Вопрос 1. АП как отрасль права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. АП как отрасль права.



Вопрос 1. АП как отрасль права.

История.

АП зарождалось как ядро публичного права. Частное и публично – две подсистемы, известные из Др Рима. Ульпиан: Публичное – гос., частное – взаимодействие и интересы частных лиц. Публичное право неразрывно связано с функционированием государства, когда появилось государства, тогда и появилось публичное право.

В отличие от частного, в публичном праве менее важны традиции. Рецепция публичного римского право не состоялась.

Петровские времена – появление прообраза административного права: Табель о рангах и Табель об учреждениях коллегий.

Как отрасль права – середина 19 века: АП – в маске полицейского права – право о государстве: общественный порядок и безопасность. Сложилось к концу 19 века как учебная дисциплины.

На рубеже 19-20 веков с опозданием в России появляется концепция – государство ночной сторож и параллельно как правовое государство: человек воспринимается как не объект воздействия, а центральный субъект права, который может что-то требовать от государства. А само государство стало подразумеваться как совокупностью публичных служб, оказывающих услуги.

Профессор Илистратов – Основные начала АП 1914 год. Почитать.

С установлением Советской власти в АП произошел административные переворот. АП – суперотрасль, как система командно-плановой системы централизованного управления.

1991-1993 начало рыночных преобразований. АП практически началось с нуля. Восстановлен диалог с европейскими странами.

2003 по наше время. Современное новейшее АП. после административной реформы. Тренды во взаимоотношениях гос. и частных лиц:

· Информационная открытость электронное правительство

· Инвентаризация всех функций ОГВ, дублирование, исключение ненужных (бензоколонка три проверки вместо одной)

· Приватизация отдельных функций государства (госстрой дает «ненужное» нередко коррупционное разрешение на строительство)

· Заимствование зарубежной концепции публичных сервисов, услуг (гос. обслуживает, а не управляет)

· Публичное частное партнерство

· Развитие административного судопроизводства, которое до этого было в полулегальном виде – Кодекс административного судопроизводства.

Вопрос 2. Понятие АП как отрасли.

АП – это самостоятельная отрасль российского права, регламентирующая деятельность публичной администрации = исполнительная власть, по выполнению ею возложенных государственных и муниципальных функций (направления деятельности ОГВ).

Характеристика АП как отрасли:

1. Является материнской, фундаментальной отраслью.

2. Одновременно и регулятивная и охранительная функции.

3. Отрасль и материальная и процессуальная.

4. Источник – административное законодательства, которая нахлдится в совместном ведении 72 ст. Конст РФ.

5. Административное законодательство не кодифицировано и не кодифицируемо.

Вопрос 3. Предмет АП.

Вопрос о предмете - это ключевой вопрос.

Предмет - это отношения связанные с реализацией государственных и муниципальных функций, возложенных на публичную администрацию.

НО:

1. Не все отношения с участием публичное организации регулирует публичное право, часть из них регулируется специальными отраслями (налоговое право, бюджетное право, земельное право, экологическое право, уголовно исполнительное и др.) Если отношения не регулируются отдельной отраслью, то регулируется АП

2. Традиционно включались отношения по Административному судопроизводству. Но сейчас идет процесс по отдельную отдельную отрасль

Состав предметов: общественные отношения регулируемые АП разнообразны и непохожи др. на др. - принято выделять различные группы отношений:

· Отношения по оказанию гос. и муниц. услуг. Они возникают по поводу удовлетворения ПА - публичной администрации потребностей граждан и организации по их вопросам. Сайт: gosuslygi.ru – зарегистрироваться.

Особенности этих отношений: субъектный состав- получатель услуги и субъект предоставления услуги – гос. или муниц. орган или подведомственная ему организация. Служит интересам удовлетворению потребностей частных лиц. Инициатор отношений всегда частное лицо. По своему содержанию это отношение «зависимости» - нет властного подчинения одной стороны другой, но частное лицо зависит от муниципального органа. Интересы получателя услуг обеспечены судебной и административной защитой. Порядок предоставления каждой услуги детально урегулирован законом, подзаконными актами и регламентами. Осуществляется поэтапный переход к электронной форме предоставления услуг.

Виды отношений:

1. «Предоставление навязанных услуг» - регистрация, учет, лицензирование, аккредитация, аттестация.

2. «Предоставление гарантированных услуг» - образование, здравоохранение, соц. защита, услуги культуры и т.д.

· Контрольно-надзорные отношения. Возникают по поводу осуществления ПА контроля за соблюдением гражданами, организациями обязательных требований.

Особенности отношений: Субъектный состав: проверяющий – контролер: особого рода категория должностных лиц службы инспекции и проверяемый – контролируемый, частное лицо, организация. Они возникают, изменяются и прекращаются по инициативе проверяющего. По своей природе это отношения власти и подчинения. Контроль может быть связан с ограничением прав, применением мер гос. принуждения – помимо воли гражданина, с преодолением противодействия. Процедура контроля детально урегулирована каждой разновидности законами, подзаконными актами и административными регламентами. Гарантирована полная судебная и административная система защиты прав контролируемого.

Виды Отношений:

1. Контрольные отношения, не предполагающие прямого взаимодействия с контролируемым.

2. Контрольные отношения в рамках прямого взаимодействия контролера и контролируемого.

 

· Административно-деликтные правоотношения. Возникают с участием административно юрисдикционных органов и граждан, организаций в связи с совершением последними правонарушений.

Особенности отношений: Всегда следуют за контрольно-надзорными отношениями. По своей природе это властные отношения, а них гражданин, организация являются потенциальными нарушителями и к ним предъявляют властные полномочия. Возникают по инициативе властной стороны. Регулируются КоАП-ом и специальными законами субъектов. Заключаются в применении административных наказаний и иных мер принуждения. Они реализуются в особой процессуальной форме.

 

· Административно-юстиционные отношения. Возникают в связи с разрешением в судебном порядку административно правовых споров, связанны с проверкой законности деятельности публичной администрации.

Особенности отношении: Субъектный состав: Суд – как арбитр, властное лицо, гражданин или организация – как заявитель, либо в качестве лица, которому суд санкционирует ограничение прав и публичная администрация. Частное лицо и ПА – процессуальные оппоненты. Возникают по инициативе часного лица, но могут и по ПА (публичная санкция). Регулируется Кодексом Административного Судопроизводство (только в СОЮ) и Арбитражным процессуальным кодексом (Арбитражные суды). В перспективы это отношения выйдут в отрасль административного судебного процесса.

 

· Административно-имушественные отношения. Возникают с участием ПА по поводу гос. и муниц собственности.

Особенности отношений: ПА- специально уполномоченный орган, с другой стороны Частное лицо или другое ПА. Суть отношений – формирование состава публичного имущества, управление им, учет и контроль за использованием. Публичная администрация совмещает в своих руках властные полномочия и полномочия собственника. Эти отношения соседствуют с гражданско-правовыми отношениями.

Виды отношений:

1. По поводу имуществ общего пользования.

2. По поводу имущества используемого самому ПА и подведомственными ей организациями.

3. По поводу публичного имущества предоставляемого частным лицам.

 

· Внутриаппаратные отношения. Отношения возникают внутри ПА без участия частных лиц и организация.

Особенности отношения: особый субъектный состав: орган-орган. Имеет целью обеспечит надлежащее функционирование публичной организации. Часто регулируется на подзаконном уровне. Далеко не всегда обеспечены судебной защитой.

Виды внутриаппаратных отношений:

1. Субординационные отношения между вышестоящими и нижестоящими органами или должностными лицами.

2. Координационные отношения между не соподчиненными органами.

3. Служебные отношения: поступление, прохождение и прекращение государственной службы. (Служебное право).

4. Стуктурно-компентационные. Формирование ОГВ, наделение их полномочиями, реорганизация, упразднение.

5. Административно-правотворческие. ПА – создает подзаконные акты, которые регулируется АП.

6. Делопроизводственные отношения.

Метод влияет на:

1. правовое положение сторон др. к др.

2. способы с помощью которых стороны реализуют свои права

3. перечень оснований возникновений, изменений, прекращений правоотношений

4. способы защиты нарушенных прав

Метод в рамках разных групп отношений может различаться. Однако в целом можно выделить следующие характеристики:

1. Централизованный или императивный. Стороны правоотношения не могут определять свое поведение. Права и обязанности устанавливаются законом, а не соглашением. Основания возникновения, изменения, прекращения также установлены законом.

2. Метод неравенства сторон. Правовое положение неравенства сторон! Как власть и подчинение или зависимость.

3. Среди способов правового регулирования доминирует – обязывание.

4. Основной способ защиты частных лиц – жалоба.

Особенная часть:

1 точка зрения. Законченной системы особенной части нет. Выделяются элементы, регулирующие особенности публичного администрирования в отдельных сферах (например, образование, здравоохранение, таможенное дело, безопасность, оборона и т.д.).

Особенности регулирования в каждой из сфер публичного администрирования состоят в следующем:

1. особенности правового положения участников правоотношения;

2. особенности предоставления публичных услуг;

3. особенности осуществления государственного и муниципального контроля;

4. и т.д.

2 точка зрения. Особенная часть делится на три блока:

1. управление в сфере административно-политической деятельности;

2. управление в экономической деятельности;

3. управление в социально-культурной сфере

3 точка зрения. Профессор Бельский считает, что в административном праве нет ни Общей, ни Особенной части, а есть три структурных элемента:

1. административно-управленческое право;

2. полицейское право (контрольный надзор);

3. административно-юстиционное право.

Субъект

– участник правоотношений. Обладает правосубъектностью – способность быть участником административно-правовых отношений.

Свойствами правосубъектности наделяются различные категории правовых лиц: граждане, организации со статусом и без статуса (студенческая группа) юридического лица, должностные лица, ОГВ, объединения граждан и организаций.

Классификация:

· с точки зрения правового положения:

а) Субъекты, выполняющие публичные функции в правоотношении: ОГВ, должностные лица, частные лица, которым делегированы полномочия

б) Субъекты, не выполняющие публичные функции в правоотношении: граждане, организации, а также ОГВ и должностные лица, не выступающие в роли субъекта, выполняющего публичные функции.

· с точки зрения юридической личности:

а) Индивидуальные субъекты.

б) Коллективные субъекты.

· и др.

Объект

– основной объект – поведения, действия участников правоотношения, как гражданина, так и публичного органа; намного реже – материальные блага (опосредственный объект).

Содержание

– взаимные права и обязанности.

ПА -> Частное лицо

· право требовать публичной администрации активные действия от частного лица (повестка в военкомат);

· права на собственные активные действия(ПА), обязанность подчиниться частному лицу;

· право требовать ПА воздержаться от публичного действия к частному лицу.

Частное лицо -> ПА

· право требовать ЧЛ активные действия от ПА (выдача загран. паспорта);

· право ЧЛ на свободные собственные активные действия от ПА (митинги);

· право воздержаться от активных действий.

Обе разновидности субъектов права ПА и ЧЛ могут выступать в качестве обязанной и управомоченной стороны.

У лиц, выполняющих публичные функций нет субъективных прав в классическом значении, в подавляющем большинстве случаев это и право и обязанность – полномочия (пресечь правонарушение сотрудника полиции).

Данный термин не употребляется к частным лицам.

Вопрос 3. Виды АП-ний.

Критерии:

1. По юридическому содержанию:

· регулятивные (нормальные отношения);

· охранительные (аномальные – возникают в связи с деликтами или восстановлением прав).

2. По составу участников:

· Внутриаппаратные;

· Внешнеаппаратнрые.

3. По характеру взаимных прав и обязанностей:

· вертикальные (подчинения);

· горизонтальные (координационные, например, административный договор);

· ассиметричные или диагональные (получение паспорта).

4. В зависимости от участвующего субъекта ПА:

· отношения с участием ФОИВ;

· отношения с участиям ОИВ субъектов федерации;

· отношения с участием исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления;

· отношения с участием иных лиц.

Вопрос 4. Основание возникновения АП-ний (самостоятельно).

Основание – юридический факт. Существует два исключения:

1. Когда основанием выступает не один юридический факт, а их совокупность;

2. Отдельные права и обязанности могут возникать непосредственно в силу закона.

действия
В большинстве случаев для возникновения правоотношения необходим один юридический факт.

 


события - возникают независимо от воли человека

 

 


Раздел 2: Административно-правовой статус граждан и организаций

Тема 3. Лица АП. Граждане как субъекты АП.

Содержание обращения

1) Должна быть раскрыта суть, исходя из его вида.

2) Если обращение – жалоба, то обязательно необходимо указать, чьи действия подвергаются обжалованию.

3) Обжаловаться могут нижестоящие ОГВ и должностные лица.

4) Приложение.

Форма обращения:

1. Письменная форма, на бумажном носителе.

2. Устное обращение. В каждом ОГВ и муниципальном органе установлен прием граждан, в том числе и руководством организации. Ведется учет устных обращений – книга обращение, в которых записывается – Кто пришел? и Что сказал?

3. Электронная форма. В строго юридическом смысле – это письменная форма, т.к. есть понятие электронный документ.

Механизмы подачи:

· официальная электронная почта;

· специальные сервисы на сайте ОГВ;

· через портал государственных и муниципальных услуг.

Эл. форма не требует дополнительной идентификации, но по специальным обращениям – подписываются электронной подписью.

Сроки для направления обращений:

Срок для подачи обращений не установлен.

Для специальных обращений срок установлен - особенно для специальных жалоб (административная жалоба – 10 суток).

Срок рассмотрения обращений:

· Регистрация в течение трех дней.

· В течение семи дней отправляется по подведомственности.

· Срок рассмотрения – тридцать дней с момента регистрации.

В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, со специальным уведомлением заявителя.

Специальные обращения:

· Для получателей государственных услуг – 15 дней.

· В крайних случаях (волокита) – 5 дней.

· И др.

Ответ на обращения:

Зависит от вида обращения. Ответ должен быть по существу обращения.

Ответственность за нарушение порядка обращения:

1. Дисциплинарная. Выговор, вплоть до увольнения.

2. КоАП 5.59 – Штраф от 5 до 10 тысяч рублей.

Недостатки в обращениях и последствия:

1. Проблема анонимных обращений. Отсутствие ФИО заявителя, адрес ответа, либо их недостоверность.

На них ответ по существу не дается. Если сообщении о противоправных действиях, то «анонимка» перенаправляется в компетентные органы.

Ныне установленное правило легко обходится: заявитель – вымышленное лицо.

2. Претензии к содержанию.

Злоупотребление права на сообщения: Нецензурные ругательства в обращении. Многократные обращения по одному делу. И иные злоупотребления.

Вопрос 3. Судебные жалобы.

Судебные жалобы – это особые, в установленном законом форме, обращения в суды о защите и восстановлении нарушенных прав. Не имеют никакого отношения к административным обращениям, поскольку адресуются к судебным органам.

Нормативнаяоснова – Кодекс Административного Судопроизводства.

Название - Административно исковое заявление (по сути это судебная жалоба).

Заявители: граждане, прямо заинтересованные и обладающие процессуальной правоспособностью.

АИЗ направляются в СОЮ.

Предметоспаривания – любые действия, решения, бездействие, акты публичной администрации.

Однако в зависимости от их вида процессуальный порядок может заметно отличаться.

Глава 22 КАС. Устанавливает порядок оспаривания индивидуальных решений.

Нормативная основа:

· Хуже всего раскрыта в Конституции.

· Нет общего закона о ИВ.

· По сути, построение системы и структуры ИВ отданы на откуп Президенту и Правительству.

Главным источником в построении системы и структуры – Указы Президента, Постановления Правительства и региональные акты.

Вопрос 5. Виды ОИВ.

1. По уровню: федеральные и региональные.

2. По предметной компетенции: общей – открытый круг дел (только высшие ОИВ), и специальной – закрытый круг дел компетенции.

3. По территориальной компетенции:

· Центральные органы – возглавляют систему ведомства, являются самостоятельными. Центральный аппарат МВД.

· Территориальные органы – орган, созданный центральным аппаратом для реализации функций деятельности.

o Межрегиональные

o Региональные

o ТО в городах с районным делением

o ТО в городах без районного деления

4. По порядку деятельности: единоначальные, коллегиальные.

5. По сроку действия: временные и постоянные.

Административное ведомство – совокупность центрального органа (аппарата) и подчиненных ему территориальных органов. (МВД).

Вопрос 7. Компетенция ОИВ.

Компетенция – совокупность задач, функции и полномочии, а также подведомственность.

Полномочия – «сплав» права и обязанности.

Подведомственность – круг дел, которые могут разрешаться органом с использованием его полномочий.

 

Аппарат Правительства РФ.

Это не Правительство и не его часть, а самостоятельный государственный орган при Правительстве. Он осуществляет организационно-техническое и иное обеспечение деятельности Правительства. Возглавляется Заместителем Председателя Правительства – это единственный человек из Аппарата, который входит в состав Правительства. Само Правительство не является юридическим лицом, либо Аппарат, либо сами министерства.

Компетенция Правительства РФ по руководству ФОИВ специальной компетенции:

1) Назначает заместителей федеральных министров в отношении министерств, подчиненных Правительству, например, заместителя министра финансов;

2) Назначает руководителей федеральных служб и агентств, подчиненных Правительству, например, руководителя ФАС, ФТС

3) Назначает руководителей федеральных учреждений, подчиненных этим органам, а также совещательных и вспомогательных органов при Правительстве;

4) Утверждает положения о подчиненных ФМ, ФА, ФС;

5) Утверждает предельную штатную численность и количество департаментов, подчиненных ФОИВ;

6) Руководит текущей деятельностью: дает поручения, обязательные для исполнения;

7) Вправе отменять или приостанавливать действие актов, подчиненных ФОИВ;

8) Осуществляет контроль деятельности, в том числе заслушивает отчеты;

9) Вправе накладывать дисциплинарные взыскания на тех, кого назначает.

Правовые акты Правительства:

1) Постановления Правительства – НПА

2) Распоряжения Правительства – индивидуальные акты, например, о назначении.

Полномочия

Полномочия руководителя примерно равны полномочиям министра, за исключением статуса члена Правительства.

Вопрос 2. Виды АПА.

Критерий 1: юридическое содержание.

1) Нормативные акты. Результат нормотворческой деятельности. Они устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, то есть являются источниками права. Содержит обязательные правила поведения, которые рассчитаны на неоднократное правоприменение и распространяется на неопределенный круг лиц. Однако, нормативный акт ПА могут является источником не только АП, но и НП, БП, ЗП.

2) Индивидуальные акты. Результат правоприменительной деятельности. Возникают, изменяются, прекращаются конкретные правоотношения. Они являются юридическими актами. Содержат индивидуальные правила, адресованные конкретному лицу.

3) Смешанные правовые акты.

4) Акты разъяснения, акты рекомендации.

Критерий 2: по субъекту издания

1) Акты Правительства;

2) Акты ФОИВ;

3) Акты Главы субъекта;

4) Акты ВИ ОГВ субъекта РФ;

5) Акты ОИВ субъектов РФ специальной компетенции;

6) Акты местной администрации;

7) Акты иных исполнительно-распорядительных ОМС;

8) Акты децентрализованных органов ПА;

Критерий3: по форме.

- письменные – в форме документа, составленного на материальном носителе и обладающего признаком формализованности;

- устная (приказы в армии), конклюдентная форма.

Прекращение действия

1. Исполнение. Если он обязывающий

2. Отпадения основания издания. Например, утрата статуса ЮЛ влечет лишение лицензии.

3. Истечение срока.

4. Отмена издавшим органом.

5. Отмена вышестоящими органами.

6. Признание недействительным в судебном порядке.

Правовая основа: ст.23 ФКЗ «О Правительстве РФ», Указ Президента «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента, Правительства и ФОИВ» №763 от 23 мая 1996 года, ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА» от 17.07.2009 года №172-ФЗ и др.

НПА Правительства РФ

Законодательная база: ст.23 ФКЗ «О Правительстве РФ», Указ Президента «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента, Правительства и ФОИВ» №763 от 23 мая 1996 года, ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА» от 17.07.2009 года №172-ФЗ и др.

Форма: Постановление

Официальное опубликование: РГ, СЗРФ, Интернет-портал parvo.gov.ru, НТЦ ОПИ «Система». Вступают в силу в течение 7 дней после официального опубликования, если иное не предусмотрено самим актом. Если Постановление затрагивает права и свободы граждан, то нельзя, чтобы они вступали в силу до официального опубликования. Днем официального опубликования считается первая публикация.

Характеристики:

1. Издаются на основании и во исполнение Конституции, ФКЗ, ФЗ и Указов Президента.

2. Действуют и обязательны в применении на территории всей страны.

3. Издаются практически во всех сферах, поскольку Правительство – орган общей компетенции.

4. Порядок подготовки внесения проектов и их рассмотрения детально урегулирован регламентом Правительства.

5. Могут быть отменены Президентов РФ.

6. Могут быть оспорены в судебном порядке.

НПА ФОИВ

Правовая основа: Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил подготовки НПА ФОИВ и их государственной регистрации» от 13.09.1997 года, Указ Президента «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента, Правительства и ФОИВ» №763 от 23 мая 1996 года, ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА» от 17.07.2009 года №172-ФЗ и др.

 

Субъекты нормотворчества: все министерства, каждое в своей сфере, отдельные федеральные службы и федеральные агентства, если это предусмотрено Положением. Для некоторых субъектов права могут быть предусмотрены нормотворческие функции (Центробанк, ГВФ, госкорпорации: Росатом и Роскосмос, Агентство по страхованию вкладов). Нормативный акт может издаваться от лица нескольких субъектов.

Характеристика:

1. Издаются на основании и во исполнении Конституции, ФКЗ, ФЗ, УП, ПП, законов субъектов

2. Ограничены на территории конкретного субъекта

3. Ограничены компетенцией по вопросам исключительного ведения и совместного ведения

4. Процедуры регистрации как таковой не установлено, но есть требование от территориального органа Минюста.

5. Действие может быть приостановлено Президентом России.

6. Могут быть оспорены: в уставные и конституционные суды субъектов там, где они предусмотрены, областной суд.

 

Вопрос 1. История появления

В СССР и начале 90-х такой категории вообще не было. Однако, такое явление было в законодательстве Российской империи.

Публичные услуги в ЕС и России. Винницкий А.В.

Модели предоставления государственных и муниципальных услуг:

Французская модель. Широкий подход. Государство для народа, все функции государства – это публичные службы. Таким образом, государство — это совокупность публичных служб, а публичные службы оказывают услуги.

Немецкая модель. Все функции государства делятся на позитивные и негативные. Позитивные – это услуги, а негативные – ограничение.

Англо-саксонская модель. Концепция государственного менеджмента-сервисного государства. Государство перенимает функции, свойственные частному сектору.

По содержанию

1) Административные услуги – издание административных актов, совершение административных действий;

2) Социальные услуги

3) Обеспечение жизненноважными услугами

4) Другие

Вопрос 3. Содержание контроля и надзора

Проверка – совокупность, проводимы органом контроля и надзора мероприятий в целях оценки соответствия действий и деятельности контролируемого объекта проверки обязательным требованиям. 

Акт, предписание, в ее рамках происходит фиксация всех обстоятельств, сбор доказательств, но не возлагаются права и обязанности. Единого алгоритма проверки нет, ее наполнение конкретными мероприятиями зависит от конкретного вида контроля.

- проверка документации;

-обследование объектов, ТС;

- осмотры, досмотры;

- отборы образцов;

- проведение исследований, испытаний;

- проведение экспертиз и расследований;

- проведение опросов и допросов;

и т.д.

Вопрос 2. Вида составов.

По объективной стороне:

1. ЗА активные действия

2. За бездействие

По последствиям:

1. Формальные

2. Материальные

По субъекту:

1. Только гражданин

2. Должностные лица

3. Только ЮЛ

4. Универсальные составы, без привязки к статусу субъекта

По субъективной стороне:

1. Составы с умышленной формой вины

2. С неосторожной формой вины

3. С двойной формой вины

Правовая основа:

· КоАП (главы 22-32). Порядок производства исключительно федеральная прераготива. Однако, субъект может изменить подведомственность по региональным составам.

· Глава 25 (АПК).

· Подзаконные акты, которые детализируют правила КоАПа.

Виды производств:

По объему и сложности

- Обычное (стандартный набор стадий и этапов в общеустановленные сроки)

- Ускоренное (сокращенные сроки)

- Усечённое (исключение и совмещение отдельных стадий, а, следовательно, сокращаются сроки) ст.28.6 КоАП. В рамках данного вида совмещается стадия рассмотрения и возбуждения. В ряде случаев еще и стадия исполнения, но не в сфере дорожного движения. Исходя из принципа процессуальной экономии. Правонарушение очевидно и никем не оспаривается.

Условия:

1) ФЛ;

2) застигнут на месте совершения;

3) предупреждение или штраф;

4) лицо не оспаривает виновность и размер наказания.

- Усложнённое. (появляется дополнительный этап - административное расследование). Приминяется тогда, когда административное правонарушение неочевидно.

По предмету

- правонарушение в сфере безопасности движения

-... таможенного дела

-... избирательных прав

и т.д.

Отличие в процессе доказывания, в подведомственности.

 

Вопрос 2. Стадии и этапы.

Стадия - это относительно самостоятельная часть производства, которая имеет свои специфические и более узкие задачи. Характеризуется определённым набором участников, объединяет тесно связанные процессуальные действия, характеризуется оформлением специального процессуального документа.

Этап - часть стадии, которая объединяет группу наиболее тесно связанных действий.

II. Рассмотрение

Этапы:

1. Подготовка дела к рассмотрению. Если судья увидит недостатки, то судья может возвратить дело назад на первую стадию. Назначение даты слушания.

2. Слушание \ разбирательство дела. Оно всегда очное.

3. Принятие процессуального решения по делу (постановление\определение)

4. Доведение процессуального решения до сведения участников.

ГЛАВНЫЙ ДОКУМЕНТ: постановление о назначение административного наказания \ о прекращении производства по делу, определение о неподведомственности.

Регулируется главой 29 КоАПа.

III. Пересмотр

Этапы:

1. Подача жалобы или протестаъ

2. Слушание дела.

3. Вынесения решения по жалобе

ГЛАВНЫЙ ДОКУМЕНТ: решение по жалобе.

Регулируется главой 30 КоАПа.

Эта стадия факультативная.

IV. Исполнение

Этапы:

1. Обращение к постановлению

2. Приведение в исполнение

3. Окончание исполнения

Регулируется главой 31,32 КоАПа.

Эта стадия также факультативная. Работает только в случае, если постановление было о назначении наказания.

Посмотреть ст.24.5, подведомственность, участники производства.

Составители протокола: ст.28.3 в КоАП, или ст. регионального закона. Всегда конкретные должностные лица – представители администрации. По большинству составов компетенция альтернативная: разные ДЛ одного органа или ДЛ разных органов. Компетенция: родовая, видовая, территориальная, должностная. Должностная компетенция определяется центральным аппаратом конкретного органа. Нарушение должностной компетенции – это грубое правонарушение: либо пересоставлять протокл, либо прекращать производство по делу.

ПД на стадии пересмотра

1) Неитоговые – определение

2) Итоговые – решение по жалобе. Ст. 30.7

- оставить без изменения

- изменит постановления, если он не ухудшает положение делинквента

- отмена постановления о производстве по делу

- отмена постановления, возвращение на новое производство.

- отмена постановления и направление по подведомственности

Однако, когда мы говорим о новом рассмотрении, правоприменитель может это сделать только если не истекли сроки давности, установленные ст.24.5. Если сроки истекли – дело прекращается за истечением сроков давности.

Решение по жалобе на стадии пересмотра м.б. не одно, так как пересмотр м.б. неоднократным.

Вопрос 1. АП как отрасль права.

История.

АП зарождалось как ядро публичного права. Частное и публично – две подсистемы, известные из Др Рима. Ульпиан: Публичное – гос., частное – взаимодействие и интересы частных лиц. Публичное право неразрывно связано с функционированием государства, когда появилось государства, тогда и появилось публичное право.

В отличие от частного, в публичном праве менее важны традиции. Рецепция публичного римского право не состоялась.

Петровские времена – появление прообраза административного права: Табель о рангах и Табель об учреждениях коллегий.

Как отрасль права – середина 19 века: АП – в маске полицейского права – право о государстве: общественный порядок и безопасность. Сложилось к концу 19 века как учебная дисциплины.

На рубеже 19-20 веков с опозданием в России появляется концепция – государство ночной сторож и параллельно как правовое государство: человек воспринимается как не объект воздействия, а центральный субъект права, который может что-то требовать от государства. А само государство стало подразумеваться как совокупностью публичных служб, оказывающих услуги.

Профессор Илистратов – Основные начала АП 1914 год. Почитать.

С установлением Советской власти в АП произошел административные переворот. АП – суперотрасль, как система командно-плановой системы централизованного управления.

1991-1993 начало рыночных преобразований. АП практически началось с нуля. Восстановлен диалог с европейскими странами.

2003 по наше время. Современное новейшее АП. после административной реформы. Тренды во взаимоотношениях гос. и частных лиц:

· Информационная открытость электронное правительство

· Инвентаризация всех функций ОГВ, дублирование, исключение ненужных (бензоколонка три проверки вместо одной)

· Приватизация отдельных функций государства (госстрой дает «ненужное» нередко коррупционное разрешение на строительство)

· Заимствование зарубежной концепции публичных сервисов, услуг (гос. обслуживает, а не управляет)

· Публичное частное партнерство

· Развитие административного судопроизводства, которое до этого было в полулегальном виде – Кодекс административного судопроизводства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.325 с.)