Направления совершенствования российского законодательства в сфере регулирования финансового рынка в условиях конституционной реформы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления совершенствования российского законодательства в сфере регулирования финансового рынка в условиях конституционной реформы



Сравнительно недавно прошедшая конституционная реформа довольно редко обсуждалась именно в аспекте воздействия на участников финансового рынка, ведь, первый взгляд, она напрямую никак не затрагивает сферу регулирования финансового рынка. Однако, являясь актом высшей силы и устанавливая правовые рамки регулирования для всех отраслей права, правовое регулирование рассматриваемых общественных отношений, несомненно, подлежит изменениям.

Целью настоящего исследования является определение направлений совершенствования законодательства в сфере регулирования финансового рынка в свете конституционной реформы 2020 года. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

4) выделить основные поправки в Конституцию Российской Федерации (далее – Конституция РФ, Конституция), которые, так или иначе, могут оказать влияние на дальнейшее развитие регулирования финансового рынка;

5) проанализировать взаимосвязь внесенных поправок с текущими изменениями в законодательство о финансовом рынке;

6) выработать рекомендации по достижению целей внесенных в Конституцию изменений в аспекте регулирования финансового рынка.

Рассмотрим поправки в Основной закон, способные оказать влияние на развитие законодательства в сфере финансового рынка.

Пункт «г» ст. 71 Конституции РФ в новой редакции содержит указание на то, что в ведении РФ находится организация публичной власти. Под термином «публичная власть», если толковать его в совокупности с остальными статьями Конституции, понимается система взаимодействующих государственных органов и органов местного самоуправления как единое целое. Исследователь М.М. Мухлынина пишет, что термин «публичная власть» предваряет правовую категорию системы федеральных органов власти и потому носит более фундаментальное значение[6].

Однако, важно заметить, что в п. 2 Определения КС РФ от 11.04.2019 N 867-О применимо к Банку России упоминаются такие словосочетания как «институт финансовой власти», «финансовый институт государства». Само наличие «финансовой власти» не вписывается в классическое представление о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную ветвь. Однако, в данном случае, вероятно, данные выражения не призваны внести «смуту» в сложившуюся систему разделения властей, а скорее, подчеркнуть возрастающую значимость данных публичных органов на современном этапе.

Кроме того, настоящая редакция ст. 76 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не предусматривает публикацию особого мнения судей Конституционного суда. На мой взгляд, это еще более укрепляет позицию такого источника права как постановления и определения данного органа в общей иерархии, а потому позиции, отраженные в них, играют чрезвычайно важную роль в выборе направлений развития российского законодательства в целом.

Пункт «м» ст. 71 Конституции РФ в новой редакции содержит указание на то, что обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных находится в ведении федерации. Также в текст включена новая статья 75.1, в которой говорится о создании в нашем государстве условий для устойчивого экономического роста и сбалансированности публичных и частных интересов при достижении данной цели. Введение данных статей закрепляет уже обозначившуюся тенденцию к цифровизации и, соответственно, обозначает ориентир для изменения и развития правового регулирования всех общественных отношений так или иначе подверженных цифровизации.

Наиболее ярко использование новых цифровых технологий проявляет себя именно в финансовой сфере. Банки, страховые организации, брокеры, депозитарии, негосударственные пенсионные фонды и иные финансовые посредники, играющие ключевую роль в опосредовании движения денежных средств, представляют собой огромную часть финансовой системы[7] государства. Внедрение новых технологий на финансовом рынке несет в себе как преимущества, заключающиеся в снижении издержек, расширении возможностей совершения финансовых операций и т.д., так и значительные недостатки, среди которых угрозы экономической безопасности страны. Именно поэтому соответствующая поправка в Конституцию еще раз подчеркивает важность вопросов урегулирования процессов внедрения информационных технологий на финансовом рынке.

Цифровизация движения денежных средств, а также непосредственно самих денежных средств в различных их формах[8] углубляет проблемы соотношения частных и публичных интересов – потому ст. 75.1 обновленного Основного закона очерчивает необходимость соблюдения их баланса.

Ввиду наметившихся и закрепленных в Конституции РФ тенденций на финансовом рынке в России и усиления влияния и значимости финансовых органов в развитии государства, хотелось бы выделить следующие направления развития законодательства в этой сфере.

Одним из направлений совершенствования регулирования на финансовом рынке является установление баланса публичных и частных интересов при осуществлении надзора на финансовом рынке. Выделение среди участников финансового рынка публичного элемента, Банка России, является прямым обоснованием регулирования финансового рынка не только частным, но и публичным правом, однако существуют и частные СРО, которые также осуществляют соответствующее регулирование. Взаимодействие СРО и Банка России уже практикуется, кроме того, вводится институт кураторства[9] в рамках надзора за страховыми организациями, участие специализированных депозитариев в надзоре за негосударственными пенсионными фондами. Необходимо и дальше развивать данные институты и в иных сферах финансового рынка.

Кроме того, сравнительно недавно созданный институт финансового уполномоченного[10] также призван способствовать балансу частных и публичных интересов.

Большое количество разобщенных норм о применяемых Банком России мерах принуждения и о составах правонарушений несомненно ведет к эмпирическим проблемам. Кроме того, в условиях цифровизации вопросы ответственности за правонарушения встают еще более остро. Необходима систематизация данных норм, по крайней мере, в рамках КоАП РФ, новая редакция находится в данный момент в стадии разработки.

Кроме того, важно развивать направление взаимодействия органов публичной власти между собой, в частности, между Банком России с правоохранительными органами в целях противодействия появлению на финансовом рынке недобросовестных участников (к примеру, посредством ведения общего с такими органами реестра микрофинансовых организаций и др.).

Чрезвычайно актуальным вопросом также является статус развивающихся «фин-тех» компаний, которые непосредственно могут влиять на движение денежных средств, но еще не находятся под надзором мегарегулятора. Необходимо установить надзор Банка России за такими организациями в аспекте осуществления ими финансовой деятельности, как, например, планируется внести дополнения[11] в ст. 76.1 ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части установления надзора за операторами информационных систем и обмена цифровых финансовых активов. Аналогичные меры должны приниматься и в отношении иных вновь появляющихся компаний, порядок надзора должен быть четко регламентирован.

Также актуальной проблемой является нарастающее количество нормативных правовых актов, регулирующих разные сферы финансового рынка, и имеющих ряд противоречий друг с другом. Необходима систематизация данных норм, закрепление ключевых и общих понятий для всего финансового рынка. Огромный массив подзаконного нормативно-правового регулирования ЦБ РФ, ввиду сложности его применения, также необходимо систематизировать в обобщающие законодательные акты.

Кроме того, акты Банка России, регулирующие общественные отношения по поводу защиты информационной безопасности необходимо принимать в форме нормативных правовых актов, а не рекомендаций[12].

Таким образом, обновленная Конституция РФ закрепляет основные направления развития законодательства в сфере финансового рынка, еще раз подчеркивая проблему соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также необходимости разработки правового регулирования внедрения новых финансовых технологий.

 

Литература

1) Годин А.М., Подпорина И.В. Горегляд В.П. Бюджетная система РФ: учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина, В.П. Горегляд.- 9-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация ”Дашков и Ко” - 2010. – 628 с.

2) Мухлынина М.М. Система публичной власти и вопросы местного самоуправления в свете поправки 2020 года к Конституции Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2020. №2. С. 32                                                                                                                                    

3) Шевченко Л. М. Дискуссионные вопросы состава и структуры современной финансовой системы. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2012. №1(40). С. 150 - 153

4) Шмиголь Н.С. Современные представления о финансовой системе. // Финансы и кредит. 2010. № 43 (427). С. 53-60

 

 


 

Смирнова Ирина Александровна,

аспирант кафедры гражданского права

Российского государственного университета правосудия.

Научный руководитель: к. ю. н., доцент С.В. Николюкин

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.008 с.)