Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет истории государства и права Беларуси, задачи и структура курса

Поиск

Предмет истории государства и права Беларуси, задачи и структура курса

История гос-ва и права РБ относится к числу фундаментальных юридических дисциплин. Это историко-правовая наука.

Предметом изучения курса являются общие закономерности и особенности возникновения, становления и развития государства и права на территории Беларуси с момента их возникновения и до настоящего времени.

Курс истории гос-ва и права РБ изучается наряду с другими историко-правовыми дисциплинами (общей теории гос. и права, истории гос. и права заруб.стран, конституционного права РБ).

Задачами науки и учебного курса можно назвать:

- изучение конкретных причин и конкретного процесса возникновения и развития гос. и права у белор. народа в определенное время;

- точное, систематичное изложение основных фактов и событий, вызывавших изменения в государстве и праве;

- научное объяснение государственно-правовых явлений и выявление основных тенденций их развития.

В курсе ИГПРБ исследуются формы правления, государственное устройство, система, структура и компетенция органов власти и управления, а также система права, его отрасли и институты, на основе изучения конкретных нормативных правовых актов.

Освоение данного курса дает возможность всесторонне изучить современное государство и право РБ, прогнозировать их развитие.

Изучение истории государства и права РБ осущ-ся в хронологической последовательности. Можно выделить следующие периоды развития гос. и права Беларуси:

- государство и право Б. в период становления государственности восточных славян (9-первая половина 13 вв.);

- Беларусь в составе ВКЛ (вторая половина 13 – первая половина 16 вв.);

- государство и право Беларуси в период Речи Посполитой (вторая пол. 16 – конец 18 вв.);

- Беларусь в составе Российской империи (конец 18 в. – 1917 г.);

- государство и право Беларуси в советский период (октябрь 1917 – начало 90-х гг. ХХ в.);

- Беларусь на современном этапе (начало 90-х гг. ХХ – начало ХХI вв.).

Сегодня, когда в историко-правовой науке идет интенсивный поиск новой периодизации истории государства и права, представленная периодизация курса в значит. степени условна.

 

Образование Великого княжества Литовского. Формирование территории государства. Административно-территориальное деление в XIII-XIV вв.

В отличие от Полоцкой и Туровской земель Новогородская земля являлась более поздним государственным образованием. Она возникла на левом берегу Немана, по соседству с исторической Литвой, которая начиналась на правом берегу реки. Формирование этой земли, заселенной дреговичско-кривичскими племенами, началось с 1044 года, когда киевский князь Ярослав Мудрый (сын полоцкой княжны Рогнеды) после похода на Литву заложил здесь город.

В этих краях было развито земледелие и почвы имелись более плодородные, чем на Полотчине. Кроме того, здесь было налажено производство разнообразных изделий из железа, которое на месте и выплавлялось. Была налажена также и обработка цветных и ценных металлов, существовали гончарные, косторезные и иные ремесла. Спокойная обстановка способствовала налаживанию оживленной торговли с соседями.

Удобное географическое положение Новогородской земли особенно дало о себе знать в середине XIII в. В период двух бедствий, одновременно обрушившихся на Полоцк, Польшу, Прибалтику, Русь (а ими были агрессия немецких рыцарей и вторжение татаро-монгольских завоевателей), эти края оказались относительно безопасной территорией. Они не испытали татаро-монгольского нашествия, что, как известно, прервало процесс по­литического объединения русских и украинских земель и ослабило их производительные силы.

Высокий уровень экономического и культурного развития, прилив нового населения, дальнейший рост производительных сил, концентрация богатства в руках новогородских феодалов и дальнейшее укрепление их власти – все это увеличивало политический вес данной земли среди других исторических областей Беларуси и дало ей возможность стать новым центром консолидации народа.

Основателем Великого княжества Литовского стал Миндовг (годы княжения - середина 30-х годов и до 1263 г.), приглашенный новогородцами на княжеский престол. Тонкий политик, он в 1251 году принял католичество, в 1253 году получил от римского папы королевский венец, потом порвал с католичеством, успешно вел войны с Тевтонским орденом.

После насильственной смерти Миндовга в 1263 году княжеский пост занял его сын Войшелк. Новый князь продолжил дело отца, присоединив к ВКЛ Нальшаны (северо-запад Беларуси) и Деволту (территорию междуЛитвой и Нальшанами).

Его преемник Тройдень (1270-1282 гг.) расширил территорию ВКЛ за счет Гродно, где расселил балтское племя пруссов, искавших спасения от наступавших крестоносцев. В годы его правления герб «Погоня» стал гербом столицы княжества - Новогородка, при Витене (годы княжения 1293-1316 гг.), последнем князе Новогородского периода ВКЛ, в состав княжества на основе договора («ряда») в 1307 году вошло Полоцкое княжество, а также был присоединен город Берестье.

Начиная со второй половины XIII века доминирующая роль Новогородской земли в Великом княжестве Литовском из-за усиливавшихся вторжений крестоносцев стала падать, что и привело к необходимости переноса в 1323 году столицы ВКЛ в Вильно.

Данное решение принял великий князь Гедимин, сын Витеня. Он расширил рубежи государства, присоединив Минск, Витебск, Турово-Пинскую, а также Волынскую и Галицкую земли. В дальнейшем при вели­ком князе Витовте территория ВКЛ стала простираться от Балтийского до Черного морей, она составила около 900 тыс. кв. км.

Административно-территориальное устройство ВКЛ сложилось не сразу, а сформировалось в процессе развития страны. В XIII - XIV вв. территория делилась на две части – центральную (главную) и земли граничащие (прислушивающиеся). Центральную часть составляли земли под общим названием «Литва» - Новогородская, Менская, Городенская, Слуцкая, Пинская, Туровская и др. К землям прислушивающимся относились земли Полоцкая, Витебская, Волынь, Подолье, Жмудь, Киевская, Смоленская,Чернигово-Северская и др.

Усложнение административно-территориального деления произошло в годы правления Альгерда (1345-1377 гг.), когда центральную часть в це­лях усиления обороны пришлось разделить на два военно-административных округа - Трокский и Виленский. Первый был ориентирован на организацию отпора крестоносцам, а второй - на защиту рубежей от продвижения войск Московской Руси.

Впервые воеводства в ВКЛ были учреждены в 1413 году. В начале XVI в. в ВКЛ была проведена территориально-административная реформа, в результате которой появились еще пять воеводств - Витебское, Полоцкое, Новогрудское, Смоленское и Подляшское. Виленский сейм 1565-1566 гг. разделил ВКЛ на 30 поветов и 13 воеводств. В каждом воеводстве было разное количество поветов: в Новогрудском - 3, Витебском, Минском, Брестском - по 2. В составе Новогрудского повета сохранялось как отдельная, административная единица Слуцкое княжество, которое находилось под властью князей Олельковичей. Руководителями в воеводствах были воеводы, в поветах - старосты.

 

Унии ВКЛ и Польши

Унии Польского королевства и Великого Княжества Литовского являются своего рода этапом восточноевропейской политической и военной интеграции. Основой политического союза было зарождение и формирование новой королевской династии в Польше — Ягеллонов. Решающим фактором создания военно-политического союза стала необходимость совместных военных действий для защиты внешних границ. Договоры между государствами оказывали влияние на изменение государственно-правового и сословного положения шляхты как Польского королевства, так и Великого Княжества Литовского.

1385 г. Кревская уния Великий князь Ягайло и представители Польского королевства утвердили этот акт. В его основу был положен договор о браке Ягайло и польской королевы Ядвиги. Монарх ВКЛ взял на себя обязанности перейти в католичество, покрестить своих подданных-язычников и способствовать распространению католической веры на землях Княжества. В свою очередь Польша давала Ягайло дополнительные войска для поддержания порядка в государстве и защиты от внешнего врага — Тевтонского ордена. Таким образом, Кревская уния обеспечила решение насущных проблем обоих государств. Войска, законодательство и судебная система оставались раздельными, сохранялась граница и таможня между государствами.

1392 Островское соглашение (заключено в Острово близ Лиды)– договор между королем польским Ягайло и князем городненским и трокскимВитовтом: Витовт становится Великим князем литовским, русским и жамойтским, но признает себя вассалом короля Ягайло.

 

1401 г. Виленско-Радомская уния Договор между в.князем литовским Витовтом и королем Польши Ягайло. Король Ягайло остался вдовцом, и легитимность его власти потребовала согласия со стороны феодалов и Княжества, и Польши. Великий князь Витовт потерпел поражение на реке Ворскле и хотел подтвердить свои полномочия в Великом Княжестве Литовском. В 1401 г. в Вильне и Радоме были проведены переговоры и приняты акты, подтверждавшие власть монархов до их смерти («до живота»). Была введена процедура выборов великого князя литовского, в которой принимали участие представители Польши, Паны-Рада и король.После смерти Витовта его владения должны были отойти Ягайло или его наследникам.

1413 г. Городельская уния. (Городле (Польша). Избирать монархов и Польши, и ВКЛ должны были представители обоих государств и сам монарх (еще при жизни). Для ВКЛ сохранялась власть отдельного князя, но право на титул «наивысший князь» осталось за польскими королями. Актами от 2 октября 1413 г. в ВКЛ были введены шляхетские гербы, ограничения по конфессиональной принадлежности и новое административное деление страны на воеводства (как и в Польше).

Провозглашалось объединение Польши и ВКЛ с сохранением последним самостоятельности.

Однако условия не были выполнены. Например, в 1430 г. СвидригайлоОльгердович был провозглашен великим князем без выборов. В 1440 г. Казимир Ягайлович был коронован в Вильне без согласия представителей Польского королевства. А с 1447 г. появилась новая форма отношений — персональная уния, согласно которой великий князь и польский король были одним человеком, но монархом двух самостоятельных государств.

1432. великий князь Сигизмунд подтвердил союз с Польшей.

1447г. великий князь Казимир был избран королем Польши. С этого времени с перерывами между Польшей и ВКЛ действовала персональная уния – во главе двух государств стоял один правитель, одновременно бывший великим князем и королем.. После смерти очередного короля – великого князя оба трона, как правило, наследовал сын или младший брат.

В 1490-х гг. представители династии Ягеллонов — великий князь Александр и король польский Ян Ольбрахт — пытались возродить условия договоров начала XV в., чтобы обеспечить тесную связь между политическими элитами двух государств (Краковский договор).

В октябре 1501 г. была подписана Мельницкая уния, которая вновь объявила о тесном военно-политическом союзе между Польским королевством и ВКЛ. При этом избрание одного монарха для двух государств и проведение единой внешней и внутренней политики стали политическими условиями союза. В том же году Александр стал королем Польши. Условия унии не были утверждены на сейме ВКЛ, так как крупные феодалы Княжества не были в них заинтересованы. Тем не менее, основные права, очерченные в ходе переговоров, легли в основу Люблинской унии 1569 г.

Одним из следствий уний является то, что в Беларусь (в отличие от России) абсолютная монархия пришла только в 19 в.

 

 

11. Люблинская уния (историко-правовая характеристика)

Великое княжество Литовское во второй половине XVI ст.находилось в тяжелом положении. С одной стороны, Польша, которая на протяжении XIV–XV вв. постоянно хотела захватить земли Литвы, Беларуси, Украины и инкорпорировать ВКЛ в состав своей территории, интенсивно вела пропаганду о присоединении этих земель к Польскому королевству. Польские феодалы и католическое духовенство вели активную деятельность за слияние Великого княжества с Польшей. Польско-католические пропагандисты обещали, что как только ВКЛ будет присоединено к Польше, вся мелкая и средняя шляхта получит польские «золотые шляхетские вольности», будет иметь такие же неограниченные права и политическое значение в государстве, как и крупные феодалы, займет такое же определяющее положение в своем государстве, как и польская шляхта.

С другой стороны, Великое княжество находилось в сложном внешнеполитическом положении. Началась Ливонская война. Войска царя Ивана IV 15 февраля 1563 г. захватили Полоцк и ряд других городов ВКЛ. Война забирала все средства. На юге Княжеству угрожали крымские татары и турки. ВКЛ стояло на грани потери независимости. Для выхода из кризисного положения безотлагательно требовался союзник: или западный сосед – Польша, или восточный – Московия. Но самовластная Московия не потерпела бы шляхетской вольности ВКЛ, и без союза с Польским королевством ВКЛ могло стать военной добычей Московии. Тем более, что Великое княжество Литовское имело опыт заключения персональной унии с Польшей, начиная со времен Ягайлы, Казимира, Жигимонта I Старого, Жигимонта II Августа.

Князь Жигимонт II Август 13 марта 1564 г. издал декларацию, в которой провозгласил, что он отказывается от своих наследственных прав на земли ВКЛ и добровольно уступает их Польше. Он полагал, что декларация станет юридическим основанием присоединения Беларуси, Литвы и Украины к Польше, а тем самым и ликвидации ВКЛ. Однако феодалы Княжества решительно выступили против декларации. Все население ВКЛ, в том числе и шляхта, не хотели ликвидации самостоятельности государства. Большинство шляхты ВКЛ поддерживало идею унии с Польшей, и представители феодалов Великого княжества неоднократно вели переговоры с Польским королевством об установлении тесного союза обоих государств при условии сохранения равноправия и «братской любви». Идею унии поддерживала шляхта обоих государств, однако между шляхтой ВКЛ и Польши были расхождения в условиях унии. Поэтому представители ВКЛ, не веря в искренность намерений польской стороны, не торопились на общий сойм. Чтобы рассеять их недоверие, Жигимонт II в декабре 1568 г. выдал грамоту, где клятвенно обещал сохранять права и интересы Великого княжества Литовского, не выдавать никаких грамот без согласия радных панов ВКЛ, не принуждать его представителей к унии.

В 1565 г. русская армия под Черниговом разбила войска ВКЛ. Польские же феодалы ничем не помогли своему союзнику. Клятвенные обещания, а также тяжелое положение дел на Ливонской войне и надежда на получение помощи со стороны Польши вынудили представителей ВКЛ прибыть в Люблин на переговоры.

 

Правовое оформление Люблинской унии произошло на Люблинском сейме 1 июля 1569 г., где представители двух объединяющихся государств подписали договор-соглашение. В нем указывалось, что Королевство Польское и Вели­кое княжество Литовское представляют собой единое це­лое, общую республику.Главная идея договора была зафиксирована в его третьем параграфе: «С этого времени оба государства представляют собой единое, нераздельное тело, а так же одну общую Речь Посполитую, в которой оба госпадаря и оба народы объединяются в единый народ и единое государство». Король Речи Посполитой, одновременно являясь великим князем ВКЛ и Королем Королевства Польского, при вступлении на престол приносил присягу о подтверждении всех прав и привилегий обоих народов, о сохранении всех привилеев и должностей обоих государств.В документе говорилось: «Над двумя народами будет править один король, избираемый совместными голосами Польши и Литвы».

Высшим органом власти становился общий Сойм, который мог собираться только на территории Польши. Особых Соймов как для Короны, так и для ВКЛ не предусматривалось.

Исключительно к компетенции Речи Посполитой отходила внешняя политика.Все прежние законы и договоры, что были направлены против интересов одной из сторон, должны были быть аннулированными. Акт обратил особое внимание на принципиальный для польской стороны вопрос: «Статуты и все какие бы то ни были постановления, принятые в Литве против польского народа по вопросам о приобретении и владении поляками имениями в Литве, в будущем не должны действовать. Разрешается приобретать имения и владеть ими поляку в Литве, а литовцу в Польше». Таким образом, Люблинский акт должен был вызвать существенные изменения в законодательстве ВКЛ. Однако дальнейшее развитие событий показало, что нанести заметный удар по суверенитету и независимости ВКЛ не смогла и Люблинская Уния 1569 года. Принятый через 19 лет в ВКЛ новый, третий Статут ВКЛ 1588 года полностью отстоял независимость белорусско-литовского государства.

Это дает основание утверждать, что и после Люблин­ской унии 1569 года государственно-правовые взаимоот­ношения ВКЛ и Польши не претерпели существенных из­менений. Оба государства сохранили свою самостоятель­ность, а вновь созданные общие органы – господарь и сейм – на компромиссной основе решали лишь небольшой круг вопросов (вопросы внешней политики и единой денежной единицы), не было созда­но общих отраслевых органов управления Речи Посполитой, что говорит о том, что акт Люблинской унии 1569 г. фактически не был реализован. ВКЛ сохранило свои центральные учреждения, собственную казну, армию и своё право – Статут 1588 г.

Интересный факт

Что касается вопроса законности Люблинской унии 1569 г. с точки зрения принципов современного междуна­родного права, то договор, оформивший ее 1 июля 1569г., является недействительным в силу того, что ВКЛ подпи­сало его под воздействием реального насилия, осуществ­ленного Королевством Польским, т.е. не было свободно­го волеизъявления одной из сторон.

 

Таким образом, конкретно-исторический материал свидетельствует о том, что государственно-правовые связи между ВКЛ и Польшей после 1569 г. строились не на основе акта Люблинской унии, а на условиях, которые предусматривали обособленность обоих государств при одном государе и одном сойме. Вместе с тем это объединение породило и новое государство – Речь Посполитую, в компетенцию которой входили в основном вопросы совместной международной политики и взаимной обороны. Заключение Люблинской унии стало событием, которое предопределило дальнейшую судьбу не только народов ВКЛ и Польши, но и ряда других стран. Это событие имело значительное влияние на положение дел во всей Европе, ибо на ее карте появилось одно из самых больших и могущественных государств –Речь Посполитая.

12. Брестская церковная уния (историко-правовая характеристика)

После церковного раскола 1054 г. делались неоднократные попытки объединить католичество и православие в единое целое. В 1439 г. состоялся Флорентийский Вселенский собор (Италия). На нем был провозглашен союз католической и православной церквей. Но православное население и духовенство ВКЛ не поддержали Флорентийскую унию.

И только после образования Речи Посполитой идея церковного единства вновь приобрела актуальность. Этому содействовало реформационное движение. Появление протестантизма давало возможность сформировать и униатскую (греко-католическую) церковь. К тому же в церковном союзе были заинтересованы определенные силы.

В первую очередь инициатором объединения выступал католический Рим. Из-под влияния римских пап выпали значительные территории Европы. Ряд стран в результате Реформации приобрели протестантский характер, а Балканский полуостров захватили мусульмане-турки. Чтобы компенсировать эти потери, католическая церковь стремилась расширить влияние на востоке за счет православных земель. Осуществить это можно было путем преобразования православной церкви ВКЛ в греко-католическую.

Желали унии и православные епископы Великого Княжества Литовского, например Ипатий Потей, Кирилл Терлецкий и др. Они таким образом рассчитывали сохранить свои владения, достичь равенства православной церкви с католической, получить права католических епископов, обрести доступ к государственной власти. Их позиция объясняется и тем, что во второй половине XVI в. православная церковь в ВКЛ под влиянием реформационного движения переживала кризис. Многие православные магнаты и шляхта стали переходить в католичество. Поэтому часть православных епископов предложила созвать церковный собор, чтобы создать униатскую церковь.

Главной причиной Брестской церковной унии было бедственное состояние православной Церкви в Речи Посполитой. Это было вызвано двумя основными факторами.

1. Ослабление надзора за состоянием Церкви со стороны Константинопольского патриарха. В конце 16 века Киевская митрополия православной Церкви в Речи Посполитой находилась в подчинении у Константинопольского патриарха. Все восточные патриархи, в том числе и Константинопольский находились в зависимости от турецкого султана. Занятие патриаршего престола часто зависело от размера взяток турецким властителям. В связи с этим на патриарший престол часто попадали морально недостойные, малообразованные люди. Патриархи часто менялись. Деньги на дачу взяток турецким властителям патриархи собирали с подчиненных им церковных территорий, в том числе с Белоруссии и Украины. Патриархи больше интересовались сбором денежных средств, чем духовным состоянием подчиненных им Церквей и практически не имели с ними тесных связей, а потому надзор за поведением духовенства и состоянием Церкви вообще фактически отсутствовал.

2. Изменение взаимоотношений между Церковью и светской властью Речи Посполитой.

В конце 16 века на территории ВКЛ (в составе Речи Посполитой) началась крупная церковная реформа в основе которой лежала Брестская церковная уния – 1596 года – соглашение, подписанное на церковном соборе в Берестье об объединении на территории Речи Посполитой православной и католической церкви. Это соглашение предусматривало признание верховной власти Ватикана и католических учений при сохранении православной обрядности и богослужения на церковнославянском и родном языках. Соглашение привело к созданию еще одного направления в христианстве – униатства, которое учитывало национальные особенности белорусов в языке, праздниках, обрядах, и т.д. В 18 веке униатство стало самым массовым религиозным течением на белорусских землях.

 

13. Правовая система Великого княжества Литовского в XIV-XV вв., источники права

С развитием писаного права и частичной его систематизации возникла необходимость определить, какие нормы поведения людей подлежат регламентации в законе, а какие следует относить к нормам религии и морали. Согласно этим идеям в Западной и Центральной Европе все право подразделялось в зависимости от источников на три основные части:

1. божественное, то есть данное богом в священном писании.

2.естественное, данное богом всем людям и заложенное в их природе.

Считалось, что оно соответствует идеям разума, истины и справедливости, не зависит от нрмативныхгосудаственных актов.

3. человеческое или положительное право, то есть право, созданное людьми.

Положительное право подразделяли на публичное и частное, а частное в свою очередь – на отдельные институты: о вещах, о лицах, об обязательствах.

В ВКЛ при систематизации права кодификаторы не придерживались такого деления и выработали свою систему, отличную от римского права. Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отноше­ний интенсивно развивалось под воздействием экономи­ческих, социальных и политических причин. Для него ха­рактерны два основных этапа развития.

Первый, «привилейный» этап (ХШ-ХУ вв.), на про­тяжении которого по мере образования ВКЛ как суве­ренного феодального государства складывается обще­земское право, его отдельные отрасли и их институты путем издания великими князьями грамот (привилеев). Нормы их обязательны для всего населения Великого княжества Литовского, в том числе и самих великих кня­зей, не только издавших грамоту, но и всех последующих князей.

Для «привилейного» этапа развития феодального права характерно то, что правовой обычай как основной источник феодального права в IX - первой половине ХП в. вытесняет­ся нормативным актом (договор, грамота, постановление сейма).

Второй, «статутовый», этап (XVI век) характеризу­ется господством общеземского права, которое развива­ется так динамично, что неоднократно требуется его сис­тематизация. Это приводит к появлению таких крупных памятников права как статуты Великого княжества Ли­товского 1529, 1566 и 1588 годов. По своей структуре и содержанию эти статуты могут быть отнесены к своду действующего права государства.

Первыепопытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя.

В XIV-XV веках начинает развиваться законодательство, которое постепенно ограничивает обычное право. В первую очередь издаются законы в форме привилеев (грамот), в которых юридически подтверждались права и льготы феодалов и оформлялось правовое положение сословий шляхты, а также закреплялись автономные права некоторых земель, городов, княжеств.

Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины XV века в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему,

Дальнейшее развитие феодального права в Беларуси в XVI в. происходило под воздействием внутренних и вне­шних социально-экономических и политических причин. Расширение торговли внутренней и внешней, розничной и оптовой, государственной и частной ускорило рост горо­дов и дифференциацию городского населения, обуслови­ло более интенсивную выдачу городам грамот на магдебургское право.

Указанные процессы наряду с другими (более благо­приятная внешняя обстановка, усиление сословных и внутри сословных противоречий, формирование более совер­шенного государственного аппарата и др.) содействовали консолидации земель в составе Великого княжества Ли­товского, унификации их правового статуса во второй по­ловине XVI в. и в конечном итоге привели к образованию централизованного государства, существование которо­го невозможно без наличия единого права. Именно под воздействием многообразных и разносторонних процес­сов и причин идет интенсивная правотворческая деятель­ность государства, цель которой - приспособить феодаль­ное право к новым более сложным условиям социально-экономического и политического развития страны.

В развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI в. четко проявляются тенденции, которые как вместе взятые, так и каждая в от­дельности являются прогрессивными. Происходит изме­нение в источниках права: основным источником стано­вится нормативный акт, хотя и правовой обычай во мно­гих случаях продолжает использоваться при разрешении конфликтов в обществе. Нормативные акты носят раз­личные названия (привилеи, грамоты, постановления, ус­тавы, статуты и др.), различны по действию в простран­стве и по кругу лиц, но все они равны по юридической силе, ибо вводятся в действие от имени великого князя и прини­маются коллегиально высшими органами государства.

Постановления сейма (общего, вального) принима­лись на совместном заседании шляхты Великого княже­ства Литовского и королевства Польского по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Продолжали выдаваться великими князьями вплоть до проведения административной реформы 1564-1566 гг. подтвердительные областные привилеи. Например, Витебской земле привилей был выдан в 1503 г., Полоцкой земле в1511 г.

 

14. Общеземские грамоты (привилеи) – источники права Великого княжества Литовского

Общеземскиепривилеи обычно выдавались при вступлении нового князя на престол, или после которых либо важных событий в жизни государства. Эти привилеи действовали на всей территории ВКЛ (разумеется, и на всей территории современной Беларуси) и были обязательны для исполнения всеми жителями государства, в том числе и должностными лицами. В указанных привилеях содержались нормы уголовного, гражданского, государственного права, правда затрагивались только основные положения и принципы этих отраслей права.

Первыми общеземскимипривилеями считались три привилея, выданные в 1387 г. великим князем Ягайло после заключения с Польшей Кревской унии (1385).

20 февраля 1387 года Ягайло выдает грамоту, в соответствии с которой литовским феодалам преподносились большие привилегии при условии принятия ими католичества. На православных эти привилегии не распространялись. Согласно привилея 1387 года, православная знать, которая в большинстве своем происходила из белорусско-украинских земель, ставилась в неравное материально-экономическое положение по сравнению с феодалами католического вероисповедания. Согласно данной Грамоты феодалам, принимавшим католическую веру, предоставлены следующие привилегии:

· свободно распоряжаться недвижимой собственностью;

· свободно выдавать замуж своих дочерей, внучек, вдов и родственниц;

· освобождались от всех государственных повинностей, кроме замковой и военной.

Второй грамотой от 22 февраля 1387 года была оговорена возможность заключения браков между католиками и православными только в случае перехода последних в католичество. Владения католической церкви освобождались этой грамотой от всех налогов и повинностей. Эти привилеи положили юридическое оформление сословия шляхта.

Грамотой 1413 г., изданной совместно Ягайлой и Витовтом, закреплялся союз (уния) Великого княжества Литовского и Польши, расширялись права землевладельцев-католиков, провозглашалась выборность великого князя.

Данной Грамотой ранее выданные привилегии для феодалов-католиков были дополнены новыми:

- только лица католической веры назначались на государственные должности;

- право избирать великих князей;

- право собираться на сеймы для решения важных государственных вопросов.

  Итогом принятия вышеупомянутых привилеев является усиление внутриклассовой войны между феодалами католиками и православными. Для урегулирования данного конфликта были приняты общеземскиепривилеи 1432-1434 гг.

Грамотой I434 года православные феодалы наделялись такими же правами, как и католики, что способствовало дальнейшему развитию процесса объединения всех феодалов в данное сословие - шляхту.

Кроме того, данным привилеем, подтверждались прежние привилегии и были даны новые:

- право на публичный суд;

- право вдовы наследовать все недвижимое имущество мужа без изменения его размера государственными органами;

- подданные феодалов освобождены от всех государственных налогов.

Грамотой великого князя Литовского Казимира I447 года закреплялись суверенные права Великого княжества Литовского, его территориальная целостность и самостоятельность, запрещалось раздавать иностранцам государственные должности, земли, поместья и чины; феодалы не обязаны были принимать на свои земли чужих крестьян.

В отношении феодалов подтверждались все прежние привилегии и были даны новые:

o право свободного выезда за границу;

o право судить своих подданных;

o неприкосновенность права владения подданными.

Привилей 1447 года можно считать первым важнейшим нормативным актом, который заложил основания юридического оформления зависимости крестьян (так называемого крепостного права). В грамоте провозглашались основные принципы уголовного права: наказание должно применяться только в отношении виновного лица, и только по решению суда.

 

15. Областные грамоты: причины принятия, содержание и значение

Источником права феодальной Беларуси являются областные грамоты (привилеи). Такие грамоты выдавались тем белорусским землям, которые вошли в состав Великого княжества Литовского и сохраняли свои автономные права. Наиболее известные из них были: Витебские -- I503, I509, 1561 гг., Полоцкие -- 252I, 1547, I580, I634 гг., Смоленская -- I505 г., Мстиславская -- I55I г., Драгиченские -- I511, I547 гг.

Нормы, содержащиеся в областных грамотах, происходили: во-первых, из местного обычного права, разработанного в то время, когда многие из этих земель были самостоятельными государствами и их население, избирая себе князя, заключало соглашение, в котором были определены права и обязанности, как князя, так и народа; во-вторых, с предыдущих нормативных актов; в третьих, из норм, разработанных административной и судебной практикой.

Наиболее типовыми областными грамотами можно считать Витебскую 1503 г., Смоленскую 1505 г. и Полоцкую I5II г. В них закреплены обязанности князя и местного воеводы действовать только согласно с местным правом, не вмешиваться в церковные дела, обеспечивать имущественные и личные права.В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной. Так, в привилеи Полоцкой земле великий князь не мог вмешиваться в дела местных церквей, назначать воеводу без согласия полочан, дарить земли полоцкие и полочанврадникам за службу и т.д. Жители Полоцкой земли имели ряд существенных привилегий (льгот), освобождались от подводной повинности и пограничной службы, не платили торговые пошлины, свободно могли выезжать за пределы Полоцкой земли, судиться только в своих местных судах, состоящих из полочан, и по праву Полоцкой земли; подавать жалобы непосредственно князю. В грамоте указывались и обязанности полочан: военная служба, уплата серебщизны и судебной пошлины и некоторые другие.

В областных привилеях так же упоминаются некоторые местные органы управления и должностные лица, которые сохранились в этих землях после их вхождения в состав Великого княжества Литовского. Поэтому областные привилеи являются ценным источником и при изучении истории органов местного управления. Так же эти грамоты можно использовать и для исследования социальной и сословной структуры общества. Все это позволяет говорить о научной значимости областных привилеев для изучения истории общественного и политического строя Беларуси в период феодализма.

16. Волостные грамоты: причины принятия, содержание и значение

Для изучения быта крестьян средневековой Беларуси, их повинностей перед государством и местной администрацией особый интерес имеют грамоты (привилеи), которые выдавались волостям. Такие грамоты выдавались, как правило, по ходатайству жителей той или другой волости, расположенной на государственных (великокняжеских) землях в связи с произво



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.013 с.)