Тема №4: Осуществление сестринского ухода при нарушениях здоровья в период грудного возраста. Рахит, гипервитаминоз Д, спазмофилия. Хронические расстройства питания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №4: Осуществление сестринского ухода при нарушениях здоровья в период грудного возраста. Рахит, гипервитаминоз Д, спазмофилия. Хронические расстройства питания.



  Рахит является гиповитаминозом с преимущественным недостатком витамина Д, в результате которого, нарушается фосфорно-кальциевый обмен и происходят расстройства костеобразования и нарушения функций всех систем и органов. Хроническое расстройство питания у детей раннего возраста с дефицитом массы тела по отношению к длине, характеризуется задержкой физического и нервно –психического развития, нарушением обмена веществ и снижением иммунитета.               

 Учебная цель:

1.Закрепление теоретических знаний по теме.

2. Приобрести навыки осуществления сестринского ухода за ребенком с рахитом, гипервитаминозом Д, спазмофилией, хроническими расстройствами питания.

Учебные задачи:

1. Изучить причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, организацию и оказание сестринской помощи.

2.Научиться уходу за больным ребенком с рахитом, гипервитаминозом Д, спазмофилией, хроническими расстройствами питания.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно–диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

В процессе изучения темы формируются следующие компоненты профессиональной компетенции:

Иметь практический опыт

Уметь:

· готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

· осуществлять сестринский уход за ребенком с рахитом, гипервитаминозом Д, спазмофилией, хроническими расстройствами питания;

· консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

· осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

· вести утвержденную медицинскую документацию;

Знать:

· причины, факторы риска, клинические проявления, возможные осложнения при рахитом, гипервитаминозом Д, спазмофилией, хроническими расстройствами питания; 

· методы диагностики и подготовку ребенка к лабораторно- инструментальным методам исследования;

  • организацию сестринского ухода, принципы лечения ребенка с рахитом, гипервитаминозом Д, спазмофилией, хроническими расстройствами питания.

Задачи работы: осуществление сестринского ухода за ребенком за ребенком с рахитом, гипервитаминозом Д, спазмофилией, хроническими расстройствами питания

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1.Учебно-методическая литература

1. Информационные средства обучения (литература, интернет ресурсы)

2. Особенности оказания сестринской помощи детям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / К.И. Григорьев, Р.Р. Кильдиярова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436806.html

3. Сестринское дело в педиатрии [Электронный ресурс]: практическое руководство для медицинских училищ и колледжей / Качаровская Е. В., Лютикова О. К. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2014. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970431719.html

4. Педиатрия с детскими инфекциями [Электронный ресурс]: учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования/ Запруднов А. М., Григорьев К. И. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2017. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441862.html

5. Первичная медико-санитарная помощь детям (ранний возраст) [Электронный ресурс] / Н. В. Иванова [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441886.html

2.Дидактические материалы:

Задания для выполнения: ситуационные задачи, тесты.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы.

     Рахит – заболевание всего организма с преимущественным поражением костно-мышечной системы. Причинами и предрасполагающими факторами к возникновению рахита являются:

1) дефицит солнечного облучения и пребывания на свежем воздухе,

 2) пищевые факторы:

а) искусственное вскармливание неадаптированными смесями;

б) несвоевременное введение прикормов;

в) одностороннее вскармливание (углеводистое, вегетарианское),

3) недоношенность,

4) перинатальные повреждения нервной системы,

5) заболевания желудочно-кишечного тракта, приводящие к развитию дисбактериоза кишечника и нарушению всасывания кальция,

6) экологические факторы.

Дефицит витамина Д вызывает гипокальциемию, при которой фосфорно-кальциевые соли не откладываются в ростковой зоне костей. Кости становятся мягкими, легко деформируются.

  Клиника. В течение заболевания выделяют следующие клинические периоды: а) начальный, б) разгара, в) реконвалесценции, г) остаточных явлений.

  Начальный период. Первые симптомы появляются чаще всего на 2-3 месяце жизни (у недоношенных в конце первого месяца). У ребенка появляются легкая возбудимость, беспокойство, вздрагивание при громком звуке, внезапной вспышкой света. Сон становится поверхностным. Отмечается повышенное потоотделение, особенно при крике, кормлении. Пот имеет неприятный кисловатый запах, раздражает кожу, вызывает зуд. Ребенок трется головой о подушку, появляется облысение затылка. Развивается мышечная гипотония. При пальпации костей черепа можно обнаружить податливость шов и краев большого родничка, но явных изменений скелета нет.

  Период разгара. Появляются типичные изменения костной системы и признаки нарушения функции внутренних органов. Усиливается размягчение плоских костей черепа, особенно затылочных. Затылок уплощается, голова становится ассиметричной, появляются лобные и теменные бугры, голова приобретает квадратную форму. Прорезывание зубов часто запаздывает. Грудная клетка также подвергается деформациям. На ребрах в местах перехода хряща в кость образуются уплотнения («четки»). В связи с мягкостью и податливостью ребер, грудная клетка легко деформируется («куриная грудь», «грудь сапожника»). Когда ребенок начинает сидеть, происходит деформация позвоночника, чаще всего в поясничном отделе – рахитический кифоз. Утолщаются эпифизы костей предплечья и голеней («браслетики»), утолщения могут быть и на фалангах пальцев («нити жемчуга»). Искривляются кости нижних конечностей, чаще О-образно, реже Х-образно. Выражены гипотония и слабость связочного аппарата. Повышенная подвижность суставов проявляется симптомом «перочинного ножа» (ребенок легко достает стопой затылок). При тяжелом течении рахита могут быть деформации таза - плоский рахитический таз. Дети позже начинают сидеть, стоять, ходить. Изменяется функция внутренних органов: нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы; увеличивается печень и селезенка. В результате деформации грудной клетки и гипотонии дыхательных мышц нарушается легочная вентиляция, что способствует легкому возникновению пневмоний.

   В период реконвалесценции наблюдается ослабление, а затем и обратное развитие симптомов рахита. О периоде остаточных явлений можно говорить после 2-3 лет жизни. Остаются последствия перенесенного рахита в виде деформаций костей черепа, грудной клетки, мышечной гипотонии, иногда анемии. Различают острое, подострое и рецидивирующее течение рахита.      Диагностика. Анамнез и осмотр ребенка, при биохимическом исследовании в сыворотке крови определяется снижение содержания фосфора и кальция, данные рентгенологического исследования свидетельствуют о нарушении процессов костеобразования.

Лечение. Необходимо комплексное лечение рахита. Неспецифические мероприятия направлены на нормализацию обменных процессов в организме ребенка и повышении его резистентности. Первостепенное значение имеет коррекция питания с учетом существующих дефицитов. Первый прикорм вводится на один месяц раньше (овощное пюре). Для второго прикорма рекомендуется гречневая или овсяная каши, приготовленные на овощном отваре. Раньше вводят желток и творог. Вместо питья дают овощные и фруктовые отвары, соки. Для специфического лечения рахита применяют витамин Д.

   При начальных проявлениях рахита у ребенка, назначают витамин Д3 в суточной дозе 1500 – 2000МЕ в день до курсовой дозы 100 000 – 120 000МЕ. В период разгара при рахите средней тяжести и тяжелом рахите назначают 3 000 – 4 0000МЕ в день до курсовой дозы 200 000 – 400 000МЕ. После достижения терапевтического эффекта, лечебную дозу витамина Д заменяют профилактической (400-500МЕ), которую ребенок получает ежедневно в течение первых двух лет. Лечение витамином Д проводится под контролем пробы Сулковича.

Применяют препараты кальция и фосфора, витамины группа В, С, цитратную смесь. Неотъемлемой частью лечения являются лечебная гимнастика, массаж, солевые и хвойные ванны.

Гипервитаминоз D - это избыток витамина D в организме, чаще всего вызванный чрезмерным приемом. Гипервитаминоз Д рассматривается как общее заболевание организма, при котором особенно страдают желудочно-кишечный тракт, нервная и сердечно-сосудистая системы, почки.

Причины: избыток витамина D в организме вследствие чрезмерного его введения в составе витаминных препаратов; чрезмерная чувствительность к обычным дозам витамина Д, которая возникает в стрессовых ситуациях, при неполноценном питании.

  Клиника: запоры или поносы, повышение температуры тела, тошнота и рвота, отмечается сухость и бледность кожи, сонливость, снижение всех рефлексов, учащенное сердцебиение, повышенное артериальное давление, снижение мышечного тонуса.

Лабораторные и инструментальные методы исследования;

- анализ крови: повышение содержания в крови кальция, магния, фосфора;

- анализ мочи: в моче повышено содержание кальция, белка, проба Сулковича;

- рентгенография костей: отмечаются признаки повышенного отложения солей кальция в костях.

Лечение

1.Отмена препаратов, содержащих витамин D.

2.Ограничение употребления продуктов, богатых витаминов D (рыбий жир, яйца, творог, молоко и др.).

3.Витаминотерапия: витамин А, Е. Введение жидкости внутривенно: для ликвидации обезвоживания после поносов.

4.Гормональные препараты (стероиды): уменьшают токсическое воздействие витамина D на ткани, стимулируют выведение кальция из крови.

  Спазмофилия (тетания) - это заболевание, развивающиеся на фоне рахита у детей с 6 месяцев до 2 лет, проявляются спастическими состояниями и судорогами, чаще наблюдается весной.

Причины: недоношенные дети чаще болеют спазмофилией, сезонность - заболевание чаще возникает в начале весны, заболевают дети, имеющие признаки рахита. Большие дозы УФО солнечного света вызывают гиперпродукцию витамина D в коже. Большие дозы витамина D способствуют откладыванию Са, что приводит к гипокальцемии (снижение Са в крови) и повышению нервно-мышечной возбудимости и возникновению судорог.

  Основные биохимические сдвиги – гипокальциемия, относительная гиперфосфатемия.

Клиника спазмофилии

Скрытая форма - дети практически здоровы, но у всех есть симптомы рахита в стадии реконвалисценции, диагностируют с помощью ряда симптомов.

1 сим-м Хвостека - при поколачивании щеки происходит сокращение мышц лица.

2 сим-м Труссо - при сдавливание плеча на плече нервно-сосудистого пучка кисть судорожно сокращается, принимая форму руки «акушера»

3сим-м Люста - при поколачивании подколенной чашечки происходит сгибание стопы в виде «конской стопы».

Ларингоспазм - это острое сужение голосовой щели, возникающие у детей с рахитом. Протекает частичным или полным закрытием голосовой щели, в виде «петушиного хрипа», при этом полное прекращение дыхания, потеря сознания. Приступ продолжается от нескольких секунд до нескольких минут, может повторяться несколько раз в день, приступ заканчивается глубоким звучным вдохом, дыхание восстанавливается, в тяжелых случаях летальный исход.

Карпопедальный спазм - это тоническое сокращение мышц кистей, стоп, лица

Эклампсия - проявляется клонико-тоническими судорогами, протекает с потерей сознания, продолжительность от нескольких секунд до 20 минут, может быть остановка сердца.

Неотложная помощь на месте - препарат 0,5 % седуксен, реланиум 0,1-0,2 мл на год жизни. В/м 10% глюконат Са 1,0 мл на год жизни в/в, в/м 2-3 раза в сутки и госпитализация детей в реанимационное отделение или детское отделение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.152.251 (0.015 с.)