Древнейшие государства-княжества на территории Беларуси. Общественный и политический строй. Государственные должности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнейшие государства-княжества на территории Беларуси. Общественный и политический строй. Государственные должности



В 9-12 вв. классовая структура общества еще четко не сложилась, шло формирование двух основных классов: феодалов и феодально-зависимых людей. Так, как экономика была многоукладной, существовали такие социальные группы, как холопы, челядь и свободные люди. Холопы и челядь выполняли роль рабов, а вот свободные люди не находились в зависимости от отдельных феодалов, а всего лишь уплачивали государственные налоги и выполняли повинности.

Так, как в 9-13 вв. такого термина, как "государство" еще не было, использовались другие названия: "земля", "город", "княжество". Каждый "город" имел свой политический центр - стольный город. Мелкие государства-княжества преобладали, и по мере развития феодальных отношений, объединялись под присмотром более сильных княжеств, либо сливались с ними. Причем происходило это как на добровольной основе, так и по принуждению.

По форме правления княжества были монархией. Высшими органами власти были князь, совет (рада), вече (сейм). Во главе каждого княжества стоял князь, основной функцией которого изначально была организация обороны своих земель. Реализовывал эту функцию князь прежде всего через княжескую дружину, кроме того, в случае войны собиралось ополчение. Но власть монарха была ограниченной: имея право решать все вопросы, наиболее важные из них он решал только после обсуждения их в совете или на вече (такие вопросы, как сбор дани, организация военного похода и т.д.). В городах управление осуществляли наместники, и в сельской местности - волостители.

Раду можно охарактеризовать как совет при князе, компетенция которого не разграничивается с компетенцией князя, так как все вопросы, которые рассматривал князь, как правило, обсуждались вместе с радой.Рада состояла из «думчих», «лучших», «добрых мужей». Рада подготавливала вопросы для обсуждения на вече, принимала решения по вопросам войны и мира.

Вече- это народное собрание, в котором участвовали все полноправные свободные граждане (мужи). Князь собирал вече с целью более широкого обсуждения вопроса и получения поддержки населения.К компетенции вече можно отнести:

1.приглашение князя на княжение;

2.созыв народного ополчения;

3.назначение на некоторые высшие должности.

Усиление в 9-12 вв. местных феодалов провоцирует появление новой формы и нового органа власти - снема, так называемого феодального съезда. Именно на этих съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Так как киевские князья стремились централизовать власть, это привело к ликвидации племенных князей, устранению князей-наместников. Землю получили сыновья великого князя, что усилило сюзеренитет отца, его авторитет. При этом принцип старшинства сталкивался с принципом "отчины": при обмене землями, перемещении с одного "стола" на другой, некоторые не хотели менять насиженные места, другие рвались к киевскому "столу" через головы братьев. Для урегулирования подобных конфликтов в 9-12 вв. начинают заключаться договоры между князьями на условиях господства-подчинения, союзов и военных коалиций. Многие князья частенько признавали в таких договорах за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход от службы.

Местное управление осуществляли сыновья князя, либо доверенные люди князя. Управление опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими, продолжает существовать численная (десятичная) система управления. Ресурсы для существования местные органы власти получали собирая с населения, через систему кормлений. Органом местного крестьянского самоуправления оставалась вервь - территориальная община. В 9-12 вв. вервь сочла в себе элементы соседской и семейной общины.

Государству было выгодно сохранить общинную структуру, которая использовалась в полицейских, административных, фискальных, судебных целях.

Крестьяне и мещане удерживались в повиновении с помощью военной силы княжеских дружин.

Идеологической основой существующей власти было православие. Церковь и духовенство активно участвовали в политической жизни государства и общества, сосредоточив в своих руках вопросы образования, брака, семьи, опеки и нравственности.

Классовая структура общества в IX-XII вв. характеризовалась наличием 3основных класса:

1.феодалы и бояре,

2.свободное городское и сельское население,

3.феодальнозависимые,

4.рабы (холопы, челядь невольная).

Класс феодалов и бояр образовывался из рабовладельцев, разбогатевших горожан, бывших свободных крестьян. Экономическую основу их благосостояния составляла собственность на основное средство производства - землю. Феодалам принадлежали значительные земельные владения, которые обрабатывались зависимыми от них людьми.

Формы и размеры крестьянских повинностей были разнообразными. Они зависели от степени развития феодальных отношений, условий хозяйственной деятельности. Дань собиралась с населения путем периодического объезда князя и его дружины подвластных ему земель.

Челядь - общий термин, которым в XI-XIII вв. обозначалось феодально-зависимое население. Раньше им обозначали лично несвободных людей. На территории Беларуси эта категория населения была задействована в хозяйственных делах отдельных феодалов, великокняжеских и государственных поместьях и сохранилась до XVII в.Функции органов управления на местах осуществляли посадники, тысяцкие, войские, ключники, тиуны и др. Посадник избирался вече или назначался князем в иные города государства, где он являлся заместителем великого князя. Тысяцкие исполняли обязанности по военному управлению, во время войны командовали ополчением, а в мирное время следили за поддержанием порядка в городе. Войские следили за исполнением решений вече и распоряжений князя. Государственными делами и некоторыми судо-административными делами занимались ключники и тиуны.

Таким образом, государственный строй в 9-13 вв. на территории современной Беларуси по форме управления являлся монархией, государство являлось унитарным, с демократическим политическим режимом. Государственный аппарат составляли как высшие органы власти (князь, вече, совет), так и местные органы самоуправления (посадники, тысяцкие, тиуны, войские, ключники). Было строгое подразделение на классы и социальные группы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.005 с.)