Назначение и преимущества практики Ваджрасаттвы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назначение и преимущества практики Ваджрасаттвы



Практика Ваджрасаттвы предназначена для очищения от негативной кармы, и это второе нёндро. В начале духовного пути очищению от негативной кармы следует уделять наибольшее внимание. Практика прибежища тоже связана с очищением, но в большей степени она дает вам защиту и делает вас подходящими сосудами для буддийской практики. Практика Ваджрасаттвы целиком направлена на очищение. Ваджрасаттва — это особое божество, которое помогает нам очиститься от негативной кармы. Этим способом можно очиститься даже от самой тяжкой кармы. Поэтому практика Ваджрасаттвы имеет особую ценность.

 

В текстах говорится, что если мантру Ваджрасаттвы прочесть сто тысяч раз, можно стать чистым существом. Так можно очиститься от огромного количества негативной кармы и нарушенных самай. Это очищение само по себе будет способствовать достижению реализаций.

 

Негативные кармические отпечатки подобны яду, токсинам. Они являются причинами всех наших страданий. Неверный образ мышления предлагает нашему уму устранить проблемы во внешнем мире. Но лучшим способом решения любых проблем является очищение своего ума и приведение его в здоровое состояние. Все проблемы можно решить, просто сделав свой ум сильным. Устранив негативные кармические отпечатки, вы сможете получать пользу даже от тех, кто будет пытаться причинить вам вред. Вы будете благодарить этих людей, потому что без ваших негативных кармических отпечатков все их попытки навредить будут приносить вам только пользу. Если же у вас много негативных кармических отпечатков, тогда, даже если кто-то старается вам помочь, его действия причиняют вам вред. Поэтому иногда дети просят, чтобы их родители не помогали им: чем больше им помогают родители, тем больше осложняется ситуация. Причина этого не в родителях, а в детях: у них слишком много негативной кармы, и даже хорошие условия становятся причиной ее проявления.

 

Для тех, кто выполняет очистительные практики, даже проблемы и трудности могут стать условиями для проявления позитивной кармы. Поэтому в буддизме говорится о преобразовании неблагоприятных условий в путь. Для сильного человека нет большой разницы между хорошими и плохими условиями жизни. Трудности пугают только слабых людей, для сильных они могут стать закалкой, цементом для практики. Находиться в плохих условиях для них порой даже предпочтительнее. Итак, возможность для преобразования неблагоприятных условий в путь — одно из преимуществ, которые дает практика Ваджрасаттвы.

 

Преимущества практики Ваджрасаттвы очень велики. В настоящий момент у нас, новичков очень много негативной кармы, и поэтому велики шансы переродиться в низших мирах. Если это случится, состояние будды станет для нас бесконечно далеким. Нам тогда будет трудно освободиться даже от крайних форм страдания. Конечно, не следует утрачивать оптимизм, но в то же время надо готовиться и к худшему. Если вы культивируете только возвышенное видение, но не готовитесь к худшему, то есть опасность, что вы упадете.

 

В настоящее время ваши шансы вновь родиться в высших мирах составляют всего процентов тридцать против семидесятипроцентной вероятности попасть в низшие миры. Но в действительности даже тридцать процентов — цифра завышенная. Я говорю так, чтобы вы не слишком расстраивались. Попробуйте исследовать любой день своей жизни. Проверьте свое естественное состояние (не когда вы находитесь в хорошем или плохом настроении, но обычное состояние). Когда рядом с вами Духовный Наставник, когда вы слушаете учение, тогда вы находитесь в хорошем состоянии, но это не является вашей обычной ситуацией. Когда у вас плохое настроение, трудности или случилась трагедия — это тоже не лучший момент для подобной оценки. Попытайтесь оценить свое естественное, нейтральное состояние: сколько позитивных и сколько негативных состояний ума возникает у вас спонтанно?

 

Будда говорил: «О том, кем вы были в прошлой жизни, судите по обстоятельствам своей настоящей жизни. О том, кем вы будете в будущем, судите по своему состоянию ума и действиям в настоящий момент». Проверьте себя и убедитесь в том, что ваш шанс переродиться в высших мирах не превышает тридцати процентов. У кого-то эта вероятность может составлять лишь двадцать или десять процентов. Это зависит от состояния ума конкретного человека, насколько он привык к позитивному мышлению. Если его ум свыкся с негативным образом мыслей, результатом этой его жизни станут низшие миры.

 

Сейчас мы слушаем учение, и даже несмотря на это, наши склонности к негативным состояниям ума перевешивают склонности к позитивным состояниям. А если проверить прошлые жизни, когда мы не думали об учении, а водились с дурной компанией и так далее, тогда мы создавали гораздо больше негативной кармы. Поэтому не обманывайтесь, воображая себя божеством. Без очень хорошей подготовки ваша йога божества не более чем самообман. В действительности йога божества передается не таким обычным существам, как мы, но тем, у кого сильна бодхичитта. Поэтому поставьте себя на землю, не витайте в облаках с мыслями о тантре. Скажите себе: «В настоящий момент для меня самая драгоценная практика — практика Ваджрасаттвы. Мне нужно очиститься от негативной кармы до тех пор, пока она не проявилась».

 

Если в прошлом вы накопили очень много негативной кармы, даже если совершили пять тяжелейших злодеяний: убийство отца и матери, убийство архата и так далее, то с помощью практики Ваджрасаттвы вы сможете очиститься. Несмотря на то что существует много очистительных практик, практика Ваджрасаттвы считается одной из наиболее эффективных. Не думайте, что практика Ваджрасаттвы — это просто нёндро, которое нужно поскорее закончить, чтобы заняться более высокими практиками. Это неправильный подход. Практика Важдрасаттвы нужна для очищения от негативной кармы. С одной стороны, очищение защищает от рождения в низших мирах. С другой стороны (это второй результат), очищение от негативной кармы позволяет вам достигать более высоких реализаций.

 

Сейчас у вас нет ясновидения, очень слабое сосредоточение, вам трудно породить в своем уме благие качества... Что мешает вам? Во всем этом виновата только ваша негативная карма. Отпечатки негативной кармы в вашем сознании подобны грязи на стеклах очков. Надев грязные очки, вы видите мир расплывчато и нечетко. Не надо винить в этом свое зрительное восприятие — с ним все хорошо. Вы плохо видите из-за грязи на очках. Если вы протрете очки, то сможете видеть отлично. Тогда вы поймете, что острота вашего зрения не пришла извне — она всегда у вас была. Точно так же, когда вы очиститесь от негативной кармы, ваш умственный потенциал проявится сам собой, а не свалится к вам с неба. Этот потенциал был у вас изначально. Те, кто обладает ясновидением, имеют тот же потенциал, что и все мы. Потенциал вашего ума равен потенциалу ума Будды. Различие лишь в том, что в настоящий момент ум Будды может познавать все феномены, а ваш ум не может. Почему? Потому что вам мешают отпечатки негативной кармы, подобные грязи на стеклах очков.

 

Есть история о бурятском геше Шиве Лхарамбе. Когда он прибыл в Тибет учиться, из всех бурят он был самым нерадивым учеником. Он был родом из Агинского автономного округа. Хотя жители Агинска часто отличаются умом, он был крайне недалеким человеком. Как он ни усердствовал в учебе, понимание давалось ему с большим трудом. Наконец, он задумался: «Почему я оказался таким неспособным?» Тогда его учитель посоветовал ему выполнить практики Ваджрасаттвы и Белого Манджушри.

 

Учитель сказал, что его способности не хуже, чем у всех остальных, но негативная карма мешает им проявиться, и эти две практики должны помочь. После интенсивного затворничества по практике Ваджрасаттвы и Белого Манджушри этот бурят неожиданно стал лучшим учеником в классе. Он стал легко понимать все слова философских текстов и вскоре с отличием защитил степень геше. Во время экзамена Шива Лхарамба победил в диспуте всех оппонентов, давая исчерпывающие ответы на любой вопрос и приводя цитаты из любого первоисточника. Хотя его ответы были необычайно точны, он оставался скромным и смиренным монахом.

 

После этой победы его спросили, как могло случиться, что из отсталого, туповатого ученика он превратился в блестящего ученого? Он ответил: «Во время учебы у всех нас не хватает благих заслуг для постижения учения. Мы не очищаемся от негативной кармы, а просто накапливаем информацию. Это ошибка. Обучение и очистительные практики должны выполняться одновременно. Вначале следует уделять даже больше внимания очищению от негативной кармы».

 

Я слышал, что в древние времена монахи в монастырях специально проводили затворничества по Ваджрасаттве и Манджушри, чтобы очиститься от негативной кармы. Я слышал, что в горах около монастыря Сера в Тибете было много пещер, где монахи проводили такие затворничества.

 

Практика Ваджрасаттвы и практика прибежища подходят всем. Даже семидесятилетние монахи занимаются практикой Ваджрасаттвы. Эти практики предназначены для людей любого уровня развития, но мы часто этого не знаем и именно на этом спотыкаемся. Поэтому не считайте практики прибежища и Ваджрасаттвы практиками низшего уровня.

 

Для того чтобы продвигаться по пути достижения реализаций, необходимо то, что на тибетском языке называется «гексел богдён». Гексел — это устранение препятствий, а богдён — создание благоприятных условий. Чтобы достичь более высоких реализаций в любой практике, вам необходимо устранять препятствия и создавать благоприятные условия. И лучший способ устранить препятствия для достижения высоких реализаций — это практика Ваджрасаттвы. А лучший способ создания благоприятных условий — это практика Гуру-йоги.

 

Но вначале практикой Ваджрасаттвы надо заниматься не ради высоких реализаций, а чтобы очиститься от негативной кармы, которая может бросить вас в низшие миры. Не пытайтесь с самого начала медитировать в надежде чего-то достичь — это очередная привязанность. Но вы должны понимать, что практика Ваджрасаттвы выполняется вплоть до Пробуждения, чтобы достигать все более высоких реализаций.

 

Практику Ваджрасаттвы нужно научиться выполнять, не заглядывая в садхану. В бардо у вас не будет с собой никаких текстов. Но если практика будет в вашем сердце, вы даже в бардо сможете выполнять ее, читая наизусть.

 

В бардо у вас не будет грубого тела, останется только тонкое тело и тонкий ум. Там ум становится острее, а концентрация лучше, появляется некоторый уровень ясновидения. Бардо — это очень хорошее место для совершенствования в духовной практике. Для слабого человека бардо — это ужасное место: он там будет паниковать, чувствовать себя несчастным. Все зависит от ситуации и восприятия человека. Говорится, что для сильного практика смерть — словно возвращение в отчий дом; у практика среднего уровня смерть не вызывает страха; для практика низшего уровня смерть — это некоторая проблема. А для того, кто не занимался практикой, смерть — это трагедия. Но в любом случае это случится с каждым: богаты вы или бедны, имеете власть или находитесь в подчинении, красивы или уродливы, молоды или стары — в любом случае вам предстоит пройти через смерть. Конец жизни есть смерть. И неизвестно, когда она придет, поэтому готовиться к ней нужно в каждый момент жизни.

 

Если вы правильно расставите акценты в своей практике, реализации возникнут сами собой. Когда у вас уже будет уверенность в том, что вы не родитесь в низших мирах, тогда займитесь практикой освобождения от болезни омрачений, потому что именно из-за этой болезни вы испытываете все страдания.

 

Рекомендации для затворничества по Ваджрасаттве

В затворничестве по Ваджрасаттве не обязательно читать именно сто тысяч мантр. Самое главное — чистота практики. Я не хочу, чтобы вы делали практику Ваджрасаттвы механически, стараясь поскорее начитать нужное количество мантр. В руководствах описываются затворничества, которые выполняются вплоть до прочтения определенного количества мантр, а другие — в течение заранее определенного времени. Поскольку наш ум постоянно привык что-то подсчитывать, для нас полезно выполнять затворничества по времени. Если мы слишком много внимания уделяем счету, чистота практики теряется. С другой стороны, когда торопиться некуда, когда не нужно пытаться скорее прочитать то или иное количество мантр, тогда вы естественным образом уделяете больше внимания чистоте практики.

 

Затворничество по Ваджрасаттве можно провести в течение месяца. Если времени у вас немного, вы можете провести затворничество в течение пятнадцати дней, а на следующий год еще пятнадцать дней выделить для затворничества по Ваджрасаттве. Если месячное затворничество разбить на две части по пятнадцать дней, в результате ваша практика будет чище в сравнении с той практикой, которую вы могли бы сделать сразу за один месяц. Устаем мы быстро, поэтому практику нам лучше разбить на блоки по пятнадцать дней.

 

Лучшее время для начала затворничества — возрастающая луна. Например, можно начинать затворничество в первый день лунного календаря и заканчивать в пятнадцатый день. Зависимость от времени тоже важна. Хотя Луна на самом деле не убывает и не возрастает, вращение планет определенным образом влияет на наш ум. Такие вещи, как хорошие и плохие знаки, тоже существуют. Истинного существования нет, но на относительном уровне это существует.

 

Установите алтарь так, как было описано выше, и приготовьте небольшое торма для защитников Дхармы. Благословите свое сиденье для медитации. За пределами комнаты для практики поставьте камень, на него повяжите хадак — это защитник Дхармы. Или в качестве защитника можно использовать хадак, завязанный девять раз. Его надо повесить на гвоздь над или рядом с дверью. Этот хадак вы превращаете в пустоту, из пустоты он возникает как защитник Дхармы — Каларупа или Палден Лхамо.

 

Благословляя торма, вы тоже сначала превращаете его в пустоту, из пустоты оно возникает как прекрасное подношение, которое вы подносите защитникам Дхармы. Те, кто получал посвящение Ямантаки, могут, совершая подношение, читать: ОМ ХРИТИ ВИТИТА НА НА ХУМ ПЕ ВАДЖРА БЕРАВАЯ АТИ ПАДИ ИМАМ БАЛИМТА КА КА КАХИ КАХИ ХУМ ПЕ СОХА, — это означает, что вы приглашаете защитников вкусить подношение.

 

Первая сессия начинается вечером первого дня лунного календаря или на седьмой–десятый день лунного календаря (на ваше усмотрение). Итак, днем вы готовитесь к затворничеству, а начинаете затворничество вечером, то есть выполняете первую сессию.

Практику Ваджрасаттвы в затворничестве следует делать по четыре сессии в день. При этом вы должны знать, что делать в начале, в середине и в конце сессии.

 

Когда говорят, что без страданий нет очищения, это не значит, что вам нужно страдать. Не держите этого в мыслях. Но, с другой стороны, не думайте, что практика будет для вас одним наслаждением. У вас будут трудности, будет боль, и это будет вас очищать. Если заболит голова, пусть болит — воспринимайте это как очищение. Вначале большую часть вашего внимания потребует контроль над внешними аспектами практики. В первый день читайте мантру, памятуя о шести причинах ослабления силы мантр[3], то есть читайте аккуратно и сидите правильно. Когда это у вас станет получаться хорошо, перенесите акцент на визуализацию.

 

Не думайте о том времени, когда вы закончите затворничество, о том, сколько мантр вы прочитали. Во время практики вы должны быть заняты только очищением от негативной кармы.

 

Если вы хотя бы один месяц проведете в затворничестве по Ваджрасаттве, в вашей жизни определенно начнутся большие изменения. Это тот результат, который вы по-настоящему можете испытать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.019 с.)