Урок. Пути получения профессии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок. Пути получения профессии.



Образование — это то, что
большинство получает,
многие передают
и лишь немногие имеют.
К. Краус

Задание №1. «Матрица профессионального выбора».

Рассмотрите предложенные варианты предметов труда и видов деятельности и отметьте самые привлекательные для себя (1-2 варианта).

Какой предмет труда тебя привлекает?

1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)

2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)

3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)

4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)

5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)

6. Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)

7. Изделия и продукты (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства, хлеб, мясо, молоко, плоды, овощи, фрукты и т.д.)

8. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения и т.д.)

Какой вид деятельности тебя привлекает?

1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)

2. Обслуживание (оказание различных услуг)

3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)

4. Оздоровление (профилактика и лечение)

5. Конструирование (проектирование деталей и объектов)

6. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)

7. Защита (охрана от враждебных действий)

8. Контроль (проверка и наблюдение)

Выбранные вами предмет труда и вид деятельности — это те параметры, которые помогут уточнить направление, в котором следует искать будущую профессию.

Рассмотрите «Матрицу профессионального выбора». В ее клетках на пересечении предмета труда и вида деятельности указаны направления и специализация высшего профессионального образования.

 

Задание №2.

Пользуясь Матрицей профессионального выбора, выпишите названия направлений и специальностей, которые считаете самыми подходящими для вас.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание №3 (домашнее).

· Найдите в справочниках учебные заведения, в которых готовят специалистов по выбранным вами направлениям обучения и запишите данные, которые помогут вам выбрать подходящий вариант.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

29 урок. Навыки самопрезентации.

Чтобы понравиться другим, нужно говорить
с ними о том, что их занимает,
уклоняться от споров о предметах маловажных,
редко задавать вопросы и ни в коем случае
не дать им заподозрить, что можно быть умней, чем они.
Ф. Ларошфуко

Задание №1. «Личное пространство».

Работа в парах. Два человека выходят к доске и становятся лицом друг к другу на расстоянии 3–4 метров. Затем один начинает медленно приближаться к другому. Стоящий неподвижно должен сказать «стоп», когда почувствует, что другой вторгается в его личное пространство. Ученые установили: чем агрессивней человек, тем больше его личное пространство.

 

Задание №2. «Работа над ошибками».

Прочитайте задания и выполните их самостоятельно.

Одна из распространенных ошибок — неумение различать паронимы, то есть слова, близкие по звучанию, но разные по значению. Причина неуместного употребления этих слов — бедный словарный запас и недостаточная эрудиция. Ниже приведены примеры паронимов. Почувствуйте разницу между этими словами и составьте с ними словосочетания:

 
1. Представить _____________________ — предоставить _____________________
2. Освоить _____________________ — усвоить _____________________
3. Командировочный ________________ — командированный _________________
4. Договор _____________________ — договоренность _____________________
5. Значение _____________________ — значимость _____________________

Примечание. При затруднении уточните значение слов-паронимов по толковому словарю.

Другая речевая ошибка — неудачный выбор синонимов, то есть слов, близких по смыслу.

Например:

дефект — недостаток
ритуал — церемония
результаты – итоги

В следующих предложениях замените выделенные слова более удачными синонимами:

  Подведем результаты встречи. Недостатки конструкции обнаружились при первом испытании. Во время ритуала открытия памятника прогремел взрыв. В выступлении было много дефектов.  

Нарушением норм речи является наличие в тексте плеоназмов — нескольких близких по смыслу и потому лишних слов, например:

совместное сотрудничество
(если сотрудничество, ясно, что не порознь)

биография жизни
(в переводе означает жизнеописание)

реальная действительность
(если нереальная, значит, это не действительность)

коллега по работе
(коллега — означает со-трудник)

свободная вакансия
(вакансия — свободное место)

в августе месяце
(ясно, что август — это месяц, а не день недели)

ведущий лидер
(лидер и есть ведущий)

Чаще всего эти ошибки допускают люди, смутно представляющие себе значения иностранных слов. В следующем предложении плеоназмы встречаются пять раз. Найдите и уберите их:

  В конечном итоге ведущий лидер партии призвал коллег по работе к совместному сотрудничеству и рассказал о перспективах на будущее.  

Повторение внутри предложения или в соседних предложениях одного и того же слова или однокоренных слов делает фразу неблагозвучной и затрудняет ее восприятие. Такой речевой недостаток называется тавтология. К этой же группе изъянов можно отнести многословия, или речевую избыточность.

В деловой речи широко используются устойчивые словосочетания (нанести визит, принять меры, играть роль, иметь значение, представлять интерес, довести до сведения, отдавать себе отчёт и т.д.). Однако не все слова сочетаются друг с другом. Так, нередко можно слышать: «это не играет значения» вместо «не имеет значения» или «имеет роль» вместо «играет роль».

Составьте словосочетания, используя глаголы из первой колонки и подходящие по смыслу существительные из правой колонки:

Играть Решение
Оказать Внимание
Принять Попытка
Оплатить Недочеты
Уделить Проезд
Предпринять Ошибки
Исправить Меры
Устранить Роль
Обосновать Влияние

И наконец, несколько слов о неоправданном использовании иноязычных слов. Русский язык, как и любой другой, содержит огромное количество заимствованных слов. Эти слова пришли в наш язык так давно, что уже воспринимаются как родные, например: диван, пальто, альбом, шоссе, аудитория, лекция и т.д. Мертвый латинский язык дал жизнь многочисленной группе романских языков и обогатил все остальные, немецкий язык одарил другие языки военной лексикой, итальянский — музыкальной и поэтической терминологией. Сейчас идет иной процесс: в русский язык активно проникают иностранные слова, вытесняющие русские. Речь идет не о замене общепринятых терминов типа «спикер» словом «говорун», а о неоправданном заимствовании иностранных слов, нередко искажающих смысл традиционных понятий.

Замените неоправданно использованные заимствованные слова:

  Срок действия договора может быть пролонгирован.Презентация книги состоится в следующую субботу. Обе стороны пришли к консенсусу.  

Впечатление от вашей речи могут испортить слова-паразиты: «как бы», «типа», «на самом деле», «короче», «там», «вот» и т.п. Они сигнализируют о вашей неуверенности и несобранности.

Существует прямая зависимость между социальным статусом человека и его словарным запасом: чем выше социальное положение человека, тем выше уровень речевого общения.

Резюме

Не всем приходится выступать на совещаниях и конференциях, но каждый человек, заинтересованный в успешной профессиональной карьере, должен уметь правильно составить резюме. Резюме — первый шаг к успешной карьере. Но он может оказаться последним, если ваше резюме составлено безграмотно и неаккуратно, а содержащаяся в нем информация в лучшем случае может позабавить менеджера по персоналу вожделенной компании.

Рассмотрим обязательные компоненты резюме.

o Фамилия, имя и отчество пишутся по центру вверху крупными буквами (размер шрифта — 18—20).

o Контактная информация: средства связи, по которым с вами можно быстро и оперативно связаться.

o Цель: должность, на которую вы претендуете, или работа, которую хотите получить.

o Образование: учебные заведения, курсы повышения квалификации, семинары, стажировки, расположенные в обратном хронологическом порядке или по значимости.

o Опыт работы: период занятости (месяц, год), название и статус организации, ваша должность, результаты и достижения.

o Дополнительная информация: знание языков, наличие водительских прав, различные знания и умения, которые окажутся важными для будущей работы.

o Личные данные. Краткое описание любимых занятий, интересов, а также личностных и деловых качеств.

Оптимальный объем резюме — страница печатного текста (размер шрифта — 12—14).

Обратите внимание на качество бумаги и печати.

Иногда вам могут предложить ответить на вопросы анкеты, которая содержит не только стандартные вопросы о вашем образовании и опыте работы, но и вопросы, которые, на ваш взгляд, не имеют никакого отношения к будущей работе. Обычно эти анкеты разрабатывают специалисты, поэтому каждый вопрос имеет свой подтекст.

 

Задание №3 (домашнее).

Представьте, что осуществились ваши самые смелые мечты — вы получили профессиональное образование, овладели любимой профессией и решили осчастливить некую фирму, предложив ей свои услуги. Заполните анкету от имени молодого специалиста, заинтересованного в получении работы. Отнеситесь к этой работе серьезно, потому что вы таким образом моделируете свое профессиональное будущее.

 

  Анкета кандидата на должность ___________________________________   в компанию _________________________________________________________________   1. Анкетные данные (фамилия, имя, отчество, возраст, семейное положение, адрес, телефон) ________________________________________________________________________________________ 2. Образование (полное название учебного заведения, год окончания, название факультета, специальность по диплому) ________________________________________________________________________________ 3. Ваши дополнительные навыки и умения ______________________________________________________ 4. Ваши увлечения __________________________________________________________________________ 5. Назовите Ваши главные достоинства _________________________________________________________ 6. Назовите Ваши главные недостатки __________________________________________________________ 7. Ваши достижения (награды, премии, открытия, публикации и т.п.) __________________________________ 8. Ваше профессиональное кредо (девиз) _______________________________________________________ 9. Почему Вы хотите работать в нашей компании _________________________________________________ 10. Какие профессиональные цели Вы ставите перед собой? ________________________________________ 11. На что Вы расчитываете при достижении этих целей? ___________________________________________ 12. Какое вознаграждение Вы хотели бы получать за свою работу? ___________________________________

 

30 урок. Стратегия выбора профессии.

Если вы хотите добиться от жизни
чего-то значительного,
недостаточно просто действовать —
надо еще и мечтать;
недостаточно просто планировать —
надо еще и верить.
А. Франс

Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей.

Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

 

Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

 

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

На уроках вы знакомились с особенностями самовосприятия и нервной системы, характера и мышления, мотивации и потребностей, требований профессии и рынка труда. Осмысление этой информации поможет вам поставить перед собой реалистичную цель и наметить пути ее достижения.

  …Повесив на дерево мишень, Мастер стрельбы из лука спросил своих учеников, что они видят. Один сказал: «Я вижу цветущий сад, среди которого стоит дерево с мишенью». Другой сказал: «Я вижу дерево, на котором висит мишень». Третий сказал: «Я ничего не вижу, кроме мишени». · Как вы думаете, кто из них был лучшим стрелком из лука? Почему?

Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели, или целеполагания: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы. Цели должны быть:

· конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде);

· реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и др.;

· позитивными (идти не от чего-то — «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то — «хочу денег и славы»);

· ограниченными во времени (цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку).

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами: личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними: деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

1. главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);

2. цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, с возможным местом учебы или работы);

3. пути и средства достижения целей (для кого-то — знания и умения, для кого-то — связи и деньги);

4. внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);

5. внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);

6. запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».

Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

· на какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности?

· каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?

· какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд — реальный минимум заработной платы?

· какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу?

· хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?

Задание №1. «Машина времени».

Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед. Каким вы представляете себе свое профессиональное будущее? Где и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день. Какие отношения сложились с коллегами? Все ли вас устраивает? Какие препятствия вам пришлось преодолеть (получение специальности, поиск работы) и каким образом? Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов? Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои профессиональные планы?

Если вам удалось хотя бы мысленно ответить на эти вопросы, подумайте:

1. Осуществим ли этот образ будущего?

2. Стоит ли тратить время и энергию на его осуществление?

3. Действительно ли я хочу его осуществить?

Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее — конкретно, реалистично, позитивно и к определенному сроку (от шести месяцев до пяти лет).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.032 с.)