Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методы управления качествомСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенности системного, целевого и процессного подходов к управлению качеством Системный и процессный подходы определяются в ГОСТ Р ИСО серии 9000, принятом в 2001 г., в качестве важнейших принципов системы менеджмента качества. По существу, они представляют собой методологические подходы к управлению качеством.
Системный подход
С конца 1960-х годов системный подход вошел в научную терминологию, а к концу ХХ-го века стал одним из приоритетных и ведущих, став универсальным средством методологического обеспечения любой науки. Суть его заключается в том, что любой объект, состоящий по пирамидальному принципу из отдельных элементов и обладающий следующими признаками: 1. целостностью и членимостью, т.е. элементы, составляющие объект, могут быть разнокачественными, но совместимыми, взаимодействующими друг с другом с целью выполнение главной функции объекта; 2. прочностью внутренней связи, т.е. элементы, составляющие объект, должны иметь существенные связи более мощные, чем связи отдельных элементов с внешней средой; 3. организацией (структурированностью), т.е. предполагается наличие определенной организационной структуры элементов, составляющих объект, для реализации заданной цели; 4. интегративными качествами, т.е. предполагается наличие у объекта качеств, присущих ему в целом, но не свойственных ни одному из его элементов в отдельности; можно определить в качестве системы. Тогда элементы рассматриваемого объекта будут являться подсистемами. Главная мысль системного подхода заключается в том, что целое больше, чем сумма его отдельных частей. Другими словами, с точки зрения системы, общая цель организации важнее, чем цель каждой из подсистем в отдельности, поэтому их всегда необходимо оптимизировать в первую очередь. Наличие между подсистемами прочных связей позволяет говорить о том, что управленческие решения, направленные на один из элементов системы, распространяются и на другие, т.е. для достижения результатов в одной из подсистем воздействие может быть применено совершенно к другой подсистеме. Применительно к управлению качеством системный подход предусматривает: - рассмотрение этого вида управления в рамках организации как некоторой целостности — системы, состоящей из относительно обособленных взаимодействующих и взаимосвязанных между собой элементов и подсистем с особыми специфическими свойствами; - рассмотрение системы управления качеством как открытой многоцелевой системы, имеющей определенные «рамки» взаимодействующих между собой управляющей и управляемой подсистем внутренней и внешней среды, внешних и внутренних целей, подцелей каждой из подсистем, стратегий достижения целей и т.п. При этом изменение в одном из элементов любой подсистемы вызывает изменения в других элементах и подсистемах; - всестороннее изучение не только отдельных свойств взаимодействующих и взаимосвязанных между собой компонентов системы, ее внутренней и внешней среды, но и обладающих новыми качествами генерируемых при этом новых синергетических свойств; - изучение всей совокупности параметров и показателей функционирования системы в динамике, что требует исследования Соблюдение каждого из приведенных положений имеет большое значение для реализации системного подхода к управлению качеством. Однако еще в более значительной мере это зависит от образа мышления управленцев, определяющего способность или неспособность системно мыслить, целостно воспринимать внутреннюю и внешнюю среды и принимать соответствующие системному подходу решения (например, определять состав элементов, подсистем, подлежащих управлению, и выбирать наиболее рациональный метод воздействия). Следовательно, при системном подходе к управлению качеством как системе целостного комплекса взаимосвязанных и взаимодействующих элементов необходимо осуществлять управление качеством в единстве с производственной подсистемой организации и внешней средой. Системный подход к управлению качеством предполагает использование в том или ином виде многих наук, научных направлений и методов.
Целевой подход Целевой подход ориентирован на поставленные перед предприятием цели в области качества. Суть целевого подхода заключается в поэтапном разделении главной цели организации в области качества на подцели, определяющие действия в рамках системы менеджмента качества всех её субъектов. При этом выделение подцелей должно проходить на основе глубокого анализа всех потенциальных ресурсов организации. Это, а также четкое соблюдение планов и концентрация усилий всего персонала организации позволит обеспечить высокую эффективность деятельности по достижению поставленных целей.
Процессный подход
Процессный подход известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления также рассматриваются в виде процесса (рис. 12). При этом процесс – это совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.
Рис. 12. Основные составляющие процесса управления качеством
Часто выход одного процесса является входом для другого. Весь же процесс управления качеством определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках этого подхода управление качеством следует рассматривать как выполнение управленческих работ и общих управленческих функций по их реализации (управленческого цикла) в виде процесса. Таким образом, процессный подход в системе управления качеством – это ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем процессам управления качеством с их идентификацией и взаимосвязанными общими управленческими функциями, преобразующих входы в выходы. Состав общих функций управления (ОФУ) качеством при осуществлении процессов рекомендуется формировать по концепции PDCA (планирование работы, выполнение работы по плану, проверка соответствия реального результата плановому, принятие мер при наличии отклонений фактического результата от планируемого). Вместе с тем, практика показала, что при выполнении процессов управления качеством более предпочтительным является следующий набор ОФУ: - прогнозирование, - планирование, - организация работ, - координация, - выполнение работ, - активизация и стимулирование, - учет, - контроль, - анализ, - регулирование. Способом реализации процесса управления качеством служит процедура, а результатом выполнения этого процесса является продукция (услуги, технические и программные средства, переработанные материалы и сырье и т.п.). При этом процедуры должны быть, как правило, документированными. В частности, в нем говорится о необходимости разработки, документирования, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества (СМК) для улучшения ее результативности. Предприятие, помимо этого,аек5 должно при необходимости постоянно пересматривать состав процессов менеджмента качества и их содержание на базе требований потребителей, направлений деятельности и своей стратегии. При этом предприятие в рамках СМК: • определяет процессы, требуемые для использования в СМК; • определяет последовательность выполнения и взаимодействие • определяет критерии и методы, требуемые для управления и • формирует состав и обеспечивает материальными, финансовыми, информационными и другими ресурсами для выполнения и • устанавливает порядок и выполнение мониторинга, измерений и анализа процессов менеджмента качества; • определяет состав и принимает меры, необходимые для достижения поставленных целей в области качества и осуществляет систематическое улучшение процессов менеджмента качества. Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности взаимосвязанного проведения управленческих работ. Это обеспечивает: • получение синергетического эффекта результата в области качества; • более полное выполнение требований в области качества; • постоянное улучшение процессов управления качеством. Процессная модель организации содержит совокупность бизнес-процессов, участниками которых являются все звенья и элементы организационной структуры управления организацией. Бизнес-процесс — это совокупность различных видов деятельности, вместе создающих результат, ценный для самой организации и для потребителя. Бизнес-процессы реализуются посредством выполнения бизнес-функций. Бизнес-процессы бывают основными, на базе которых выполняются функции по текущему производству продукции (оказанию услуг), и обслуживающими, на базе которых осуществляется обеспечение производственной и управленческой деятельности организации. Управление бизнес-процессами может осуществляться на двух уровнях: в рамках каждого отдельного бизнес-процесса и в рамках группы бизнес-процессов на уровне всей организации. Основой управления при этом являются следующие показатели эффективности: - затраты на реализацию бизнес-процесса; - длительность бизнес-процесса; - показатели качества бизнес-процесса.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.007 с.) |