Приглашение существ мудрости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приглашение существ мудрости



Из вашего сердца и из сердца Ваджрасаттвы во все стороны света исходит свет и призывает существ мудрости, Ваджрасаттв десяти сторон света. Вы произносите мантру подношения: ОМ ВАДЖРАСАТТВА АРГАМ ПАДЬЯМ ПУШПЕ ДЬЮПЕ АЛОКЕ ГЕНДЕ НЬЮДЕ ШАПТА ПРАТИЦЦА ХУМ СОХА — в этот момент вы в облике Ямантаки, из вашего сердца исходят божества подношения и делают подношения всем существам мудрости. В особенности вы делаете подношение Ваджрасаттве, который находится в сердце вашего Духовного Наставника. Основное место обитания божества — это место пребывания вашего Духовного Наставника, оттуда божество к вам приходит и затем возвращается обратно. Поймите, что тело вашего Гуру — это мандала, из которой исходят миллиарды различных божеств и затем возвращаются обратно в эту мандалу. Такова мандала тела вашего Духовного Наставника — об этом сказано в «Гуру-пудже».

 

Сделав подношения существам мудрости, вы произносите ДЗА ХУМ БАМ ХО. Затем все Ваджрасаттвы, в особенности Ваджрасаттва, который обитает в сердце вашего Духовного Наставника, растворяются в том Ваджрасаттве, который находится перед вами. (Когда вы произносите ДЗА, все Ваджрасаттвы, которых вы пригласили, собираются над головой основного Ваджрасаттвы. Когда вы говорите ХУМ, они растворяются в Ваджрасаттве, БАМ — они становятся едины с ним. Это как если на одну каплю воды капнуть другую, и эти две капли сольются и станут едиными). От этого он становится более могущественным. Думайте, что его мощь столь велика, что если у вас есть сильная вера и сильное сожаление, то даже маленький лучик света, исходящий из него, сжигает вашу карму, подобно огню конца кальпы.

 

Приглашение божеств посвящения

После этого из вашего сердца и сердца Ваджрасаттвы перед вами снова исходит свет и призывает божеств посвящения. Вы опять произносите мантру подношения, но уже не ОМ ВАДЖРАСАТТВА АРГАМ ПАДЬЯМ..., а ОМ САРВА ТАТХАГАТА[4] АРГАМ, ПАДЬЯМ... Система здесь такая же, как в садхане Ямантаки. Затем из сердец всех татхагат, в особенности из сердца вашего Духовного Наставника, к вам приходит множество божеств посвящения. Божества посвящения, держащие в руках сосуды с нектаром, даруют посвящение Ваджрасаттве, проливая на него нектар из своих сосудов. Избыток нектара на его макушке превращается в Будду Акшобхью, который становится головным украшением Ваджрасаттвы. Потом все божества посвящения растворяются в Ваджрасаттве. Он становится воплощением всех будд, божеств посвящения и вашего Духовного Наставника.

 

И снова из вашего сердца исходят богини подношений и делают подношения Ваджрасаттве: ОМ ВАДЖРАСАТТВА АРГАМ, ПАДЬЯМ... Затем от Ваджрасаттвы вновь исходят лучи света во все десять сторон, которые делают обширные подношения всем буддам и бодхисаттвам и зацепляют сиддхи и достоинства всех божеств. После этого свет вновь возвращается в сердце Ваджрасаттвы, и он становится еще более мощным. Таким образом, вы наделяете силой то божество, которое вас очищает, тем самым создавая внешние условия для очень действенного очищения.

 

Четыре противоядия

Далее, чтобы за короткое время провести действенное очищение от негативной кармы, вам также необходимо создать внутренние условия. Практика зависит не от того, насколько долго вы занимаетесь ею, а от того, с каким качеством вы это делаете. Если вы знаете, как выполнить практику чисто, тогда неважно, как много негативной кармы вы накопили в прошлом, — вы сможете очистить ее за один миг.

 

В практике Ваджрасаттвы должны присутствовать четыре противоядия. Первое противоядие — это сильное сожаление о негативной карме, то есть сила раскаяния.

 

Сила раскаяния

Без сожаления о своих негативных действиях нельзя очиститься от дурной кармы, и исходящий из Ваджрасаттвы нектар ничем вам не поможет. Но при наличии сожаления этот нектар обретает большую силу, а значит, такой же действенной становится и ваша практика Ваджрасаттвы. Этот момент отмечен во многих текстах: без сожаления очищения от негативной кармы произойти не может.

 

Сожаление о накопленной вами в прошлом негативной карме — это самое действенное противоядие от нее. Если вы почувствуете такое сильное раскаяние, что у вас глаза наполнятся слезами, а волосы встанут дыбом, тогда ваша практика Ваджрасаттвы будет настоящей практикой очищения.

 

Однажды Марпа сказал Миларепе: «Сейчас сюда направляется мой ученик, и на пути его подстерегают бандиты. Сначала нашли град на этих бандитов, а после этого я передам тебе учение». Когда Миларепа это сделал, от града пострадали не только бандиты — Миларепа увидел много мелких животных, убитых градом. Тогда Миларепа с большим сожалением принес тело мертвого животного и сказал своему Учителю: «Я пришел, чтобы практиковать Дхарму. Но вместо этого я убил множество живых существ». Тогда Духовный Наставник ему сказал: «Я освободил всех этих существ. Они сейчас находятся в высших мирах. А для тебя у меня есть практика, при помощи которой ты сможешь за несколько мгновений очиститься от всей своей негативной кармы. Когда есть такое противоядие, яд уже не опасен». Если же у вас нет такого противоядия, тогда яд негативной кармы очень опасен. Итак, важно верить в силу практики. Но при этом не следует создавать негативную карму, думая, что у вас есть от нее противоядие. Это будет знаком того, что у вас не развилось сожаления.

 

Миларепа не хотел никому причинять вред. Он был вынужден выполнить требование Учителя, но делал это с сильным сожалением. Такую карму легко очистить. Но когда сожаления нет, карма может быть очень опасной. Если нет сожаления, а вы думаете, что легко сможете оградить себя от последствий негативной кармы, в этом случае никакого очищения не произойдет, потому что у вас отсутствует внутреннее условие — сожаление. Если в некоторой ситуации вы вынуждены создать негативную карму, осознавайте, что ваше действие неправильно не только потому, что оно противоречит учению, но также потому, что вы приносите вред другим. Сострадание должно пробудить в вас сильное сожаление. Кроме того, нужно сожалеть и о том, что вы вопреки учению накопили негативную карму. Это тоже важный фактор.

 

Не приступайте сразу к чтению мантр, чтобы скорее начитать сто тысяч, — это бесполезно. Сначала постарайтесь вспомнить обо всем плохом, что вы сделали за свою жизнь. Чтобы развить сожаление, важно вспомнить о том, какую негативную карму вы создали в этой и прошлых жизнях.

 

Как породить в себе это чувство? Сначала проведите краткую аналитическую медитацию о непостоянстве и смерти. Об этом говорит и Шантидева в «Бодхичарья-аватаре»: чтобы развить раскаяние, сначала подумайте о неизбежности смерти и неизвестности времени ее прихода, а также о том, что в момент смерти вам может помочь только Дхарма и больше ничего. Ваше богатство, имущество, друзья и родные — все, что вам так близко, будет совершенно бесполезно в момент вашей смерти. В этот момент может помочь только ваша духовная практика. Осознав это, скажите себе: «Не дай себе погрязнуть в делах этого мира, готовься к будущей жизни».

 

Визуализируя над своей головой Ваджрасаттву, подумайте, сколько негативной кармы вы создали в этой жизни. Вспомните и пожалейте, например, о том, как вы, может быть, ругали свою маму, злились на своих родителей и так далее. Вы склонны забывать свои ошибки, но хорошо запоминать свои добрые дела, даже самые мелкие. Это неправильный подход. Вы совершили очень много плохих поступков, поэтому не следует гордиться двумя-тремя хорошими делами. Вы запоминаете во всех подробностях, когда другие вредят вам. Потом вы об этом думаете и злитесь. Но теперь вспомните о том, какой вред вы причинили другим, как вы поступали с другими дурно, бывали неблагодарны, все случаи, когда вы что-то украли, порождали неправильные мысли, неправильно себя вели.

 

Если в повседневной жизни вы случайно обидели кого-то, то должны сразу же почувствовать сожаление об этом. Тогда эта негативная карма станет легкой. Различают два вида кармы: накопленная и созданная. Когда вы не только что-то сделали, но еще и почувствовали удовлетворение от этого поступка, подобная карма одновременно является и накопленной, и созданной.

 

А вот пример накопленной, но не созданной кармы: вы обзываете кого-то собакой, но сразу жалеете о своих словах. В этом случае вы накопили карму, потому что сказали: «Ты собака», но не создали ее, так как тут же раскаялись. Или если вы делаете или говорите что-то дурное, не осознавая этого. Например, если грубые слова вырываются у вас непроизвольно.

 

Что есть созданная, но не накопленная негативная карма? Допустим, вы хотите кого-то убить, но не можете. Вы выстрелили в человека, но промахнулись. Карма убийства при этом создана, но не накоплена, потому что вы не убили этого человека. Созданная карма очень опасна, в отличие от просто накопленной, которая не несет в себе большой угрозы.

 

Что является одновременно и накопленной, и созданной кармой? Например, вы в ярости хотите кого-то убить, убиваете и очень этим довольны: «Наконец-то я расправился со своим врагом!» Эта карма крайне тяжела. Ее результат проявится незамедлительно — либо уже в этой жизни, либо в следующей. Так сказано в Абхидхарме.

 

У людей, создавших тяжкую негативную карму, одновременно и накопленную, и созданную, в конце жизни могут начаться галлюцинации, видения адов, и перед смертью они будут находиться в глубокой депрессии. Поэтому будьте крайне осторожны, избегайте подобной кармы. Это значит, что, нагрубив кому-то, вы должны сразу пожалеть об этом, и тогда эта карма станет не созданной, а лишь накопленной. Такая карма неопределенна, тогда как та карма, что одновременно создана и накоплена, считается определенной. Она несомненно проявится уже либо в этой, либо в следующей жизни, но не в далеком будущем.

 

Если карма накоплена, но не создана, она неопределенна в том смысле, что может принести свои плоды в далеком будущем, через множество жизней. Очиститься от нее гораздо легче. От такой кармы, что одновременно накоплена и создана, очиститься очень трудно. Поэтому в повседневной жизни крайне важны раскаяние и сожаление. Каждый день перед началом выполнения очистительной практики вы должны почувствовать раскаяние во всех совершенных ранее негативных действиях.

 

Если вы чувствуете, что сделали много такого, чего не должны были делать, это прогресс. Если же вы считаете себя очень чистыми и с жалостью смотрите на других людей, это опасно. Если из-за духовной практики у вас возникло высокомерие: «Я старый ученик, проделал такие-то практики, а они, дураки, ничего не знают», — это означает, что лекарство Дхармы превратилось в яд. Мой Учитель говорил: «Обычный яд можно вывести из организма, но когда лекарство становится ядом — это самое страшное». Такого человека вылечить очень трудно. Можно исправить самого дикого человека, преступника. Но невосприимчивость к Дхарме опасна тем, что она очень тяжело поддается исправлению. Не допускайте такого. Невосприимчивость может возникнуть, когда есть некоторые познания в Дхарме, но нет чистой практики. Это подобно принятию множества разнообразных лекарств без разбора. В Дхарме, как в медицине, важно принимать определенные лекарства в строгой последовательности.

 

Итак, не считайте себя особенными. Сейчас вы осуждаете кого-то за плохие поступки, но когда-то в прошлом вы занимались тем же самым, просто не помните этого. Однако все негативные отпечатки до сих пор находятся в вашем уме. Они ждут подходящих условий, чтобы проявиться.

 

Геше Бен в ранний период своей жизни был бандитом. Однажды он встретил в горах пожилую женщину, и она спросила: «Кто ты?» Он назвал свое имя, и женщина упала без сознания, настолько она испугалась. Бена это поразило: «Когда люди слышат мое имя, они падают в обморок. Какой я ужасный человек!» Именно с этого начался его духовный путь. Буддизм говорит, что первый шаг к мудрости — осознание своих ошибок. Точно так же осознание себя больным — первый шаг к излечению.

 

Несмотря на то что в этой жизни вы родились человеком и немного знаете Дхарму, все равно вы накопили и накапливаете много негативной кармы.

 

Взгляните на себя не механически, а искренне: «Я нехорошо поступал, я неблагодарный человек: принимаю добро от других людей, но в ответ причиняю им вред. А в прошлых жизнях, когда я не был человеком, когда я не встречался с Дхармой, сколько я создал еще более тяжкой негативной кармы! Все эти отпечатки могут ввергнуть меня в низшие миры».

 

Миларепа думал, что он очень нехороший человек, сожалел о накопленной карме, поэтому сразу достиг высокой реализации. У Миларепы было осознание того, что он принес людям много зла, и ему необходимо немедленное очищение. Такое осознание очень важно.

 

Но здесь важен срединный путь. Не впадайте в крайности, иначе, поскольку ваш ум слаб, у вас начнется депрессия. Не нужно чересчур плохо думать о себе. Думайте в этом ключе лишь до тех пор, пока у вас не возникнет сожаление. Если вы сочтете себя безнадежными и, вместо того чтобы заниматься практикой, ляжете спать или впадете в бессмысленное самобичевание, никакой пользы это не принесет. Если у вас возникают подобные состояния, значит вы развиваете сожаление неправильно. Настоящее сожаление может вызвать у вас слезы, но не душевную боль.

 

Иногда результатом ваших размышлений может стать чувство вины. Чувство вины и сожаление — это совершенно разные вещи. Например, если вы попали в грязное место и испачкали свою одежду, то нет причин осуждать и бить себя за это. Подумайте, что вы попали не туда, куда нужно, и в будущем не пойдете в это место. «Из-за этого моя одежда испачкалась. Ну, ничего, — подумаете вы. — Я могу ее выстирать». Сожаление — это чувство, которое побуждает вас к очищению, а не к тому, чтобы вы чувствовали себя несчастными. Чувство вины и желание себя наказать — это такие же ложные, детские переживания, как самоуничижение из-за испачканной одежды.

 

Чувство вины часто возникает на основе христианского учения. Поскольку у вас есть склонность к этому учению, чувство вины у вас возникает тоже очень легко. Это установка, что вы сделали что-то дурное и поэтому должны быть наказаны Богом или наказать себя сами. Это неверно. Нужно сожалеть о своих негативных действиях и очищать оставленные ими отпечатки. Чувство вины и самобичевание не приведут к очищению. Если вы, приняв яд, станете бить себя за это, яд от этого не выйдет из вашего тела. Вам уже и так больно из-за отравления, а вы еще бьете себя, умножая тем самым боль. Зачем вам это? Вам нужно противоядие, а сожаление как раз должно побудить вас искать это противоядие. Например, если вы выпьете водку, а потом пожалеете об этом, вы не захотите больше пить.

 

Итак, сожаление не имеет ничего общего с чувством вины, поэтому практика Ваджрасаттвы не должна порождать у вас чувства вины. Скажите себе, что вначале все создают негативную карму. Будда Шакьямуни, пока не достиг высоких реализаций, также создавал негативную карму. А геше Бен вначале был бандитом и создал очень много негативной кармы. Затем, пожалев о ней, он очистился и стал святым человеком. Итак, у негативной кармы есть одно достоинство: от нее можно очиститься.

 

Когда вы думаете о том, сколько негативной кармы вы создали, у вас может появиться тяжелое чувство. В этот момент напомните себе об этом свойстве негативной кармы. Ваш ум подобен маленькому ребенку. Когда вы отругали ребенка, и он упал духом, в этот момент его нужно немного успокоить и приободрить. Когда вы очень много вспоминаете о накопленной негативной карме, вы тоже можете пасть духом, и тогда подумайте о том, что у негативной кармы есть одна хорошая черта — от нее можно очиститься. Тогда уму сразу станет легче. Нужно быть более гибкими.

 

К своему уму надо относиться очень заботливо, без экстремизма. Когда сильный гнев резко сменяется сильной любовью — это нестабильное состояние ума, оно ведет к растерянности. Сильный человек способен выдержать такую резкую смену отношения, но слабым людям следует быть осторожными. Так, перепад температур в сауне сильному телу не причинит вреда, но слабому будет опасен. Поэтому не нужно допускать такого в практике. Помните, что ваше сожаление не должно сопровождаться чувством вины.

 

Еще большее сожаление возникает у вас, когда вы думаете о последствиях своей негативной кармы, то есть о четырех ее результатах: действительном, а также результатах подобного ощущения, подобного действия и подобного окружения. Эти последствия очень тяжелы. Механизм кармы таков, что в результате проявления одной негативной кармы вы можете испытывать страдания в течение длительного времени. Как из одного зернышка может вырасти огромное дерево и принести множество плодов, так же, поскольку карма имеет свойство разрастаться, только из одной кармы могут вырасти многочисленные последствия.

 

Подумайте о страданиях ада, которые являются следствием негативной кармы. Пятый Далай-лама в Ламриме под названием «Слова Манджушри» говорит, что надо медитировать на страдания низших миров как на последствия негативной кармы, которые произойдут именно с вами. Не отвлеченно, не абстрактно. Думайте так: «Если одна из этих негативных карм проявится, и я приму рождение в аду, смогу ли я это вытерпеть?»

 

Ад находится недалеко. Если ваше дыхание прекратится, и проявится мощная негативная карма, то назавтра вы можете там оказаться. В горячем аду ваше тело становится неотделимым от огня. Сейчас для нас нестерпимо даже сунуть палец в огонь, а в аду все ваше хрупкое тело будет пылать на раскаленном металле. Там будут всевозможные острые орудия, которые будут пронзать ваше тело. Там вы испытываете невероятную боль. Как вы сможете это вытерпеть? Все, что вы увидите в аду, будет естественным проявлением вашей негативной кармы, никто не создавал эти орудия пыток. Причем нельзя сказать, что это будет какое-то другое место. Когда ваша негативная карма проявляется, то самое место, в котором вы умираете, превращается в ад. Так что ад не находится где-то далеко. Это не какое-то конкретное место.

 

Даже освободившись от ада и снова родившись в мире людей, вы будете продолжать испытывать другие результаты той же самой дурной кармы — результат, подобный причине, и результат подобного окружения. Особенно опасен результат подобного действия, вследствие которого вы снова попадаете в низшие миры.

 

Таким образом, нужно осознать, что негативная карма подобна яду. Если вы проглотите яд, то рано или поздно вам придется испытать на себе его действие. Точно так же, если вы создадите негативную карму, рано или поздно вам придется испытать все ее последствия. Если вы примете яд даже в темноте, когда вас никто не видит, все равно вам не избежать последствий его действия. Точно так же, даже если вы создаете негативную карму втайне ото всех, вам не избежать ее последствий.

 

Единственным исключением из этого правила является очищение. Без очищения невозможно избежать последствий ранее накопленной кармы. Здесь также уместна аналогия с ядом. Если вы выведете из организма яд еще до того, как он начнет действовать, вы спасете себя от гибели. Можно обойти законы государства, но закон кармы обмануть нельзя, потому что это закон причинно-следственной связи: какую причину вы создаете, такой результат и получите. Можно принять яд, можно принять лекарство — результат будет соответствующий.

 

Поскольку у нас нет настоящего чувства по поводу страданий в низших мирах, мы не боимся их по-настоящему. Больше, чем негативной кармы, мы боимся милиции или своих друзей, которые могут поймать нас за совершением чего-то неблаговидного. Наша практика Ваджрасаттвы поэтому остается лишь словами, а наши поступки не меняются к лучшему.

 

Когда вы начнете размышлять о последствиях негативной кармы, вы начнете ее бояться. Если вы знаете, каково разрушительное воздействие яда на организм, то, сколько бы вас ни просили выпить это яд, вы откажетесь это делать. Если же вы осознаете, что уже выпили яд, и понимаете, чем вам это грозит, у вас сама собой родится мысль немедленно вывести этот яд, избавиться от него. Не надо откладывать практику очищения, думая: «Теперь я знаю нужный метод. Начну через год». Если вы знаете, что приняли яд и каковы последствия этого, то никогда не скажете: «Сейчас я очень занят, у меня работа. Вот закончу и тогда приму противоядие». Если вы завтра умрете и ваши негативные отпечатки встретятся с подходящими условиями, то уже завтра вас ждет ад. Тогда будет поздно что-либо делать.

 

Размышление о последствиях негативной кармы породит у вас еще большее сожаление и желание очиститься от нее немедленно. Вы скажете: «Хорошо, что я до сих пор не умер, и у меня все еще есть шанс очистить себя от негативной кармы. И не только это. У меня есть очень мощная практика Ваджрасаттвы, при помощи которой я могу очиститься не только от той кармы, о которой я помню, но от миллионов всевозможных негативных карм. Как это прекрасно!»

 

Итак, проделайте аналитические медитации о страданиях в горячем аду, в холодном аду, представьте себя там, как об этом упоминается в «Ламрим Ченмо»[5]. Затем думайте о страданиях голодных духов, животных и так далее. Тогда естественным образом в вашем уме возникнет прибежище. Как сказано выше, страх перед низшими мирами — одна из причин прибежища.

 

Когда чувство сожаления о накопленной негативной карме станет очень сильным, вы естественным образом перейдете к применению второго противоядия, которое называется «сила опоры». Если вы осознали, что приняли яд и узнали обо всех последствиях этого, у вас непроизвольно появится желание найти врача и лекарство, то есть прибежище, которое спасет вас от этого несчастья.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.039 с.)