Глава 4. Практика Ваджрасаттвы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Практика Ваджрасаттвы



Глава 4. Практика Ваджрасаттвы

Развитие убежденности в законе кармы как необходимый фундамент для практики очищения

Чтобы породить искреннее желание выполнить очистительную практику, очень важно узнать о механизме кармы и развить убежденность в законе кармы.

 

Десять негативных карм

В первую очередь нужно знать, какие негативные кармы существуют и как они возникают. Есть десять негативных карм, которые являются источником ваших страданий. Откуда они берутся? Они не прилетают с Юпитера или Марса, не приходят извне от ваших соседей или врагов. Вся ваша негативная карма возникает из ваших собственных тела, речи и ума. Но если вы используете свои тело, речь и ум в благих целях, тогда они являются источниками вашего счастья.

 

Теперь рассмотрим подробнее, какие негативные кармы создаются телом, какие речью и какие умом. Телом создаются три негативных кармы, четыре негативных кармы создаются речью и три — умом.

 

Убийство в буддизме считается самой тяжелой негативной кармой тела. Вы понимаете, насколько драгоценна ваша жизнь. Если кто-то захочет отнять у вас жизнь, какие чувства у вас это вызовет? Точно так же каждое существо считает свою жизнь самой драгоценной. Поэтому не надо никого убивать из сострадания. Еще одна причина, почему не следует убивать, заключается в понимании того, что, если вы будете отнимать жизнь у других, в результате сами потеряете жизнь. Сначала карма убийства ввергнет вас в ад. Когда вы испытаете плоды этой кармы в аду, вернувшись в мир людей, на протяжении многих жизней будете умирать в юном возрасте от рук других.

 

Как только у вас зарождается намерение убить, это намерение моментально создает негативную карму. Если вы с таким намерением совершите действие на уровне тела, значит, вы создадите карму убийства — негативную карму тела. Если же вы, не имея намерения убивать, идете, и у вас под ногами гибнут насекомые, то это не убийство, потому что фактор намерения убить здесь не присутствует.

 

Следует знать о четырех факторах негативной кармы убийства. Если при совершении этого действия имеют место все четыре фактора, создаваемая негативная карма будет тяжелой. А если хотя бы один из этих четырех факторов отсутствует, тогда негативная карма не становится столь тяжелой.

 

Первый фактор — это основа, т. е. живое существо, которое убивают.

 

Второй фактор — это помысел, который бывает трех видов: 1) узнавание — основа должна быть распознана безошибочно (если вы хотели убить одного человека, а по ошибке убили другого, этот фактор не присутствует); 2) мотивация — это желание убить; 3) омрачение — во время убийства омрачением может служить сильный гнев, привязанность или неведение. Например, животных часто убивают из-за привязанности к их мясу. Убийство из-за неведения возможно, например, когда люди встречаются с ложной религией, которая учит их ради решения своих проблем совершать кровавые подношения.

 

Третий фактор — это само действие — когда вы режете чье-то тело, мучаете этого человека, а потом убиваете его.

 

Четвертый фактор — это завершение. Когда умирает животное или человек, возникает четвертый фактор. В завершение вы радуетесь или испытываете удовлетворение от совершенного действия. Вы говорите: «Наконец-то я отомстил!» Если вы порадовались совершенному вами действию, значит, вы тем самым его завершили. Когда убийство сопровождается всеми четырьмя факторами, это самая тяжелая негативная карма убийства.

 

Кроме того, для того чтобы совершить убийство, не обязательно самому кого-то убивать. Вы можете заказать убийство или приказать убить, и с вашей стороны это тоже совершение убийства.

 

Вторая негативная карма тела — воровство. Основой, или объектом, воровства является вещь, которая вам не принадлежит. Причем если украденная вещь, к примеру, чашка, принадлежала одному человеку, у вас возникает кармический долг перед одним человеком, а если она принадлежала какому-то обществу, основа этой кармы весомее, потому что много людей весомее, чем один. Объект воровства должен быть безошибочно узнан вами. Далее, у вас должна присутствовать мотивация украсть эту чашку. И в качестве омрачения во время воровства у вас наличествует либо гнев, либо привязанность, либо неведение. Третий фактор кармы — это само действие. Вы либо сами крадете что-то, либо просите кого-то украсть для вас, либо вы просите что-то в долг, но не собираетесь этот долг возвращать. Последней составляющей кармы воровства является завершение, то есть чувство удовлетворенности от того, что вы что-то украли.

 

Третья негативная карма тела — сексуальная распущенность. Ее объектом является лицо противоположного или того же пола. Что касается помысла, первое — это узнавание, или осознание. Оно должно быть безошибочным. Мотивация — это желание разврата. Если вы вступаете в половую связь с женатым мужчиной или замужней женщиной, то это относится к сексуальной распущенности. Туда же относятся сексуальные извращения, совокупление перед алтарем, совокупление со своими родственниками, принуждение кого-то к сексуальным отношениям против его воли и тому подобное. Омрачением является либо гнев, либо привязанность, либо неведение. Действие — это вступление в половую связь. Завершением становится удовлетворенность от такого поступка, например от того, что вы увели чью-то жену. Все проблемы и печали, которые мы испытываем в своей семейной жизни, берут начало в сексуальной распущенности.

 

Первая негативная карма речи — это ложь. Здесь две основы. Первая — тема, предмет лжи. Вторая — тот объект, которому сообщается ложная информация. Говорить, что знаете, если не знаете, говорить, что поняли, если не поняли, что видели, если не видели — это основы лжи, связанные с темой. Объект, на который направлена ложь, — это человек или иное существо, способное понять ваш язык. Узнавание здесь заключается в том, что человек, который осознает, что он чего-то не знает, говорит, что он это знает. Если бы он полагал, что он что-то знает, и говорил об этом, а на самом деле он этого не знает, тогда имеет место ошибка.

 

Мотивацией в карме лжи является желание солгать. Это основная карма лжи. Поймите, что, если вы хотите солгать насчет чего-то, но, допустим, не встретили того человека, которому хотели солгать, вы все равно создали карму лжи. Она не завершена, но создана, потому что у вас возникло намерение солгать. Вы лжете либо из привязанности, либо из гнева, либо из неведения — это помысел, связанный с омрачением. Затем собственно действие — это акт лжи. Ложь — это негативная карма речи, но вы так же можете солгать, кивая головой или жестикулируя. Завершающий фактор кармы — это чувство радости или удовлетворения от того, что вы солгали.

 

Однако в буддизме не говорится, что в любой ситуации нужно говорить только правду. В некоторых ситуациях сказать человеку не правду, а то, что ему будет полезно услышать, это не ложь, но искусная речь.

 

Вторая негативная карма речи — злословие. Это некие слова, которые вносят раздор, разлад в отношения между людьми. Основой злословия являются два человека, которые либо находятся, либо не находятся в близких отношениях. Вне зависимости от того, правдива ваша речь или нет, если ваша мотивация — поссорить этих людей, то, даже если вы говорите правду, вы совершаете негативную карму злословия. В качестве омрачения здесь выступает либо гнев, либо привязанность, либо неведение. Действием же является правдивая или неправдивая речь.

 

Например, вы видели мужа соседки с другой девушкой. Затем соседка спрашивает вас: «Не видел ли ты моего мужа?» Захотев создать своему соседу проблему, вы скажете его жене правду. Вы не солгали, но, тем не менее, создали негативную карму, потому что ваше намерение — внести дисгармонию в семью. Так, позитивны или негативны действия тела и речи — во многом зависит от вашего намерения.

 

Некоторые люди злословят без мотивации внести раздор между людьми, они просто болтают и тем самым вносят раздор невольно. Эта карма менее тяжелая, но все равно это негативная карма злословия. В завершение своего поступка вы должны почувствовать радость, удовлетворенность от того, что сегодня внесли раздор между какими-то людьми, поссорили их.

 

Люди часто критикуют друг друга потому, что думают, что, унижая других, можно самому возвыситься. Но это примитивный способ мышления.

 

Некоторые думают, что злословие — это тонкий политический инструмент. Но это не искусная речь, это опасный яд. Из-за такой причины из жизни в жизнь вы не сможете найти надежных людей, верных друзей. Даже находясь наедине с собой, вы не сможете обрести внутренней гармонии. Выходя на улицу, вы будете хотеть вернуться домой, а дома вас будет тянуть на улицу. Куда бы вы ни отправились, там все будет не так, хотя никаких видимых помех там не будет. Это результат внесения дисгармонии в отношения других людей.

 

Третья негативная карма речи — грубая речь. В отличие от злословия и лжи, объектом грубой речи может быть не только человек, даже не только живое существо. Если вы ударились о колонну, разозлились на нее за это и выругались, то эта колонна становится объектом вашей грубой речи. Вне зависимости от того, поймут вас или нет, расстроится ли тот, кому адресованы ваши грубые слова, все равно вы создаете негативную карму. Здесь также должно присутствовать безошибочное узнавание, мотивация грубить и одно из трех омрачений. Собственно действие — произнесение грубой речи. В заключение, если вы кому-то нагрубили и порадовались, карма становится завершенной.

 

Четвертая негативная карма речи — пустая болтовня. Основой, или объектом, является бессмысленная речь. Тот, к кому обращена пустая болтовня, — это либо живое существо, либо неодушевленный предмет. Узнаванием здесь служит тот факт, что вы осознаете то, что говорите; мотивацией является желание болтать все эти пустые слова; омрачение, в силу которого вы болтаете, — это в основном либо привязанность, либо гнев. Например, в силу сильной привязанности к своему «я» вы рассказываете о том, какой вы умный, как вас уважают, — это пустая болтовня. Действие — это и есть сама пустая болтовня. Завершением здесь служит чувство удовольствия.

 

Четыре негативных кармы речи чаще всего проявляются, когда вы находитесь в обществе, поэтому Атиша рекомендовал ученикам в окружении других людей быть особенно осторожными со своей речью.

 

Первая из трех негативных карм ума — алчность. Основой здесь является имущество и богатство других людей. Например, если вы в Москве или в каком-то другом городе идете на рынок, видите там много всяких вещей и думаете: «Как было бы здорово, если бы у меня было это, если бы у меня было то!», в этом случае в вашем уме с каждой минутой возрастает алчность, вожделение. Если вы хотите такую же машину, как у соседа, — это тоже алчность. И желание обрести чужого мужа или чужую жену — алчность. В силу алчности у вас появляется много других негативных эмоций. Из-за алчности в вашем уме постоянно возникает вопрос: «Почему у них это есть, а у меня нет?» Как следствие приходит зависть. Узнавание объекта должно быть безошибочным, мотивацией является желание завладеть той или иной вещью, омрачением является, главным образом, привязанность. Собственно действие — это укрепление желания завладеть чем-то. В завершение вы должны радоваться появлению такого желания.

 

Вторая негативная карма ума — злонамеренность. Объектом злонамеренности может являться либо живое существо, либо неодушевленный предмет. Например, если вы разозлились на дом, у вас может возникнуть желание его разрушить. Мотивацией злонамеренности служит желание причинить вред. Действие — это укрепление злонамеренности в уме. Когда усиливается желание вредить, то это и есть сам акт злонамеренности. Завершением является окончательное решение навредить. В этом случае у ваших тела и речи уже не остается никакого другого выхода. Они становятся рабами ума, охваченного желанием вредить. Тогда негативная карма ума порождает также негативную карму тела и речи.

 

Третья негативная карма ума — ложные воззрения. Их объектом являются четыре благородные истины, Три Драгоценности, прошлая и будущая жизни. Представление о том, что всего этого не существует, является основой ложных взглядов. Убежденность в том, что нечто существующее не существует — это основа ложных взглядов. Мотивация — это представление о том, что подобного не существует. Омрачением служит, в основном, неведение либо привязанность к собственным догматическим взглядам. Когда ваша уверенность в ложных взглядах укрепляется — это само действие. Завершением является решимость: «Это окончательно и бесповоротно так!»

 

Постарайтесь делать все возможное, чтобы не совершать эти десять негативных карм. Даже если вы совершаете ту или иную негативную карму, постарайтесь, чтобы в ней не присутствовали все четыре фактора.

 

Получая учение о карме, смотрите в него, как в зеркало. Думайте, что раньше вы совершали такие низкие поступки, проявляли неуважение. Вы поступали так из-за неведения, поэтому вам не было стыдно. У вас должно возникнуть некоторое отвращение к подобного рода действиям, тогда вам будет легко решительно отказаться от такого поведения.

 

Результаты негативной кармы

Различают три вида результатов:

  • Первый — действительный результат кармы.
  • Второй — результат, подобный причине.
  • Третий — результат, связанный с окружением.

 

Действительный результат кармы заключается в том, что тяжелая негативная карма приводит к рождению в аду, средняя негативная карма ведет к рождению в мире голодных духов, а легкая — к рождению в мире животных. Карма является тяжелой, когда в ней присутствуют все четыре фактора, и она побуждается сильным омрачением — привязанностью, гневом или неведением. Например, убийство с сильным гневом — тяжелая негативная карма. А средняя негативная карма — это, например, если вы у кого-нибудь украдете имущество. В результате проявления легкой негативной кармы, например когда вы обзывали кого-то собакой, вы перерождаетесь в мире животных.

 

Результат, подобный причине, называется так потому, что он подобен совершаемому вами действию. Здесь есть два раздела:

  • Результат подобного ощущения.
  • Результат подобного действия.

 

Когда действительный результат кармы убийства — перерождение в аду — полностью проявится и исчерпается, вы снова родитесь человеком, но поскольку вы убивали в прошлом, вы в этой новой человеческой жизни либо рано умрете, либо вас убьют. Это называется результатом подобного ощущения.

 

Результат подобного действия кармы убийства заключается в том, что у вас с самого детства будет стремление убивать. Поскольку вы раньше убивали, в силу этого отпечатка вы в своей следующей жизни будете иметь склонность к убийству. Это очень опасно. Ведь когда у вас проявляется такой негативный результат подобного действия, вы в силу этой привычки опять начинаете создавать негативную карму, ведущую к рождению в низших мирах.

 

Результат, связанный с окружением, — это если вы, допустим, в прошлом убивали, то, даже обретя человеческое тело в следующей жизни, вы родитесь в каком-то очень опасном месте, где постоянно идут войны, где люди живут в страхе за свою жизнь. Например, сейчас вы боитесь терроризма — это результат вашей собственной негативной кармы. В результате воровства вы рождаетесь там, где все вокруг крадут, и так далее.

 

Поэтому скажите себе: «Раньше я создавал негативную карму по неведению. Но теперь, когда я знаю, в чем состоят негативные кармы, каковы их факторы и каковы последствия, совершать такие действия было бы безумием».

 

Когда вы хорошенько обдумаете результаты негативной кармы, у вас пропадет желание совершать такие действия, потому что одно негативное действие приносит целых три результата. Сначала это рождение в дурных уделах. А потом, когда этот результат исчерпается, и вы опять родитесь человеком, вам придется испытать еще два результата той же самой кармы — подобный причине и связанный с окружением.

 

Практика Ваджрасаттвы

Все практики нёндро подобны подготовке поля нашего ума к посеву. В настоящий момент в почве нашего ума одни камни и сорняки, а влаги и питательных веществ там нет. Если попытаться сеять в такую почву семена Ламрима, тантры, отречения, бодхичитты, мудрости, ничего из этого там не прорастет. Благодаря практике Ваджрасаттвы вы можете очистить поле своего ума от камней и сорняков.

 

Что означает имя Ваджрасаттва? «Ваджра» — это алмаз, нерушимость; «саттва» — существо. Другими словами, Ваджрасаттва — это несокрушимое существо, которое по сути является Буддой Ваджрадхарой, олицетворяющим единство блаженства и пустоты. Когда единство блаженства и пустоты является в форме божества, это и есть Ваджрасаттва. Нет другого божества, которое бы лучше подходило для очищения негативной кармы, чем Ваджрасаттва.

 

Когда вы визуализируете Ваджрасаттву, не представляйте его кем-то отдельным от своего Духовного Наставника. В действительности реализация вашего Духовного Наставника — это единство блаженства и пустоты, которое проявляется в форме божества Ваджрасаттвы. То есть это наитончайший ум, ясный свет, напрямую познающий пустоту. Это самое мощное состояние ума, сильнее атомной энергии, которое может не только очистить вас от негативной кармы, но и в один миг избавить от всех омрачений.

 

Такой наитончайший ум, ясный свет, напрямую познает пустоту, и это переживание сопровождается великим блаженством. Это называется единством блаженства и пустоты, или единством метода и мудрости. С одной стороны, само это переживание есть накопление высоких заслуг, а с другой стороны, накопление высокой мудрости. Из этого состояния ума рождаются все будды. Здесь о Ваджрасаттве идет речь не как о ясном свете пути, но как о ясном свете плода, то есть Дхармакае. В нем устранены не только омрачения, но и все препятствия к всеведению. И это цель, которую мы стремимся реализовать. Такое состояние ума вашего Духовного Наставника, называемое единством блаженства и пустоты, является в форме божества Ваджрасаттвы.

 

Рекомендации для затворничества по Ваджрасаттве

В затворничестве по Ваджрасаттве не обязательно читать именно сто тысяч мантр. Самое главное — чистота практики. Я не хочу, чтобы вы делали практику Ваджрасаттвы механически, стараясь поскорее начитать нужное количество мантр. В руководствах описываются затворничества, которые выполняются вплоть до прочтения определенного количества мантр, а другие — в течение заранее определенного времени. Поскольку наш ум постоянно привык что-то подсчитывать, для нас полезно выполнять затворничества по времени. Если мы слишком много внимания уделяем счету, чистота практики теряется. С другой стороны, когда торопиться некуда, когда не нужно пытаться скорее прочитать то или иное количество мантр, тогда вы естественным образом уделяете больше внимания чистоте практики.

 

Затворничество по Ваджрасаттве можно провести в течение месяца. Если времени у вас немного, вы можете провести затворничество в течение пятнадцати дней, а на следующий год еще пятнадцать дней выделить для затворничества по Ваджрасаттве. Если месячное затворничество разбить на две части по пятнадцать дней, в результате ваша практика будет чище в сравнении с той практикой, которую вы могли бы сделать сразу за один месяц. Устаем мы быстро, поэтому практику нам лучше разбить на блоки по пятнадцать дней.

 

Лучшее время для начала затворничества — возрастающая луна. Например, можно начинать затворничество в первый день лунного календаря и заканчивать в пятнадцатый день. Зависимость от времени тоже важна. Хотя Луна на самом деле не убывает и не возрастает, вращение планет определенным образом влияет на наш ум. Такие вещи, как хорошие и плохие знаки, тоже существуют. Истинного существования нет, но на относительном уровне это существует.

 

Установите алтарь так, как было описано выше, и приготовьте небольшое торма для защитников Дхармы. Благословите свое сиденье для медитации. За пределами комнаты для практики поставьте камень, на него повяжите хадак — это защитник Дхармы. Или в качестве защитника можно использовать хадак, завязанный девять раз. Его надо повесить на гвоздь над или рядом с дверью. Этот хадак вы превращаете в пустоту, из пустоты он возникает как защитник Дхармы — Каларупа или Палден Лхамо.

 

Благословляя торма, вы тоже сначала превращаете его в пустоту, из пустоты оно возникает как прекрасное подношение, которое вы подносите защитникам Дхармы. Те, кто получал посвящение Ямантаки, могут, совершая подношение, читать: ОМ ХРИТИ ВИТИТА НА НА ХУМ ПЕ ВАДЖРА БЕРАВАЯ АТИ ПАДИ ИМАМ БАЛИМТА КА КА КАХИ КАХИ ХУМ ПЕ СОХА, — это означает, что вы приглашаете защитников вкусить подношение.

 

Первая сессия начинается вечером первого дня лунного календаря или на седьмой–десятый день лунного календаря (на ваше усмотрение). Итак, днем вы готовитесь к затворничеству, а начинаете затворничество вечером, то есть выполняете первую сессию.

Практику Ваджрасаттвы в затворничестве следует делать по четыре сессии в день. При этом вы должны знать, что делать в начале, в середине и в конце сессии.

 

Когда говорят, что без страданий нет очищения, это не значит, что вам нужно страдать. Не держите этого в мыслях. Но, с другой стороны, не думайте, что практика будет для вас одним наслаждением. У вас будут трудности, будет боль, и это будет вас очищать. Если заболит голова, пусть болит — воспринимайте это как очищение. Вначале большую часть вашего внимания потребует контроль над внешними аспектами практики. В первый день читайте мантру, памятуя о шести причинах ослабления силы мантр[3], то есть читайте аккуратно и сидите правильно. Когда это у вас станет получаться хорошо, перенесите акцент на визуализацию.

 

Не думайте о том времени, когда вы закончите затворничество, о том, сколько мантр вы прочитали. Во время практики вы должны быть заняты только очищением от негативной кармы.

 

Если вы хотя бы один месяц проведете в затворничестве по Ваджрасаттве, в вашей жизни определенно начнутся большие изменения. Это тот результат, который вы по-настоящему можете испытать.

 

Четыре противоядия

Далее, чтобы за короткое время провести действенное очищение от негативной кармы, вам также необходимо создать внутренние условия. Практика зависит не от того, насколько долго вы занимаетесь ею, а от того, с каким качеством вы это делаете. Если вы знаете, как выполнить практику чисто, тогда неважно, как много негативной кармы вы накопили в прошлом, — вы сможете очистить ее за один миг.

 

В практике Ваджрасаттвы должны присутствовать четыре противоядия. Первое противоядие — это сильное сожаление о негативной карме, то есть сила раскаяния.

 

Сила раскаяния

Без сожаления о своих негативных действиях нельзя очиститься от дурной кармы, и исходящий из Ваджрасаттвы нектар ничем вам не поможет. Но при наличии сожаления этот нектар обретает большую силу, а значит, такой же действенной становится и ваша практика Ваджрасаттвы. Этот момент отмечен во многих текстах: без сожаления очищения от негативной кармы произойти не может.

 

Сожаление о накопленной вами в прошлом негативной карме — это самое действенное противоядие от нее. Если вы почувствуете такое сильное раскаяние, что у вас глаза наполнятся слезами, а волосы встанут дыбом, тогда ваша практика Ваджрасаттвы будет настоящей практикой очищения.

 

Однажды Марпа сказал Миларепе: «Сейчас сюда направляется мой ученик, и на пути его подстерегают бандиты. Сначала нашли град на этих бандитов, а после этого я передам тебе учение». Когда Миларепа это сделал, от града пострадали не только бандиты — Миларепа увидел много мелких животных, убитых градом. Тогда Миларепа с большим сожалением принес тело мертвого животного и сказал своему Учителю: «Я пришел, чтобы практиковать Дхарму. Но вместо этого я убил множество живых существ». Тогда Духовный Наставник ему сказал: «Я освободил всех этих существ. Они сейчас находятся в высших мирах. А для тебя у меня есть практика, при помощи которой ты сможешь за несколько мгновений очиститься от всей своей негативной кармы. Когда есть такое противоядие, яд уже не опасен». Если же у вас нет такого противоядия, тогда яд негативной кармы очень опасен. Итак, важно верить в силу практики. Но при этом не следует создавать негативную карму, думая, что у вас есть от нее противоядие. Это будет знаком того, что у вас не развилось сожаления.

 

Миларепа не хотел никому причинять вред. Он был вынужден выполнить требование Учителя, но делал это с сильным сожалением. Такую карму легко очистить. Но когда сожаления нет, карма может быть очень опасной. Если нет сожаления, а вы думаете, что легко сможете оградить себя от последствий негативной кармы, в этом случае никакого очищения не произойдет, потому что у вас отсутствует внутреннее условие — сожаление. Если в некоторой ситуации вы вынуждены создать негативную карму, осознавайте, что ваше действие неправильно не только потому, что оно противоречит учению, но также потому, что вы приносите вред другим. Сострадание должно пробудить в вас сильное сожаление. Кроме того, нужно сожалеть и о том, что вы вопреки учению накопили негативную карму. Это тоже важный фактор.

 

Не приступайте сразу к чтению мантр, чтобы скорее начитать сто тысяч, — это бесполезно. Сначала постарайтесь вспомнить обо всем плохом, что вы сделали за свою жизнь. Чтобы развить сожаление, важно вспомнить о том, какую негативную карму вы создали в этой и прошлых жизнях.

 

Как породить в себе это чувство? Сначала проведите краткую аналитическую медитацию о непостоянстве и смерти. Об этом говорит и Шантидева в «Бодхичарья-аватаре»: чтобы развить раскаяние, сначала подумайте о неизбежности смерти и неизвестности времени ее прихода, а также о том, что в момент смерти вам может помочь только Дхарма и больше ничего. Ваше богатство, имущество, друзья и родные — все, что вам так близко, будет совершенно бесполезно в момент вашей смерти. В этот момент может помочь только ваша духовная практика. Осознав это, скажите себе: «Не дай себе погрязнуть в делах этого мира, готовься к будущей жизни».

 

Визуализируя над своей головой Ваджрасаттву, подумайте, сколько негативной кармы вы создали в этой жизни. Вспомните и пожалейте, например, о том, как вы, может быть, ругали свою маму, злились на своих родителей и так далее. Вы склонны забывать свои ошибки, но хорошо запоминать свои добрые дела, даже самые мелкие. Это неправильный подход. Вы совершили очень много плохих поступков, поэтому не следует гордиться двумя-тремя хорошими делами. Вы запоминаете во всех подробностях, когда другие вредят вам. Потом вы об этом думаете и злитесь. Но теперь вспомните о том, какой вред вы причинили другим, как вы поступали с другими дурно, бывали неблагодарны, все случаи, когда вы что-то украли, порождали неправильные мысли, неправильно себя вели.

 

Если в повседневной жизни вы случайно обидели кого-то, то должны сразу же почувствовать сожаление об этом. Тогда эта негативная карма станет легкой. Различают два вида кармы: накопленная и созданная. Когда вы не только что-то сделали, но еще и почувствовали удовлетворение от этого поступка, подобная карма одновременно является и накопленной, и созданной.

 

А вот пример накопленной, но не созданной кармы: вы обзываете кого-то собакой, но сразу жалеете о своих словах. В этом случае вы накопили карму, потому что сказали: «Ты собака», но не создали ее, так как тут же раскаялись. Или если вы делаете или говорите что-то дурное, не осознавая этого. Например, если грубые слова вырываются у вас непроизвольно.

 

Что есть созданная, но не накопленная негативная карма? Допустим, вы хотите кого-то убить, но не можете. Вы выстрелили в человека, но промахнулись. Карма убийства при этом создана, но не накоплена, потому что вы не убили этого человека. Созданная карма очень опасна, в отличие от просто накопленной, которая не несет в себе большой угрозы.

 

Что является одновременно и накопленной, и созданной кармой? Например, вы в ярости хотите кого-то убить, убиваете и очень этим довольны: «Наконец-то я расправился со своим врагом!» Эта карма крайне тяжела. Ее результат проявится незамедлительно — либо уже в этой жизни, либо в следующей. Так сказано в Абхидхарме.

 

У людей, создавших тяжкую негативную карму, одновременно и накопленную, и созданную, в конце жизни могут начаться галлюцинации, видения адов, и перед смертью они будут находиться в глубокой депрессии. Поэтому будьте крайне осторожны, избегайте подобной кармы. Это значит, что, нагрубив кому-то, вы должны сразу пожалеть об этом, и тогда эта карма станет не созданной, а лишь накопленной. Такая карма неопределенна, тогда как та карма, что одновременно создана и накоплена, считается определенной. Она несомненно проявится уже либо в этой, либо в следующей жизни, но не в далеком будущем.

 

Если карма накоплена, но не создана, она неопределенна в том смысле, что может принести свои плоды в далеком будущем, через множество жизней. Очиститься от нее гораздо легче. От такой кармы, что одновременно накоплена и создана, очиститься очень трудно. Поэтому в повседневной жизни крайне важны раскаяние и сожаление. Каждый день перед началом выполнения очистительной практики вы должны почувствовать раскаяние во всех совершенных ранее негативных действиях.

 

Если вы чувствуете, что сделали много такого, чего не должны были делать, это прогресс. Если же вы считаете себя очень чистыми и с жалостью смотрите на других людей, это опасно. Если из-за духовной практики у вас возникло высокомерие: «Я старый ученик, проделал такие-то практики, а они, дураки, ничего не знают», — это означает, что лекарство Дхармы превратилось в яд. Мой Учитель говорил: «Обычный яд можно вывести из организма, но когда лекарство становится ядом — это самое страшное». Такого человека вылечить очень трудно. Можно исправить самого дикого человека, преступника. Но невосприимчивость к Дхарме опасна тем, что она очень тяжело поддается исправлению. Не допускайте такого. Невосприимчивость может возникнуть, когда есть некоторые познания в Дхарме, но нет чистой практики. Это подобно принятию множества разнообразных лекарств без разбора. В Дхарме, как в медицине, важно принимать определенные лекарства в строгой последовательности.

 

Итак, не считайте себя особенными. Сейчас вы осуждаете кого-то за плохие поступки, но когда-то в прошлом вы занимались тем же самым, просто не помните этого. Однако все негативные отпечатки до сих пор находятся в вашем уме. Они ждут подходящих условий, чтобы проявиться.

 

Геше Бен в ранний период своей жизни был бандитом. Однажды он встретил в горах пожилую женщину, и она спросила: «Кто ты?» Он назвал свое имя, и женщина упала без сознания, настолько она испугалась. Бена это поразило: «Когда люди слышат мое имя, они падают в обморок. Какой я ужасный человек!» Именно с этого начался его духовный путь. Буддизм говорит, что первый шаг к мудрости — осознание своих ошибок. Точно так же осознание себя больным — первый шаг к излечению.

 

Несмотря на то что в этой жизни вы родились человеком и немного знаете Дхарму, все равно вы накопили и накапливаете много негативной кармы.

 

Взгляните на себя не механически, а искренне: «Я нехорошо поступал, я неблагодарный человек: принимаю добро от других людей, но в ответ причиняю им вред. А в прошлых жизнях, когда я не был человеком, когда я не встречался с Дхармой, сколько я создал еще более тяжкой негативной кармы! Все эти отпечатки могут ввергнуть меня в низшие миры».

 

Миларепа думал, что он очень нехороший человек, сожалел о накопленной карме, поэтому сразу достиг высокой реализации. У Миларепы было осознание того, что он принес людям много зла, и ему необходимо немедленное очищение. Такое осознание очень важно.

 

Но здесь важен срединный путь. Не впадайте в крайности, иначе, поскольку ваш ум слаб, у вас начнется депрессия. Не нужно чересчур плохо думать о себе. Думайте в этом ключе лишь до тех пор, пока у вас не возникнет сожаление. Если вы сочтете себя безнадежными и, вместо того чтобы заниматься практикой, ляжете спать или впадете в бессмысленное самобичевание, никакой пользы это не принесет. Если у вас возникают подобные состояния, значит вы развиваете сожаление неправильно. Настоящее сожаление может вызвать у вас слезы, но не душевную боль.

 

Иногда результатом ваших размышлений может стать чувство вины. Чувство вины и сожаление — это совершенно разные вещи. Например, если вы попали в грязное место и испачкали свою одежду, то нет причин осуждать и бить себя за это. Подумайте, что вы попали не туда, куда нужно, и в будущем не пойдете в это место. «Из-за этого моя одежда испачкалась. Ну, ничего, — подумаете вы. — Я могу ее выстирать». Сожаление — это чувство, которое побуждает вас к очищению, а не к тому, чтобы вы чувствовали себя несчастными. Чувство вины и желание себя наказать — это такие же ложные, детские переживания, как самоуничижение из-за испачканной одежды.

 

Чувство вины часто возникает на основе христианского учения. Поскольку у вас есть склонность к этому учению, чувство вины у вас возникает тоже очень легко. Это установка, что вы сделали что-то дурное и поэтому должны быть наказаны Богом или наказать себя сами. Это неверно. Нужно сожалеть о своих негативных действиях и очищать оставленные ими отпечатки. Чувство вины и самобичевание не приведут к очищению. Если вы, приняв яд, станете бить себя за это, яд от этого не выйдет из вашего тела. Вам уже и так больно из-за отравления, а вы еще бьете себя, умножая тем самым боль. Зачем вам это? Вам нужно противоядие, а сожаление как раз должно побудить вас искать это противоядие. Например, если вы выпьете водку, а потом пожалеете об этом, вы не захотите больше пить.

 

Итак, сожаление не имеет ничего общего с чувством вины, поэтому практика Ваджрасаттвы не должна порождать у вас чувства вины. Скажите себе, что вначале все создают негативную карму. Будда Шакьямуни, пока не достиг высоких реализаций, также создавал негативную карму. А геше Бен вначале был бандитом и создал очень много негативной кармы. Затем, пожалев о ней, он очистился и стал святым человеком. Итак, у негативной кармы есть одно достоинство: от нее можно очиститься.

 

Когда вы думаете о том, сколько негативной кармы вы создали, у вас может появиться тяжелое чувство. В этот момент напомните себе об этом свойстве негативной кармы. Ваш ум подобен маленькому ребенку. Когда вы отругали ребенка, и он упал духом, в этот момент его нужно немного успокоить и приободрить. Когда вы очень много вспоминаете о накопленной негативной карме, вы тоже можете пасть духом, и тогда подумайте о том, что у негативной кармы есть одна хорошая черта — от нее можно очиститься. Тогда уму сразу станет легче. Нужно быть более гибкими.

 

К своему уму надо относиться очень заботливо, без экстремизма. Когда сильный гнев резко сменяется сильной любовью — это нестабильное состояние ума, оно ведет к растерянности. Сильный человек способен выдержать такую резкую смену отношения, но слабым людям следует быть осторожными. Так, перепад температур в сауне сильному телу не причинит вреда, но слабому будет опасен. Поэтому не нужно допускать такого в практике. Помните, что ваше сожаление не должно сопровождаться чувством вины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.096 с.)