Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XXIV. В конце сорокалетнего странствования
Ежегодно в канун девятого Аба, во все время пребывания народа в пустыне, Моисей объявлял по всему стану Израилеву: – Выходите копать могилы! Выходите копать могилы! Каждый израильтянин, выкопав себе могилу, ложился в нее на ночь. По утрам выходил глашатай, провозглашавший: – Живые, отделитесь от мертвых! В живых оказалось каждый раз меньше на пятнадцать тысяч человек. Так продолжалось до тех пор, пока умерших не насчитывалось шестьсот тысяч душ[33]. В последний, сороковой год, из могил встали все до единого. – «Не произошла ли ошибка в счете дней?» – подумали они и легли в могилы также и на следующую ночь, но и на этот раз ни одного мертвого не оказалось, тем не менее, они повторили тоже самое и в ночь на одиннадцатое, и так еженощно, до пятнадцатого Аба. Когда же и на утро последнего дня встали все живыми, народ понял, что эта тяжелая кара Господня прекратилась навсегда, и этот день сделали праздником. Этим объясняется сказанное мудрецами нашими: «Не было у израильтян высших праздников, чем пятнадцатое Аба и Иом‑Кипур». (Иеруш. Таан. Шох‑Т.)
Сорок лет водил Господь израильтян по пустыне прежде чем ввести их в землю Ханаанскую; ибо сказал Господь: «Если Я прямым путем приведу их в Ханаан, займется каждый из них полем и виноградником своим и совершенно забросят Учение Мое. Надо, чтобы сначала дух Истины Господней глубоко внедрился в душе их». Сорокалетнее кочевание являлось необходимым еще по другой причине. Проведав о том, куда именно направляются израильтяне, и полагая, что они пойдут кратчайшим путем, хананеяне поторопились собственными руками опустошить страну: сожгли посев, выкорчили деревья, вырубили насаждения, разрушили постройки и засорили источники. За сорок лет страна успела снова обстроиться и принять прежний цветущий вид свой, став той Землей Обетованной, которую Господь обещал Аврааму отдать народу Израильскому. (Танх.)
«Когда придете в землю, которую Господь Бог дает вам, и посадите какое‑либо плодовое дерево». Подобно курице, которая, пока птенцы ее малы и слабы, подбирает их под крыло свое, телом своим греет их, роется в земле, ища корма для них, Моисей нес все заботы о народе в продолжении сорока лет пребывания его в пустыне: небесная манна, чудесный колодезь, прилет перепелов – все было готово для них.
Облака Славы Господней окружали их; Столп Облачный путеводно шел впереди них. Когда же им пришло время поселиться в земле своей, Моисей, в предупреждение им, и сказал: – Отныне пусть каждый из вас возьмет полольник и сам приготовит место для посевов и посадок. (Ваик. – Р., 25)
XXV. Дар ясновидения
«И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей».
Всем прочим пророкам видения являлись в теневых очертаниях; перед Моисеем же видения возникали в светящихся, отчетливых образах. О первых сказано: «Через пророков проявляю Я подобие Мое»; о Моисее: «Явно, а не в гаданиях образ Господа он видит». Пятьдесят ворот ведут в сокровищницу Разума, и все, за исключением одних, стали доступными для Моисея на Синае, – как сказано: «Немногим Ты умалил его перед Всеведущим». «И возьму от Духа, который на тебе, и возложу на них» (на старейшин).
Ошибочно было бы думать, что от этого пророческий дар Моисея сколько‑нибудь умалился. Моисей в то время был подобен светильнику, от которого зажигают другие светильники и свет которого от этого нисколько не уменьшается. (Иеб., 49; Нед., 38; Танх. – Гак.)
XXVI. Елдад и Медад
«Двое из мужей оставались в стане».
Существует такое объяснение: Когда Господь сказал Моисею: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых», стал Моисей размышлять: «Как сделать это? Выберу от каждого колена по шести человек, окажется двое лишних; выберу по пяти от колена, не будет доставать десяти; выбрать от одних колен по шести и от других по пяти, я поселю зависть между теми и другими коленами». Что же Моисей сделал? Выбрал от каждого колена по шести человек, взял семьдесят две записки, на семидесяти написал слово «старейшина», а две оставил пустыми. Смешав вместе все семьдесят две записки, положил их в урну и сказал: «Подходите и вынимайте жребий». Тому, кто вынул записку с надписью «старейшина», Моисей говорил: «Небо давно освятило тебя»; тому же, кем вынута была пустая записка, говорил: «Господь не пожелал тебя, что же я могу сделать для тебя?»
Раби Симеон говорил: «Оставались в стане» означает: не выходили из шатров своих. Когда Господь повелел Моисею выбрать семьдесят человек в старейшины, Елдад и Медад сказали: «Недостойны мы такого почета». Тогда сказал Господь: «За то, что вы сами умалили достоинство свое, я прибавлю славы славе вашей». Сказалось же это в том, что прочие пророки временно только проявили дар свой, а Елдад и Медад не переставали пророчествовать. Они же и прорицали: «Моисей умрет, а израильтян в Обетованную Землю введет Иегошуа». (Санг., 17)
XXVII. Моисей и Иегошуа
«Да поставит Господь, Бог духов для всякой плоти, человека над обществом этим».
Сознавая, что сыновья его не достойны стать после него вождями народными, облачился Учитель наш Моисей и стал с молитвой на устах перед Господом: – Владыка мира! – взывал Моисей, – поведай мне, кому народом предводительствовать? Да поставит Господь, Бог духов, такого вождя, который мог бы управлять «всякой плотью», ибо, Владыка, Тебе ведомо, как различно направление мыслей каждого из них, и я, перед вечной разлукой с ними, молю Тебя, если угодно Тебе поставить над ними вождя, поставь такого человека, который терпеливо руководил бы ими, сообразуясь с особенностями каждого из них. И Господь сказал Моисею: «Возьми себе Иегошую, сына Навина». Посвящая Иегошую в вожди над народом, Моисей говорил ему: – Поручая тебе народ этот, я вверяю тебе не козлищ, но козлят, не овец, но агнцев. «Иди по следам стад и паси козлят твоих подле шатров пастушеских». (Танх. – Гак.; Аб. д. Нат., 17) «И дай ему от славы твоей», – от славы, но не всю славу. Старики того поколения говаривали: «Лик Моисея подобен солнцу; лик Иегошуи – что лик луны. Горе и стыд нам, что мы дожили до этого!»… (Б. – Б., 75)
XXVIII. Кончина Моисея
«И сказал Господь Моисею: вот, приблизились дни твои к смерти».
Про это и гласит сказанное: «хотя бы и возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков – погибнет и он, и видевшие его будут говорить: где он?» О чем говорится в этом стихе, если не о смертном часе? Даже имей человек крылья и летай подобно птице в небе, придет смертный час, сломаются крылья, и он упадет на землю. «Хотя бы возросло до небес величие его». Моисеем это достигнуто было: он всходил на небо, облака попирал ногами. Ангелам Служения уподоблялся, с Господом говорил лицом к лицу и Тору из рук Господних восприял, а пробил час его, Господь сказал ему: «Приблизились дни твои к смерти!» Видя, что приговор над ним скреплен печатью Всевышнего, очертил вокруг себя Моисей тесный круг и, стоя в середине его, воззвал к Господу, говоря: – Владыка мира! Я не тронусь отсюда, пока ты не отменишь приговора Твоего! Возложил на себя Моисей вретище и облекся во вретище, в пепле вывалянное, и дотоле возносил моления и мольбы свои к Господу, пока небо и земля, и весь строй мироздания не пошатнулись при мысли: «не пришло ли Господу желание мир заново перестроить? – Нет, – прозвучал Глас Небесный, – еще не явилось желание у Всевышнего мир перестроить, но – «в Его руке душа всего живущего»[34]. Что в этот час сделал Господь? Провозгласил у каждых ворот каждого из семи небес, чтобы не восприяли молитвы Моисея и не возносили ее пред Ним, потому что приговор над Моисеем уже скреплен Печатью Всевышнего. – Когда же голос молитвы Моисеевой усилился и стал достигать все большей высоты, призвал Господь Ангелов Служения и сказал: «Наискорей сойдите и замкните все Врата Небесные». Ибо, молитва Моисея подобна была мечу, который рубит и рассекает без удержу.
В это время Моисей взывал к Господу: – Владыка вселенной! Перед Тобою открыто и Тебе ведомо, сколько труда я положил и сколько скорби я испытал, чтоб народ израильский уверовал в святое имя Твое; сколько скорби я принял, пока не установил среди них Законы и Повеления Твои. Я говорил себе: также, как я в несчастии видел их, я и в счастии их увижу. Теперь же, когда счастье народа близко, Ты говоришь мне: «Ты через Иордан не пройдешь». Ведь свою же Тору ты неправдивою делаешь. В Торе сказано: «В тот же день отдай плату его» (наемнику). Это ли плата моя за сорокалетнюю работу, совершенную мною, чтобы сделать израильтян народом святым и верным Тебе? – Таков приговор Мой! – ответил Господь. – Господи! – взмолился Моисей, – если Ты решил не вводить меня в Землю Израильскую, оставь меня жить подобно полевым зверям, которые питаются травою, пьют воду и взирают на мир Божий, – как любой из них пусть живет душа моя. – Довольно! – сказал Господь. – Господи! – продолжал Моисей, – если и этого не желаешь Ты, дай мне жить подобно птице, летающей в воздухе по всем четырем сторонам света, каждодневно подбирая пищу свою, а вечером возвращаясь в гнездо свое. Подобно птице любой пусть живет душа моя. – Довольно! – ответил Господь. – Господи! – продолжал Моисей, – если живой я не войду в Обетованную страну, да буду я внесен туда мертвым, также, как будут внесены кости Иосифа туда. Отвечал Господь: – Моисей! Когда Иосиф пришел в Египет, он не выдавал себя за иноплеменника, но заявил, что он израильтянин; ты же, придя в Мидиан, скрыл, что ты израильтянин. Всплыли солнце и месяц с неба в Зебул[35] и сказали: – Владыка! Если Ты суд праведный совершишь над бен Амрамом, мы далее будем светить; если же нет, мы светить не будем. Метнул в них Господь стрелами и копьями, говоря: – Изо дня в день язычники поклоняются вам – и вы продолжаете светить; Моего достоинства вы не отстаиваете, а за достоинство смертного заступаетесь! Видя, что не внимают ему, обратился Моисей к Небу и Земле: – Вымолите милость для меня! Отвечали Небо и Земля: – Чем молить о милости для тебя, лучше будем молить о милости для нас самих, про которых сказано: «Небеса истреплются, как дым, и земля обветшает, как одежда».
Обратился Моисей к Солнцу и Луне: – Вымолите милость для меня! Отвечали Солнце и Луна: – Чем молить о милости для тебя, лучше будем молить о милости для нас самих. Ибо сказано: «И побледнеет луна, и устыдится солнце». Стал Моисей Звезды и Планеты просить: – Вымолите милость для меня! Отвечали Звезды и Планеты: – Чем молить о милости для тебя, лучше будем молить о милости для нас самих. Ибо сказано: «И истлеет все воинство небесное». К Горам и Холмам обратился Моисей: – Вымолите милость для меня! Отвечали Горы и Холмы: – Чем молить о милости для тебя, лучше будем молить о милости для нас самих. Ибо сказано: «И горы сдвинутся, и холмы падут». Пришел Моисей к Морю и просить стал: – Вымоли ты милость для меня! – Бен Амрам, – отвечало Море, – как не похож день нынешний на минувшие дни! Ведь это ты, тот самый бен Амрам, который подошел, ударил посохом по мне – и расступились воды на двенадцать путей, и не мог я противостоять тебе из‑за Шехины, шествовавшей одесную тебя. А ныне – что приключилось с тобою? Напомнило Море Моисею о прошлых подвигах его, и воскликнул Моисей: – О, если бы я был теперь, как в далекие времена мои! В то время, Море, когда я стоял над тобою, я был царем в мире, теперь я простерт во прахе – и не взирают на меня! К Духу Лика Святого[36] обратился Моисей: – Испроси милость для меня, чтобы не умер я! – Моисей, учитель мой! – отвечал Дух Лика Святого, – к чему усилия эти? Из‑за Завесы слышал я, что в этом деле не будет услышана молитва твоя. Сомкнул руки свои Моисей над головой своей и рыдал он, и вопил: – К кому же, к кому пойду я о милости молить? Великим гневом преисполнился Предвечный, пока не раздалось из уст Моисея: – Господь, Господь, Бог милосердный и многомилостивый[37]! Тотчас же отошел гнев Святого Духа. И сказал Господь Моисею: – Моисей! Две клятвы произнесены Мною: одна – истребить народ с лица земли, – когда «дело оно»[38] было им совершено; другая клятва – что ты умрешь, не войдя в Обетованную землю. Первую клятву Я отменил, вняв мольбе твоей: «Прости!» Ныне ты вновь желаешь, чтобы Свое Я отменил, а твое исполнил: «Дай мне перейти, – просишь ты, – и увидеть ту землю». Двух крайностей ты требуешь. Нет, одно из двух: желаешь ты, чтоб Я вторую просьбу твою исполнил, откажись от первой просьбы своей; а если ты настаиваешь на первой просьбе, откажись от второй. Услыша это, Моисей воскликнул: – Лучше пусть погибнет Моисей и тысячи ему подобных, нежели поврежден был бы один хотя ноготь у единого из народа! И далее говорил Моисей: – Владыка вселенной! Неужели стопам, которые всходили на небо, лицу, которое восприяло лик Шехины, и рукам, восприявшим Тору из рук Твоих, – неужели им стать достоянием праха? – Так замыслил Я, и таков мировой порядок: у каждого поколения свои наставники, свои представители, свои вожди. Доныне служить предо Мною было твоим уделом, отныне это удел ученика твоего Иегошуи.
– Господи! – сказал Моисей, – если я для того должен умереть, чтобы Иегошуа заменил меня, то я пойду и сделаюсь учеником его. – Если ты желаешь этого, – ответил Господь, – иди и сделай так. Встал Моисей и ранним утром пошел к шатру Иегошуи. Иегошуа сидел, разъясняя законы, а Моисей, поникнув головой и сложив на груди руки, стоял перед ним. В это время глаза Иегошуи смежились, и он не видел Моисея, – дабы, огорченный этим Моисей согласился принять кончину свою. Израильтяне же, между тем, пришли, по обыкновению, к шатру Моисея, чтобы послушать поучения от него, и спрашивали: «Моисей, учитель Наш, – где же он?» – «Ушел, – отвечали им, – к шатру Иегошуи». Пришли израильтяне к шатру Иегошуи, видят – Иегошуа сидит, а Моисей стоит, и спрашивают Иегошуа: «Что это произошло с тобою, что учитель наш Моисея стоит, а ты сидишь?» Поднял глаза Иегошуа и, увидя Моисея, разодрал одежды свои и плача и вопя восклицать стал: «О, учитель, учитель! Отец, отец мой!» Стал народ просить Моисея: «Моисей! Учитель наш! Наставляй нас в Святой Торе!» – «Я на это не имею права, – отвечал Моисей. – Мы не отстанем от тебя!» – продолжал просить народ. Тогда голос нагорный прозвучал: – Учитесь у Иегошуи! И тогда народ подчинился, решив принимать наставление из уст Иегошуи. Первое место занял Иегошуа, Моисей сел по правую руку, а сыновья Аарона по левую руку его. В это время массора Мудрости[39] отнята была от Моисея и дана Иегошуе. Отправились к Скинии Собрания. Моисей шел по левую руку Иегошуи. Вошли в Скинию. Спустился Столп Облачный и отделил их друг от друга. Когда Столп удалился, подошел Моисей к Иегошуе и спросил: – Что говорил тебе Господь? – А когда Господь открывался тебе, знал ли я, что Он говорил тебе?.. – «О, лучше сто смертей, – воскликнул Моисей, – чем единое ощущение зависти!.. Владыка миров! Доныне я молил о жизни, отныне – отдаю Тебе душу мою!» Видя Моисея готовым к смерти, отверз Господь уста Свои, говоря: – Кто же отныне встанет на защиту Израиля в час гнева Моего? Кто охранит на поле брани детей Моих? Кто станет испрашивать милосердия к ним, когда они согрешат предо Мною? В это время явился Мататрон и, простершись перед Господом, сказал: – Властитель мира! Моисей при жизни был Твой и после смерти Твой он. Отвечал Господь притчей: – Был у царя сын, который что ни день – доводил отца до готовности убить его; спасала сына от отцовского гнева мать его. Пришло время – мать умерла. Царь безутешно плакал. – Государь наш, царь! Зачем ты так плачешь? – спрашивали царя слуги его. Отвечал царь: – Не только жену я оплакиваю; плачу о ней и плачу о сыне моем: многократ я в гневе готов был убить его, и каждый раз мать спасала его от руки моей.
– Так и Я; не о Моисее только плачу Я, оплакиваю его и плачу о народе израильском: ибо, сколько раз огорчал Меня народ, вызывая гнев Мой, а Моисей заступался за него – и проходил гнев Мой.
Самаэль, глава злых духов[40], нетерпеливо ждал смертного часа Моисея. – Когда же, – говорил он, – придет, наконец, то мгновение, когда я сойду к умирающему Моисею и приму душу его? Когда, наконец, плакать будет Михаил, а я хохотать буду? В это время Господь говорил Гавриилу: – Иди, принеси душу Моисея. – Владыка мира, – отвечал Гавриил, – умирает тот, кто шести стам тысяч равноценен был, – в силах ли я видеть смерть его? Сказал Господь Михаилу: – Иди, принеси душу Моисея. – Владыко мира, – отвечал Михаил, – я был наставником Моисея, он учеником моим был. В силах ли я видеть смерть его? Сказал тогда Господь Самаэлю: – Иди, принеси душу Моисея. Оделся в гнев, опоясался мечом, злобою облачился Самаэль и выступил против Моисея.
Застал он его в ту минуту, когда Моисей Шем‑Гамфораш в свиток вписывал; сиянье лица его было подобно сиянию солнца, и весь он ангелу Бога Воинств подобен был. Страх пал на Самаэля, трепет обуял его, слова вымолвить не мог он.
– Нечестивец! – закричал на него Моисей, – зачем ты явился сюда? – Принять душу твою пришел я, – ответил Самаэль. – Кем послан ты? – Тем, Кем сотворено все живущее. – Иди прочь отсюда! Я желаю воспеть хвалу Всесвятому. – «Я не умру, но буду жить И возвещать дела Господни! – Моисей! – сказал Самаэль, – к чему гордыня твоя? Есть кому и без тебя восхвалять Его: «Небеса вещают славу Господа». – Я небеса молчать заставлю и буду петь славу Его: «Внимайте, небеса я буду говорить. Земля да будет слушать речь мою». – Душа каждого являющегося в мир обречена мне. – Во мне силы больше, чем во всех в мире. – В чем эта сила твоя? – Слушай, – отвечал Моисей: – я – сын Амрама; трех лет от рождения я пророчествовал, возвещая, что мне предопределено из огня пламенеющего Тору приять. В чертог царский входил и с головы царской корону снимал. – Восьмидесятилетним старцем я совершал в Египте знамения и чудеса, шестьсот тысяч народа перед глазами всего Египта на волю вывел, море на двенадцать частей рассек, взошел и дорогу в небесах проложил, в бранях ангельских участвовал, сонмища небесные побеждал и таинства их перед людьми разоблачал; с Господом говорил лицом к лицу, Закон Огненный приял из десницы Его и народ Закону этому поучал; с Сигоном и Огом, двумя богатырями народов земных, я в бой вступал и посохом, который в руке моей поразил их; солнце и луну в зените их останавливал, – кто из живущих в мире подобное совершить может? Уйди, беги прочь от меня! Не отдам я тебе души моей! Возвратился с ответом Самаэль к Силе Небесной. – Иди и принеси душу Моисея! – было вновь веление Господне. Извлек из ножен меч свой Самаэль и предстал перед Моисеем. Вознегодовал Моисей, сжал в руке божественно‑чудный посох с начертанным на нем Шем‑Гамфоран и начал изо всех сил разить Самаэля. Самаэль бросился бежать. Вооруженный неотразимым Шем‑Гамфораш, Моисей настиг его и, сорвав с чела своего луч, исходивший от междубровия его, ослепил князя смерти, Самаэля. Раздался Глас небесный: – Приблизился час, когда ты должен покинуть мир земной. – Владыка! – взмолился Моисей, – зачти мне тот день, когда ты в несгораемом кусте открылся мне; зачти мне то время, когда я сорок дней и сорок ночей стоял перед Тобою на горе Синайской. Молю Тебя: не предавай меня в руки Ангела Смерти! – Не страшись, – прозвучал Небесный Голос, – Я Сам буду при тебе, и совершу погребение твое. – Повремени, Господи, – воззвал Моисей, – чтобы я мог благословить народ: я всю жизнь постоянными предостережениями и нареканиями досаждал ему. Начал Моисей благословлять каждое колено отдельно, но, чувствуя, что времени осталось мало, дал им одно общее благословение. – Израильтяне! – сказал он, – много огорчал я вас законами и постановлениями и ныне прошу – простите меня! – Учитель и Господин наш, – отвечали израильтяне, – мы прощаем тебя. Встал и народ перед Моисеем, говоря: – Моисей, Учитель наш! Много тебя гневили мы и много отягощали тебя. Прости нас! – Прощаю, – сказал Моисей. Зазвучал небесный голос: – «Минута кончины твоей приближается». – Благословенно Имя Его, Живого и Сущего во веки веков! – возгласил Моисей и, обращаясь к народу, сказал: – Прошу вас, когда вы войдете в Землю Обетованную, поминайте меня, поминайте кости мои, говорите: «Горе бен Амраму! Горе тому, кто подобно коню мчался впереди нас, а кости его остались лежать в пустыне!» Зазвучал Небесный Голос: «Полминуты осталось до кончины твоей». Сложил Моисей руки свои на груди и сказал народу: – Глядите, вот конец созданного из плоти и крови!.. Встал Моисей, принял освящение подобно серафимам, – и сошел Господь с Вышних Высот, чтобы принять душу его, и три Ангела Служения шествовали с Господом: Михаил, Гавриил и Сагсегель. Михаил постлал ложе Моисею, Гавриил разостлал ризу висонную в изголовьи, Сагсегель – в ногах. Михаил встал с одной стороны ложа, Гавриил – с другой. – Моисей! – раздался голос Господа, – закрой глаза. Моисей закрыл глаза. – Сложи руки свои на груди. Моисей сложил руки. – Выпрями ноги. Моисей выпрямил ноги. Тогда воззвал Господь к душе Моисея. – Дочь моя! Сто двадцать лет Мною было определено тебе жить в теле Моисея, ныне пришло тебе время выйти из него. Выходи, не медли! – Владыка! – отвечала душа, – я знаю, что Ты Бог всех духов и Властитель всех душ; Ты меня сотворил, Ты вдунул меня в тело Моисея на сто двадцать лет. Ныне же – есть ли во всем мире тело чище Моисея? Я люблю его и я не желаю выйти из него. – Выйди, – сказал Господь, – и Я вознесу тебя в Вышние Высоты и поселю тебя под сенью Престола Славы Моей, вблизи херувимов и серафимов… Облобызал Господь Моисея, и лобзанием принял душу его.
Возрыдал Дух Святой, восклицая: «И не было более во Израиле пророка такого, как Моисей! Плакали небеса и говорили: «Не стало благочестивого на земле!» Плакала земля и говорила: «Праведнейшего из людей не стало!» Ангелы Служения плакали, говоря: «Правду Господню осуществил он». Плакал народ и говорил: «Он суд творил во Израиле». И все вместе возглашали: «К миру отходит он. Да упокоится на ложе своем»… (Деб. – Р., 7, 11; Танх.; Танх. – Гак.; Иалк.; Нед., 39)
XXIX. Могила Моисея
«И похоронил его в долине, в земле Моавитской, против Бет‑Пэора».
Раби Берехия говорил: – Указания подробнейшие, и тем не менее – «никто не знает места погребения его до настоящего дня». Посылали когда‑то из Рима к гарнизону Бет‑Пэорскому с запросом: «Укажите, где погребен Моисей?» Но указать никто не мог: стоят на горе – могила видна в долине; сойдут в долину – могила видна на горе. Разделятся на две группы – и тем, которые на верху, кажется, что могила внизу, а тем, которые смотрят внизу, могила виднеется на верху, в исполнение сказанного: «И никто не знает места погребения его до настоящего дня».
Раби Хама бераби Ханина говорил: – Ради чего скрыта могила Моисея от глаз человеческих? Того ради, что открыто и ведомо было Всеблагословенному, что Храм имеет быть разрушен и народ изгнан из земли своей; не пришли бы тогда на могилу Моисея, плача и моля: «Моисей! Учитель наш! Встань, молись за нас!» – и, встав из могилы, не вымолил бы Моисей отмены рокового приговора: ибо, праведники угодны Господу после смерти еще более, нежели при жизни своей. (Сот., 13–14)
Судьи. Цари. Пророки
I. Избранная Земля
«Он стал и измерил землю».
Измерял Господь все народы земли – и не нашел народа достойного восприять Тору, кроме одного – «поколения пустыни». Измерял Господь все горы – и не нашел другой горы, чтобы на ней дать людям Закон, кроме Синая. Измерял Господь все города – и не нашел города для построения в нем Святого Храма, кроме Иерусалима. Измерял Господь все страны – и не нашел страны, достойной стать владением Израиля, кроме земли Ханаанской. (Ваик. – Р., 13)
II. Иегошуа Навин
Когда народ двинулся, чтобы переходить через Иордан, «то, лишь только ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана, вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною». Вода собиралась кучевыми массами и сводообразно подымалась вверх, свод над сводом, достигая более трехсот верст в вышину, так что все цари Востока и Запада могли наблюдать это. (Сот., 34)
– Согрешил Израиль, – сказал Господь Навину, – взяли из заклятого и украли, и утаили[41]. – Кто именно, Господи? – спросил Иегошуа. – Разве Я – соглядатай? – отвечал Господь, – кинь жеребьи, и узнаешь. Кинул Иегошуа жеребьи, и пал жребий на Ахана. – Уликою против меня ты считаешь жребий, – возражал Иегошуе Ахан, – а вот, кинь жеребьи между собою и Елеазаром – священником, и падет жребий на одного из вас.
Начал Иегошуа вглядываться в двенадцати камение на хошене первосвященника и видит: камень колена Иудина потускнел (ибо такого было свойство хошена: когда колено делает угодное в очах Господних, камень этого колена горит ярким блеском, камень же того колена, которое впало в грех, становится тусклым).
Увидя это, Иегошуа сказал Ахану: – Сын мой! Воздай славу Господу, Богу Израилеву, принеси перед Ним покаяние. – Действительно, я согрешил! – ответил тотчас Ахан. (Танх.) «Стой, солнце, над Гаваоном!» Отвечало солнце Иегошуе: – Мне говоришь ты стой? Вы обычае ли это, чтобы младший приказывал старшему? Я сотворено было в четвертый день, а ты в шестой, и ты же мне говоришь «стой!» – Раб лукавый! – воскликнул Иегошуа, – не невольнику ли, за деньги купленному, подобно было ты для предка моего?[42] Не таким ли видел он тебя во сне своем: «Вот, солнце и луна, и одиннадцать звезд поклоняются мне?» Тотчас же «остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим» (Там же; Иалк.)
Иегошуей были отчеканены монеты, имевшие хождение повсюду. На этих монетах были изображения: с одной стороны – вола, с другой – буйвола. (Эр., 22; Бер. – Р., 39)
III. Иеффай и его дочь
Иеффай был человеком невежественным, «сучком очко мориным[43], и, благодаря этому, он дочь свою погубил. Выступая войной против аммонитян, Иеффай дал обет Господу, сказав: – Если Ты предашь аммонитян в руки мои, то, по возвращении моем с миром, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет обречено Господу, и вознесу сие на всесожжение. Тогда же вознегодовал на него Господь, говоря: – Ведь если навстречу ему попадется собака, свинья или верблюд, он и их в жертву мне принесет? И суждено было его дочери выйти навстречу ему. Когда Иеффай увидел ее, разодрал он одежды свои и сказал: – Увы, дочь моя! Ты сразила меня! «Я отверз о тебе клятвенно уста мои перед Господом, и не могу отречься! Был ведь там первосвященник Финеас?[44] Но Финеас говорил: – Мне ли, первосвященнику, сыну первосвященника, унизиться до того, чтобы первому обратиться к грубому невежде? А Иеффай говорил: – Я – глава колен израилевых, глава правителей – и мне унизиться, чтобы первому обратиться к какому‑то жрецу? Из‑за спора этих двух человек и погибла несчастная. Оба они повинны были в крови ее, и обоих постигла кара: от Финеаса Дух Святой отступил, а останки Иеффая были погребены по частям в разных местах Галлаада[45].
Когда Иеффай вывел дочь свою для заклания, она воззвала к нему, говоря: – Отец! Отец! Есть ли в Торе такое повеление, чтобы израильтяне приносили в жертву детей своих? – Обет уже дан мною, дочь моя! – был ответ. – Но ведь и предок наш Иаков, – продолжала она, – дал обет: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Господь дал ему двенадцать сыновей, а принес ли он в жертву хотя одного из них? Все это говорила Иеффаю дочь его, но он не внял словам ее, – вывел и заклал ее перед Господом. И горестно воскликнул Дух Святой: – Души живые требовал ли я в жертвы Мне? Чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне! (Танх. Гак.)
IV. Самсон
«И начал Дух Господен вдохновлять его в стане Дановом, между Цорою и Естаолом».
Предание от рав Асси: – Цора и Естаол – две высокие горы. Самсон сорвал их с основания и растер их в прах одну о другую. И воззвал Самсон к Господу, и сказал: – Господи Боже! Вспомни меня и укрепи меня только на сей раз, о, Боже! – Владыка мира! – говорил Самсон, – вспомни: двадцать два года я был судьей над Израилем и ни разу ни одному из них не говорил: «Переставь трость мою с одного места на другое»– (Сот., 9 и 10)
V. Елкана и Анна
Четыре раза в год ходил Елкана паломником в Сило[46]: три раза согласно уставу, а четвертый раз по обету. Совершал он паломничество вместе с женою, сыновьями, дочерьми, братьями, сестрами и всей родней своей. На ночлег останавливались на городских площадях. Все окрест любопытствовали, спрашивая, «куда это идете вы?» – В Дом Господень, что в Сило, – отвечали они, – откуда исходит Учение и Уставы Господни. А вам почему бы не пойти туда? Пойдем вместе с нами. Со слезами умиления слушатели отвечали. – Мы пойдем с вами. На первый раз пошли с Елканою пять семей; на следующий год пошло их десять, а еще через год жители всего округа готовы были отправиться в Сило. Ходил Елкана в Сило каждый год другими путями, увлекая за собою жителей то одних, то других городов, пока паломничество в Сило не сделалось общим во всем народе израильском. И сказал Господь: – Елкана! Ты добрым делам дал перевес среди Израиля, воспитывал народ в Уставах Моих, и многие, благодаря тебе душу свою спасли. За это Я произведу от тебя сына, который воспособит умножению дел благих среди Израиля, утверждению народа в Уставах Моих, и многие спасутся через него. (Т. д. Ел.; Иалк.)
У Елканы были две жены: Анна и Феннина. У Феннины были дети, у Анны же не было детей. И соперница Анны сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Постоянно Феннина обращалась к ней с такими вопросами: – Купила ли ты уже старшему сыну своему чалму, хитон, рубашку? Вставая рано поутру, обращалась к Анне с вопросом: – Отчего ты, Анна, не встаешь, чтоб умыть сыновей своих и проводить их в школу? А в шесть часов дня: – Анна, отчего ты не идешь встречать сыновей своих, возвращающихся из школы? Когда садились за стол и Елкана уделял каждму из детей его долю кушанья, Феннина говорила Елкане: – Этому сыну моему ты дал долю и этому сыну моему дал, а тому [47] не дал! Почему?.. За то, что она вызывала в душе Анны ропот на Господа, Всевышний сказал: – Ты заставляешь ее роптать на Меня, – клянусь: после грома[48] бывает дождь – и Я вскоре посещу ее милостью Моей. (Песик.) «И дала Анна обет, говоря: – Господь Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей – и дашь мне сына». Поучение раби Елазара: – С тех пор как Господь мир сотворил, не было человека, который называл бы Господа именем Саваоф, доколе не явилась Анна и первая произнесла имя Саваоф. Подобно нищему у царского пира, который говорит: «Государь! Из всего, что наготовлено для пира твоего, пожалеешь ли ты одного ломтя хлеба для нищего?» – взывала Анна к Господу: «Господь Саваоф! При всем великом множестве существ[49], сотворенных Тобою в мире этом, пожалеешь ли Ты дать единого сына мне?»
Долго молилась Анна перед Господом. Едва заметно двигались уста ее, «а говорила она в сердце своем». Из глубины женского лона своего взывала Анна к Господу: – Владыка мира! – говорила она. – Все сотворенное Тобою в женщине имеет свое определенное назначение: глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, нос – чтобы обонять, рот – чтобы говорить, руки – чтобы работать, ноги – чтобы ходить, сосцы – чтобы детей вскармливать молоком. Сосцы же, которые на лоне моем – для чего они? Не для того ли, чтобы детей вскармливать? Дай же мне, Господи, сына, и я сосцами своими вскормлю его! (Бер. – Р., 31)
VI. Самуил
«Светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий. И воззвал Господь к Самуилу».
Пока еще не зашло солнце Элия, взошло солнце Самуила. «Восходит солнце – и заходит солнце», – говорит Екклезиаст. Прежде чем закатиться солнцу одного праведника, Господь зажигает солнце другого праведника. (Иома, 38; Бер. – Р., 58)
«Когда состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Но сыновья его не ходили путями его и уклонялись в корысть». Не следовали примеру отца своего. Праведный Самуил обходил все города израильские и творил суд в каждом городе. «Из года в год он ходил и обходил Вефиль и Гилгал, и Мицпу, и судил народ». Сыновья же его поступали иначе: сидели в городах своих неотлучно, дабы увеличивать доходы помощников и писцов своих. Они же и при десятинном приношении лишнюю меру брали, и товарами брали у купцов, и всякие другие подарки вымогали. (Шаб., 56)
VII. Саул
За что удостоился Саул царского сана? За кроткий нрав свой. Когда пропали ослицы у Киса, отца Саулова, Саул, взяв с собою одного из слуг, отправился на поиски. Обойдя несколько округов и придя в землю Цуф, Саул сказал слуге: «Пойдем назад, чтобы отец, оставив мысль об ослицах, не стал беспокоиться о нас»: слугу он ставил на один уровень с собою. А чтобы уклониться от царской власти, для которой он указан был Самуилу Богом, он спрятался в обозе. (Тосеф.)
Когда Саул со слугой поднимались в город (где находился Самуил), то встретили девиц, вышедших черпать воду, и спросили: «Есть ли здесь прозорливец?» Те отвечали: – Есть; вот он впереди тебя; только поспешай, ибо он сегодня пришел в город, потому что сегодня у народа жертвоприношение на высоте. Когда придете в город, застанете его, пока он еще не пошел на ту высоту, к трапезе; ибо народ не начнет есть, доколе он не придет; потому что он благословит жертву и после того станут есть званные. Итак, ступайте, теперь еще застанете его». Зачем они наговорили столько? – Потому, что женщины болтливы, – отвечал Рав. Р. Самуил же объяснял это так: – Чтобы подольше любоваться красотою Саула, про которого сказано: «Молодой и красивый; и не было никого из израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа». (Бер., 48) Подошел Саул к Самуилу и спросил: «Скажи мне, где дом провидца?» – Я – провидец, – отвечал Самуил. И сказал Господь Самуилу: – Ты провидец? А Я покажу тебе, что ты не провидец. Показал это Господь Самуилу при помазании на царство отрока Давида: когда Самуил, еще не зная, которого из сыновей Иессея избрал Господь в цари, увидел Елиава, он сказал: «Верно, сей перед Господом помазанник Его!» Но Господь сказал Самуилу: – Не смотри на вид его и на высоту роста его. Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце». (Сифрэ, Мидр. – Сам.) Когда Господь сказал Саулу: «Иди и порази Амалика и истреби все, что у него – от мужа до жены, от отрока до младенца, от вола до овцы», – взмолился Саул к Господу, говоря: – Господи! Если погрешил человек, чем повинно животное? Если грешны взрослые люди, чем дети виновны? Раздался Голос Небесный: – Не будь слишком милосердным, Саул! А в то время, когда Саул повелел Доегу: «Ступай и умертви священников Новийских», Небесный Голос воззвал:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.212 с.) |