. Согласно предварительным планам украинские предприятия сохранят за собой выпуск двигателя («Мотор Сич»), крыльев и оперения самолета (ГП «Антонов»), а Казанское авиапредприятие будет выпускать фюзеляж и проводить окончательную сборку.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.058 с.)