Опыт Соединенных Штатов Америки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт Соединенных Штатов Америки.



 

Во время и после Второй мировой войны США получили экономическое преимущество на рынке товаров широкого потребления, т.к. их территорию не затронули военные действия, тогда как почти вся промышленность Европы и некоторых азиатских стран была уничтожена.

Американские корпорации сосредоточились на постоянном увеличении объёмов производства, при этом решение проблем качества ограничивалось контролем продукции и, так называемыми, протекционисткими методами: тарифами, квотами, пошли­нами, защищающими американскую продукцию от конкурентов. 20 — 25% всех текущих затрат типичного американского предприятия шло на обнаружение и устранение дефектов продукции. Если прибавить к этому затраты на ремонт или заме­ну дефектных изделий, которые вышли за пределы предприятия и по­пали на рынок, то суммарные расходы вследствие низкого уровня качества составляли 30% и более.

  Стиль управленческой работы базировался на том, что рабочий не имел оборудования, рабочих навыков, не стремился к общению и не был заинтересован в труде. Он делал то, что ему говорили, и если был плохим работником, его увольняли.

Многие американские специалисты в области качества не находили применение своим знаниям и уезжали работать в Японию. В результате американский бизнес в 1970—1980-х годах столкнулся с жесточайшей конкуренцией со стороны японских и европейских фирм, предложивших на рынок высококачественные товары по низким ценам.

В 80-е годы XX века в Америке сложилась ситуация, когда стало ясно, что повысить конкурентоспособность национальной продукции возможно лишь за счет решения проблем качества. Повысить уровень качества или ока­заться в проигрыше — другой альтернативы для американской про­мышленности не существовало.

Позднее, в 1987 г., один из наиболее известных американских специалистов по качеству Харрингтон назвал этот период «Боль­шой войной 80-х годов, представляющей собой не военные дей­ствия, а промышленную войну, и трофеями в этой войне являются потребители во всем мире».

Америка начала заново открывать для себя своих специалистов. Например, имя Э.Деминга, давно признанного Японией, впервые широко прозвучало в июне 1980 года в документальном фильме компании NBC. Режиссер этого фильма К.Мэйсон после общения с 80-летним Демингом сказала: «Вот человек, у которого есть ответ, он находится в пяти милях от Белого дома и никто не желает говорить с ним». Буквально на следующий день телефон офиса Деминга, расположенного в полуподвальном помещении, разрывался от звонков с просьбами спасти компанию от надвигающегося кризиса. В этот же период в США были изданы две книги Э. Деминга: «Качество, производительность и конкурентоспособ­ность» и «Выход из кризиса». В этих монографиях изложена фило­софия Деминга, знаменитые «14 пунктов», которые легли в основу всеобщего (тотального) качества, мгновенно ставшие бестселлерами.

В США стали четче представлять проблему качества. Было решено возвести в ранг государственных  такие проблемы, как:

1) мотивация рабочих;

2) кружки качества;

3) статистические методы контроля;

4) повышение сознательности служащих и управляющих;

5) учет расходов на качество;

6) программы повышения качества;

7) материальное стимулирование.

Центральной проблемой в области качества является удовлетво­рение требований заказчиков (потребителей). Причем каждый рабочий на конвейере рассматривается как потребитель продукции предыдущего, т.е. у качества «появляется лицо».

К середине 1980-х г. результаты усилий американский корпо­раций, направленных на повышение качества своей работы, помог­ли восстановить веру потребителей в американскую продукцию.

Конгресс США учредил национальные премии имени Маль­кольма Болдриджа за выдающиеся достижения в области повыше­ния качества продукции, которые с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. Премии вручает президент США во второй четверг ноября, отмечаемый как Всемирный день качества.

Анализируя американский опыт в области качества, можно отметить следующие характерные его особенности:

♦ жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием методов математической статистики;

♦ внимание к процессу планирования производства по объем­ным и качественным показателям, административный кон­троль за исполнением планов;

♦ наличие четко оформленных систем управления качеством;

♦ совершенствование управления фирмой в целом.

 


Европейский опыт

Движение к высокому качеству продукции и услуг, а также к усовершенствованию самого обеспечения качества в Европе осо­бенно активно началось в 80-х годах XX века.

До 1980-х годов европейский менеджмент качества сводился, в основном, к кон­тролю; затем началась целенаправленную деятель­ность стран Западной Европы по подготовке к созданию единого европейского рынка, что потребовало определение единых требований к системам качества. Качество стало фактором обеспечения конкурентоспособнос­ти продукции европейских стран. Для реализации такой стратегии потребова­лись:

1) единые законодательные требования (директивы);

2) единые стандарты;

3) единые процессы проверки, чтобы убедиться, что фирма
соответствует требованиям рынка.

В этой связи национальные стандарты на сис­темы качества были приведены в соответствие со стандартами ISO-9000 и их европей­скими аналогами —EN-29000.

В 1985 году была введена маркировка продукции, образованы Европейский комитет по оценке и сертифи­кации систем качества и Европейский координацион­ный совет по испытаниям и сертификации.

Европейский рынок ставит серьезные задачи перед фирмами других стран, намеревающимися попасть на него. Именно в Европе были основаны три ведущие организации, зани­мающиеся сертификацией на соответствие ИСО 9000 — TUV Cert, DNV, Lloyd register.

В сентябре 1988 г. президенты 14 крупнейших фирм Западной Европы подписали соглашение о создании Европейского фонда управления качеством (ЕФУК).

Область деятельности Европейского фонда управления качеством:

1. Поддерживать руководство западноевропейских компаний в ускорении процесса создания качества для достижения преиму­щество всеобщей конкуренции.

2. Стимулировать и, где это необходимо, помогать всем сег­ментам западноевропейского сообщества принимать участие в де­ятельности по улучшению качества и укреплению культуры евро­пейского качества.

ЕФУК совместно с Европейской организацией по качеству (ЕОК) учредил Европейскую премию по качеству, которая начиная с 1992 года присуждается лучшим фирмам.

С 1995 года по инициативе Европейской организации по качеству и Европейского фонда управления качеством проводится Европейская неделя качества.

Отличительными особенностями европейского подхода к ре­шению проблем качества являются:

♦ законодательная основа для проведения всех работ, связан­ных с оценкой и подтверждением качества;

♦ гармонизация требований национальных стандартов, пра­вил и процедур сертификации;

♦ создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по серти­фикации продукции и систем качества, аккредитации лабо­раторий, регистрации специалистов по качеству и т. д.

 

 

Основные черты мировых систем качества

Таблица 5

В Европе В США В Японии
Уважение к законам Уважение к суду Уважение к старшим
Профессионализм Энергичность Тщательность
Бережливость Амбициозность Принципы семейных отношений в коллек­тивах
Образованность Новаторство Образованность

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.006 с.)