Анализ соответствия Стратегии 2015 системному принципу квалитета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ соответствия Стратегии 2015 системному принципу квалитета



Системный принцип квалитета гласит: качество и эффективность системы могут быть оценены только с точки зрения надсистемы.

Качество системы - это обобщенная положительная характеристика, выражающая степень полезности системы для надсистемы.

Эффективность системы есть интегральная свертка показателей качества системы, и она измеряется степенью положительного влияния системы на функционирование надсистемы. Понятие эффективности является внешним по отношению к системе, т.е. никакое описание системы не может быть достаточным для введения эффективностной меры.

 

Рассмотрим используемые в Стратегии 2015 показатели качества функционирования системы обеспечения национальной безопасности (далее – НБ) России.

Строго говоря, в Стратегии 2015 показатели качества не приведены вообще. Вместо них используются так называемые «основные показатели, необходимые для оценки состояния национальной безопасности».

Как мы видим, Стратегия 2015 разрабатывалась без расчета показателей эффективности НБ России. Однако с системной точки зрения оценка состояния НБ России и есть количественная оценка эффективности НБ России, и ничего более того. Говорить вместо эффективности системы о «состоянии системы», в том числе и системы обеспечения НБ России, – говорить ни о чем.

Любая система, тем более такая сложная как государство, имеет сотни тысяч показателей своего состояния. Сложность оценки эффективности системы и состоит в свертке огромного числа частных показателей состояния к главному – интегральному показателю эффективности. Когда такой свертки нет, можно сделать однозначный вывод о крайне низком уровне научной проработки вопроса, о псевдонаучности и научном волюнтаризме разработанного документа

Далее.

Вместо понятия «основные показатели» должно использоваться понятие «частные показатели качества системы». Эффективность есть свертка частных показателей качества, а сами показатели качества могут и должны быть сверткой показателей состояния системы более низкого иерархического уровня. Кроме того, как видно из вышеприведенного определения качества и эффективности системы, последние отражают степень их положительного влияния на функционирование и развитие надсистемы, и оценка этих показателей требует выхода в Надсистему и оценку системы «глазами» Надсистемы.

Ниже приведены используемые в Стратегии 2015 суррогаты частных показателей качества системы обеспечения НБ России (под наименованием «основные показатели»):

- удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;

- доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

- ожидаемая продолжительность жизни;

- валовой внутренний продукт на душу населения;

- децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);

- уровень инфляции;

- уровень безработицы;

- доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования;

- доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру;

- доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам.

Как видно, все вышеприведенные десять «основных показателей» Стратегии 2015 никакого отношения к частным показателям качества системы обеспечения НБ России не имеют. Все эти показатели являются одними из многих сотен тысяч показателей низшего уровня состояния такой сложной системы как «Государство Россия». Никакой свертки показателей более низкого иерархического уровня они не несут.

Естественно, ни один из используемых в Стратегии 2015 «основных показателей» не выходит за рамки описания частных свойств системы, и в своей совокупности они принципиально не позволяют оценить эффективность системы (ср. вышеприведенное «никакое описание системы не может быть достаточным для введения эффективностной меры »).

Отсюда следует полный научный волюнтаризм при определении угроз и высших приоритетов обеспечения НБ России. Ведь угрозы – это то, что снижает эффективность системы, а приоритеты – это то, что увеличивает эффективность системы. Если нет оценки эффективности и обоснованного выбора частных показателей качества системы, определяющих ее эффективность, то нет и обоснованного выявления угроз и приоритетов.

Перечень вышеприведенных в Стратегии НБ России «основных показателей» качества системы обеспечения НБ не только научно несостоятелен, но и просто вызывает улыбку.

Более того, вызывает улыбку и применение в Стратегии 2015 самого понятия «эффективность системы».

Мы проанализировали все словосочетания с термином «эффективность» и производными от него в этой Стратегии.

Ниже приведены результаты анализа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.006 с.)