![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказка о потерянной и найденной жемчужинеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
У одного сарацынского царя выпала дорогая жемчужина из венца, и, прежде чем успели ее поднять, подскочила крыса, проглотила ее и убежала. Обратился тот царь к р. Пинхасу, прося его отыскать жемчужину. – Что я, колдун, что ли? – отвечает р. Пинхас. – Имя твое, учитель, – говорит тот царь, – славится повсюду, и к тебе, как к угоднику Божьему, обращаюсь я за помощью. И было повеление от р. Пинхаса всем крысам того места явиться. Оказалась одна с необыкновенно выгорбившейся спинкой. – Вот эта! – заявил р. Пинхас. И крыса, подчиняясь его велению, отдала жемчужину обратно. (Иеруш. Дем.)
Р. Иуда‑Наси (Раби, Рабену Га‑Кадош)
Обмен детьми
Вышел указ, воспрещающий совершать обряд обрезания. А у р. Симеона бен Гамлиеля как раз к тому времени родился сын, прозванный впоследствии Рабену Га‑Кадош[185]. – Мыслимо ли, – сказал себе р. Симеон, – повеление Господа нашего нарушить, а приказание этих нечестивцев исполнить? Не колеблясь нисколько, он совершил обрезание новорожденного. Узнал об этом начальник того города и, призвав р. Симеона, спрашивает: – Как дерзнул ты нарушить повеление кесаря? – Я исполнил повеление Бога, – отвечает р. Симеон. – Слушай, – говорит начальник, – я, правда, должен оказывать тебе всяческий почет и уважение, как главе народа. Но тут дело касается императорского указа, и я этого так оставить не могу. – Что же ты намерен сделать? – Отправить тебя в Рим, и пусть кесарь сам решит, как поступить с тобою. Отправил начальник к кесарю жену р. Симеона с новорожденным. После целого дня пути остановилась мать с ребенком на ночлег в доме одного знакомого римлянина. У этого римлянина также был новорожденный сын, которому отец дал имя Антонин. Мать Антонина, увидя жену р. Симеона, с которою была дружна, спрашивает: – По какому случаю ты здесь? Рассказала ей жена р. Симеона: так и так, вышел приказ кесаря, но мы с мужем не послушались, совершили обрезание, и вот везут меня с ребенком к кесарю. Услыша это, римлянка говорит: – Если желаешь, возьми с собою к кесарю моего сына (он не обрезан, конечно), а твой пусть остается у меня до твоего возвращения. Жена р. Симеона так и поступила и с подмененным ребенком отправилась к кесарю.
Обнаружилось, что ребенок необрезанный. Разгневался кесарь на того начальника и подверг его строжайшему наказанию, а мать с ребенком отпустил с миром.
Вернулась она к своей подруге, матери Антонина, и та сказала: – Так как небесам угодно было через меня совершить чудо тебе, а через моего сына твоему сыну, то пусть эти дети наши станут добрыми друзьями на всю жизнь. (Бет‑Гам., 6; Тосеф., Аб. – З., 10)
Восемь благ
Р. Симеон бен Менасия говорил: – Восемь благ насчитывали наши мудрецы в награду благочестивым: красоту, силу, богатство, почет, глубину ума, долгоденствие, седину благословенную и многочисленное потомство. Всех этих благ вместе удостоился Раби и дети его. (Аб., гл. 6)
Из‑за теленка
В продолжение тринадцати лет поражен был Раби тяжкой болезнью. И болезнь его, и исцеление произошли от случая. Однажды вели по улице теленка на бойню. Когда резники поравнялись с проходившим в то время Раби, теленок вырвался и, подбежав к Раби, с жалобным ревом спрятал голову в полы его одежды, как бы умоляя заступиться за него. Но Раби отогнал теленка, говоря: «Ступай, куда тебя ведут – ты на то и создан!» – Он не знает жалости, – сказали на небе, – пусть же он сам испытает страдания. И в ту же минуту Раби поразил тяжкий недуг. Исцеление же его произошло от следующего случая: Убирая в доме, служанка нашла выводок хорьков и вознамерилась вымести крошек‑зверьков вместе с мусором. Увидя это, Раби закричал ей: – Оставь их! Милость Господа на всех творениях Его. И тогда сказали на небе: – Он смиловался, – смилуемся и над ним. (Б. – М., 84; Береш. – Р., 33)
В голодный год
Однажды в голодный год Раби открыл свои зернохранилища, заявив: – Пусть приходит всякий, учившийся чему‑нибудь: Св. Писанию, Мишне, Талмуду – галахе ли, или агаде. Круглым же невеждам вход сюда закрыт. С трудом удалось пробиться туда р. Ионатану бен Амраму. Подошел он к Раби и говорит: – Учитель, дай мне на пропитание. – Учился ли ты, сын мой, Св. Писанию? – спрашивает Раби. – Нет. – Мишне? – Нет. – Какое же право ты имеешь на даровое пропитание? – Учитель! Накорми меня, как ты накормил бы собаку или ворона. Велел Раби выдавать ему на пропитание. Но вскоре же начал раскаиваться в этом: следовало ли, все‑таки, давать хлеб какому‑то невежде?
– Отец, – заметил ему сын его р. Симеон, – если я не ошибаюсь, человек этот один из твоих бывших учеников. Зовут его Ионатан бен Амрам, и он известен тем, что никогда за всю жизнь свою не позволял себе извлекать малейшую пользу из своего звания ученого. Удостоверившись в этом, Раби объявил: – Отныне житницы мои открыты для всех без исключения. (Баба‑Б., 5)
Двенадцать вдов
Было тринадцать братьев. Двенадцать из них умерли бездетными. Приходят их вдовы к Раби и требуют, чтобы оставшийся в живых женился на них, согласно закону[186]. – Учитель! – говорит тот, – я не имею достаточно средств, чтобы кормить их всех. – Мы сами будем содержать дом, – заявляют вдовы, – каждая из нас по одному месяцу в году. – А в високосные годы кто же возьмет на себя издержки на лишний тринадцатый месяц? – Это я принимаю на себя, – заявляет Раби и, пожелав им счастливой жизни, отпускает их с миром. Проходят три года, и Раби сообщают: – Целый табор детей явился на поклон к тебе. Выглянул Раби в окно и видит: двенадцать женщин и с ними детей целых три дюжины. – Зачем, – спрашивает он, – явились вы ко мне? – Чтобы ты дал нам на пропитание на тринадцатый месяц нынешнего високоса. Раби ничего не оставалось, как исполнить их требование. (Иеруш., Исб.)
Дочь вероотступника
К Раби явилась однажды женщина и говорит: – Учитель, дай мне на пропитание. – Кто ты? – спрашивает Раби. – Я дочь Ахера. – Как! – воскликнул Раби, – еще осталось потомство от него на земле? Не сказано ли о ему подобных: «Ни сына у него, ни внука в народе его»? – Учитель! – продолжала дочь Ахера, – вспомни великую его ученость и не вспоминай о поступках его. В эту минуту пал огонь с неба и опалил кресло, на котором сидел Раби. Видя это, воскликнул Раби со слезами на глаза: – Если ради человека, посрамившего Тору, возможно подобное, то сколько же возможно чудесного ради тех, кто почитал и прославлял ее! (Хаг., 15)
Неоценимый подарок
Перфянский вельможа Артабан послал в подарок Раби драгоценный жемчуг, рассчитывая, что Раби отдарит его чем‑нибудь не менее ценным. Раби же послал ему мезузу[187]. Посылает Артибан сказать Раби: – Я послал тебе вещь, которой цены нет, а от тебя я получаю безделицу, стоящую какую‑нибудь мелочь! Отвечает Раби: – Все мои и твои драгоценности ничего не стоят в сравнении с этой безделицей. Более того, ты послал мне вещь, которую мне приходится оберегать, а то, что я тебе послал, будет и наяву, и во сне тебя оберегать. (Береш. – Р., гл. 35)
Преждевременный Мессия
Илия‑пророк часто помещал школу Раби. Однажды, в день новомесячия, он явился позже обыкновенного. Спрашивает его Раби: – Почему опоздал сегодня господин мой? – Время прошло у меня, – отвечает Илия, – пока я поднял праотца Авраама, из гробницы дал ему совершить омовение и стать на молитву, после чего я вновь уложил его. То же самое с Исааком, затем с Иаковом. – Отчего, – спрашивает Раби, – господину моему не поднимать праотцев одновременно? – Из опасения, – отвечает Илия, – чтобы силою общей их молитвы не был бы Мессия преждевременно призван на землю. (Бава‑М., 85)
Мухи
Прибыв однажды в Кессарию, Антонин послал пригласить к себе Раби. Проводить Раби пошли сын его р. Симеон и р. Хия Великий. По пути встретили они легион римских воинов – все на подбор красавцы на редкость и ростом до капителей колоннад.
– Полюбуйся, – говорит р. Симеон р. Хии, – до чего откормлены эти тельцы Исавовы! Повел его р. Хия на базар и, указав на корзину с виноградом и финиками, обсыпанными роем мух, говорит: – В моих глазах тот легион и этот мушинный рой имеют одинаковое значение. Передал р. Симеон этот разговор отцу своему, Раби – так, мол, сказал я и так ответил мне р. Хия. – Удивляюсь р. Хии, – заметил на это Раби, – можно ли этим легионам придавать значение даже наравне с мухами: мухи, как никак, а все же выполняют волю Божию. (Танх., Васш.)
Пригодится для потомков
Ежедневно Антонин посылал Раби мехи, наполненные золотым песком, сверху засыпанным пшеничным зерном, и посланному говорил: – Отнеси эту пшеницу к Раби. Говорит при встрече Раби Антонину: – Напрасно ты посылаешь мне это золото, – у меня и своего достаточно. – Нет, не напрасно, – отвечает Антонин, – пусть унаследуют это золото твои потомки, чтобы иметь из чего давать моим потомкам. (Аб. – З., 10)
Холод и зной
– Помолись за меня, – сказал однажды Антонин Раби. – Да спасет тебя Господь от холода! – произнес Раби. – Но стоит ли об этом молиться? – возразил Антонин, – один теплый плащ – и холода как не бывало. – Пусть же спасет тебя Господь от зноя! – Вот это пожелание, – сказал Антонин, – имеет, действительно, большое значение. И дай Бог, чтобы молитва твоя услышана была. Ибо памятно мне сказанное вашим псалмопевцем: «Ничто не укрывается от зноя Его». (Иеруш., Санг.)
Патриарх‑сноповяз
Пришел однажды Раби в один город поучать народ. Не нашлось в том городе достаточно обширного помещения, и Раби вышел с учениками в поле. Поле оказалось сплошь занятым свежескошенным хлебом – и Раби тут же принялся за работу и весь хлеб перевязал в снопы. (Шаб., 127)
Причина долголетия
Раби спросил однажды престарелого р. Иошую бен Карха: – Чему ты обязан своим столь необыкновенным долголетием? – Да мне это долголетие мое давно надоело, – ответил р. Иошуа. – Учитель! – продолжал Раби, – это вопрос весьма серьезный, и я должен его уяснить себе. Отвечает Р. Иошуа: – Во всю жизнь мою взор мой не останавливался на облике человека злого и порочного.
Перед смертью р. Иошуи Раби пришел к нему за последним благословением. Раби Иошуа произнес: – Да благословит тебя Бог дожить до половины моих лет.
– Почему не полностью? – Но ведь и другим не пастухами же только быть?[188] (Мег., 28)
Кончина Раби
Чувствуя приближение смерти, Раби сказал: – Я хочу видеть моих детей. Когда дети явились, он обратился к ним со следующими словами: – Завещаю вам, дети мои: Оберегайте честь и покой матери вашей. Из‑за траура ко мне не нарушайте ничем обычного порядка в доме: лампады пусть горят, стол стоит накрытым и ложе убранным – все по‑прежнему. Иосиф хайфянин и Симеон ефратянин, прислуживавшие мне при жизни, пусть займутся приготовлениями к моему погребению. Далее Раби заявил: – Прошу ученых зайти ко мне. Когда ученые явились, он сказал: – Прошу вас нигде не устраивать по мне траура. По истечении тридцати дней после моей кончины приступите вновь к обычным занятиям в академии. Хахамом будет сын мой Симеон, патриархом мой сын Гамлиель, главою академии Ханина бен Хамма. Отпустив ученых, Раби велел позвать младшего сына, р. Симеона, и подробно объяснил ему правила, которых должен придерживаться хамам. Призвав затем старшего сына, р. Гамлиеля, и изложив ему правила патриаршества, Раби прибавил: – Завещаю тебе держать патриаршую власть на подобающей высоте и соблюдать строгое отношение к ученикам.
В последний день перед смертью Раби учеными объявлен был пост, и молебствия происходили беспрерывно. Верная служанка Раби взошла на кровлю и стала горячо взывать к Господу, говоря: «На небесах ждут Раби, и на земле не желают расстаться с ним. Дай Господи земным победить небесных!» Но когда она сошла вниз и увидела, как тяжко страдает любимый учитель, борясь со смертью, она страстно начала молить: «Нет, Милосердный, пусть уже победят небесные!» С этими словами она схватила глиняный кувшин и бросила его об землю. При треске разбитого кувшина молебствие прервалось – и в ту же минуту Раби почил навеки.
Посланный Бар‑Капара нашел Раби уже скончавшимся и, разорвав на себе одежды, начал погребальный плач такими словами:
«Львы небесные спорили со земными твердынями Из‑за Ковчега святыни. Львам победа дана – и досталась в добычу им Слава Ковчега Святыни».
Перед последним вздохом поднял Раби руки свои к небесам, и уста его прошептали: – Тебе, Властелину миров, известно, что я всеми силами своими служил св. Торе Твоей и даже краем мизинца не извлекал из того для земных благ моих. Да будет же воля Твоя дать мне отпущение с миром для успокоения вечного! И прозвучал Бат‑Кол: «Да грядет с миром и покоиться будет на ложе своем». (Кет., 103–104)
Р. Хия
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.99.234 (0.014 с.) |