Урок. Обобщающий урок по теме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок. Обобщающий урок по теме



 «Способности и профессиональная пригодность».

 

Задание №1. «Мои способности».

Заполните таблицу, пользуясь записями в тетради и результатами тестов. Если трудно определить степень сформированности своими словами, пользуйтесь формулировками «низкая», «средняя», «высокая».

Виды способностей Сформированность способностей
Способности к практической работе  
Способности к интеллектуальной работе  
Способности к профессиям социального типа  
Способности к офисной работе  
Способности к предпринимательству  
Эстетические способности  

Задание №2. Психологический кроссворд.

Вспомните, какими словами обозначаются эти понятия.

1. Самый эффективный способ поведения в конфликтных ситуациях.

2. Высшая степень профессиональной пригодности.

3. Раздел психологии, изучающий поведение человека в конфликтных ситуациях.

4. Тип личности, воспринимает себя и других как товар, который можно выгодно продать.

5. Поведение в конфликте, проявляющееся в виде взаимных уступок.

6. Немецкий психолог, предложивший классификацию продуктивных и непродуктивных типов личности.

7. Автор теста, изучающего поведение человека в конфликтных ситуациях.

8. Индивидуально-психологические особенности человека

9. Стратегия ухода от решения проблемы в конфликтной ситуаций.

10. Побуждения к действию.

Ответы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

25 урок. Мотивы и потребности.

У рабочих, возводящих Шартрский собор,
спрашивают, что они делают.
Один говорит: «Я таскаю камни».
Другой: «Зарабатываю на пропитание».
Третий: «Строю храм».

Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели. Мотивация — это двигатель человеческих поступков.

Задание №1. «Преодоление».

Прочитайте эти примеры и подумайте, что роднит этих успешных и счастливых в профессиональной деятельности людей?

  …Цирковой артист Валентин Дикуль, выполняя акробатический трюк, получил травму, приковавшую его к постели. Врачи не оставляли никакой надежды. Благодаря ежедневным многочасовым упражнениям Валентина не только встал на ноги, но и вернулся на арену цирка, где жонглирует гирями, выдерживая груз почти в тонну. …В 1996 году во время тренировки конек партнера буквально раскроил Лене череп. Врачи сделали все возможное — Лена осталась жива. А сама Лена и ее новый партнер Антон сделали невозможное — после нескольких лет упорных тренировок в 2002 году пара Бережная - Сихарулидзе завоевала олимпийскую золотую медаль....Великолепная, яркая балерина, обладающая безупречной техникой и заслуженно получающая награды за свое мастерство — такой мы знаем Анастасию Волочкову. Но, чтобы достичь этого, надо было преодолеть множество препятствий, в том числе сомнения специалистов, которые считали Анастасию слишком высокой для балета. Тысячи девочек, завороженных волшебным танцем балерин, порхающих над сценой в кружевах и перьях, приходят в балетную студию. И уходят, когда поймут, что балет — это, прежде всего, тяжелый изнурительный труд и отказ от многих радостей жизни. Остаются — единицы. Только так можно достичь мастерства. А слава и все, что ей сопутствует — это уже приложение. И так — в любом деле.

 

Задание №2. «Определение мотивации». (методика Головахи)

Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества. 2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих. 3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия. 4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности. 5. Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций. 6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.

 

Задание №3. «По горячим следам».

На пяти этажах пирамиды разместите пять основных потребностей человека (по А. Маслоу). В конце жизни А. Маслоу понял ограниченность своей классификации потребностей. Как вы думаете, в чем несовершенство его «пирамиды»?

 


Задание №4. «Круг чтения».

Прочитайте отрывок из книги М. Веллера. Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности — главные в жизни? Разделяете ли вы взгляды автора на то, как большинство людей обходится с этими ценностями? Запишите свои мысли.

  Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: «Что для Вас в жизни главное?», мы получим примерно одни и те же ответы:
  1. Здоровье.
  2. Благополучие семьи и близких.
  3. Материальная обеспеченность.
  4. Хорошая работа.
  5. Любовь.
  6. Карьера.
  7. Слава.
Как же большинство людей обходится с этими жизненно важными для них ценностями? Здоровье. Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают. Благополучие семьи. Ругаются, тиранят, родных, лгут, изменяют, заначивают деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени. Материальная обеспеченность. Проигрывают в азартные игры все. Пускаются в аферы и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжелый час идут по миру. Хорошая работа. Большинство людей к своей работе равнодушно, или, более того, ее ненавидит. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются черной поденщиной — ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми. Любовь. Если все люди хотят любить и быть любимыми — то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта «главная ценность» связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий? Карьера. Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попреки, переступать через людей — и на это ты хочешь потратить свою жизнь? Слава. Разоренные страны и два миллиона трупов в итоге. Вот вам непревзойденная слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках — и попадете в Книгу рекордов Гиннеса. Спортивная слава — угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что он скажет во вратах небесных Апостолу Петру? «Что ты делал в жизни?» — «Я прыгал в длину». (Веллер М. Все о жизни).

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

26 урок. Ошибки в выборе профессии.

Противник, вскрывающий ваши ошибки,
полезнее для вас, чем друг,
желающий их скрыть
Леонардо да Винчи

Задание №1. «По горячим следам».

Перечислите причины возможных ошибок в выборе профессии.

1._____________________________________________________________________________________________

2._____________________________________________________________________________________________

3._____________________________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________________________

5._____________________________________________________________________________________________

6._____________________________________________________________________________________________

 

Задание №2. Игра «Оптимисты и скептики».

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируем профессии, записав в одну колонку их достоинства, а в другую — их недостатки. При работе можно пользоваться

 

плюсы минусы

профессия

   

профессия

   

профессия

   

Задание №3. «Круг чтения».

Прочитайте отрывок из рассказа А.Чехова.

  Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание… К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам занимается наукой.

· Что вы можете сказать об этих чеховских героях?

· Счастливы ли они в своей профессиональной деятельности?

· Какой выход они нашли из сложившейся ситуации?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №4 (домашнее).

Ответьте письменно на следующие вопросы:

  1. Какие профессии в последнее время пользуются особой популярностью? 2. Почему эти профессии считаются престижными? 3. Как скажется избыток этих специалистов на рынке труда? 4. Встречались ли вам взрослые, которые ошиблись в выборе профессии? 5. Как они живут и что чувствуют?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5 (домашнее). Иерархия потребностей.

Расставьте важнейшие потребности по степени важности для себя: напротив самой важной поставьте цифру 1, напротив следующей по значимости цифру 2 и так далее до 15. Во время работы мысленно проговаривайте фразу: «Я хочу…»

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь тёплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить своё положение.

7. Развивать свои силы и возможности.

8. Обеспечить себе материальное благополучие.

9. Повышать уровень мастерства.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться узнавать что-то новое.

12. Обеспечить себе положение, влияние.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

 

В первую пятёрку входят самые значимые для вас на данный момент потребности (оцениваются в 3 балла). Во второй пятёрке – потребности менее значимые (2 балла). В последнюю пятерку входят потребности, неактуальные для вас в данный момент (1 балл). Подсчитайте и запишите сумму баллов по каждой группе потребностей:

- материальные потребности:4,8,13 (номера потребности);

- потребности в безопасности: 3,6,10;

- социальные межличностные потребности: 2,5,15;

- потребности в признании: 1,9,12;

- потребности в самовыражении: 7,11,14.

 

Группа потребностей, которая набрала большее число баллов, является для вас ведущей. Эт необходимо учитывать при выборе профессии и планировании карьеры.

 

Мои ведущие потребности:

1) __________________________________________________________________________________

2) __________________________________________________________________________________

3) __________________________________________________________________________________

27 урок. Современный рынок труда.

Если ты ничего не можешь,
ты ничего не должен хотеть.
Сенека

Задание №1.

В российской экономике наметился рост производств, использующих новые технологии. По данным Министерства образования и науки, в ближайшие годы прогнозируется потребность в следующих специалистах:

Физико-математические науки Прикладная математика и информатика, радиофизика и компьютерная техника, биохимическая физика.
Естественные науки Химия и биология, экология и природопользование, микробиология, биоэкология, гидрогеология, инженерная геология.
Гуманитарные науки Лингвистика, политология, журналистика, история, общественные связи, интеллектуальные системы в гуманитарной сфере.
Социальные науки Социальная работа, социология, теология, социальная антропология.
Здравоохранение Лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, сестринское дело, медицинская кибернетика.
Экономика и управление Регионоведение национальная экономика, математические методы в экономике, антикризисное управление.
Информационная безопасность Компьютерная безопасность, организация технологии защиты информации, комплексная защита объектов информации, информационная безопасность телекоммуникационных систем.
Сфера обслуживания Социально-культурный сервис и туризм.
Ракетно-космическая техника Авиаракетостроение, эксплуатация авиационно-космической техники, самолето- и вертолетостроение.
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды Защита окружающей среды, безопасность жизнедеятельности в техносфере, безопасность технологических процессов и производств.

 

Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от каждого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и приспосабливаться к меняющимся условиям. При этом надо критично оценивать заманчивые предложения работы, которыми пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы. И большинство людей норовит на себе убедиться в справедливости старой пословицы: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Задание №2. «Мышеловки».

Познакомьтесь с некоторыми "мышеловками" и узнайте, как они работают.

Варианты заманчивых предложений

1. «Почтовая пирамида». «Работа на дому. От 400$ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом».

Смысл мошенничества: вы получаете конверт с двумя-тремя страницами текста, где объясняется, что фирма занимается социальными программами, призванными спасти россиян от безденежья, и с новым предложением — выслать 10 $ за методические материалы. В лучшем случае вы вообще не дождетесь ответа. В худшем — из вас постоянно будут выманивать деньги, пока не втянут в «Программу почтовой работы», суть которой в том, что теперь вы сами должны ловить простаков, давая объявления в газетах и рассылая им письма.

2. «Сизифов труд». «Работа на дому. Сортировка (шариковых ручек, разноцветных пластмассовых гранул, камней из желчных пузырей и т.п.)»

Для начала за «ценное импортное сырье» обычно предлагается внести приличный залог. Дальнейшие события развиваются по одному из двух сценариев. Первый — быстренько собрав деньги, фирма исчезает, оставляя вам в утешение кучу разного хлама. Второй вариант — фирма никуда не девается, но денег за свой сизифов труд вы не получаете, поскольку ваша продукция не соответствует «критериям качества», установленным работодателем. Покорпев два-три месяца над выращиванием на дому грибов или плесени, вы убеждаетесь: выполнить требования фирмы попросту невозможно, как и вернуть назад залог: вы своей рукой подписали договор, где подробно прописаны все условия.

3. «Домашний офис». «Солидной фирме требуются менеджеры на дому. Зарплата — от 500 $. Фирма обеспечивает сотрудников оргтехникой».

«Фирма» устанавливает на ваш домашний телефон автоответчик. Собственно, он и будет выполнять всю нужную работу, то есть обещать таким же простакам помощь в трудоустройстве и записывать их координаты. От вас же требуется только залог в 150 долларов. Через некоторое время появляется представитель «фирмы», забирает кассету и обещает, что деньги за аренду вашего телефона принесет в следующий раз. Однако следующего раза не будет, а при попытке продать автоответчик выясняется, что красная цена ему — 20 долларов.

4. «Испытательный срок». «Работа. После испытательного срока — 700$».

Вы, не покладая рук, работаете в офисе или торговом зале, высунув язык мотаетесь по городу, расклеивая объявления и развозя какие-то товары. Вы работаете так, как в жизни никогда не работали, в надежде, что ваше усердие будет замечено. Через два-три месяца вас просят больше не приходить на работу, не удостаивая объяснения. Испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда.

Задание №3 (домашнее).

· Найдите в газетах и журналах сомнительные объявления о приеме на работу. (Вас должны насторожить следующие моменты: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений.)

· Позвоните по указанным телефонам и уточните требования к кандидату, характер работы, условия труда, уровень заработной платы.

· Наклейте в тетрадь несколько объявлений, проанализировав их и записав рядом свои выводы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.045 с.)