Магдебургское право на белорусских землях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Магдебургское право на белорусских землях



Магдебургское право - одна из самых известных систем городского права. Магдебургское право сложилось в 13 веке в немецком городе Магдебург как феодальное городское право, по которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно – политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно – товарного обмена. В ВКЛ Магдебургское право получили: Брест(1390), Гродно(1391), Слуцк(1441), Полоцк(1498), Могилёв(1561), Витебск(1597), Минск(1499), Вильня(1387) и др. Главной привилегией городов с Магдебургским правом было городское самоуправление. В городе создавался магистрат. Магистрат – сословный орган городского управления. Магистрат включает в себя следующие должности и органы:

1) войт (глава города, который назначался правительством из числа шляхтичей или горожан; в некоторых городах мещане выбирали двух кандидатов в войты, а правительство утверждало одну из кандидатур);

2) лентвойт помогал войту в решении административных и судебных дел;

3) городская рада (от 6-ти радцев в местечках, до 20-ти в крупных городах; избирались из законнорожденных, проживающих в городе богатых мещан, не выбирались нехристиане, калеки, иноземцы);

4) бурмистры(2 ли 4 человека; исполнительный орган рады; заведовали казной; руководили бурмистерско – радецким судом);

5) городской сойм (сход жителей города; на нём заслушивались отчёты городских магистратов, вырабатывались жалобы и прошения правительству).

Главным органом городского самоуправления была рада. Она должна была предупреждать в городе раздоры, «защищать вдов и сирот». К полномочиям рады относились: установление цен на хлеб и другие основные товары; контроль за деятельностью рынков, гостиных дворов, ремесленных цехов; контроль за соблюдением системы мер и весов; раскладка среди горожан податей и их сбор; заведование городской казной и тюрьмой. В конце срока своих полномочий рада представляла войту и мещанам отчёт.

Создавалось два суда. Войтовско – лавничий суд (в составе войта и заседателей – лавников) судил уголовные преступления, разбирал гражданские дела между мещанами и лицами, не состоящими под городской юрисдикцией, принимал апелляции на приговоры цеховых сходок и решения городского суда – бурмистровско – радецкого. Бурмистровско – радецкий суд (в составе бурмистров и радцев) разбирал «речи и справы вшелякие поточные», повседневные: тяжбы горожан, претензии на недвижимое имущество, споры из-за наследства, споры по кредитным сделкам, конфликты в ремесленных цехах, дела о нарушении норм брачно – семейного права и нравственности.

 

Унии ВКЛ и Польши

Унии Польского королевства и Великого Княжества Литовского являются своего рода этапом восточноевропейской политической и военной интеграции. Основой политического союза было зарождение и формирование новой королевской династии в Польше — Ягеллонов. Решающим фактором создания военно-политического союза стала необходимость совместных военных действий для защиты внешних границ. Договоры между государствами оказывали влияние на изменение государственно-правового и сословного положения шляхты как Польского королевства, так и Великого Княжества Литовского.

1385 г. Кревская уния Великий князь Ягайло и представители Польского королевства утвердили этот акт. В его основу был положен договор о браке Ягайло и польской королевы Ядвиги. Монарх ВКЛ взял на себя обязанности перейти в католичество, покрестить своих подданных-язычников и способствовать распространению католической веры на землях Княжества. В свою очередь Польша давала Ягайло дополнительные войска для поддержания порядка в государстве и защиты от внешнего врага — Тевтонского ордена. Таким образом, Кревская уния обеспечила решение насущных проблем обоих государств. Войска, законодательство и судебная система оставались раздельными, сохранялась граница и таможня между государствами.

1392 Островское соглашение (заключено в Острово близ Лиды)– договор между королем польским Ягайло и князем городненским и трокскимВитовтом: Витовт становится Великим князем литовским, русским и жамойтским, но признает себя вассалом короля Ягайло.

 

1401 г. Виленско-Радомская уния Договор между в.князем литовским Витовтом и королем Польши Ягайло. Король Ягайло остался вдовцом, и легитимность его власти потребовала согласия со стороны феодалов и Княжества, и Польши. Великий князь Витовт потерпел поражение на реке Ворскле и хотел подтвердить свои полномочия в Великом Княжестве Литовском. В 1401 г. в Вильне и Радоме были проведены переговоры и приняты акты, подтверждавшие власть монархов до их смерти («до живота»). Была введена процедура выборов великого князя литовского, в которой принимали участие представители Польши, Паны-Рада и король.После смерти Витовта его владения должны были отойти Ягайло или его наследникам.

1413 г. Городельская уния. (Городле (Польша). Избирать монархов и Польши, и ВКЛ должны были представители обоих государств и сам монарх (еще при жизни). Для ВКЛ сохранялась власть отдельного князя, но право на титул «наивысший князь» осталось за польскими королями. Актами от 2 октября 1413 г. в ВКЛ были введены шляхетские гербы, ограничения по конфессиональной принадлежности и новое административное деление страны на воеводства (как и в Польше).

Провозглашалось объединение Польши и ВКЛ с сохранением последним самостоятельности.

Однако условия не были выполнены. Например, в 1430 г. СвидригайлоОльгердович был провозглашен великим князем без выборов. В 1440 г. Казимир Ягайлович был коронован в Вильне без согласия представителей Польского королевства. А с 1447 г. появилась новая форма отношений — персональная уния, согласно которой великий князь и польский король были одним человеком, но монархом двух самостоятельных государств.

1432. великий князь Сигизмунд подтвердил союз с Польшей.

1447г. великий князь Казимир был избран королем Польши. С этого времени с перерывами между Польшей и ВКЛ действовала персональная уния – во главе двух государств стоял один правитель, одновременно бывший великим князем и королем.. После смерти очередного короля – великого князя оба трона, как правило, наследовал сын или младший брат.

В 1490-х гг. представители династии Ягеллонов — великий князь Александр и король польский Ян Ольбрахт — пытались возродить условия договоров начала XV в., чтобы обеспечить тесную связь между политическими элитами двух государств (Краковский договор).

В октябре 1501 г. была подписана Мельницкая уния, которая вновь объявила о тесном военно-политическом союзе между Польским королевством и ВКЛ. При этом избрание одного монарха для двух государств и проведение единой внешней и внутренней политики стали политическими условиями союза. В том же году Александр стал королем Польши. Условия унии не были утверждены на сейме ВКЛ, так как крупные феодалы Княжества не были в них заинтересованы. Тем не менее, основные права, очерченные в ходе переговоров, легли в основу Люблинской унии 1569 г.

Одним из следствий уний является то, что в Беларусь (в отличие от России) абсолютная монархия пришла только в 19 в.

 

 

11. Люблинская уния (историко-правовая характеристика)

Великое княжество Литовское во второй половине XVI ст.находилось в тяжелом положении. С одной стороны, Польша, которая на протяжении XIV–XV вв. постоянно хотела захватить земли Литвы, Беларуси, Украины и инкорпорировать ВКЛ в состав своей территории, интенсивно вела пропаганду о присоединении этих земель к Польскому королевству. Польские феодалы и католическое духовенство вели активную деятельность за слияние Великого княжества с Польшей. Польско-католические пропагандисты обещали, что как только ВКЛ будет присоединено к Польше, вся мелкая и средняя шляхта получит польские «золотые шляхетские вольности», будет иметь такие же неограниченные права и политическое значение в государстве, как и крупные феодалы, займет такое же определяющее положение в своем государстве, как и польская шляхта.

С другой стороны, Великое княжество находилось в сложном внешнеполитическом положении. Началась Ливонская война. Войска царя Ивана IV 15 февраля 1563 г. захватили Полоцк и ряд других городов ВКЛ. Война забирала все средства. На юге Княжеству угрожали крымские татары и турки. ВКЛ стояло на грани потери независимости. Для выхода из кризисного положения безотлагательно требовался союзник: или западный сосед – Польша, или восточный – Московия. Но самовластная Московия не потерпела бы шляхетской вольности ВКЛ, и без союза с Польским королевством ВКЛ могло стать военной добычей Московии. Тем более, что Великое княжество Литовское имело опыт заключения персональной унии с Польшей, начиная со времен Ягайлы, Казимира, Жигимонта I Старого, Жигимонта II Августа.

Князь Жигимонт II Август 13 марта 1564 г. издал декларацию, в которой провозгласил, что он отказывается от своих наследственных прав на земли ВКЛ и добровольно уступает их Польше. Он полагал, что декларация станет юридическим основанием присоединения Беларуси, Литвы и Украины к Польше, а тем самым и ликвидации ВКЛ. Однако феодалы Княжества решительно выступили против декларации. Все население ВКЛ, в том числе и шляхта, не хотели ликвидации самостоятельности государства. Большинство шляхты ВКЛ поддерживало идею унии с Польшей, и представители феодалов Великого княжества неоднократно вели переговоры с Польским королевством об установлении тесного союза обоих государств при условии сохранения равноправия и «братской любви». Идею унии поддерживала шляхта обоих государств, однако между шляхтой ВКЛ и Польши были расхождения в условиях унии. Поэтому представители ВКЛ, не веря в искренность намерений польской стороны, не торопились на общий сойм. Чтобы рассеять их недоверие, Жигимонт II в декабре 1568 г. выдал грамоту, где клятвенно обещал сохранять права и интересы Великого княжества Литовского, не выдавать никаких грамот без согласия радных панов ВКЛ, не принуждать его представителей к унии.

В 1565 г. русская армия под Черниговом разбила войска ВКЛ. Польские же феодалы ничем не помогли своему союзнику. Клятвенные обещания, а также тяжелое положение дел на Ливонской войне и надежда на получение помощи со стороны Польши вынудили представителей ВКЛ прибыть в Люблин на переговоры.

 

Правовое оформление Люблинской унии произошло на Люблинском сейме 1 июля 1569 г., где представители двух объединяющихся государств подписали договор-соглашение. В нем указывалось, что Королевство Польское и Вели­кое княжество Литовское представляют собой единое це­лое, общую республику.Главная идея договора была зафиксирована в его третьем параграфе: «С этого времени оба государства представляют собой единое, нераздельное тело, а так же одну общую Речь Посполитую, в которой оба госпадаря и оба народы объединяются в единый народ и единое государство». Король Речи Посполитой, одновременно являясь великим князем ВКЛ и Королем Королевства Польского, при вступлении на престол приносил присягу о подтверждении всех прав и привилегий обоих народов, о сохранении всех привилеев и должностей обоих государств.В документе говорилось: «Над двумя народами будет править один король, избираемый совместными голосами Польши и Литвы».

Высшим органом власти становился общий Сойм, который мог собираться только на территории Польши. Особых Соймов как для Короны, так и для ВКЛ не предусматривалось.

Исключительно к компетенции Речи Посполитой отходила внешняя политика.Все прежние законы и договоры, что были направлены против интересов одной из сторон, должны были быть аннулированными. Акт обратил особое внимание на принципиальный для польской стороны вопрос: «Статуты и все какие бы то ни были постановления, принятые в Литве против польского народа по вопросам о приобретении и владении поляками имениями в Литве, в будущем не должны действовать. Разрешается приобретать имения и владеть ими поляку в Литве, а литовцу в Польше». Таким образом, Люблинский акт должен был вызвать существенные изменения в законодательстве ВКЛ. Однако дальнейшее развитие событий показало, что нанести заметный удар по суверенитету и независимости ВКЛ не смогла и Люблинская Уния 1569 года. Принятый через 19 лет в ВКЛ новый, третий Статут ВКЛ 1588 года полностью отстоял независимость белорусско-литовского государства.

Это дает основание утверждать, что и после Люблин­ской унии 1569 года государственно-правовые взаимоот­ношения ВКЛ и Польши не претерпели существенных из­менений. Оба государства сохранили свою самостоятель­ность, а вновь созданные общие органы – господарь и сейм – на компромиссной основе решали лишь небольшой круг вопросов (вопросы внешней политики и единой денежной единицы), не было созда­но общих отраслевых органов управления Речи Посполитой, что говорит о том, что акт Люблинской унии 1569 г. фактически не был реализован. ВКЛ сохранило свои центральные учреждения, собственную казну, армию и своё право – Статут 1588 г.

Интересный факт

Что касается вопроса законности Люблинской унии 1569 г. с точки зрения принципов современного междуна­родного права, то договор, оформивший ее 1 июля 1569г., является недействительным в силу того, что ВКЛ подпи­сало его под воздействием реального насилия, осуществ­ленного Королевством Польским, т.е. не было свободно­го волеизъявления одной из сторон.

 

Таким образом, конкретно-исторический материал свидетельствует о том, что государственно-правовые связи между ВКЛ и Польшей после 1569 г. строились не на основе акта Люблинской унии, а на условиях, которые предусматривали обособленность обоих государств при одном государе и одном сойме. Вместе с тем это объединение породило и новое государство – Речь Посполитую, в компетенцию которой входили в основном вопросы совместной международной политики и взаимной обороны. Заключение Люблинской унии стало событием, которое предопределило дальнейшую судьбу не только народов ВКЛ и Польши, но и ряда других стран. Это событие имело значительное влияние на положение дел во всей Европе, ибо на ее карте появилось одно из самых больших и могущественных государств –Речь Посполитая.

12. Брестская церковная уния (историко-правовая характеристика)

После церковного раскола 1054 г. делались неоднократные попытки объединить католичество и православие в единое целое. В 1439 г. состоялся Флорентийский Вселенский собор (Италия). На нем был провозглашен союз католической и православной церквей. Но православное население и духовенство ВКЛ не поддержали Флорентийскую унию.

И только после образования Речи Посполитой идея церковного единства вновь приобрела актуальность. Этому содействовало реформационное движение. Появление протестантизма давало возможность сформировать и униатскую (греко-католическую) церковь. К тому же в церковном союзе были заинтересованы определенные силы.

В первую очередь инициатором объединения выступал католический Рим. Из-под влияния римских пап выпали значительные территории Европы. Ряд стран в результате Реформации приобрели протестантский характер, а Балканский полуостров захватили мусульмане-турки. Чтобы компенсировать эти потери, католическая церковь стремилась расширить влияние на востоке за счет православных земель. Осуществить это можно было путем преобразования православной церкви ВКЛ в греко-католическую.

Желали унии и православные епископы Великого Княжества Литовского, например Ипатий Потей, Кирилл Терлецкий и др. Они таким образом рассчитывали сохранить свои владения, достичь равенства православной церкви с католической, получить права католических епископов, обрести доступ к государственной власти. Их позиция объясняется и тем, что во второй половине XVI в. православная церковь в ВКЛ под влиянием реформационного движения переживала кризис. Многие православные магнаты и шляхта стали переходить в католичество. Поэтому часть православных епископов предложила созвать церковный собор, чтобы создать униатскую церковь.

Главной причиной Брестской церковной унии было бедственное состояние православной Церкви в Речи Посполитой. Это было вызвано двумя основными факторами.

1. Ослабление надзора за состоянием Церкви со стороны Константинопольского патриарха. В конце 16 века Киевская митрополия православной Церкви в Речи Посполитой находилась в подчинении у Константинопольского патриарха. Все восточные патриархи, в том числе и Константинопольский находились в зависимости от турецкого султана. Занятие патриаршего престола часто зависело от размера взяток турецким властителям. В связи с этим на патриарший престол часто попадали морально недостойные, малообразованные люди. Патриархи часто менялись. Деньги на дачу взяток турецким властителям патриархи собирали с подчиненных им церковных территорий, в том числе с Белоруссии и Украины. Патриархи больше интересовались сбором денежных средств, чем духовным состоянием подчиненных им Церквей и практически не имели с ними тесных связей, а потому надзор за поведением духовенства и состоянием Церкви вообще фактически отсутствовал.

2. Изменение взаимоотношений между Церковью и светской властью Речи Посполитой.

В конце 16 века на территории ВКЛ (в составе Речи Посполитой) началась крупная церковная реформа в основе которой лежала Брестская церковная уния – 1596 года – соглашение, подписанное на церковном соборе в Берестье об объединении на территории Речи Посполитой православной и католической церкви. Это соглашение предусматривало признание верховной власти Ватикана и католических учений при сохранении православной обрядности и богослужения на церковнославянском и родном языках. Соглашение привело к созданию еще одного направления в христианстве – униатства, которое учитывало национальные особенности белорусов в языке, праздниках, обрядах, и т.д. В 18 веке униатство стало самым массовым религиозным течением на белорусских землях.

 

13. Правовая система Великого княжества Литовского в XIV-XV вв., источники права

С развитием писаного права и частичной его систематизации возникла необходимость определить, какие нормы поведения людей подлежат регламентации в законе, а какие следует относить к нормам религии и морали. Согласно этим идеям в Западной и Центральной Европе все право подразделялось в зависимости от источников на три основные части:

1. божественное, то есть данное богом в священном писании.

2.естественное, данное богом всем людям и заложенное в их природе.

Считалось, что оно соответствует идеям разума, истины и справедливости, не зависит от нрмативныхгосудаственных актов.

3. человеческое или положительное право, то есть право, созданное людьми.

Положительное право подразделяли на публичное и частное, а частное в свою очередь – на отдельные институты: о вещах, о лицах, об обязательствах.

В ВКЛ при систематизации права кодификаторы не придерживались такого деления и выработали свою систему, отличную от римского права. Феодальное право Великого княжества Литовского как регулятор общественных отноше­ний интенсивно развивалось под воздействием экономи­ческих, социальных и политических причин. Для него ха­рактерны два основных этапа развития.

Первый, «привилейный» этап (ХШ-ХУ вв.), на про­тяжении которого по мере образования ВКЛ как суве­ренного феодального государства складывается обще­земское право, его отдельные отрасли и их институты путем издания великими князьями грамот (привилеев). Нормы их обязательны для всего населения Великого княжества Литовского, в том числе и самих великих кня­зей, не только издавших грамоту, но и всех последующих князей.

Для «привилейного» этапа развития феодального права характерно то, что правовой обычай как основной источник феодального права в IX - первой половине ХП в. вытесняет­ся нормативным актом (договор, грамота, постановление сейма).

Второй, «статутовый», этап (XVI век) характеризу­ется господством общеземского права, которое развива­ется так динамично, что неоднократно требуется его сис­тематизация. Это приводит к появлению таких крупных памятников права как статуты Великого княжества Ли­товского 1529, 1566 и 1588 годов. По своей структуре и содержанию эти статуты могут быть отнесены к своду действующего права государства.

Первыепопытки систематизации относились к соглашениям между Полоцкой землей и другими землями. Первым же кодексом общегосударственного права был Судебник 1468 года. В нем содержались как нормы обычного права, так и новые правила, относящиеся к уголовному, процессуальному, административному праву. В Судебнике 1468 года уже прослеживается и определенная, хотя еще довольно примитивная систематизация правовых норм. Кодификации подверглись и иммунитетные грамоты, которыми обеспечивались привилегии и льготы для класса феодалов и сословия шляхты, в них же систематизировались и нормы государственного права, обеспечивавшие суверенные права государства и ограничивавшие власть великого князя.

В XIV-XV веках начинает развиваться законодательство, которое постепенно ограничивает обычное право. В первую очередь издаются законы в форме привилеев (грамот), в которых юридически подтверждались права и льготы феодалов и оформлялось правовое положение сословий шляхты, а также закреплялись автономные права некоторых земель, городов, княжеств.

Развитие ремесла, торговли, рост количества городов и городского населения внесли изменения в материальную и духовную жизнь людей, что в свою очередь вызвало необходимость перестройки правовых отношений и самого права. Если до середины XV века в каждом местном княжестве действовало свое местное право, то в результате всех этих изменений возникла потребность в едином для всего государства праве и приведении его в определенную систему,

Дальнейшее развитие феодального права в Беларуси в XVI в. происходило под воздействием внутренних и вне­шних социально-экономических и политических причин. Расширение торговли внутренней и внешней, розничной и оптовой, государственной и частной ускорило рост горо­дов и дифференциацию городского населения, обуслови­ло более интенсивную выдачу городам грамот на магдебургское право.

Указанные процессы наряду с другими (более благо­приятная внешняя обстановка, усиление сословных и внутри сословных противоречий, формирование более совер­шенного государственного аппарата и др.) содействовали консолидации земель в составе Великого княжества Ли­товского, унификации их правового статуса во второй по­ловине XVI в. и в конечном итоге привели к образованию централизованного государства, существование которо­го невозможно без наличия единого права. Именно под воздействием многообразных и разносторонних процес­сов и причин идет интенсивная правотворческая деятель­ность государства, цель которой - приспособить феодаль­ное право к новым более сложным условиям социально-экономического и политического развития страны.

В развитии феодального права Великого княжества Литовского в XVI в. четко проявляются тенденции, которые как вместе взятые, так и каждая в от­дельности являются прогрессивными. Происходит изме­нение в источниках права: основным источником стано­вится нормативный акт, хотя и правовой обычай во мно­гих случаях продолжает использоваться при разрешении конфликтов в обществе. Нормативные акты носят раз­личные названия (привилеи, грамоты, постановления, ус­тавы, статуты и др.), различны по действию в простран­стве и по кругу лиц, но все они равны по юридической силе, ибо вводятся в действие от имени великого князя и прини­маются коллегиально высшими органами государства.

Постановления сейма (общего, вального) принима­лись на совместном заседании шляхты Великого княже­ства Литовского и королевства Польского по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Продолжали выдаваться великими князьями вплоть до проведения административной реформы 1564-1566 гг. подтвердительные областные привилеи. Например, Витебской земле привилей был выдан в 1503 г., Полоцкой земле в1511 г.

 

14. Общеземские грамоты (привилеи) – источники права Великого княжества Литовского

Общеземскиепривилеи обычно выдавались при вступлении нового князя на престол, или после которых либо важных событий в жизни государства. Эти привилеи действовали на всей территории ВКЛ (разумеется, и на всей территории современной Беларуси) и были обязательны для исполнения всеми жителями государства, в том числе и должностными лицами. В указанных привилеях содержались нормы уголовного, гражданского, государственного права, правда затрагивались только основные положения и принципы этих отраслей права.

Первыми общеземскимипривилеями считались три привилея, выданные в 1387 г. великим князем Ягайло после заключения с Польшей Кревской унии (1385).

20 февраля 1387 года Ягайло выдает грамоту, в соответствии с которой литовским феодалам преподносились большие привилегии при условии принятия ими католичества. На православных эти привилегии не распространялись. Согласно привилея 1387 года, православная знать, которая в большинстве своем происходила из белорусско-украинских земель, ставилась в неравное материально-экономическое положение по сравнению с феодалами католического вероисповедания. Согласно данной Грамоты феодалам, принимавшим католическую веру, предоставлены следующие привилегии:

· свободно распоряжаться недвижимой собственностью;

· свободно выдавать замуж своих дочерей, внучек, вдов и родственниц;

· освобождались от всех государственных повинностей, кроме замковой и военной.

Второй грамотой от 22 февраля 1387 года была оговорена возможность заключения браков между католиками и православными только в случае перехода последних в католичество. Владения католической церкви освобождались этой грамотой от всех налогов и повинностей. Эти привилеи положили юридическое оформление сословия шляхта.

Грамотой 1413 г., изданной совместно Ягайлой и Витовтом, закреплялся союз (уния) Великого княжества Литовского и Польши, расширялись права землевладельцев-католиков, провозглашалась выборность великого князя.

Данной Грамотой ранее выданные привилегии для феодалов-католиков были дополнены новыми:

- только лица католической веры назначались на государственные должности;

- право избирать великих князей;

- право собираться на сеймы для решения важных государственных вопросов.

  Итогом принятия вышеупомянутых привилеев является усиление внутриклассовой войны между феодалами католиками и православными. Для урегулирования данного конфликта были приняты общеземскиепривилеи 1432-1434 гг.

Грамотой I434 года православные феодалы наделялись такими же правами, как и католики, что способствовало дальнейшему развитию процесса объединения всех феодалов в данное сословие - шляхту.

Кроме того, данным привилеем, подтверждались прежние привилегии и были даны новые:

- право на публичный суд;

- право вдовы наследовать все недвижимое имущество мужа без изменения его размера государственными органами;

- подданные феодалов освобождены от всех государственных налогов.

Грамотой великого князя Литовского Казимира I447 года закреплялись суверенные права Великого княжества Литовского, его территориальная целостность и самостоятельность, запрещалось раздавать иностранцам государственные должности, земли, поместья и чины; феодалы не обязаны были принимать на свои земли чужих крестьян.

В отношении феодалов подтверждались все прежние привилегии и были даны новые:

o право свободного выезда за границу;

o право судить своих подданных;

o неприкосновенность права владения подданными.

Привилей 1447 года можно считать первым важнейшим нормативным актом, который заложил основания юридического оформления зависимости крестьян (так называемого крепостного права). В грамоте провозглашались основные принципы уголовного права: наказание должно применяться только в отношении виновного лица, и только по решению суда.

 

15. Областные грамоты: причины принятия, содержание и значение

Источником права феодальной Беларуси являются областные грамоты (привилеи). Такие грамоты выдавались тем белорусским землям, которые вошли в состав Великого княжества Литовского и сохраняли свои автономные права. Наиболее известные из них были: Витебские -- I503, I509, 1561 гг., Полоцкие -- 252I, 1547, I580, I634 гг., Смоленская -- I505 г., Мстиславская -- I55I г., Драгиченские -- I511, I547 гг.

Нормы, содержащиеся в областных грамотах, происходили: во-первых, из местного обычного права, разработанного в то время, когда многие из этих земель были самостоятельными государствами и их население, избирая себе князя, заключало соглашение, в котором были определены права и обязанности, как князя, так и народа; во-вторых, с предыдущих нормативных актов; в третьих, из норм, разработанных административной и судебной практикой.

Наиболее типовыми областными грамотами можно считать Витебскую 1503 г., Смоленскую 1505 г. и Полоцкую I5II г. В них закреплены обязанности князя и местного воеводы действовать только согласно с местным правом, не вмешиваться в церковные дела, обеспечивать имущественные и личные права.В областных привилеях закреплялись автономные права данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.). В них власть князя и воеводы была ограниченной. Так, в привилеи Полоцкой земле великий князь не мог вмешиваться в дела местных церквей, назначать воеводу без согласия полочан, дарить земли полоцкие и полочанврадникам за службу и т.д. Жители Полоцкой земли имели ряд существенных привилегий (льгот), освобождались от подводной повинности и пограничной службы, не платили торговые пошлины, свободно могли выезжать за пределы Полоцкой земли, судиться только в своих местных судах, состоящих из полочан, и по праву Полоцкой земли; подавать жалобы непосредственно князю. В грамоте указывались и обязанности полочан: военная служба, уплата серебщизны и судебной пошлины и некоторые другие.

В областных привилеях так же упоминаются некоторые местные органы управления и должностные лица, которые сохранились в этих землях после их вхождения в состав Великого княжества Литовского. Поэтому областные привилеи являются ценным источником и при изучении истории органов местного управления. Так же эти грамоты можно использовать и для исследования социальной и сословной структуры общества. Все это позволяет говорить о научной значимости областных привилеев для изучения истории общественного и политического строя Беларуси в период феодализма.

16. Волостные грамоты: причины принятия, содержание и значение

Для изучения быта крестьян средневековой Беларуси, их повинностей перед государством и местной администрацией особый интерес имеют грамоты (привилеи), которые выдавались волостям. Такие грамоты выдавались, как правило, по ходатайству жителей той или другой волости, расположенной на государственных (великокняжеских) землях в связи с произволом администрации (незаконное увеличение размера податей, новые подати и повинности).

Так, 4 сентября 1535 г. был выдан привилей жителям Усвятской и Озерищской волостей в связи с их жалобой на витебского воеводу. Подобная грамота была выдана в 1536 г. жителям Могилевской волости в связи с жалобой на державца с целью защиты их интересов от самоуправства местной администрации. Данные акты по своему содержанию носили различный характер. Одни из них довольно подробно определяли размеры многих повинностей населения (полюдье, его размер в денежном выражении, дякло овсом и др.), права населения на выбор местной низовой администрации - старцев и право самим собирать подати, а не посылать специальных сборщиков податей, которые в течение времени сбора податей содержались за счет населения, что было весьма обременительно для крестьян.. Другие касались только одной или нескольких повинностей. Общий анализ этих актов позволяет в значительной мере представить характер эксплуатации сельских жителей феодальным государством в целом и отдельными феодалами в частности. Главное назначение волостных грамот - ограничить произвол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчить социальную напряженность и избежать социального конфликта.

Действие волостных грамот не ограничивалось сроками. Чаще всего они действовали до новых постановлений администрации. В тех случаях, когда такого указания не было, имелось в виду, что они должны действовать вечно. Если волостные грамоты игнорировались местными должностными лицами, то издавались повторные привилеи.

Территория, на которую распространялось действие того или иного волостного привилея, не была одинаковой. Например, действие привилея от 2 октября I511 года распространилось на территории современных Гомельской и Могилевской областей. Другие же действовали только в одной волости.

Содержание волостных грамот в основном было направлено на закрепление повинностей и некоторых прав населения.

Изучение областных и волостных привилеев позволяет сделать вывод о том, что основным источником права, содержащегося в этих грамотах, было местное обычное право.

 

17. Грамоты белорусским городам на Магдебургское право (сущность, содержание и значение)

 

В Беларусь Магдебургское право пришло из Польши. Получение этого права городами Беларуси говорит о том, что они к XIV в. достигли высокого экономического и социального уровня развития. Принятию Магдебургского права способствовало то, что ВКЛ постоянно подвергалось нападениям со всех сторон, и государство было заинтересовано в превращении белорусских городов в форпосты для своей защиты. Получая Магдебургское право, мещане в случае войны выходили защищать не только государство, но и свою городскую независимость, свою свободу. Городское сословие России, например, никогда не имело прав на самоуправление, похожих на Магдебургское.

Первую грамоту на получение Магдебургского права получил город Вильно 22 марта 1387 года, затем Брест (1390), Гродно (в 1391 г. неполное, в 1496 полное), Слуцк (1441), Полоцк (1498), Минск (1499) и другие. К XVI - XVIII вв. Магдебургское право получили почти все крупные и средние города, а также некоторые местечки Беларуси.

Среди городов Беларуси, принявшими Магдебургское право в XV -XVII веках, можно выделить Могилев (1560), Мозырь (1577), Кобрин (1589), Витебск (1579), Орша (1620), Мстиславль (1634).

Внешне привилегии на Магдебургское право представлял собой лист пергамента размером 20-70 см в высоту и 30-100 см в ширину, на котором писался текст, где оговаривались дарованные месту льготы, права и обязанности.

Привилегии были двух видов - первоначальный и подтверждающий. Последние получали при приходе нового короля - великого князя. За несколько веков в некоторых белорусских городах накопилось столько привилегий, что они составляли целые книги.

По магдебургскому праву вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили один денежный налог, размер которого был четко определен. Они освобождались от суда и власти великокняжеских чиновников, что в значительной мере укрепляло неприкосновенность имущества и свободу экономической деятельности горожан. Горожане могли заниматься ремеслом, торговлей и земледелием, выбирать городской орган власти -магистрат, ратушу, создавать ремесленные объединения -цехи.

Предусматривались и определенные льготы в области торговли. Так, мещане Полоцка, Вильни и других городов с магдебургским правом освобождались от торговых пошлин на территории всего Вел



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 2155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.085 с.)