Выступления участников конференции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выступления участников конференции



 

Стрельченя Илья Денисович

магистрант Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Высшая школа государственного аудита (факультет)

 

Направления совершенствования российского законодательства
в сфере бюджетных и налоговых правоотношений в условиях
конституционной реформы

Недавняя конституционная реформа затронула сферу публичных финансов и бюджетных правоотношений. Бюджетное устройство Российской Федерации претерпевает ряд изменений, которые необходимо рассмотреть.

Целью настоящей работы является изучение направлений совершенствования законодательства в сфере бюджетных правоотношений в связи с внесением поправок в Конституцию РФ. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) выделить основные изменения в Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ, Конституция), влияющие на область бюджетных и налоговых правоотношений.

2) проанализировать взаимосвязь поправок с изменениями законодательства в области бюджетного устройства и налоговых правоотношений;

3) выработать рекомендации, направленные на устранение недостатков в законодательстве и способствующие соблюдению положений Конституции РФ.

Теперь необходимо рассмотреть поправки в Основной закон, влияющие на изменение законодательства в сфере бюджетных и налоговых правоотношений.

В части 2 статьи 132 Конституции РФ[1] закрепляется «обязательность» передачи органам местного самоуправления материальных и финансовых средств для выполнения переданных государственных полномочий. Надо отметить, что практика передачи отдельных полномочий на муниципальный орган активно использовалась до этого и не является новшеством.

А именно, в части 5 статьи 19 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2]финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Однако, как не является новостью такая форма взаимодействия муниципалитетов и государственной власти, так и не вызывают удивления сложности, возникающие при практической реализации такого рода мероприятий: груз обязанностей, ложащийся на плечи муниципалитета, гораздо больше, чем изначально предполагалось, а суммы, выделяемые на реализацию «новых» полномочий, доходят до местных бюджетов со значительным опозданием. Данные проблемы приводят к финансовым трудностям - незапланированным перераспределением финансов для покрытия кассовых разрывов[3]. Таким образом, дисбаланс между недостаточностью финансовой обеспеченности и расширившимся кругом обязанностей неизбежно снижает качество исполнения управленческой функции.
    Уделение внимание данной проблеме в статье 132 Конституции РФ (путем закрепления принципа обязательной финансовой обеспеченности передаваемых гос. полномочий) положительно отразится на финансовой дисциплине (бюджетной дисциплине), встраивание органов местного самоуправления в единую систему публичной власти является достойным решением, поскольку это повысит эффективность работы органов публичной власти.

Также стоит отметить изменение ставки по НДФЛ с 13% до 15% для более состоятельной группы населения (закон вступит в силу с 1 января 2021 года)[4]. Данная корректировка фисклаьной политики является крайне актуальной для Российской Федерации: данный вопрос рассмотрен в исследовании Р.С. Леухина и А.Л. Суслиной[5]. Авторы приходят к выводу, что для средних зарплат налоговая нагрузка составляет 33.1%, а средний уровень по странам ОЭСР - 35.9%, но в странах со схожим показателем ВВП на душу населения (Польша и Чехия), величина налоговой нагрузки составляет 34.6% и 42.6% соответственно. Обратить внимание стоит на то, что величина налоговой нагрузки для групп населения с высокими доходами составляет всего лишь 32.3%, что намного ниже среднего уровня по ОЭСР - 40.4% (по состоянию на 2016 год). Получается, Россия является страной, в которой налогообложение труда является регрессивным, в отличие от абсолютного большинства стран ОЭСР. Также, исследование налоговой нагрузки через методику расчета налогового клина демонстрирует отнюдь не чрезмерный размер налогового бремени в Российской Федерации, чуть большее налоговое бремя ложится на категорию людей с низкими доходами, среднее - на среднюю по доходам группу, меньшее на людей с высокими доходами.

Данные меры давно напрашивались и продиктованы изменениями, внесенными в Конституцию – введение большего количества мер «социальной направленности» положительно скажется на социально-экономической стороне жизни общества. Хотелось бы выразить уверенность в положительных итогах намеченных преобразований, такой внутриполитический курс, несомненно, изменит жизнь граждан в лучшую сторону.

 

 

Литература

1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 сентября 2003 года, одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сентября 2003 года // Российская газета. 2003. 8 октября.

3. Леухин Роман Сергеевич, Суслина Александра Леонидовна. Прогрессивность налогов на труд в России: текущая ситуация и оценка последствий возможных вариантов реформы НДФЛ // ФИНАНСОВЫЙ ЖУРНАЛ. 2017. № 6.


 

Тимашева Юлия Ильдаровна

магистрант Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Высшая школа государственного аудита (факультет)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.004 с.)