Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российский опыт управления качеством

Поиск

 

Говоря о передовом опыте в обла­сти управления качеством, нельзя не вспомнить о до­стижениях советского периода.

С 1967 г. в СССР был утвержден Государственный знак каче­ства, который проставлялся на товарах народного потребления и производственно-технического назначения, качество которых признавалось «высоким». Право использования Государственного знака качества предоставлялось предприятиям министерствами (ведомствами) сроком на 2-—3 года на основании результатов государственной ат­тестации качества выпускаемой этими предприятиями промыш­ленной продукции.

ГОСТ 1.0-68 «Государственная система стандарти­зации. Основные положения» так определял принципы стандартизации: «Стандартизация — установ­ление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересо­ванных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптималь­ной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использо­вания) и требований безопасности».

В 1970 г. вышли постановление Правительства «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции» и Указ «О преобразовании Комитета стандартов, мер и измерительных приборов». Практическое значение имел изданный в 1985 г. спра­вочник «Управление качеством продукции». Эффективные систе­мы управления качеством создавались и использовались в архитектуре и строительстве, в сфере производства товаров народного потребления.

Но основные достижения в области управления качеством СССР имел в военно-промышленном комплексе (ВПК). Они представляли собой методы технологического обеспечения качества на стадии исследований и разработок по созданию новой продук­ции, статистическое регулирование качества с использованием кон­трольных карт, в том числе автоматизированное, специализирован­ные государственные и отраслевые стандарты. К этим достижени­ям можно отнести:

- комплексные системы управления качеством продукции (КСУКП);

- комплексные системы управления качеством работ пред­приятий и отдельных подразделений;

- формы и методы работы с поставщиками.

Практика использования в советской промышленно­сти КСУКП выявила их многочисленные недостатки, ко­торые не позволяли изготавливать конкурентоспособную продукцию. К числу таких недостатков следует отнести:

• слабое методическое руководство со стороны отрас­левых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством;

• пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством;

• формальное отношение к организации систем управ­ления качеством;

• недооценку роли обучения персонала методам уп­равления качеством;

• руководство работой по управлению качеством на предприятии отделом технического контроля, а не руководителями предприятия;

• недостаточность стимулирования производства вы­сококачественной продукции;

• недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.

В СССР создавались различные системы управления качеством, некоторые из них намного опередили своё время. В табл. 6 приведена ис­тория развития некоторых систем управления качеством. Но отсутствие единства методов оценки каче­ства продукции затрудняло (или делало невозможным) проведение таких важнейших мероприятий по управлению качеством, как го­сударственная аттестация продукции.

Дальнейшее развитие работы в области качества было связано с повышением роли стандартов в обеспечении методов оценки качества продукции. Методические документы Госстандарта СССР предусматривали оценку качества промышленной продук­ции по следующим группам показателей:-

- техническим;

- эксплуатационным;

- надежности;

- технологичности;

- эстетическим;

- эргономическим;

- уровня стандартизации и унификации.

При переходе к рыночным условиям исчезли директивные методы управления, появилась конкуренция товаропроизводите­лей, которые напрямую ощутили требования мирового сообщества к качеству продукции. Была проведена работа по гармонизации отечествен­ных стандартов на системы качества с международными. Результатом стало появление стандартов ГОСТ Р  9000 – 2001. Ведется большая работа по обучению персонала принципам обеспечения качества. Также многие организации начали подготовку и уже проходят сертификацию на соответствие стандартам ИСО 9000.

Отечественная школа управления качеством базируется на рабо­тах таких ученых, как Ю. П. Адлер, В. Л. Шпер, В. А. Лапидус, Ю. Т. Рубаник, Т. М. Полховская.

Координирующим федеральным органом исполнительной власти в трех важнейших для обеспечения решения проблемы ка­чества сферах деятельности — стандартизации, сертификации и метрологии — является Госстандарт России. Техническая политика Госстандарта в области управления качест­вом предусматривает содействие отечественным товаропроизводителям во внедрении систем качества на предприятиях в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО - 9000.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.007 с.)