Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Педагогические идеи и деятельность И. Г. Песталоцци.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конспект 2.2. Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1971. – С. 303-313 (или Хрестоматии другого года издания). План. 1). Организация школы. Он предложил Гертруде установить в школе такой порядок, какой она создала у себя дома. Гертруда распределила ребят по возрасту и характеру работы. Своих детей и детей Руди, уже знакомых со всеми порядками, она разместила между остальными. Впереди всех, поближе к столу, она посадила малышей, не знавших еще азбуки. За ними - тех, которые умели читать по складам, затем - умеющих уже немного читать и, наконец, тех, которые читали свободно. После этого она взяла три буквы алфавита и прикрепила их к черной доске. Этими тремя буквами она решила ограничиться на этот день для первого ряда. Одному из детей она предложила повторить за ней буквы. Если ребенок правильно произносил их, другие должны были повторять за ним те же буквы. В дальнейшем она меняла порядок букв, прикрепляла к доске эти же буквы, но большего или меньшего размера. Покончив с этими упражнениями, она оставила буквы на все утро перед глазами детей.
2). Содержание образования. Перед детьми, умеющими немного читать, так же как и перед свободно читающими, лежали раскрытые книги. Если кто-нибудь из них читал вслух, все остальные вполголоса повторяли за ним прочитанное. И каждый знал, что Гертруда вызовет его сейчас и скажет: "Читай дальше!" Для наблюдения за работами по рукоделию она привела с собой женщину, которую звали Маргрет. Та ежедневно должна была теперь являться в школу, так как Гертруда этого делать не могла. Вряд ли можно было найти более подходящего человека для этого дела, нежели Маргрет. Стоило остановиться руке или прялке, как она уже была возле ребенка и не отходила от него, пока и рука, и колесо не приходило опять в движение. Большинство детей в тот же вечер принесли домой такую работу, что матери им не поверили, сами ли они ее выполнили. 3). Воспитание как основная цель школы. 84. Воспитание и только воспитание - цель школы ... В своем стремлении ввести новые порядки в деревне помещик опирался не на старое поколение, а на молодежь и на новую школу. Он рассчитывал на новое, юное поколение, которое будет отличаться от старого, как день от ночи. Но он рассчитывал на него не потому, что это было его мечтою, а по тому, что видел,- лейтенанту удается осуществить задуманное. Глюфи это давалось так просто и так естественно, что каждому могло казаться, будто в школе ничего нет такого, чего бы и он не мог сделать. В самом деле, вести школу, как лейтенант ее вел, мог, пожалуй, каждый смышленый крестьянин, лишь бы он умел читать и писать; для этого стоило ему в течение нескольких дней присмотреться к порядкам, заведенным лейтенантом и Маргрет, и к их занятиям с детьми. Собственно говоря, и не нужно, чтобы такой человек сам умел считать; я знал одного, который пользовался арифметическими таблицами, занимаясь с группой детей, но сам не умел считать. Его дети прекрасно усвоили ряды чисел и совершали над ними любые действия, а человек, обучавший их счету, ни на минуту не выпускал из рук бумагу, на которой были написаны эти числовые ряды, чтобы самому не ошибиться. Все, что рано или поздно могло пригодиться детям, он считал возможным включить в свою школьную работу. Ибо он чувствовал себя отцом этих детей и задачей своей считал их воспитание. Все, что требовалось для их всестороннего воспитания, входило, по его мнению, в круг его деятельности. По той же причине он проводил с ребятами все вечера и занимался с ними всем, чем они желали. Иногда это была резьба по дереву, лепка разных фигур из воска: людей и зверей, голов и рук, нередко лепили дома, мельницы, пилы и корабли. Порой классная комната вся наполнялась разными ремесленными инструментами и стружками и походила на мастерскую, но перед уходом комната убиралась и снова становилась чистой, как весенний луг, с которого сгребли весь зимний валежник. Если вечер выпадал хороший, Глюфи отправлялся с детьми под орешник на лужайку. Конспект 2.1. По видеофильму Иоганн Песталоцци появился на свет 12 января 1746 г. в швейцарском городе Цюрих. Он рос в простой семье со скромным достатком. Его отец был врачом, а мать занималась воспитанием троих детей, среди которых Иоганн был вторым ребенком. Детство и юность Первая трагедия в биографии Песталоцци произошла в 5-летнем возрасте, когда скончался его отец. На тот момент главе семейства было всего 33 года. В результате воспитание и материальное обеспечение детей легло на плечи матери. Иоганн учился в школе, где мальчики помимо традиционных предметов изучали Библию и другие священные тексты. Он получал довольно посредственные оценки по всем предметам. Особенно трудно мальчику давалась орфография. Затем Песталоцци обучался в латинской школе, после чего стал студентом Каролинского коллегиума. Здесь учеников готовили к духовной карьере, а также давали образование для работы в государственной сфере. Изначально ему хотелось связать свою жизнь с богословием, но вскоре он пересмотрел свои взгляды. В 1765 г. Иоганн Песталоцци бросил учебу и примкнул к буржуазно-демократическому движению, которое пользовалось популярностью среди местной интеллигенции. Испытывая материальные трудности парень решил заняться сельским хозяйством, однако достичь каких-либо успехов в этой деятельности так и не смог. Именно тогда он впервые обратил внимание на крестьянских детей, предоставленных самим себе. Педагогическая деятельность После серьезных размышлений Песталоцци за личные средства организовал «Учреждение для бедных», которое представляло собой трудовую школу для детей из бедных семей. В итоге была собрана группа из примерно 50 учеников, которых начинающий педагог начал воспитывать по своей системе. Летом Иоганн обучал ребят полевым работам, а зимой разным ремеслам, которые в будущем помогли бы им получить профессию. Одновременно с этим он преподавал детям школьные дисциплины, а также рассуждал с ними о природе и жизни людей. В 1780 г. Песталоцци пришлось закрыть школу, поскольку она не окупала себя, а использовать детский труд для погашения займа он хотел. Находясь в стесненных финансовых обстоятельствах он решил заняться писательской деятельностью.
В период биографии 1780-1798 гг. Иоганн Песталоцци опубликовал много книг, в которых пропагандировал собственные идеи, включая «Досуги отшельника» и «Лингард и Гертруда, книга для народа». Он утверждал, что множество человеческих бедствий можно побороть только путем поднятия уровня образования народа. Позже швейцарские власти обратили внимание на труды педагога, предоставив ему полуразрушенный храм для обучения беспризорников. И хотя Песталоцци был счастлив от того, что теперь он мог заняться любимым делом, ему все же пришлось столкнуться со многими трудностями. Здание было не пригодно для полноценного обучения, а ученики, число которых возросло до 80 человек, прибывали в приют в крайне запущенном физическом и моральном состоянии. Иоганну приходилось самостоятельно воспитывать и заботиться о детях, которые были далеко не самыми послушными. Песталоцци с воспитанниками При обучении детей счету Песталоцци стремился уточнить и упорядочить те первоначальные представления о числе, которые ребенок приобрел исходя из своего личного опыта. Посредством сочетания и разъединения единиц (единица — элемент каждого целого числа) и чисел первого десятка Песталоцци доводил до сознания ребенка отношения множества. Все действия он предлагал сначала производить на конкретном материале (камешки, горошинки, палочки), чтобы добиться отчетливого представления ребенком числовых соотношений и научить его основным арифметическим действиям. Для первоначального обучения арифметике в школе Песталоцци был создан специальный дидактический материал в виде таблиц, который его последователи ввели в школьную практику под названием арифметический ящик. Таким образом, если раньше обучение счету сводилось к заучиванию детьми арифметических правил, без отчетливого понимания ими действий над числами, то Песталоцци построил свою методику на основе широкого применения наглядности. Кроме того, он считал, что развивать математические представления у детей нужно с раннего детства, это также является весьма ценным. Тем не менее, благодаря терпению, сострадательности и мягкому характеру Песталоцци удалось сплотить своих воспитанников в одну большую семью, в которой он выполнял роль отца. Вскоре старшие дети начали заботиться о младших, оказывая неоценимую помощь педагогу. Позже французской армии понадобилось помещение для госпиталя. Военные приказали освободить храм, что привело к закрытию школы. В 1800 г. Песталоцци открывает Бургдорфский институт – среднюю школу с интернатом, предназначенную для подготовки учителей. Он собирает педагогический коллектив, вместе с которым проводит успешную экспериментальную работу в области методики преподавания счета и языка. Спустя 3 года институту пришлось перебраться в Ивердон, где Песталоцци приобрел международную популярность. В одночасье он стал одним из самых авторитетных педагогов в своей области. Его система воспитания работала настолько успешно, что в его учебное заведение стремились отдать своих детей многие богатые семьи. В 1818 г. Иоганну удается открыть школу для бедных на средства, полученные от публикации его трудов. К тому времени биографии его здоровье оставляло желать лучшего. Основные образовательные идеи Песталоцци Основным методологическим положением во взглядах Песталоцци выступает утверждение, что нравственные, умственные и физические силы человека склонны к саморазвитию и к деятельности. Таким образом ребенка следует воспитывать так, чтобы помогать ему саморазвиваться в нужном направлении. Главным критерием в воспитании, Песталоцци называет принцип природосообразности. Свойственные любому ребенку природные таланты следует максимально развивать, начиная от простого к сложному. Каждый ребенок уникален, поэтому педагогу стоит как бы подстраиваться под него, благодаря чему тот сможет в полной мере раскрыть свои способности.
Иоганн является автором теории «элементарного образования», которая представляет собой так называемую систему Песталоцци. На базе принципа природосообразности, он выделил 3 главных критерия, с которых должно начинаться любое обучение: число (единица), форма (прямая линия), слово (звук). Таким образом, для каждого человека важно уметь проводить измерения, считать и владеть языком. Данный метод Песталоцци применяет во всех сферах воспитания детей. Средства воспитания – труд, игра, обучение. Мужчина призывал коллег и родителей обучать детей на основе вечных законах природы, благодаря чему они смогут познать законы окружающего мира и развить мыслительные способности. Всякое обучение должно опираться на наблюдения и исследования. Иоганн Песталоцци негативно относился к книжному начальному обучению, основанному на заучивании и пересказе материала. Он призывал к тому, чтобы ребенок самостоятельно наблюдал за окружающим его миром и развивал свои задатки, а педагог в этом случае выступал лишь в роли посредника. Песталоцци уделял серьезное внимание физическому воспитанию, в основе которого лежало естественное стремление ребенка к движению. Для этого он разработал простую систему упражнений, которая способствовала укреплению организма. В области трудового воспитания Иоганн Песталоцци выдвинул новаторское положение: детский труд благотворно воздействует на ребенка только при условии, что ставит перед собой воспитательные и нравственные задачи. Он заявлял, что ребенка следует приучать к труду путем обучения тех навыков, которые будут актуальны для его возраста. При этом ни одну из работ нельзя выполнять слишком долго, иначе это может навредить развитию ребенка. «Необходимо, чтобы каждая последующая работа служила средством отдыха от усталости, вызванной предшествующей». Религиозно-нравственное воспитание в понимании швейцарца должно формироваться не поучениями, а развитием в детях нравственных чувств и наклонностей. Изначально ребенок на инстинктивном уровне испытывает любовь к матери, а затем к отцу, родственникам, педагогам, одноклассникам и в конечном счете ко всему народу. По мнению Песталоцци учителя должны были искать индивидуальный подход к каждому отдельно взятому воспитаннику, что для того времени считалось чем-то сенсационным. Таким образом для успешного воспитания подрастающего поколения требовались высококвалифицированные педагоги, которые должны были быть еще и хорошими психологами.
В своих трудах Иоганн Песталоцци акцентировал внимание на организации обучения. Он считал, что ребенка следует воспитывать уже в первый час после его рождения. Позже семейное и школьное воспитание, построенное на природосообразной основе, должно осуществляться в тесном взаимодействии. Учителям надо проявлять к воспитанникам искреннюю любовь, поскольку только так им удастся расположить к себе учеников. Следовательно, нужно избегать любых форм насилия и муштры. Также он не допускал, чтобы у педагогов были любимчики, ведь там «где имеются любимцы, там прекращается любовь». Песталоцци настаивал на совместном обучении мальчиков и девочек. Мальчики, если их воспитывать одних, становятся чересчур грубыми, а девочки замкнутыми и чересчур мечтательными. Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: главная задача воспитания детей по системе Песталоцци состоит в том, чтобы первоначально на природосообразной основе развивать мыслительные, физические и нравственные задатки ребенка, дав ему четкую и логичную картину мира во всех его проявлениях. Личная жизнь Когда Иоганну было около 23 лет он взял в жены девушку по имени Анна Шультгес. Стоит заметить, что его супруга происходила из состоятельной семьи, вследствие чего парню пришлось соответствовать ее статусу. Песталоцци купил неподалеку от Цюриха небольшую усадьбу, где хотел заняться земледелием и приумножением своего имущества. Не достигнув в этой области никаких успехов, он существенно подорвал свое финансовое положение. После того как Шмида выслали из кантона Во, Песталоцци с ним и последними 4 воспитанниками в марте 1825 года покинул институт и окончательно вернулся в Нейгоф. Он еще не похоронил мечту снова возродить его бывший приют для бедных. Вместе с внуком Готтлибом он приступил к осуществлению этого дела. Он начал сооружать новое здание, теперь значительно более роскошный «новый» Нейгоф, до завершения которого он, однако, не дожил. В Нейгофе Песталоцци писал свое последнее крупное произведение «Лебединая песня». Книга состоит по существу из 2 частей: автобиографии и полного изложения его педагогики. Так как издатель Котта, однако, не был готов опубликовать те части автобиографии Песталоцци, которые касались подробным образом разногласий в Ивердоне, Песталоцци издал эту часть своей автобиографии в 1826 году в другом издательстве (Флейшер в Лейпциге) под заголовком «Мои жизненные судьбы как руководители моих воспитательных институтов в Бургдорфе и Ифертене» (Полное собрание произведений Песталоцци, т. 27, стр. 215-344). Там он сравнивает реальность в Ивердоне с идеей, которая представлялась ему всю жизнь, и приходит к выводу, что Ивердон не был тем, чего он хотел. Хотя он направляет критику сначала против себя, но при этом он явно не замечает, что этим он оценивает и осуждает не только себя самого и свое собственное дело, но и одновременно успехи своих многочисленных сотрудников. Что он более положительно оценивает вклад Шмида чем Нидерера, понятно после всего произошедшего и впоследствии при объективном рассмотрении также оказывается обоснованным в некоторой степени. Для доказательства своей несокрушимой воли к примирению Песталоцци печатает в конце своих жизненных судеб то письмо, которое он лично передал Нидереру 1 февраля 1823 года, и заканчивает произведение предложением: «Я нахожусь и остаюсь сегодня еще в тех же убеждениях, в которых я был, когда писал это письмо». Нидерер, конечно, не был готов к примирению и смог склонить своего 25-летнего сотрудника Эдуарда Бибера (1801-1874) клеветническое и прямо-таки злое сочинение под заголовком «Статьи к биографии Генриха Песталоцци и к рассмотрению его нового сочинения: Мои жизненные судьбы и т. д., изученные по его собственным письмам и сочинениям и подтвержденные другими документами» (Санкт-Галлен, 1827 г.). В день своего 81-летнего дня рождения 12 января 1827 года Песталоцци имел еще вполне хорошее здоровье, но личные нападки и его лихорадочные попытки возразить свалили его в постель больного. Он просил своего врача помочь прожить, по крайней мере, еще 6 недель для защиты ото лжи. Он писал как в бреду, но что он писал, невозможно разобрать и большую часть он исписывал бумагу, не замечая, что у него не было чернил на пере. Так Песталоцци больше не мог оправдываться. Через три недели, после того как он прочитал оскорбительное сочинение Бибера, он умер 17 февраля 1827 года в Бругге и был похоронен 19 февраля в Бирре у боковой стены старой школы. Там у заново построенной школы кантон Ааргау воздвиг ему существующий сегодня надгробный памятник с надгробной надписью Августина Келлера: Благодетель бедных в Нейгофе, народный проповедник в «Лингарде и Гертруде», отец сирот в Станце, основатель новой народной школы в Бургдорфе и Мюнхенбухзее, в Ивердоне воспитатель человечества, человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя! Надгробный памятник у заново построенной в 1846 году школы, катнон Ааргау Собственноручная надгробная надпись в 2 вариантах, 1818 г. На его могиле будет цвести роза, глаза, которые долго видели его несчастье и оставались сухими, будут плакать. На его могиле будет цвести роза, при взгляде на которую глаза, которые при его страданиях оставались сухими, будут плакать.
Песталоцци и его жена Анна на занятиях Тем не менее, именно после этого Песталоцци всерьез занялся педагогикой, обратив внимание на крестьянских детей. Кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы он увлекся земледелием. Последние годы и смерть Последние годы жизни принесли Иоганну немало беспокойств и огорчений. Его помощники по Ивердону перессорились, а в 1825 г. институт был закрыт по причине банкротства. Песталоцци пришлось покинуть основанное им заведение и вернуться в свою усадьбу. Иоганн Генрих Песталоцци умер 17 февраля 1827 г. в возрасте 81 года. Его последними словами были: «Я прощаю своих врагов. Пусть они теперь обретут мир, к которому я иду навсегда».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 1442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.014 с.) |