Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказка о потерянной и найденной жемчужине
У одного сарацынского царя выпала дорогая жемчужина из венца, и, прежде чем успели ее поднять, подскочила крыса, проглотила ее и убежала. Обратился тот царь к р. Пинхасу, прося его отыскать жемчужину. – Что я, колдун, что ли? – отвечает р. Пинхас. – Имя твое, учитель, – говорит тот царь, – славится повсюду, и к тебе, как к угоднику Божьему, обращаюсь я за помощью. И было повеление от р. Пинхаса всем крысам того места явиться. Оказалась одна с необыкновенно выгорбившейся спинкой. – Вот эта! – заявил р. Пинхас. И крыса, подчиняясь его велению, отдала жемчужину обратно. (Иеруш. Дем.)
Р. Иуда‑Наси (Раби, Рабену Га‑Кадош)
Обмен детьми
Вышел указ, воспрещающий совершать обряд обрезания. А у р. Симеона бен Гамлиеля как раз к тому времени родился сын, прозванный впоследствии Рабену Га‑Кадош[185]. – Мыслимо ли, – сказал себе р. Симеон, – повеление Господа нашего нарушить, а приказание этих нечестивцев исполнить? Не колеблясь нисколько, он совершил обрезание новорожденного. Узнал об этом начальник того города и, призвав р. Симеона, спрашивает: – Как дерзнул ты нарушить повеление кесаря? – Я исполнил повеление Бога, – отвечает р. Симеон. – Слушай, – говорит начальник, – я, правда, должен оказывать тебе всяческий почет и уважение, как главе народа. Но тут дело касается императорского указа, и я этого так оставить не могу. – Что же ты намерен сделать? – Отправить тебя в Рим, и пусть кесарь сам решит, как поступить с тобою. Отправил начальник к кесарю жену р. Симеона с новорожденным. После целого дня пути остановилась мать с ребенком на ночлег в доме одного знакомого римлянина. У этого римлянина также был новорожденный сын, которому отец дал имя Антонин. Мать Антонина, увидя жену р. Симеона, с которою была дружна, спрашивает: – По какому случаю ты здесь? Рассказала ей жена р. Симеона: так и так, вышел приказ кесаря, но мы с мужем не послушались, совершили обрезание, и вот везут меня с ребенком к кесарю. Услыша это, римлянка говорит: – Если желаешь, возьми с собою к кесарю моего сына (он не обрезан, конечно), а твой пусть остается у меня до твоего возвращения. Жена р. Симеона так и поступила и с подмененным ребенком отправилась к кесарю.
Обнаружилось, что ребенок необрезанный. Разгневался кесарь на того начальника и подверг его строжайшему наказанию, а мать с ребенком отпустил с миром.
Вернулась она к своей подруге, матери Антонина, и та сказала: – Так как небесам угодно было через меня совершить чудо тебе, а через моего сына твоему сыну, то пусть эти дети наши станут добрыми друзьями на всю жизнь. (Бет‑Гам., 6; Тосеф., Аб. – З., 10)
Восемь благ
Р. Симеон бен Менасия говорил: – Восемь благ насчитывали наши мудрецы в награду благочестивым: красоту, силу, богатство, почет, глубину ума, долгоденствие, седину благословенную и многочисленное потомство. Всех этих благ вместе удостоился Раби и дети его. (Аб., гл. 6)
Из‑за теленка
В продолжение тринадцати лет поражен был Раби тяжкой болезнью. И болезнь его, и исцеление произошли от случая. Однажды вели по улице теленка на бойню. Когда резники поравнялись с проходившим в то время Раби, теленок вырвался и, подбежав к Раби, с жалобным ревом спрятал голову в полы его одежды, как бы умоляя заступиться за него. Но Раби отогнал теленка, говоря: «Ступай, куда тебя ведут – ты на то и создан!» – Он не знает жалости, – сказали на небе, – пусть же он сам испытает страдания. И в ту же минуту Раби поразил тяжкий недуг. Исцеление же его произошло от следующего случая: Убирая в доме, служанка нашла выводок хорьков и вознамерилась вымести крошек‑зверьков вместе с мусором. Увидя это, Раби закричал ей: – Оставь их! Милость Господа на всех творениях Его. И тогда сказали на небе: – Он смиловался, – смилуемся и над ним. (Б. – М., 84; Береш. – Р., 33)
В голодный год
Однажды в голодный год Раби открыл свои зернохранилища, заявив: – Пусть приходит всякий, учившийся чему‑нибудь: Св. Писанию, Мишне, Талмуду – галахе ли, или агаде. Круглым же невеждам вход сюда закрыт. С трудом удалось пробиться туда р. Ионатану бен Амраму. Подошел он к Раби и говорит: – Учитель, дай мне на пропитание. – Учился ли ты, сын мой, Св. Писанию? – спрашивает Раби. – Нет. – Мишне? – Нет. – Какое же право ты имеешь на даровое пропитание? – Учитель! Накорми меня, как ты накормил бы собаку или ворона.
Велел Раби выдавать ему на пропитание. Но вскоре же начал раскаиваться в этом: следовало ли, все‑таки, давать хлеб какому‑то невежде? – Отец, – заметил ему сын его р. Симеон, – если я не ошибаюсь, человек этот один из твоих бывших учеников. Зовут его Ионатан бен Амрам, и он известен тем, что никогда за всю жизнь свою не позволял себе извлекать малейшую пользу из своего звания ученого. Удостоверившись в этом, Раби объявил: – Отныне житницы мои открыты для всех без исключения. (Баба‑Б., 5)
Двенадцать вдов
Было тринадцать братьев. Двенадцать из них умерли бездетными. Приходят их вдовы к Раби и требуют, чтобы оставшийся в живых женился на них, согласно закону[186]. – Учитель! – говорит тот, – я не имею достаточно средств, чтобы кормить их всех. – Мы сами будем содержать дом, – заявляют вдовы, – каждая из нас по одному месяцу в году. – А в високосные годы кто же возьмет на себя издержки на лишний тринадцатый месяц? – Это я принимаю на себя, – заявляет Раби и, пожелав им счастливой жизни, отпускает их с миром. Проходят три года, и Раби сообщают: – Целый табор детей явился на поклон к тебе. Выглянул Раби в окно и видит: двенадцать женщин и с ними детей целых три дюжины. – Зачем, – спрашивает он, – явились вы ко мне? – Чтобы ты дал нам на пропитание на тринадцатый месяц нынешнего високоса. Раби ничего не оставалось, как исполнить их требование. (Иеруш., Исб.)
Дочь вероотступника
К Раби явилась однажды женщина и говорит: – Учитель, дай мне на пропитание. – Кто ты? – спрашивает Раби. – Я дочь Ахера. – Как! – воскликнул Раби, – еще осталось потомство от него на земле? Не сказано ли о ему подобных: «Ни сына у него, ни внука в народе его»? – Учитель! – продолжала дочь Ахера, – вспомни великую его ученость и не вспоминай о поступках его. В эту минуту пал огонь с неба и опалил кресло, на котором сидел Раби. Видя это, воскликнул Раби со слезами на глаза: – Если ради человека, посрамившего Тору, возможно подобное, то сколько же возможно чудесного ради тех, кто почитал и прославлял ее! (Хаг., 15)
Неоценимый подарок
Перфянский вельможа Артабан послал в подарок Раби драгоценный жемчуг, рассчитывая, что Раби отдарит его чем‑нибудь не менее ценным. Раби же послал ему мезузу[187]. Посылает Артибан сказать Раби: – Я послал тебе вещь, которой цены нет, а от тебя я получаю безделицу, стоящую какую‑нибудь мелочь! Отвечает Раби: – Все мои и твои драгоценности ничего не стоят в сравнении с этой безделицей. Более того, ты послал мне вещь, которую мне приходится оберегать, а то, что я тебе послал, будет и наяву, и во сне тебя оберегать. (Береш. – Р., гл. 35)
Преждевременный Мессия
Илия‑пророк часто помещал школу Раби. Однажды, в день новомесячия, он явился позже обыкновенного. Спрашивает его Раби: – Почему опоздал сегодня господин мой? – Время прошло у меня, – отвечает Илия, – пока я поднял праотца Авраама, из гробницы дал ему совершить омовение и стать на молитву, после чего я вновь уложил его. То же самое с Исааком, затем с Иаковом. – Отчего, – спрашивает Раби, – господину моему не поднимать праотцев одновременно? – Из опасения, – отвечает Илия, – чтобы силою общей их молитвы не был бы Мессия преждевременно призван на землю. (Бава‑М., 85)
Мухи
Прибыв однажды в Кессарию, Антонин послал пригласить к себе Раби. Проводить Раби пошли сын его р. Симеон и р. Хия Великий. По пути встретили они легион римских воинов – все на подбор красавцы на редкость и ростом до капителей колоннад. – Полюбуйся, – говорит р. Симеон р. Хии, – до чего откормлены эти тельцы Исавовы! Повел его р. Хия на базар и, указав на корзину с виноградом и финиками, обсыпанными роем мух, говорит: – В моих глазах тот легион и этот мушинный рой имеют одинаковое значение. Передал р. Симеон этот разговор отцу своему, Раби – так, мол, сказал я и так ответил мне р. Хия. – Удивляюсь р. Хии, – заметил на это Раби, – можно ли этим легионам придавать значение даже наравне с мухами: мухи, как никак, а все же выполняют волю Божию. (Танх., Васш.)
Пригодится для потомков
Ежедневно Антонин посылал Раби мехи, наполненные золотым песком, сверху засыпанным пшеничным зерном, и посланному говорил: – Отнеси эту пшеницу к Раби. Говорит при встрече Раби Антонину: – Напрасно ты посылаешь мне это золото, – у меня и своего достаточно. – Нет, не напрасно, – отвечает Антонин, – пусть унаследуют это золото твои потомки, чтобы иметь из чего давать моим потомкам. (Аб. – З., 10)
Холод и зной
– Помолись за меня, – сказал однажды Антонин Раби. – Да спасет тебя Господь от холода! – произнес Раби. – Но стоит ли об этом молиться? – возразил Антонин, – один теплый плащ – и холода как не бывало. – Пусть же спасет тебя Господь от зноя! – Вот это пожелание, – сказал Антонин, – имеет, действительно, большое значение. И дай Бог, чтобы молитва твоя услышана была. Ибо памятно мне сказанное вашим псалмопевцем: «Ничто не укрывается от зноя Его». (Иеруш., Санг.)
Патриарх‑сноповяз
Пришел однажды Раби в один город поучать народ. Не нашлось в том городе достаточно обширного помещения, и Раби вышел с учениками в поле. Поле оказалось сплошь занятым свежескошенным хлебом – и Раби тут же принялся за работу и весь хлеб перевязал в снопы. (Шаб., 127)
Причина долголетия
Раби спросил однажды престарелого р. Иошую бен Карха: – Чему ты обязан своим столь необыкновенным долголетием? – Да мне это долголетие мое давно надоело, – ответил р. Иошуа. – Учитель! – продолжал Раби, – это вопрос весьма серьезный, и я должен его уяснить себе.
Отвечает Р. Иошуа: – Во всю жизнь мою взор мой не останавливался на облике человека злого и порочного.
Перед смертью р. Иошуи Раби пришел к нему за последним благословением. Раби Иошуа произнес: – Да благословит тебя Бог дожить до половины моих лет. – Почему не полностью? – Но ведь и другим не пастухами же только быть?[188] (Мег., 28)
Кончина Раби
Чувствуя приближение смерти, Раби сказал: – Я хочу видеть моих детей. Когда дети явились, он обратился к ним со следующими словами: – Завещаю вам, дети мои: Оберегайте честь и покой матери вашей. Из‑за траура ко мне не нарушайте ничем обычного порядка в доме: лампады пусть горят, стол стоит накрытым и ложе убранным – все по‑прежнему. Иосиф хайфянин и Симеон ефратянин, прислуживавшие мне при жизни, пусть займутся приготовлениями к моему погребению. Далее Раби заявил: – Прошу ученых зайти ко мне. Когда ученые явились, он сказал: – Прошу вас нигде не устраивать по мне траура. По истечении тридцати дней после моей кончины приступите вновь к обычным занятиям в академии. Хахамом будет сын мой Симеон, патриархом мой сын Гамлиель, главою академии Ханина бен Хамма. Отпустив ученых, Раби велел позвать младшего сына, р. Симеона, и подробно объяснил ему правила, которых должен придерживаться хамам. Призвав затем старшего сына, р. Гамлиеля, и изложив ему правила патриаршества, Раби прибавил: – Завещаю тебе держать патриаршую власть на подобающей высоте и соблюдать строгое отношение к ученикам.
В последний день перед смертью Раби учеными объявлен был пост, и молебствия происходили беспрерывно. Верная служанка Раби взошла на кровлю и стала горячо взывать к Господу, говоря: «На небесах ждут Раби, и на земле не желают расстаться с ним. Дай Господи земным победить небесных!» Но когда она сошла вниз и увидела, как тяжко страдает любимый учитель, борясь со смертью, она страстно начала молить: «Нет, Милосердный, пусть уже победят небесные!» С этими словами она схватила глиняный кувшин и бросила его об землю. При треске разбитого кувшина молебствие прервалось – и в ту же минуту Раби почил навеки.
Посланный Бар‑Капара нашел Раби уже скончавшимся и, разорвав на себе одежды, начал погребальный плач такими словами:
«Львы небесные спорили со земными твердынями Из‑за Ковчега святыни. Львам победа дана – и досталась в добычу им Слава Ковчега Святыни».
Перед последним вздохом поднял Раби руки свои к небесам, и уста его прошептали: – Тебе, Властелину миров, известно, что я всеми силами своими служил св. Торе Твоей и даже краем мизинца не извлекал из того для земных благ моих. Да будет же воля Твоя дать мне отпущение с миром для успокоения вечного! И прозвучал Бат‑Кол: «Да грядет с миром и покоиться будет на ложе своем». (Кет., 103–104)
Р. Хия
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.042 с.) |