Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повесть о ненастоящем человеке

Поиск

 

Как известно, изготовление фальшивых денег карается законом. И сроки, и место наказания – все подробно расписано в уголовном кодексе. Наказуется и подделка подписи – будь то завещание, акт или обычное письмо. Подделка картины тоже предусматривает солидное наказание. А вот как быть, если подделываются скелеты, камни, зубы? Причем зачастую из самых благородных побуждений. Ну просто мистификаторам очень хочется прославить родной университет. Или подтвердить фактами свою теорию. Или побыстрее заполнить нишу в эволюционной цепочке.

Вполне нормально, когда какая-то научная теория вызывает долгое непонимание. Или какая-то гипотеза через некоторое время оказывается опровергнутой. Многие постулаты удается доказать гораздо позже, чем они высказывались. А многие так никогда и не подтверждаются. Но с сожалением приходится признать, что и представители интеллектуальной элиты частенько не гнушаются явным обманом. Видимо, не только политикам свойственна страсть подтасовывать факты. Причем это касается самых разных областей науки.

 

Мистификации большие и малые…

 

Вот небольшая подборка больших и малых обманов и подтасовок.

• В начале XX века французский физик, член-корреспондент Французской академии наук Рене Блондло сообщил о поразительном открытии N-лучей, которые он назвал по аналогии с рентгеновскими Х-лучами (буква N обозначает город Нанси, где Блондло работал). По свидетельству ученого, они излучаются всеми видами материи, за исключением зеленых деревьев и некоторых металлов. N-лучи якобы проникали сквозь папиросную бумагу и платиновые пластины, и только калька и камень были для них непроницаемы. Блондло снискал лавры великого изобретателя. В период с 1903-го по 1906 год около 120 французских ученых опубликовали более 300 научных статей, в которых анализировался и объяснялся феномен N-лучей. Сам Блондло опубликовал 26 статей и книгу. Правда, никому, кроме изобретателя, не удавалось повторить его опыты, да и у него самого возникали трудности при демонстрации – эксперименты проводились в полутьме, наблюдать за действиями Блондло оказалось крайне затруднительно, даже назначение научной аппаратуры было неясно. В 1904 году появились первые статьи, авторы которых утверждали, что Блондло мошенничает, но еще в 1920-е годы некоторые ученые в Великобритании и Ирландии подтверждали существование N-лучей. Карьере Блондло это не повредило – он вернулся к электротехнике и опубликовал несколько хороших исследований. Историк науки Роберт Лагеманн, автор книги «Новый свет на старые лучи: N-лучи» (New Light on Old Rays: N Rays), пишет, что увлечение французских ученых N-лучами напоминало массовое помешательство.

• В середине января 2006 года стало известно, что норвежский онколог Йон Судбо придумал без малого тысячу фиктивных историй болезни, чтобы подкрепить ими свои выводы о возможности лечения рака ротовой полости нестероидными противовоспалительными препаратами (статью об этом он в 2005 году опубликовал в одном из самых авторитетных медицинских журналов «Lancet»). Примерно тогда же Стефана Виллиха, директора берлинского Института социальной медицины, эпидемиологии и экономики здравоохранения, обвинили в том, что он сознательно манипулировал данными клинических наблюдений, стремясь доказать, что сильный шум резко увеличивает вероятность острых нарушений сердечной деятельности.

• Известный германский биолог и философ Эрнст Геккель, восторженный последователь Чарлза Дарвина, в 1866 году открыл так называемый «биоэнергетический закон», согласно которому индивидуальное развитие человека в упрощенной форме повторяет все стадии развития эволюции человечества. То есть человеческий зародыш в процессе развития последовательно проходит стадии рыбы, земноводного и т. д. В качестве доказательства Геккель представил соответствующие изображения эмбрионов. Оказалось, Геккель «пририсовывал» недостающие детали. Подлог был обнаружен его коллегами, дело Геккеля вынесли на университетский суд. В 1950-е годы было окончательно доказано, что даже на самых ранних стадиях развития человеческий зародыш не тождественен зародышу рыбы, пресмыкающегося или птицы.

Иногда хитрить позволяли себе даже гении.

• Естествоиспытатель, монах и настоятель монастыря Грегор Мендель, как известно, был основоположником учения о наследственности. В середине XIX века он провел обширные опыты по гибридизации гороха. Мендель впервые выявил закономерности свободного расхождения и комбинирования наследственных факторов. Правда, ныне исследователи трудов ученого обращают внимание на то, что в его работах результаты экспериментов чрезмерно безупречны. Однако, судя по всему, Мендель не занимался научным мошенничеством – он просто вовремя останавливал опыт – в тот момент, когда получал удовлетворявшие его данные, или не учитывал те результаты, которые, по его мнению, недостаточно четко вписывались в теорию.

• Многолетний исследователь творчества Зигмунда Фрейда, обладатель многих научных премий Юджин Маллоу опубликовал книгу «Ошибки и мошенничества Фрейда» (The Faults and Frauds of Freud), где представил доказательства того, что создатель теории психоанализа фабриковал доказательства. Теория Фрейда основана на историях шести человек, с которыми он долгое время работал в качестве врача. Однако, исследовав архивы Фрейда, Маллоу пришел к выводу, что один из пациентов прекратил посещать Фрейда через три месяца после начала терапии, а двое пациентов вообще никогда не имели с ним дела. Из трех оставшихся только один делился с Фрейдом своими подсознательными страхами. Отсюда следует, что создатель психоанализа базировал свою теорию на рассказах одного-единственного человека. Маллоу считает, что Фрейд пошел на подлог совершенно сознательно, так как считал, что психоанализу невозможно научиться по книжкам – специалист по психоанализу обязан самостоятельно проводить анализ поведения человека.

• Государственный деятель, дипломат, политик, писатель, просветитель, многосторонний ученый-натуралист Бенджамин Франклин занимает исключительное место в истории США. Недаром его изображение – единственного не президента – поместили на долларовых банкнотах. Он много занимался изучением электричества и вошел в историю физики как основатель экспериментальной науки об атмосферном электричестве. Принято считать, что именно Франклин летом 1752 года первым в мире запустил в грозовое облако змея, который нес на себе заостренную проволоку, и с его помощью извлек из тучи электрические разряды. Однако, похоже, Франклин никогда не проводил этот опыт. Недавно американский историк техники Том Таккер тщательно изучил оригинальные сообщения об этом эксперименте и пришел к выводу, что он является продуктом вымысла. Построенный на основе инструкций Франклина змей, возможно, и взлетел бы при сильном ветре, но никогда не мог бы подняться с грузом весом в 0,5 кг. Чтобы это стало возможным, площадь обтяжки змея должна была бы во много раз превышать площадь даже самого большого из носовых платков, которые были в ходу у жителей североамериканских колоний. Есть и другие противоречия, которые позволяют сильно усомниться в том, что Франклин и в самом деле изготовил и запустил своего электрического змея. Скорее всего, этот эксперимент существовал лишь в его воображении. Таккер не сомневается, что Франклин действительно впервые в мире придумал план эксперимента по запуску в грозовое облако змея с проводящим электродом. Он даже правильно предсказал его результаты, что впоследствии подтвердили европейские ученые, которые действительно осуществляли подобные опыты. Иначе говоря, Франклин проделал лишь мысленный эксперимент, но сообщил о нем как о состоявшемся.

Рекордное количество широко известных научных подлогов и фальшивок связано с исследованиями в истории, палеонтологии, археологии. Примеры подобных подлогов – например, «творческое редактирование» или добавления в древние манускрипты – прослеживаются со времен раннего Средневековья. Однако эра бурного научного прогресса дала множество новых образцов подделок, выполненных на очень высоком техническом уровне.

• Вероятно, один из наиболее удивительных примеров антропологической выдумки, причем непонятно чем обоснованной, является история Джорджа Псалманазара. В 1704 году этот человек прибыл в Англию, где рассказывал всем желающим (в том числе и серьезным ученым) о том, что был захвачен в плен аборигенами острова Формоза (ныне Тайвань). Истории Псалманазара попали в морские лоции, книги по географии и т. п. Как вскоре выяснилось, Псалманазар просто-напросто выдумал язык, культуру, религию, календарь и нравы обитателей Формозы. Зачем он это сделал – непонятно. Остается объяснить эту выходку его преувеличенным чувством юмора или желанием прославиться.

• В 1884 году на Атлантическом побережье США в штате Делавэр археолог Харальд Крессон обнаружил древнюю подвеску, изготовленную из морской раковины, на которой был изображен мамонт. Как археолог, Харальд Крессон был практически неизвестен вплоть до своего сенсационного открытия, после него же об ученом заговорили во всех исторических кругах. Из его небольшой находки следовали сразу два сенсационных вывода: во-первых, мамонты обитали не только в Сибири, но и в Северной Америке, а во-вторых, североамериканские мамонты дожили практически до наших дней. Эти теории просуществовали до 1988 года, когда историк Джеймс Гриффин опубликовал в журнале «American Antiquity» статью, в которой доказывал, что подвеска подделана, поскольку, во-первых, гравировка была почти точной копией изображения мамонта, обнаруженного в Европе, а во-вторых, радиоуглеродный анализ показал, что раковина появилась на свет не ранее полутора тысяч лет назад, (не исключено, что с тех пор прошло всего лишь 500 или 200 лет). Теоретически можно допустить, что мамонты действительно могли обитать где-то на просторах Северной Америки в эту эпоху, но, должно быть, они сильно измельчали, иначе непонятно, почему до сих пор не удалось обнаружить никаких останков этих животных.

• В 1927–1928 годах английский археолог Чарлз Леонард Вулли обнаружил в царском некрополе гробницу царицы I шумерской династии Ура Шуб-Ад (около 2600 г. до н. э.). Останки покойной, лежащие на деревянных носилках, были укутаны в плащ, усеянный бусами из золота, серебра и драгоценных камней. На голове ее находился сложный убор, составленный из множества золотых «лавровых» листочков и золотых лент с подвесками из лазурита. Золотые серьги имели форму полумесяца. В шахте гробницы были также инкрустированная доска для игры, выложенная раковинами и красно-голубым камнем арфа, несколько драгоценных сосудов, деревянные салазки с мозаичным орнаментом и останки пары быков.

Мы поместили сюда это сообщение не потому, что захоронение принадлежит кому-то другому или его возраст определен неправильно. Просто в течение полувека царицу Шуб-Ад представляли себе юной красавицей с правильными чертами лица в шляпке из золотых листьев. А на самом деле шумерская царица была коренастой дамой старше среднего возраста с широким плоским лицом, широким же носом и толстыми губами. А произошла эта путаница потому, что Вулли ездил на раскопки не один, а со своей молодой женой. Поэтому вполне естественно, что, обнаружив драгоценный головной убор, он не удержался и водрузил его на голову своей супруги. Так его и сфотографировали. И никто в течение последующих пятидесяти лет не задумывался о том, что умершая две с половиной тысячи лет назад дама на удивление свежо выглядит.

• Сходный казус произошел со знаменитой Клеопатрой. Оказывается, вопреки привычному для большинства обывателей мнению, Клеопатра была, мягко говоря, далека от нынешнего эталона женской красоты. Образ Клеопатры, покорительницы мужских сердец, слился у современного человека с Элизабет Тейлор в одноименном историческом фильме – темное каре, раскосые миндалевидные глаза. Несмотря на допотопные, по современным меркам, съемки и весьма отдаленный от исторической истины сюжет – ассоциация сохранялась и поддерживалась другими произведениями до настоящего времени. И вот тут как раз «разоблачению» царицы помогли археологи. Точнее найденные ими монеты. Последнее открытие ученых-антропологов поменяло все с точностью до наоборот… Клеопатра, можно сказать, оказалась мегерой и горгоной в одном лице. Ученые давно предполагали, что Клеопатра далеко не красавица, о чем свидетельствовали некоторые прижизненные статуи: скульптуры представляют покорительницу мужских сердец маленькой, кривоногой и носатой. Однако то, что археологи открыли сейчас, выглядит поистине устрашающе. Представить настоящий облик Клеопатры позволила находка, сделанная группой ученых, возглавляемой генеральным секретарем Высшего совета по древностям Египта Захи Хавасом. В 250 км к югу от Каира археологи отыскали многочисленные предметы III в. до н. э. – III в. н. э. Среди находок было обнаружено большое количество бронзовых монет 35 года до н. э. с изображением профиля некой безобразной женщины. Как выяснилось, это и есть легендарная «красавица Клеопатра». «Эти монеты подтверждают, что у Клеопатры был неправильный профиль: орлиный нос, острый, выпирающий подбородок и глубоко посаженные глаза», – сообщил Аристид Мальнати, специалист из Миланского католического университета. Современные мужчины могут успокоить себя тем, что умных красавиц не бывает: «У нее был облик ученой женщины, каковой она и была, ведь известно, что кроме греческого царица владела латынью, ивритом, арамейским и египетским языками», – объясняет доктор Сюзан Уокер из Британского музея. Так что самых могущественных мужчин своего времени великая соблазнительница покоряла не внешностью, а умом. Очарование Клеопатры основывалось на ее интеллекте, манере говорить, одеваться и двигаться, а также на великолепном владении секретами обольщения. Именно благодаря этому она смогла соблазнить великого императора Цезаря и довести до сумасбродства храброго воина Марка Антония.

• Во второй половине XIX века юг России буквально накрыла волна всевозможных подделок, что диктовалось большим спросом на античные вещи из курганов и раскопанных городищ. Подделывали даже предметы, которых в принципе не могло быть в Северном Причерноморье, например этрусские расписные вазы. Фальшивки заполонили частные русские собрания, «ольвийские древности» обнаружили в музеях Кракова, Франкфурта-на-Майне и Парижа. За них были уплачены огромные деньги. Власти не вели никакой борьбы с мошенниками, так как, скорее всего, сами были в доле.

Вершиной же фальсификации стала тиара Сайтафарна (шлемообразный головной убор персидских царей и римских пап).

Надо сказать, что сам царь – лицо историческое. Имя Сайтафарна было известно ученому миру из почетного декрета в честь ольвийского гражданина Протогена. Этот документ свидетельствовал, что Ольвия была в конце II века до н. э. данницей скифских царей. В Канкит время от времени являлся царь Сайтафарн со своим войском и «требовал даров», которые Протоген несколько раз платил из собственных средств. Экспертная комиссия, изучив тиару и сопоставив увиденное с тем, что было известно науке о скифском царе Сайтафарне, резюмировала: «Тиара выполнена высокопрофессионально, вдобавок с использованием таких знаний, какими могли обладать только специалисты. Тиара, скорее всего, была изготовлена и подарена скифскому царю в знак примирения во время конфликта, упоминаемого на плите. Недостающий текст о тиаре предположительно был размещен в том месте, которое отсутствует (угол плиты отбит). Шрифт же надписи на тиаре во всех деталях совпадает со шрифтом декрета в честь Протогена. Сама надпись, с точки зрения греческой эпиграфики, безупречна. Вывод – тиара представляет огромную историческую и художественную ценность». И тиара заняла почетное место в витрине Лувра. А между тем сотрудникам музея очень не помешало бы поближе познакомиться с прежним хозяином тиары.

Началась же эта история с того, что в марте 1896 года в Вене объявился некий элегантный господин по фамилии Гохман, назвавшийся торговцем древностями, и предложил антикварам Императорского музея купить у него золотую корону древнего скифского царя. Специалисты изъявили желание поближе ознакомиться с предлагаемым шедевром, а когда узрели его, пришли в восторг. И было от чего: роскошная остроконечная золотая шапка высотой 18 см и весом почти в полкилограмма, с великолепной резьбой и надписью. По нижнему фризу шли сцены из жизни скифов, по верхнему – сюжеты мифов из «Илиады». Между ними, по кругу, была изображена городская стена с башнями и надпись на древнегреческом: «Царю великому и непобедимому Сайтафарну совет и народ ольвиополитов». Тиара превосходно сохранилась, работа была изумительная. Лишь в одном месте виднелась небольшая вмятина (похоже, от удара мечом) и многочисленные царапины, но украшения вокруг не пострадали.

До этого Гохман побывал в Британском музее, но там он имел репутацию проходимца и англичане не захотели даже взглянуть на тиару. А вот венцам мысль о подделке даже не пришла в голову. Тем не менее, от покупки антиквары все же отказались – Гохман заломил неслыханную цену. Вскоре он уехал, поручив двум венским антикварам – Шиманскому и Фогелю – заняться продажей короны. Так и не сумев сбыть ее в Вене, они перебрались в Париж и там предложили корону Лувру. Ученые авторитеты братья Рейнаки, знаменитые эпиграфисты Фукар и Олло, директор национальных музеев Франции Кемпфен в течение нескольких дней подвергали тиару самому дотошному анализу и не нашли ничего подозрительного. Так корона Сайтафарна стала собственностью Франции за колоссальную по тем временам сумму в 250 тысяч франков. Шедевр поместили в витрине Лувра, и парижане толпами повалили в музей полюбоваться сокровищем.

А между тем его изготовили не безвестные ольвийские мастера, а одесский ювелир И. Рахумовский – человек, не имеющий никакого художественного образования, подлинный самородок из провинциального белорусского городка Мозырь. Без каких-либо учителей он достиг таких вершин в ювелирном деле, что, когда собрался в Киев, там не нашлось ни одного гравера, который мог бы чему-нибудь его научить.

В 1892 году тридцатилетний ювелир переселился в Одессу. Здесь его никто не знал, поэтому сразу рассчитывать на хорошие заказы не приходилось. Мастер попал в сети ловких мошенников, которые предложили ему делать фальшивый антиквариат по предоставляемым копиям. От него не скрывали, что копии будут использоваться для подарков влиятельным лицам, но именно как копии или оригинальные вещи на античные мотивы. Рахумовский устраивал жуликов больше других ювелиров, так как один выполнял работу чеканщика, гравера и ювелира. Он согласился, потому что задумал шедевр – золотой «Саркофаг со скелетом».

Надо отметить, что, в отличие от французов, российские ученые не признали тиару, приобретенную Лувром, подлинной. Им представлялось невероятным, чтобы о столь крупной находке не было ни сплетен, ни слухов. Такую же точку зрения высказал и немецкий ученый Фуртвенглер. Он отмечал, что изображения на тиаре грешат разностильностью, которую античный мастер допустить не мог. Но французы лишь снисходительно улыбались и все «происки» приписывали зависти.

Через год в Одессе состоялся судебный процесс против Гохмана, которого коллекционер Суручан обвинял в продаже подделок. На процессе первый раз упомянули имя Рахумовского, предполагаемого автора тиары Сайтафарна. Опять пошли всевозможные толки и пересуды, но французы и на этот раз «отбились»: речь уже шла не о подделке или подлиннике, а о чести Французской академии наук, которая не могла позволить себе так обмишулиться.

Спустя семь лет парижская газета «Матэн» опубликовала статью некого Элина, работника «фабрики» подделок произведений искусства. Этот ювелир объявил, что именно он автор тиары, которую изготовил по спецзаказу. Элина разоблачили на следующий же день: как выяснилось, названный им заказчик умер за четыре года до того, как «сделал заказ».

«Матэн» не собиралась сдаваться и скоро опубликовала еще одну статью русского ювелира, который утверждал, что изготовление тиары – дело рук Рахумовского. Последний – честный человек и не ведал, что творит для мошенников. Еще одно письмо прислала в редакцию проживавшая в Париже русская дама, которой Рахумовский признавался, что видел свое детище в Лувре, но боится заявлять об авторстве.

На некоторое время тиара стала гвоздем сезона. Посмотреть на нее собиралось столько же народа, сколько гораздо позже – на то место, где висела украденная «Джоконда».

Одновременно в Одессе был допрошен полицией Рахумовский. Он сознался в авторстве, но отрицал свою причастность к продаже. Рахумовский изъявлял готовность прибыть в Париж и расставить все точки над i. Лувр предоставил ему такую возможность, тиару убрали из экспозиции, а главным экспертом по вопросу о подлинности тиары назначили профессора Сорбонны и члена академии Клермона-Ганно.

Рахумовский приехал в Париж и тут же был атакован корреспондентами, хотя расследование держалось в тайне. На все вопросы, как ему удалось достичь таких вершин в подделке античных памятников, Рахумовский со смехом отвечал: «Да это не искусство, это мелочь, безделица! Вот если бы вы видели мой саркофаг!»

«Саркофаг со скелетом», над которым мастер трудился целых 9 лет, был его гордостью. В золотом миниатюрном саркофаге, украшенном сценками, символизирующими разные этапы человеческой жизни, помещалась фигурка длиной около 10 см, состоявшая из 167 золотых костей, в точности имитирующих натуральный человеческий скелет! Эта работа Рахумовского удостоилась золотой медали на выставке Салона французских художников. Расследование заняло около двух месяцев. Рахумовский предъявил сделанные им эскизы четырех фрагментов. Клермон-Ганно «пытал» его в течение восьми часов, надеясь поймать на мелочах, но ничего не добился. Рахумовский даже назвал книги, из которых брал сюжеты во время создания тиары. Это были очень популярные в то время книги «Русские древности в памятниках искусства» и «Атлас в картинках к Всемирной истории». В них имелись некоторые графические искажения, все они «перекочевали» на тиару. Но Клермон-Ганно не хотел сдаваться даже перед очевидным. Он предложил Рахумовскому по памяти изготовить часть тиары. Она оказалась точной копией того, чем гордился Лувр. Больше французы сопротивляться не могли. Братья Рейнаки, правда, еще некоторое время отстаивали возможность того, что тиара подлинная и лишь доделанная современным реставратором. Но их никто не слушал.

Тиару передали в Музей современного искусства, но потом вернули в Лувр, где она находится и теперь в отделе подделок.

Израиль Рахумовский так и остался жить в Париже. Талант не принес ему богатства – он умер в бедности и безвестности в 1936 году. Гохман после революции эмигрировал в Германию. Вскоре в одной частной берлинской коллекции появился серебряный позолоченный ритон[8] с рельефными фигурками скифов. После войны газеты сообщили, что Лувр приобрел новый «памятник античной торевтики[9] первостепенного значения». На этот раз отрезвление наступило мгновенно. Из Москвы пришло сообщение А. Передольской, что аналогичный ритон хранится в Историческом музее в коллекции подделок.

• Еще один скандал разразился, когда музей «Метрополитен» решил проверить подлинность превосходных античных статуй этрусских воинов высотой в человеческий рост. Не дожидаясь разоблачения, итальянский фальсификатор Альфредо Фиоровати сам признался экспертам, что это его подделки. Ему не поверили, тогда Альфредо предъявил указательный палец «этрусского воина», который считался навеки утраченным. Оказалось, что образцом для фигур воинов синьору Фиоровати послужила фотография маленькой статуэтки из берлинского Альт-музеума. А для модели голов он использовал рисунок на одной из этрусских ваз, хранящихся в том же музее «Метрополитен».

• К экстравагантному способу подделки – «раскрутке» вымышленного художника с экзотической биографией – в 70-е годы прошлого века прибегла австралийка Элизабет Дурак (фамилия настоящая). За несколько лет она написала сотни картин от имени несуществующего художника-аборигена Эдди Бурропа. Миссис Дурак четко уловила моду на «наивное искусство». Подделка раскрылась, когда художницу попросили предъявить лично Бурропа. Нанятый художником туземец оказался алкоголиком и даже не смог вывести на листе бумаги ровную линию. Элизабет отделалась символическим наказанием – суд учел, что благодаря ей во всем мире вырос интерес не только к искусству аборигенов, но и ко всей Австралии.

• Еще один случай масштабной фальсификации – история с пасхальными яйцами Карла Фаберже. Они сегодня одни из самых дорогих произведений ювелирного искусства – цена на них ныне составляет миллионы долларов. Известно, что Фаберже создал всего 50 так называемых императорских пасхальных яиц. Большинство из них находится в музеях. О судьбе восьми яиц ничего не известно. Еще в советские годы нашлись талантливые пройдохи, которые сумели воспользоваться этим пробелом. Сюжет, кстати, потом лег в основу фильма из сериала «Следствие ведут знатоки».

Наум Николаевский, Эдуард Зингер, ювелир Василий Коноваленко подошли к вопросу массового производства яиц «под Фаберже» основательно. По дореволюционному справочнику «Весь Петербург» они нашли фамилии мастеров, отыскали их родственников и потомков, выкупили документы, эскизы. В Риге обнаружили настоящие клейма. Для штамповки подделок фальсификаторы использовали базу Кировского и Балтийского заводов. На заводских станках и прессах они столько яиц «снесли», что сейчас эксперты с сомнением косятся даже на настоящие. Впрочем, это не мешает разоблаченным фальшивкам работы Николаевского и Коноваленко находиться в крупнейших собраниях мира. Музеям Кремля также досталось их пасхальное яйцо, конфискованное таможней у двух африканских дипломатов. В музее сразу определили, что это подделка, но оставили в коллекции. Яйцо, состоящее из двух половинок и украшенное царским вензелем, помещено на подставку из трех золоченых орлов. Такое же яйцо было продано на аукционе «Сотбис» как произведение Юлиуса Раппопорта, ведущего мастера Фаберже, за 60 тысяч швейцарских франков.

• Гарантировать 100-процентную подлинность тех или иных предметов искусства сегодня не может никто. А появление новых методик определения подлинности ведёт к открытию всё новых и новых фальшивок. Так, в 1965 году выяснилось, что портрет графа Веллингтона в Лондонской национальной галерее, приписываемый Гойе, – подделка. Потом оказалось, что в Музее Корнеля хранятся подделки Коро. За всю свою жизнь Коро написал примерно 600 картин, но только на американском рынке их «гуляет» около трех тысяч. В музее Метрополитен из 66 предметов утвари 8-тысячелетней давности, привезенных с раскопок в Турции, только 18 действительно древние. В каталоге Национального музея в Стокгольме указано около 300 произведений, данные которых изменились в период между 1972 и 1989 годами. Хорошо известен и портрет Антонио Брокардо работы Джорджоне из Будапештского музея. Но мало кто знает, что его авторство менялось семь раз.

• Забавный курьез произошел с ацтекскими черепами из горного хрусталя. Прежде были известны два черепа, подлинность которых считалась неоспоримой: один находится в Музее человека в Париже, другой – в Британском музее в Лондоне. Они способны испускать свет благодаря преломляющим свойствам горного хрусталя. В середине 1960-х годов в Швейцарии появился третий череп. Специалисты высказали мнение, что это современная подделка. Микрофотографический и микроскопический анализы должны были обнаружить следы механической обработки, поскольку исключалось, что фальсификатор использовал способ ацтеков – полировку вручную. Эта работа заняла бы 30–40 лет. Результаты исследования поставили экспертов в тупик. Череп не носил никаких следов механической обработки. Он был отшлифован в манере ацтеков. А вот ацтекский символ смерти, хранящийся в Британском музее с 1897 года, был вырезан и обработан инструментами, которые использовались в Европе XIX века.

• В перуанской деревне Чукито, как стало известно не слишком давно, существует уникальный храм Изобилия инков, который представляет собой скальный прямоугольник с многочисленными каменными скульптурами в виде фаллосов. Считалось, что храм существует уже сотни лет, и что женщины древней цивилизации инков приходили сюда, чтобы вымолить себе у богов богатое потомство. До сих пор местные жительницы, которые не могут забеременеть, посещают этот храм. Однако специалисты-историки обнаружили, что этим развалинам от силы 12 лет. Жители деревни Чукито собственноручно построили «руины» с целью привлечь как можно больше туристов. Роландо Паредес, директор Института культуры города Пуно, утверждает: «Просто люди грамотно создали миф».

 

Религия – опиум для народа?

 

С великой осторожностью мы хотим затронуть еще один пласт фальшивок и мистификаций, который то и дело пересекается с нашей темой, – мощи святых и прочие чудотворные реликвии.

Сначала условимся – мы не ставим под сомнение само существование святых и мучеников – это не наша задача. Нам интересен сам феномен поклонения святыням – фетишизма, если хотите. Но если настоящий фетишист (в психиатрическом смысле этого слова) не настаивает на уникальности, например женских туфелек, к которым его непреодолимо тянет, а удовлетворяется туфельками вообще, то в случае со святыми мощами мы сталкиваемся со святой верой в то, что святыни – настоящие, единственные и неповторимые. Они – те самые, которые… Но откуда и зачем вообще возникла эта традиция – хранить в церквях и монастырях кости людей, давно отошедших в мир иной?

Первые христиане – и по рассказам Библии, и по свидетельствам достоверных исторических данных – молились своему Богу «в Духе и в Истине». Кроме крещения в воде и возложения рук, у первых христиан до начала III столетия никаких обрядов и никаких предметов поклонения не было. Церковные верхи того времени блюли чистоту первоначального христианства апостольских времен. Когда среди христианских общин появились изображения рыбы, которые символизировали собой Иисуса Христа, и креста как символа спасения через страдания на земле, то многие церковные авторитеты громогласно заявляли, что христиане не поклоняются этим символическим изображениям. Став же государственной религией, христианская церковь постепенно – не без колебаний и не без мук – вводит обряды, обрастает культовыми предметами. Но только на соборах в 787-м, а затем окончательно – в 843 году христианская церковь обязала исполнять строго установленные обряды и порядок богослужений, молебны и молитвы, почитание икон, христианских реликвий и церковной иерархии. В это время утверждаются к поклонению якобы уже найденные ранее реликвии (крест, на котором распяли Иисуса Христа, остатки одежды апостолов, волосы Богородицы, мощи святых и тому подобное). Начали появляться и материализоваться те вещи, о которых рассказывается в Библии. Все священные предметы и места в современном Иерусалиме – Голгофа, Гроб Господень, путь Иисуса Христа от судилища до Голгофы, Горница Тайной вечери Иисуса Христа со своими апостолами, дорога входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне своего распятия и все прочее – это не что иное, как сооруженные в натуральную величину на открытом воздухе евангельские муляжи. Ведь Иерусалим дважды – в 70-м и в 135 году – был до основания разрушен; от сооружений евангельских времен в нем не осталось камня на камне. После окончательного разрушения Иерусалима по нему плугом вдоль и поперек пропахали борозды. От старого Иерусалима осталась только часть крепостной стены длиной в 185 м. Это так называемая Стена Плача.

С конца IV столетия в христианстве полуофициально начинают собирать различного рода материализованные святыни и поклоняться им. После этого почитают останки святых отцов – их мощи. Затем вводится почитание икон, обретение икон чудотворных. Начинается священная распродажа евангельских реликвий, дублирование этих реликвий. Установлено, что разошедшиеся по христианскому миру кусочки из Креста Господня в своей массе могли быть собраны не менее чем с нескольких сотен подобных Крестов. Среди библейских реликвий появляются слезы Богородицы, волосы младенца Иисуса, и даже кости тех тощих коров, которые приснились библейскому фараону. Еще больший спрос был на мощи святых. Например, в Евангелии от Луки рассказывается, что по приказу царя Ирода Антипы Иоанну Крестителю отрубили голову. Древние христианские сказания утверждали, что тело Иоанна Крестителя было сожжено вместе с его отрубленной головой. Но с VI столетия церковники начали «обретать» головы Иоанна Крестителя и выставлять их на поклонение. Таким образом накопилось семь «подлинных» голов Крестителя. В честь обретения каждой из голов в католической и православной церкви установлены отдельные, соблюдаемые до сих пор, праздники (!).

Попробуем разобраться: а много ли вообще в христианском мире настоящих, заслуживающих почитания святынь?

Орлеанская дева

Одной из главных достопримечательностей епархии церковного музея города Шинона до последнего времени считались останки девы-воительницы, воплощения духа несгибаемой Франции Жанны д’Арк. Той самой Орлеанской девы, которую отцы церкви сначала обвинили в колдовстве и ереси и сожгли, а в 1920 году причислили к лику святых. К сожалению, недавно гордость французских церковников была серьезно ущемлена. То немногое, что осталось от французской героини, оказались фальшивкой. Об этом заявил в журнале «Nature» судебный медик Филипп Шарлье с коллегами.

Происхождение останков тоже довольно нестандартно. Сосуд с ними был обнаружен на чердаке одной из парижских аптек в 1867 году. На сосуде была надпись: «Останки, найденные под столбом, на котором сожгли Жанну д’Арк, Орлеанскую деву». А внутри находились обломок обугленного с виду человеческого ребра, кошачье бедро (в Средние века было принято бросать в костры с ведьмами черных кошек), пятнадцатисантиметровый обрывок полотна, вроде того, в которое одевали приговоренных к сожжению, и несколько обугленных деревянных щепок.

Сомнения в подлинности останков Орлеанской девы возникли у Шарлье из-за нестыковки исторических свидетельств. Существуют довольно подробные записи очевидцев, где подчеркивается, что некоторые органы казненной сопротивлялись сожжению – тогда это было воспринято как чудо. Чтобы потом они не стали предметом поклонения, Жанну д’Арк сжигали трижды. Только в 1909 году ученые заявили, что найденные останки «с высокой вероятностью» могут действительно быть останками Жанны д’Арк. Тем не менее сомнения оставались.

С разрешения церковных властей Шарлье с коллегами взяли останки Девы на исследование. Они применили множество способов, вплоть до инфракрасной, атомно-эмиссионной, массовой, электронной спектроскопии, анализа пыли и пр., но самое интересное, что первый успех принесла одорологическая экспертиза, то есть экспертиза запаха, которую проводили специалисты парфюмерной промышленности Франции. Это, кстати, был первый случай в истории палеопатологии, когда к исследованию привлекались специалисты по запахам.

Именно они обнаружили слабый запах ванили, исходящий от останков. Как судебный медик, Шарлье знал, что запах ванили появляется во время разложения тела, но никак не при кремации. Знал он также, что этот запах свойствен мумиям.

После этого дело пошло быстрее. Дальнейшие исследования неопровержимо доказали, что останки принадлежат именно египетской мумии. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст мумии – более двух тысяч лет (III–VI века до н. э.). Черная корка на ребре и на кошачьей бедренной кости не есть результат обугливания, а связана с воздействием древнеегипетских бальзамирующих жидкостей. И даже дерево оказалось подделкой, поскольку щепки были сосновыми, а в Нормандии сосны не росли и не растут, зато сосновая смола входила в состав древнеегипетских б



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.196.68 (0.017 с.)