Быль и небыль о Туринской плащанице 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Быль и небыль о Туринской плащанице



А теперь мы переходим к едва ли не главной святыне христианского мира и одновременно – к едва ли не главной его фальшивке. Поскольку вопрос очень щепетильный, по поводу Туринской плащаницы здесь и далее мы позволим себе процитировать книгу профессора Е. К. Дулумана. Отметим, что мы не претендуем на истину в последней инстанции и все нижесказанное является только лишь одной из многочисленных точек зрения.

Искренние научные разоблачения мошенничеств, которые длились на протяжении веков, не редкость в истории христианства. В этом отношении показателен пример с «чудом» Туринской плащаницы.

Уже четверть столетия не утихают богословские, научные и псевдонаучные дискуссии вокруг Туринской плащаницы. Легенды создаются не только вокруг нее, но и вокруг самого исследования. Чтобы ввести в курс дела, начнем с самого дальнего начала – с Библии.

В Библии говорится, что Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный, – из страха от иудеев просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса, умершего на кресте. И Пилат позволил. Он пришел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя. Итак, они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где он распят, был сад, а в саду новая могила, в которой еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что могила была близко.

В Библии, правда, нигде не упоминается о том, что ближайшее окружение Христа, увидев оставшиеся после воскресения погребальные пелены их Учителя, предпринимали какие-либо дополнительные действия по отношению к ним. Более того, прикосновение к ритуальным одеждам покойника оскверняло верующего иудея, делало его нечистым и, согласно библейским законам, лишало на определенное время общения со своими единоверцами.

Но допустим все же, несмотря на нелогичность этого поступка, кто-то сохранил посмертное одеяние Христа, и появилась плащаница…

Впрочем, не плащаница, а – плащаницы. Они эпизодически начали возникать в недрах Византийского православия, но с момента Крестовых походов – просто плодиться в Римско-католической церкви. Плащаницы быстро и прочно вошли в культовую практику христианской церкви; поклонение ей ввели в Устав обязательного церковного богослужения. В Страстную пятницу, за два дня до праздника Пасхи, во всех православных и католических церквях проводится специальное богослужение, во время которого «погребают» умершего Иисуса Христа и выставляют Его плащаницу для поклонения. Плащаницы, например, православной церкви в обязательном порядке есть в каждом действующем храме и представляют собой иконописное изображение на специально уплотненном льняном полотне (редко – на доске) лежащего во гробе Иисуса Христа, а вокруг погребенного – Богородица, Мария Магдалина и жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский, Никодим, апостол Иоанн. Здесь никто не требует «подлинности» предмета – это просто необходимая деталь обряда.

Предположим все же, что в начальный период этих богослужений для поклонения выставлялись «настоящие» погребальные одежды Иисуса Христа, что, разумеется, привлекало к владеющему плащаницей храму многочисленных молящихся. В ответ конкурирующие церкви и крупные храмы обзаводились собственными «подлинными» плащаницами… Таким образом, к XV столетию в христианском мире исторически зафиксировано около 40 плащаниц Иисуса Христа. Часть из них поизносилась и исчезла, часть была уничтожена конкурентами, часть в силу разных причин не приобрела нужного авторитета у верующих… До сих пор продолжают существовать и выставляться для поклонения меньше десятка плащаниц, самой древней из них, находящейся в храме испанского города Овьедо Сударион, исполнилось 1200 лет, а самая молодая и в то же время самая известная сейчас – Туринская. Вот о ней-то мы и поговорим.

Приходится признать, что непосредственные творцы Туринской плащаницы сознательно ввели в заблуждение своих современников. Если бы они не сделали этого, то Туринской плащаницы как таковой не было бы и в помине. Нарочитый умысел творцов Туринской плащаницы до сих пор сказывается на отношении к рассматриваемой реликвии наших современников.

Туринская плащаница была создана в середине XIV столетия. Но создавалась она, конечно, не на глазах предполагаемых почитателей сфабрикованной святыни. Ведь если бы, к примеру, современникам было во всеуслышание объявлено, что предлагаемую для поклонения плащаницу, в которую был завернут Иисус Христос, смастерил всем известный человек, то кто в таком случае стал бы поклоняться такому произведению? Посему создатель Туринской плащаницы был тщательно скрыт. Хотя, как любил настойчиво повторять евангельский Иисус Христос: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным».

Чувствуя приближение смерти, таинственный мастер снял грех со своей души и признался духовнику, что это он смастерил погребальный саван Иисусу Христу. Разумеется, из-за тайны церковной исповеди «автор» Туринской плащаницы так и остался в анналах истории анонимом, но сам факт подделки скрыть не удалось.

С трудом, но полностью вышла наружу история фабрикации Туринской плащаницы. Ныне известны заказчики, известны первоначальные разоблачители фабрикации реликвии, известны и те, кто потом возводил ее в ранг святыни. Наконец, известны современные авторы научных и фальсифицированных исследований «загадок» Туринской плащаницы; широко разрекламированы научные и антинаучные заключения непосредственных исследователей. И все это подробно опубликовано и обсуждено в научных докладах, в богословских эссе, проповедях, в прессе. Даже перечислить все то, что написано о Туринской плащанице за последние два десятилетия, сложно. Самый известный научный исследователь этой реликвии Джо Никкелл писал: «И без определения остатков радиоактивного углерода, и без поисков пыльцы растений, и без других сверхнаучных технических методов исследования имеется избыточное количество данных, чтобы сделать неопровержимое заключение о подложности Туринской плащаницы как погребального савана Иисуса Христа».

Но как же все-таки создавался миф?

Первые упоминания о плащаницах относятся к концу VI столетия. Так, в 570 году в своем отчете о посещении Святой земли, Палестины, неизвестный паломник писал, что «возле реки Иордан в пещере Завета видел пелену, которой была покрыта голова положенного во гроб Иисуса Христа». В 670 году другой паломник рассказывал, что в одной из иерусалимских церквей видел полотно, длиной 8 футов (около 9 м), «в которое было завернуто тело Иисуса Христа, когда его полагали в гроб». Заметим, что о каких-либо изображениях на этих плащаницах паломники не упоминают. Изображения на плащаницах начали появляться после утверждения в христианстве иконопочитания, после IX столетия. И это не удивительно.

Виднейший после апостола Павла деятель и создатель христианской церкви Ириней, епископ Лионский (140–202 гг.), говорил: «Телесный вид лица Иисуса Христа нам неизвестен». И это сказал человек, который был лично близко знаком с Поликарпом, епископом Смирнским, – ближайшим учеником апостола Иоанна Богослова. Если верить этим сообщениям – а у нас в данном случае другого выбора нет, – то любимый ученик Сына Божьего никому не рассказывал о внешнем виде своего Учителя, а окружение апостола Иоанна ни разу не захотело узнать от него об этом.

Если же обратиться, так сказать, к первоисточникам, то получается очень интересная картина. Пророк Исайя предсказывал, что будущий Мессия, Христос, возьмет на себя не только грехи всего мира, он также возьмет на себя обезображенное грехом лицо человека. При этом приводятся слова небесного Бога-Отца о будущем Спасителе: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится, вознесется и возвеличится. Как многие изумятся, смотря на Тебя: – сколь обезображен будешь Ты, – хуже всякого человека лицо Твое, и вид Твой хуже всех сынов человеческих».

Но только к началу IV столетия среди христиан все же начинают появляться изображения, претендующие на воспроизводство внешнего вида Иисуса Христа. Среди них нет ни одного, которое бы изображало Иисуса Христа безобразным. И это вполне объяснимо. Одно дело – говорить о том, что Спаситель не был красавцем, и совершенно другое дело – рисовать Его уродом. Нарисованный обезображенный Иисус Христос воспринимался бы верующими христианами как насмешка, карикатура на своего Бога. А такого ни эстетические, ни религиозные чувства верующих потерпеть не могут.

Так что первые изображения Иисуса Христа христианские иконописцы творили «по своему образу». И естественно, что древнейшие рисованные образы Иисуса Христа представляли Спасителя в пристойной одежде римского гражданина, подстриженного и начисто выбритого. Антропологические параметры этого изображения воспроизводили не тип лица иудея или хотя бы грека, а типичного римлянина.

В IV столетии христианство перестало быть гонимой религией. Оно стало господствующей церковью – наиболее могущественным и наиболее просвещенным на то время объединением граждан Римской империи. Тогда же появился канон облика Спасителя.

Вот теперь можно говорить и об изображениях Иисуса Христа на плащаницах и полотнах, вроде платка Вероники («Плат Вероники»), который сердобольная женщина подала измученному Христу, чтобы тот вытер лицо, после чего на платке остался отпечаток лика.

О погребальных одеждах Иисуса Христа существует, кроме евангельских, множество церковных преданий и легенд. Говорят, что погребальные одежды воскресшего Иисуса Христа взяла жена Пилата и «положила в место, известное только ей». Вот в этих, «известных только жене Пилата местах» церковники потом находили и находили («обретали») множество плащаниц.

А еще говорят, что в 525 (или в 544) году был «обретен» в городе Эдессе (современный турецкий город Урфа) полный комплект погребальных одежд Иисуса Христа. Их якобы спрятал здесь через 20–30 лет после смерти Иисуса Христа не то апостол Леввей, прозванный Фаддеем, не то апостол Иуда Иаковлев. В одном из вариантов легенды говорится, что спрятанные апостолом Фаддеем (Иудой) погребальные одежды в IV столетии каким-то чудесным образом были переданы святой Нине, царице и просветительнице Грузии. В то же время полный комплект погребальных одежд Иисуса Христа безвыездно оставался в Эдессе. Еще один комплект погребальных одежд Иисуса Христа находился в Антиохии. В 1098 году крестоносцы увезли его с собою во Францию…

В истории христианской церкви существовало свыше сотни «подлинных» плащаниц Иисуса Христа. В настоящее время в католических аббатствах, соборах и храмах Западной Европы бережно хранится и периодически выставляется на поклонение верующим по меньшей мере 26 погребальных одежд Иисуса Христа. Кроме Туринской, наиболее известные плащаницы находятся в Безансоне, Кадвине, Шампье, Ксабрегасе, Овьедо и других городах.

Современное название плащаницы «Туринская» происходит от места ее нынешнего пребывания. В 1578 году она была перенесена в город Турин, который является ее местом официального и почти безвыездного пребывания за последние 430 лет. 400-летний юбилей Туринской плащаницы отмечался в 1978 году… Но обо всем этом – ниже. А сейчас начнем рассказ с первых дней появления этой плащаницы в католическом мире.

Эти дни были трагическими в истории Западной Европы, особенно для Франции. Французские короли попытались перенести центр католичества из Италии во Францию и учредили в городе Авиньоне папский престол. В результате не доведенной до конца операции католическая церковь раскололась на два центра. Современная католическая историография авиньонских пап считает антипапами, но из своей истории все же не выбрасывает. В конце концов Франция настроила против себя все страны католической Европы и вынуждена была отступить.

В 1337 году началась Столетняя война между Англией и Францией, окончившаяся только в 1453 году. Первые десятилетия Франция терпела поражение за поражением. Параллельно с этим на континенте разразилась эпидемия чумы, унесшая жизнь сотни тысяч французов. Из-за неимения ничего другого французы от мала до велика, от королей до простолюдинов все свои надежды стали возлагать только на Бога. Горячее стали молитвы, поползли слухи о новоявленных чудодейственных реликвиях.

Среди таких реликвий в 1347 году во владениях графа Джоффри де Шарни в деревянной церквушке селения Лиреи, за полторы сотни километров от Парижа, была выставлена для поклонения плащаница – «подлинные» погребальные одежды Иисуса Христа. Из близлежащих селений потянулись вереницы паломников, штат обслуживающих церковь в Лиреи священников увеличился от одного до семи.

Плащаница представляла собой кусок полотна размером примерно 410×140 см. Говорилось, что на полотне – по аналогии с Платом Вероники – осталось изображение всего тела умершего Иисуса Христа. И в самом деле, паломники видели на предлагаемом им полотне двойное изображение тела мужчины: со спины и спереди; двойной головой в центре – слитно, а ногами – в противоположных концах. Зрители могли заключить, что Иисус Христос не был завернут в полотно, а что под его тело полотно только подложили с ног до головы, перегнули свиток полотна через голову покойника и затем покрыли им же сверху.

Говорилось, что эту реликвию привез из Константинополя в Лиреи местный рыцарь-крестоносец. Впрочем слухов и вариантов «обретения» реликвии слишком много. Поэтому дальше мы будем излагать историю нынешней Туринской плащаницы, основанную на строгих документах и фактах, которые в изобилии приводятся яростным защитником ее подлинности Яном Вильсоном в его неоднократно издаваемых трудах: «История плащаницы» и «Священные лица, тайные места», а также опираясь на другие данные, которые взяты исключительно из католических источников.

Итак, начнем с первого дошедшего до наших дней документа. 10 апреля 1349 года после окончания эпидемии чумы и в условиях продолжения Столетней войны граф Джоффри де Шарни обратился к папе Клименту VI с просьбой: «в ознаменование удачного побега графа из английского плена, избавления французов от только что закончившейся эпидемии чумы построить в Лиреи каменную церковь в честь святой Девы Марии и в благодарность Святой Троице и разместить в будущем храме имеющуюся в собственности дома де Шарни плащаницу Иисуса Христа». Де Шарни писал, что он владеет той самой плащаницей, которая некогда пребывала в Константинополе.

Как эта плащаница «из Константинополя» попала к де Шарни, граф не сообщал.

А ведь это совершенно невероятно. От времен Четвертого крестового похода до времени «обретения» графом плащаницы в Лиреи прошло более 120 лет. На протяжении этого времени эта «приобретенная в Константинополе» плащаница не могла пребывать в полном забвении. Детали объяснений графа Папе Римскому не сохранились, но в исторических документах зафиксированы разговоры о появлении плащаницы у французских графов. Говорилось, что до «обретения» графом плащаницы ее выставлял на поклонение и зарабатывал себе на пропитание некий анонимный «солдат удачи». Но и такого не могло быть. Невероятно, чтобы свирепствующая средневековая католическая инквизиция десятилетиями мирилась с тем, что такую святыню позволяет себе держать в руках какой-то мирянин, по тем временам это совершенно исключалось. Скорее всего, де Шарни собственной персоной заказал сделать ему, графу, такую необычную реликвию, какой стала потом Туринская плащаница. Что это было именно так, мы увидим из последующих документов и современных исследований. А теперь продолжим.

Ответ папы Климента VI графу де Шарни в документах не сохранился. Во всяком случае, церковь была построена и освящена.

И в 1355 году в каменной церкви Пресвятой Богородицы городка Лиреи на поклонение паломникам была выставлена плащаница. Граф не поскупился на рекламу и выпустил в честь этого события медали. В Лиреи хлынули паломники, а с ними и доходы графскому дому де Шарни, что совсем не понравилось его преосвященству Генри, епископу города Труа, в церковной юрисдикции которого находилась лирейская церковь. Как только епископ Генри удостоверился в справедливости слухов, он в том же 1355 году вместе с окружным епископом обратился к верующим своей епархии, объявил будущую Туринскую плащаницу фальшивкой и приказал святотатственную подделку убрать из храма. Священнослужители церкви в Лиреи подчинились приказу своего епископа только наполовину: они убрали плащаницу с глаз верующих в ковчег, но продолжали выставлять ее на поклонение своим прихожанам перед Пасхой.

19 сентября 1356 года граф Джоффри де Шарни был убит в бою с при Пуатье, и владельцем Лирейской, будущей Туринской плащаницы – стал его сын Джоффри Второй.

В ноябре 1389 года епископ города Труа Пьер, наследовавший кафедру от умершего своего предшественника епископа Генри, обратился к авиньонскому папе Клементу VII с донесением и описанием плащаницы, которая имеет на себе двойное изображение тела мужчины – сзади и спереди; было ясно, что изображение выполнено художником – «искусным мастером» своего дела. Епископ Пьер также сообщал, что автор рисунка на плащанице признался в содеянном, покаялся и получил от него прощение в своем святотатстве. Он информировал папу также о том, что Лирейская плащаница пользуется почетом у местных верующих и паломников. Решение проблемы с будущей Туринской плащаницей епископ Пьер отдавал на суд Его Святейшества. 6 января 1390 года папа Клемент VII с учетом сложившейся ситуации написал ответное письмо епископу Генри, в котором приказал ему под страхом отлучения от церкви держать в секрете тайну создания плащаницы. В тот же день папа обратился с письмом к графу де Шарни, в котором дал разрешение на то, чтобы выставить в храме плащаницу, но только с условием, что верующим при этом обязательно будет объяснено, что это – не погребальные одежды Иисуса Христа, а лишь… напоминание о них.

22 мая 1398 года умер граф Джоффри Второй де Шарни, и плащаница перешла в собственность его дочери Маргариты, которая вскоре вышла замуж за герцога ла Роше.

6 июля 1418 года настоятель лирейской церкви изъял плащаницу из хранилища и, спасаясь от наступающих англичан и мародерствующих французских солдат, спрятался с ней сначала в городе Гумберте, затем в крепости Монфорт близ Монбарта, позже останавливался в аббатстве святого Ипполита и в других укрепленных французских местах. Плащаница никогда больше не вернулась в место своего появления – в Лиреи. С семейством наследников Шарни-Роше она побывала практически во всех странах Западной Европы.

Следует заметить – это очень важно, – что владельцы плащаницы во время своих разъездов по Европе ни разу и нигде не говорили, что принадлежащая им реликвия – это подлинный саван, в который было завернуто тело умершего Иисуса Христа. К тому же во время поездки по Европе владельцы Лирейской плащаницы выставляли ее и там, где в местных храмах были уже и свои не менее «подлинные» погребальные одежды Иисуса Христа.

7 октября 1460 года умерла Маргарита де Шарни, завещавшая реликвии своим внучатым племянникам. Очередная владелица плащаницы вышла замуж за герцога Луи Савойского, который и стал ее законным владельцем по наследству.

21 апреля 1461 года папа Павел II по ходатайству влиятельного дома Савойских постоянным местом пребывания их реликвии объявил Святую Часовню в Шамбери в Швейцарии. С этого времени будущая Туринская плащаница называется плащаницей Лиреи – Шамбери. Но реликвия, по уже установившейся для нее традиции, не задержалась в Шамбери и продолжала путешествовать по Европе.

В 1482 году великий итальянский художник Леонардо да Винчи оставил Флоренцию, после чего 18 долгих и плодотворных лет жил в Милане в качестве гостя герцога Людовика Сфорца. За это время в Милан с плащаницей несколько раз приезжали члены семейства Сфорца. Леонардо да Винчи внимательно присматривался к ней и по просьбе владельцев тайно ее отреставрировал.

14 апреля 1503 года, в день Страстной пятницы перед Пасхой герцог и герцогиня Савойские выставили свою плащаницу в торговом зале дворца правителя Фландрии Филиппа Красивого. Сопровождающие Савойских три епископа в своих проповедях впервые стали заверять богомольцев, что погребальные одежды Иисуса Христа подвергались испытанию: их якобы жгли на костре, вываривали в масле, несколько раз подвергали кипяченой стирке, но, как записал придворный дома Савойских Антуан де ла Лэнг, «никак невозможно изменить или удалить изображения лица и отпечатков тела Иисуса на полотне». Таким образом, дружно, в три рта, рассказанные тремя епископами небылицы о Туринской плащанице должны были доказать ее подлинность. Сейчас этот «благочестивый вымысел» велеречивых католических епископов выдается за действительные процедуры над плащаницей и как историческое доказательство ее чудесного происхождения. Кстати, на предложение повторить испытание плащаницы огнем, кипящим маслом или чем-то подобным, ее нынешние владельцы с негодованием отвечают отказом.

В 1532 году при пожаре часовни в Шамбери плащаница была повреждена. Реликвия находилась в ковчеге под четырьмя крышками, деревянные – сгорели, а металлические – накалились. Капли расплавленного серебра попали на ткань плащаницы, края ее обуглились. С 19 апреля по 2 мая 1534 года няни католического ордена Бедной Клары чистили от копоти и ремонтировали пострадавшую в пожаре реликвию, а затем шили для нее два покрывала: шелковое и золотое.

7 мая 1536 года плащаница была выставлена в Милане. Видевшие ее прежде открыто говорили, что реликвия очень пострадала от пожара 1532 года.

14 сентября 1578 года плащаница, прибывшая в Турин – резиденцию савойских королей – была встречена орудийными залпами. С этого дня Турин и стал постоянным местом пребывания семейной реликвии дома Савойских. В церковный обиход начинает внедряться название «Туринская плащаница». Группа католических епископов во главе с туринским кардиналом Чезаре Боромео дала торжественное заверение, что Туринская плащаница – подлинный погребальный саван Иисуса Христа и что она никак не пострадала от пожара 1532 года.

4 мая 1647 года для поклонения плащанице в Турин прибыли десятки тысяч паломников. Во время богослужения в кафедральном соборе и вокруг него толпой были задавлены насмерть десятки паломников.

Апрель 1868 года – принцесса Клотилда Савойская решила заменить черное шелковое покрывало Туринской плащаницы на малиновую тафту, изготавливаемую в Турине. Воспользовавшись этим, духовник принцессы, монсеньор Гастальди, позже туринский архиепископ, впервые начал внимательно изучать и измерять эту реликвию. Он установил, что она изготовлена на основе добротного хлопкового полотна размерами 410 см в длину и 140 см в ширину.

28 мая 1898 года на очередной выставке итальянский фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал Туринскую плащаницу. Во время изготовления фотографии Пиа с удивлением обнаружил, что лицо Иисуса Христа на негативе видится в реальном (позитивном) свете и четче, чем на самой плащанице и в ее позитивном изображении. Со своей сенсацией фотограф-любитель не преминул ознакомить через прессу широкую общественность. Сообщение Секондо вызвало бурную реакцию во всем христианском мире. Начался новый этап в истории Туринской плащаницы – начальный период ее научного изучения и принципиально новой, научной, волны ее апологетики и критики.

Напуганная бурным напором развития научных знаний и невиданного распространения в массах антиклерикализма и атеизма, королевская семья по совету католической церкви изъяла плащаницу с публичных выставок, закрыла доступ к ней каких бы то ни было исследователей, в том числе и богословских. «Исследование» Туринской плащаницы проводилось только на основании изучения ее истории и фотографии. Несмотря на скудный исходный материал, результаты были значительные. Во-первых, был собран огромный документальный – исторический и мифологический – материал о Туринской плащанице и плащаницах вообще; а во-вторых, исследователи извлекли все, что было возможно, из доступных им копий всех трех (один – крупным планом лицо, два других – отпечатки спереди и сзади всего тела) негативов и позитивов фотографа Секондо Пиа.

На основании обобщения данных были сделаны солидные доклады в различных светских академиях наук и на богословских конференциях, опубликовано много статей, брошюр и книг. Наиболее значительной среди публикаций была первая по времени, но не потерявшая своего значения и до сегодняшнего дня книга авторитетнейшего на то время католического богослова, каноника Улисса Шевалье под названием «Критический этюд о происхождении Святой плащаницы». Ряд дополнительных, вновь обнаруженных исторических документов, свидетельствующих о подложности Туринской плащаницы, был опубликован в книге французского богослова Мэли «Является ли подлинной святая Туринская плащаница?».

Но, с другой стороны, вскоре появился вал богословских и научных публикаций, в которых безапелляционно защищалась подлинность Туринской плащаницы. Побудительным толчком к такого рода публикациям послужило заявление мало кому известного французского профессора анатомии Ива Деладже, который 21 апреля 1902 года выступил на заседании Французской академии наук с докладом, в котором заявил, что на основании проведенного им изучения оставленного на Туринской плащанице отпечатка он установил: это отпечаток тела самого Иисуса Христа. Доказательством этого, по мнению профессора Деладже, были такие моменты: полное соответствие пропорций органов тела реальному телу; свидетельство изображения того, что на плащанице отпечаталось тело мужчины возраста 30–35 лет; тело покойника было сведено судорогой, обычной при насильственной смерти… Словом, профессор анатомии обнаружил, что на плащанице запечатлен труп человека, который умер в точном соответствии с рассказами Евангелия о муках и смерти Иисуса Христа.

Эффект разорвавшейся бомбы сообщения Ива Деладже усиливался еще и тем, что профессор анатомии при этом заявил, что он по убеждениям – атеист. Мало того, после такого заявления в заключение своего выступления докладчик сказал, что он меняет свои убеждения и сейчас размышляет, не принять ли ему католичество. Впрочем, в то время выступавшие с докладами во Французской академии наук могли разрешить себе, скажем так: побалагурить. Это вносило некоторую разрядку, пробуждало дремавших почтенных мэтров и, в силу этого, поощрялось. Не исключено, что весь доклад был не более чем шуткой разыгравшегося профессора.

После полуторачасового перерыва в тот же день на этом же заседании экспромтом выступил секретарь отделения физики Французской академии наук – всемирно известный химик Пьер Бертело. Он не оставил камня на камне от содержания доклада Ива Деладже. Вскоре в журнале Французской академии наук за подписью Деладже появилась статья негативного характера о Туринской плащанице. Но скандал уже вышел за рамки ученых кругов, и вокруг реликвии начали разгораться нешуточные страсти.

В том же году во Французской академии наук выступил биолог Поль Виньон с докладом о Туринской плащанице. С научной основательностью он доказывал, что на реликвии действительно отпечаталось тело умершего распятым на кресте мужчины 30–35 лет от роду. Он утверждал, что отпечатки лица и тела мужчины на полотне до мельчайших подробностей совершенно точны анатомически, что труп окоченел в рамках 72 часов после смерти; что человек умер от удушья, а на руках обнаружены следы того, что человек дергался на кресте и так далее – вплоть до обнаружения, что человека перед смертью били по спине кнутом с тремя свинцовыми наконечниками и надевали на голову терновый венец. Надо полагать, что отпечаток был по качеству сходен с современной цифровой фотографией…

Поднятая шумиха автоматически привела к обсуждению других реликвий христианства.

Во время споров о Туринской плащанице исследователи добрались до всех плащаниц, все еще демонстрируемых в католических храмах. Одно за другим исследования показали подложность всех этих реликвий. Наиболее шоковый характер носило заключение о подложности Безансонской плащаницы. На ней, кроме изображения тела умершего Иисуса Христа, присутствовала надпись на незнакомом языке. Об этой надписи вне всяких сомнений говорилось, что она сделана рукой самого Иисуса Христа (варианты: апостола Фомы; апостола Иоанна; апостола и евангелиста Луки, который изобразил на пеленах савана Иисуса Христа). Ученые обратились к тщательному изучению надписи на плащанице. И тут оказалось, что она сделана на… арабском языке, отражала взгляды ислама на Иисуса Христа и была произведена одновременно с изображением в XIV столетии… Безансонская плащаница сейчас надежно спрятана в монастырских хранилищах, и католическая церковь старательно делает вид, будто такой плащаницы и в природе не было.

После всех дискуссий были подмечены и учтены все несообразности и предложены естественные объяснения всех странностей плащаницы. Например, «анти-негативное» изображение, полученное фотографом, объясняется изменением красок, которому могли способствовать пламя пожара и солнечный свет. Таким образом, светлые места плащаницы со временем потемнели, а темные на их фоне стали выглядеть светлее.

И наконец, о самом главном затруднении с точки зрения религиозной веры. Почему те, кто видел Туринскую плащаницу в XIV и в начале XV столетия, в один голос свидетельствуют, что изображение на ней было столь ярким, что паломники видели как бы только что пролитую кровь, а сейчас все изображение и кровь на нем еле различимы и становятся видимыми только через пару минут внимательного рассмотрения? Иными словами: почему пелены савана Иисуса Христа на протяжении долгих пятнадцати столетий якобы сохраняли свою свежесть в условиях бесчисленных перемещений, неблагоприятных условий хранения и переменчивого климата, а за последние 300 лет тщательного ухода и хранения они изменилась до неузнаваемости и изображение на пеленах стало едва различимым? Если же признать, что Туринская плащаница сфабрикована в XIV столетии, тогда все становится на свои места.

Дискуссиям вокруг Туринской плащаницы в связи с фотографиями Пиа был положен конец публикацией 27 апреля 1902 года в парижском издании «Нью-Йорк Геральд» статьи М. Леопольда Делисле под красноречивым названием: «Ученые отвергли святость Туринской плащаницы». В ней автор, ссылаясь на заключение членов Парижской академии наук, написал, что «претензии на святость и достоверность Туринской плащаницы не имеют под собой никаких оснований». Доступ к Туринской плащанице и разговоры вокруг нее прекратились на долгие 30 лет.

В 1929 году Папа Римский Пий XI и фашистский диктатор Италии дуче Муссолини заключили между собой знаменитый конкордат, который объединил церковь с фашизмом в борьбе против коммунистов. Среди оружия в этой борьбе решено было использовать залежавшуюся было Туринскую плащаницу.

В мае 1931 года Туринская плащаница выставляется сначала во время венчания принца Умберта Пьемонтского (позже ставшего королем Италии под именем Умберто II Савойский) с принцессой Марией Бельгийской, а к концу недели – на поклонение верующим. В Турин прибыло около 2 миллионов паломников.

23 мая 1931 года фотограф Джузеппе Енри по предложению католической церкви сделал в различных ракурсах около 20 снимков Туринской плащаницы.

Папа Пий XI провозгласил празднование Юбилейного года возраста Иисуса Христа. С 24 сентября до 15 октября 1933 года в рамках этого юбилейного года для поклонения паломникам на паперти Туринского собора была выставлена Туринская плащаница.

Шумная компания вокруг этой реликвии неожиданно окончилась горьким разочарованием для ее апологетов. Поскольку она является неудачной копией погребального одеяния, которым обматывалось туловище покойника, то в ее исполнении была допущена обрядовая ошибка. Дело в том, что по библейскому, т. е. иудейскому обычаю голова покойника должна была обматываться отдельным куском материи, который назывался сударионом. Так вот, Туринская плащаница была без судариона. Для компенсации его отсутствия им был провозглашен сударион, который хранился в целестианском аббатстве Кадуина. Его называли Кадуинской плащаницей. Естественно, богословы тут же занялись прославлением Кадуинского судариона, к его изучению привлекли ученых. К концу 1933 года простодушные добросовестные исследователи – и богословы с ними – неопровержимо установили, что Кадуинская плащаница впервые появилась в христианском мире только в 1115 году, нарисована на египетском полотне X столетия, а надпись на ней – о ужас! – цитата из Корана на арабском языке. Кадуинскую плащаницу немедленно убрали с глаз долой, а о Туринской плащанице стали меньше говорить, боясь очередного скандала.

Проходит еще 20 лет, и папа Пий ХII объявляет 1950 год годом Юбилейным, в рамках планов которого в Ватикане созывается конгресс по Туринской плащанице. В том же году в США создается Гильдия святой плащаницы. Туринская плащаница вновь «изучается» только по прошлым фотографиям и историческим документам. Доступ к ней закрыт.

Согласно учению католической церкви, реликвии признаются святыми только в том случае, если вокруг них происходят чудеса, главным образом – исцеления больных. Причем происходящие чудеса должны быть достоверными, подтверждены доказательствами, свидетельствами. Туринская плащаница давно, чуть ли со времен своего первого появления в имении графа де Шарни в середине XIV столетия, чудес не творила. Подлинность плащаницы требовалось подтвердить новыми чудесами. И чудеса не заставили себя долго ждать.

В 1954 году Гильдия святой плащаницы организовала в Англии выставку фотографий Туринской плащаницы. В день праздника Пасхи герой Второй мировой войны, капитан Леонард Чешир, подрабатывавший в католической прессе, опубликовал свое «признание». Он писал, что у него было видение образа Туринской плащаницы, последствием которого стало его полное излечение от туберкулеза. Статья имела успех, и капитан начал раздавать советы, как получить выздоровление от фотографий Туринской плащаницы.

11 мая 1955 года к сподобившемуся чуда герою войны капитану Леонарду Чеширу обратилась с открытым письмом некая миссис Вероника Вуллман. У почтенной госпожи дочь Джозефина болела остеомиелитом, а созерцание фотографий Туринской плащаницы исцеления не приносило. У героя войны мать просила протекции для исцелении дочери при помощи непосредственного прикасания к Туринской плащанице. После долгих, но публичных согласований всего процесса доступа Джозефины к Туринской плащанице разрешение было получено. В Турине ради Джозефины сломали печати и открыли замки сейфа с плащаницей. Больной девочке разрешили положить руку только на покрывало Туринской плащаницы. Тотчас произошло чудо: девочка сразу почувствовала облегчение.

Как и было запланировано, о последовавшем чудесном исцелении Джозефины всеми средствами массовой информации была оповещена мировая общественность. Примерно так же происходили и фиксировались и другие чудеса вокруг Туринской плащаницы.

1 октября 1972 года в королевский дворец, проломив крышу, пробрался неизвестный и поджег часовню, в которой хранился контейнер с плащаницей. Часовня сгорела, но благодаря асбестовой крышке плащаница не пострадала. Злоумышленник обнаружен не был. Через два месяца по телевидению было объявлено о чуде сохранения Туринской плащаницы в огне. Об асбестовой крышке над плащаницей, сотворившей чудо, не упоминали.

23 ноября 1973 года Туринская плащаница впервые в цветном изображении была показана по телевидению. Показу предшествовала вступительная речь папы Павла VI.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.83.14 (0.054 с.)