Тема №6: осуществление сестринского ухода за ребенком с пневмонией, бронхитом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №6: осуществление сестринского ухода за ребенком с пневмонией, бронхитом



В структуре заболеваемости детей первое место принадлежит заболеваниям органов дыхания.

Учебная цель:

1.Закрепление теоретических знаний по теме.

2. Приобрести навыки осуществления сестринского ухода за ребенком с пневмонией, бронхитом. 

Учебные задачи:

1. Изучить причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, организацию и оказание сестринской помощи.

2.Научиться уходу за больным ребенком с пневмонией, бронхитом.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно–диагностического процесса.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

В процессе изучения темы формируются следующие компоненты профессиональной компетенции:

Иметь практический опыт

Уметь:

· готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

· осуществлять сестринский уход за ребенком с заболеваниями органов дыхания;

· консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств.

· осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

· вести утвержденную медицинскую документацию;

Знать:

· причины, факторы риска, клинические проявления, возможные осложнения пневмонии, бронхитов;

· методы диагностики и подготовку ребенка к лабораторно- инструментальным методам исследования органов дыхания;

· организацию сестринского ухода, принципы лечения пневмонии, бронхитов.

Задачи работы: осуществление сестринского ухода за ребенком с пневмонией, бронхитом

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1.Учебно-методическая литература

1. Информационные средства обучения (литература, интернет ресурсы)

2. Особенности оказания сестринской помощи детям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / К.И. Григорьев, Р.Р. Кильдиярова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436806.html

3. Сестринское дело в педиатрии [Электронный ресурс]: практическое руководство для медицинских училищ и колледжей / Качаровская Е. В., Лютикова О. К. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2014. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970431719.html

4. Педиатрия с детскими инфекциями [Электронный ресурс]: учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования/ Запруднов А. М., Григорьев К. И. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2017. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441862.html

5. Первичная медико-санитарная помощь детям (ранний возраст) [Электронный ресурс] / Н. В. Иванова [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441886.html

2.Дидактические материалы:

Задания для выполнения: ситуационные задачи, тесты.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы.

Болезни органов дыхания у детей занимают в статистике общей заболеваемости ведущее место. На структуру заболеваний дыхательной системы существенное влияние оказывают возрастные анатомо-физиологические особенности: узость дыхательных путей, рыхлость слизистых оболочек, тесно связанные с морфологической и функциональной незрелостью органов дыхания.         Они проявляются в своеобразии реакции детского организма на инфекцию и другие повреждающие факторы.

Классификация
 Бронхиты:

1) острый (простой) бронхит,

2) обструктивный бронхит,

3) бронхилит.

Пневмонии:

1) очаговая бронхопневмония,

2) сегментарная (полисигментарная),

3) крупозная,

4) интерстициальна

Этиология.

Этиологическим фактором заболевания бронхитов в 90% случаев являются вирусы ОРВИ: гриппа, парагриппа, аденовирус, РС-вирус. Возбудителем пневмонии в большинстве случаев оказывается микробная флора: пневмококк, стафилококк, клибсиелла, микоплазма, грибок рода кандида, в связи с чем пневмония рассматривается как микробно-воспалительный процесс в легких.

Бронхиты у детей.

Острый бронхит – воспаление бронхов, редко бывает у детей как самостоятельная болезнь, поэтому, как правило, сопровождается другими признаками респираторной вирусной инфекции.

Основным симптомом острого бронхита является кашель, вначале сухой, затем более мягкий, влажный. Перкуторный звук над легким не изменен. Аускультативно на всем протяжении легких прослушиваются непостоянные сухие и разнокалиберные влажные хрипы. Количество хрипов и их локализация меняются в течение дня, особенно после кашля. Симптомы интоксикации выражены умеренно. Острый бронхит обычно является двусторонним процессом и заканчивается выздоровлением через 2-3 недели.

Обструктивный бронхит – встречается чаще у детей раннего возраста. У детей, особенно раннего возраста, сужение дыхательных путей при бронхите обусловлено отеком слизистой оболочки и выделением секрета в просвет бронхов. Преобладают симптомы дыхательной недостаточности: цианоз, одышка, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, свистящее дыхание (удлиненный «свистящий выдох»). При аускультации выслушиваются разнокалиберные сухие и влажные хрипы с обеих сторон, которые слышны на расстоянии.
Бронхиолит (капиллярный бронхит) – заболевание детей первых двух лет жизни (наиболее часто болеют дети 5-6 месяцев). Характеризуется генерализированным обструктивным поражением бронхиол и мелких бронхов. В большинстве случаев появлению бронхиолита предшествуют умеренно выраженные явления ОРВИ. Ссостояние ухудшается, ребенок становится вялым, снижается аппетит, появляется влажный кашель, нарастает одышка, с затрудненным дыханием, втяжением уступчивых мест грудной клетки, раздувание крыльев носа. Выражены признаки дыхательной недостаточности: бледность, пероральный или генерализированный цианоз, тахикардия. При выраженной одышке и поверхностом дыхании иногда хрипы почти не выслушиваются. Могут появляться периоды апноэ. Выраженная одышка приводит к эксикозу. Температура тела чаще невысокая (субфебрильная или даже нормальная). В то же время у других детей при бурном нарастании обструктивного синдрома с первых часов болезни отмечается лихорадка, плохо поддающаяся лечению. Грудная клетка вздута, увеличена в объеме, перкуторный звук над ней с коробочным оттенком. Тоны сердца несколько приглушены. Аускультативно над легким в большинстве случаев обнаруживают обилие сухих, влажных мелкопузырчатых и крепитирующих хрипов.

Диагностика. Рентгенологически для бронхитов характерна повышенная прозрачность в легких, усиление сосудистого рисунка, расширение корня легкого. В общем анализе крови: лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом, повышение СОЭ.

Лечение и уход. Лечение бронхита, как правило, требует ликвидации следующих симптомов: влажного кашля, гипертермии, одышки и цианоза. При наличии влажного кашля назначаются препараты, обладающие разжижающим и отхаркивающим действием: амброксол, лазолван, амбробене, АЦЦ, фдюдитек, бромгексин, эреспал и т.д.

   При повышении температуры тела до 37,5°С жаропонижающие средства не назначают, а лишь обеспечивают ребенка обильным питьем. При температуре тела до 38С проводят физическое охлаждение (уксусное обертывание, холод на крупные сосуды и к голове, обтирание спиртом). Температура тела 38-38,5°С требует введения жаропонижающих средств перорально или ректально. Оптимальным препаратом является парацетамол (10-15 мг/кг массы). Повышение температуры тела выше 38,5°С является показанием для введения литической смеси в/м или в/в (50% раствор анальгина, 2% раствор димедрола, папаверина). Во время борьбы с гипертермией проводят строгий контроль за диурезом.     

С целью ликвидации признаков дыхательной недостаточности проводят оксигенотерапию. Назначают увлажненный кислород, кислородную палатку. Головной конец кровати должен быть приподнят на 30-40°. В домашних условиях обеспечивают в комнате свежий воздух, ингаляции с физиологическим раствором, Боржоми. При бронхитах широко используют физиотерапию с учетом периода заболевания: УВЧ, индуктотермию, электрофорез, вибрационный массаж, постуральный дренаж.

Пневмонии у детей.

Очаговая пневнония. Наиболее частая клиническая форма у детей, воспалительный процесс размером от о,5 до 1 см заболевание развивается с симптомов интоксикации, фебрильная температура,ребенка беспокоит кашель, который быстро становится продуктивным с большим количеством мокроты. У грудных детей снижение аппетита, рвота, срыгивание. Появляются признаки дыхательной недостаточности, цианоз усиливается при плаче, крике, кормлении. Усиливается одышка, дыхание стонущее. У грудных детей эквивалентом одышки является дыхание трубача (кивание головой в такт дыхания и надувание щек и вытягивание губ), может сопровождаться пенистыми выделениями изо рта и носа. Грудная клетка вздута, при перкуссии укорочение перкуторного звука над очагом поражения, при аускультации над очагом поражения ослаблено дыхание и появляются влажные или крепитирующие хрипы. Клиника исчезает при неосложненной форме через 10-12 дней, морфологически процесс в легких заканчивается через 4-6 недель.

Сегментарная пневмония. Характеризуется поражением одного или нескольких сегментов легкого, клиника как при очаговой пневмонии,но локально больше очаг поражения. Поэтому она часто затяжная и больше осложнений: плевриты, абсцесс легкого.

Крупозная пневмония. Чаще развивается у детей школьного возраста, характеризуется выраженной интоксикацией, ознобами. Кашель сначала сухой и редкий, но быстро появляются признаки дыхательной недостаточности. Выздоровление через 2-3 недели. Чаще она двусторонняя.

Интерстициальная пневмония. Чаще возникает у новорожденных, в грудном возрасте на фоне рахита, анемии, гипотрофии. Воспалительный процесс развивается в соединительной и межальвеолярной ткани легкого. Клиника-быстрое развитие тяжелой дыхательной недостаточности, поражение ССС, при токсической форме поражение ЦНС и ЖКТ. Течение длительное, в легких при перкуссии притупление легочного звука, масса крепитирующих и мелкопузырчатых хрипов. Процесс поражения двусторонний.  

Осложнения. У новорожденных и недоношенных детей возникают аталектазы, плевриты, абсцесс легких, а при стафилококковой пневмонии развивается часто деструкция легких.

Диагностика. В общем анализе крови: лейкоцитоз с нейтрофильным сдвигом, повышение СОЭ. Рентгенологически: сегментарные тени с четкими границами, расширение корней легкого, усиление сосудистого рисунка. При интерстициальной пневмонии выражен ячеистый рисунок на фоне эмфиземы

Лечение острой пневмонии. Госпитализации подлежат больные с тяжелыми формами пневмонии и дети первого года жизни.

 Одно из главных мест в лечении занимает противомикробная терапия – антибиотики: цефалоспорины, аминогликозиды, макролиды. Основной путь введения антибиотиков – парентеральный, преимущественно внутримышечный. Внутривенное введение препаратов показано при тяжелых формах пневмонии. В лечении используют антигистаминные средства, витамины, пробиотики, витаминотерапия.

С первых дней заболевания активно проводится дезинтоксикационная, симптоматическая и посиндромная терапия. Для устранения дыхательной недостаточности проводится оксигенотерапия. Показаны бронхолитики, муколитики и отхаркивающие средства, вибрационный массаж, постуральный (позиционный) дренаж. При развитии гнойных осложнений применяется хирургическое лечение. Большое значение имеют рефлекторная терапия, дыхательная гимнастика, массаж и физиотерапевтические методы лечения.

   Уход.  В условиях стационара необходимо помещать детей в боксы или палаты, соблюдая принцип циклического заполнения. Не менее 3 раза в день должна проводиться влажная уборка и кварцевание палат. В течение всего периода лихорадки необходимо соблюдать постельный режим, для облегчения дыхания головной конец кровати приподнимают на 30°. Запрещается тугое пеленание. Чтобы предупредить застойные явления в нижнезадних отделах легких, ребенка поворачивают с одного бока на другой, берут на руки.
Палаты необходимо проветривать 5-6 раз в день по 20-30 минут. Оптимальная температура в палате – 18-20 °С. Через 3-4 дня после нормализации температуры и устранения интоксикации разрешаются прогулки на улице при температуре не ниже 10-15 °С, постепенно увеличивая их длительность с 10-15 минут до 1 часа и более.

Питание ребенка должно соответствовать возрасту и быть полноценным.   С целью восполнения недостающего объема пищи дополнительно вводится жидкость в виде питья. Дополнительное питье способствует разжижению и отделению мокроты. В качестве питья используют клюквенный и брусничный морсы, отвары шиповника, сухофруктов. Важное значение имеет уход за кожей ребенка, необходимо своевременно менять увлажненные пеленки, нательное и постельное белье, следить за регулярностью физиологических отправлений. Вопросы для самоконтроля:

1.Причины, клинические проявления, выявление проблем больного ребенка, осложнения, диагностика бронхитов.

2.Организация сестринского ухода и принципы лечения бронхитов у детей.

3.Причины, клинические проявления, выявление проблем больного ребенка, осложнения, диагностика при пневмонии.

4.Организация сестринского ухода и принципы лечения острых пневмоний.

Инструкция по выполнению практической работы:

1.Внимательно прочитайте ситуационную задачу.

2.Выполните задания к ней.

Задача-эталон.

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники, пришли к ребёнку 5 лет с целью проверки состояния, ребёнок лечится на дому по поводу острого бронхита.

Задание:

1.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам.

2.Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства.

3.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме.

Эталон ответа.

Цель: предупредить развития осложнений, обеспечить максимальный комфорт больному ребёнку.

План ухода Мотивация
1. Организовать в остром периоде – постельный режим. Предупредить развитие осложнений.
2. Создать ребёнку возвышенное положение постели. Облегчаться дыхание, т.к. уменьшается приток крови к лёгким и опускается диафрагма, улучшается вентиляция лёгких.
3. Обеспечить доступ свежего воздуха, проветривание, влажную уборку. Устраняются недостаток кислорода; Обеспечивается чистота воздуха; Уменьшается концентрация возбудителей.
4. Обеспечить в помещении, где находится ребёнок, температуру воздуха 18-20 ̊С. Прохладный воздух способствует отхождению мокроты, углублению дыхания.
5. После острого периода, организовывать ребёнку двигательный режим, дренажное положение. Улучшается отхождение мокроты, предупреждаются застойные явления.
6. Следить за гигиеной кожи и слизистых оболочек носоглотки, глаз. Обеспечить выполнение кожей дыхательной функции.
7. Организовывать питание малыми порциями, обильное питьё. «Дробное» кормление не вызывает нарушение экскурсии лёгких. Обильное питьё оказывает дезинтоксикационное действие.
8. Следить за регулярностью стула, не допускать запоров. Запоры усиливают интоксикацию. При запоре поднимается диафрагма, что затрудняет экскурсию лёгких.
9. Провести контроль за выполнением назначений врача. Профилактика осложнений, ухудшения составления

3.План беседы с родителями – информировать родителей о причинах заболевания, возможных осложнениях, родители будут понимать целесообразность выполнения всех мероприятий ухода.

Задачи для самостоятельного решения

Задача № 1. Ребенок 9 лет, находится на стационарном лечении по поводу острой пневмонии, жалобы на частый, влажный кашель, слабость, снижения аппетита, повышение температуры до 38,7°С. Объективно: кожные покровы бледные пероральный цианоз, ЧДД 50 в мин, ЧСС 110 в мин.

Задание:

1. Выявите приоритетные и потенциальные проблемы.

2.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 3. Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства.

4.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания и его профилактике в доступной форме.

Задача № 2. У ребёнка 10 мес, находящегося на стационарном лечении по поводу обструктивного бронхита, появился приступ удушья с затруднением выдоха, частый сухой кашель. Дыхание шумное, на расстоянии слышны свистящие хрипы.

Задание:

1. Выявите приоритетные и потенциальные проблемы.

2.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 3. Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства.

4.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания и его профилактике в доступной форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.62 (0.047 с.)