Здание 3: Подчеркните главные члены, определите тип сказуемого, способ выражения подлежащего. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Здание 3: Подчеркните главные члены, определите тип сказуемого, способ выражения подлежащего.



Вариант 1. Тут отец с матерью возьми и погордись маленько: завели Митюхе сапожки пофирменнее. У Данилы с Катей ребятишек многонько народилось. Барину, видать, это не по губе (П. Бажов). Жить и петь – моя печаль. И белый свет мне стал не мил. Кто нас рассудит, кто поймет. Мы с тобой не единицы и не делимся на ноль (М. Дудин).

Вариант 2. Незнакомые, встречаясь на митингах, в одно мгновение становились друзьями или врагами. Прошло уже четыре месяца с начала революции, но возбуждение не затихло. Это был очень старательный пароход. Один из пекарей, молодой парень, решил перебежать к красногвардейцам. Что-то обрушилось со звоном. Вслед ему раздалось несколько винтовочных выстрелов (К. Паустовский). Как он жил все это время – особая тема.

Вариант 3. Любимое – всегда красиво. Но что такое красота? (Л. Татьяничева). Шел в атаку яростный сорок первый год. Отдавая почести, в тишине стоят в карауле у холма печального семеро ребят (С. Островой). Спускаться было просто опасно. Мы с комиссаром еще несколько минут постояли на мостике (К. Паустовский). Это нелепая случайность – потерять рукопись.

Вариант 4. Гордые не плачут ни от ран, ни от душевной боли. Для меня красиво все то, что дорого до слез (Л. Татьяничева). И от Черноморья до Олонца море хлеба льется и звенит. А им в семнадцатом – семнадцать еще не полных было лет (А. Чуркин). Многие из них дремали, опираясь на винтовки. Каждый был захвачен и оглушен бурей, шумевшей в его сознании (К. Паустовский).

Вариант 5. Многое исчезло без следов. Тридцать три мне исполнилось года. Много зерен здесь перемолото. Все это весьма непохожие вещи (Л. Мартынов). Это был первый решительный поступок, определивший мою жизнь (А. Вознесенский). До чего же мне ненавистен тот, кто, прицелясь, острый камень бросит и щенку лапу перебьет. Без музыки, без вскриков звонких, сосредоточены, строги, плясали бабы и девчонки, по-вдовьи повязав платки (Л. Татьяничева).

 

Задание 4: Подчеркните главные члены, определите тип сказуемого и способ его выражения.

Вариант1. Ягоды настоящие, живые, только то диво: откуда вишня взялась? Всеналюбоваться не могут на Митюхину работу. Так вот и стал Митюха мастером, а еще вовсе молодой, только-только ус пробиваться стал. Коли отдавать не будет, отберите силой. Полевской приказчик и вздумал подслужиться. Потом схватил со стола веточку, хлоп ее на пол и давай-ка топтать. От них здешние заводские и переняли, как булатную сталь варить, как рисовку и насечку делать, как позолоту наводить (П. Бажов).

Вариант 2. В лучшем случае они будут часами стоять за спиной, сопеть и оцепенело смотреть на поплавок. Мы заметили, что при этих обстоятельствах рыба сейчас же перестает клевать. Потапов догадывался: она не ложится, чтобы разбудить его к поезду(К. Паустовский). Корабли уже не рисковали выходить из портов. Но это и было атакой – началом ее: проскользнуть через проход было выгоднее всего именно в такой шторм. Но для этого нужно было прекратить зарядку, необходимую для атаки, а на это командир пойти не мог (Л. Соболев).

Вариант 3. Но в воскресенье я ему докажу, что может сделать Маноло Руфо, когда он решил взяться за дело. Мы просим капитана русского корабля сделать первый удар по мячу. Мяч через минуту оказался на его краю. Но я уже наказан. Товарищи поручили мне вылечить Санчо, и я буду носить повязку санитара. И они стояли рядышком. Он нам показывал, как делать (Л. Кассиль). Земля дрожит и ходит ходуном (Л. Татьяничева).

Вариант 4. Даже заботиться о себе с каждым днем становилось скучнее (К. Паустовский). Изучать будут мой в школах, пока будет земля Землей (А. Вознесенский). Бабка моя, Пелагея Гавриловна, хлеб выпекать была мастерица (Л. Татьяничева). Он для всех словно звездная песня, прошумевшая на века. Мы ведь целую вечность собираемся жить (Р. Рождественский). Ну, а если бы как-нибудь праздничным днем захотел бы я сняться со всею семьей, двести сорок мильенов на фото моем встать рядами должны у меня за спиной (Е. Евтушенко). Пахать – не в дуду играть (Пословица).

Вариант 5. Дубы как тощие медведи. Ершист и темен каждый куст (Л. Татьяничева). Всего не в силах даже перечесть я… Я советую вспомнить о более теплых ночах. А подрумянивать природу я не хочу и не могу (Л. Мартынов). Будут на тебя звезды удивленно смотреть, будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба. И над степью зловещей ворон пусть не кружит (Р. Рождественский).

 

Задание 5. Определите синтаксическую роль инфинитива.

Вариант 1. Ловить в коряжистых местах – их рыболовы называют «крепкими» - было очень заманчиво. Габуния приглашал Невскую и Чопа приехать в Чаладиди посмотреть канал. По дороге он зашел проститься с Невской. Но ему все равно не дали говорить. Он ходил стремительно, заставляя адъютантов бежать за собой. Множество людей плыло по воле событий с одним только желанием прожить подольше… (К. Паустовский).

Вариант 2. Обиду помнить, ненависть копить, завидовать другому – незавидно (М. Дудин). Я стараюсь изгнать из рукописи все причастия и деепричастия и оставляю только самые необходимые. Линия в прозе должна быть проведена твердо и чисто, как на гравюре. Он остался у нас ночевать и почти всю ночь читал Блока. Кто-то из поэтов предложил разыграть литературный скандал… И даже во сне буду ждать счастливых неожиданностей и перемен (К. Паустовский).

Вариант 3. И нарастает такое отчаяние, что сердце мое разорваться готово (Л. Татьяничева). От улыбки солнечной одной перестанет плакать самый грустный дождик (М. Пляцковский). Мы с тобой в Сибирь уедем жить, вместе чудеса творить (Иодковский). Ох, до чего же видеть тяжело мне эту удручающую легкость! (Л. Татьяничева). Нам разрешили ночевать на пристани (К. Паустовский).

Вариант 4. В синей вышине птицы будут радостно петь (Р. Рождественский). У песен есть завиднейшая участь, когда и слова выкинуть нельзя (Л. Татьяничева). Афиша союза молодежи призывала всех валенсийцев прийти на стадион (Л. Кассиль). Я свою земную душу всем раздаривать умел (М. Дудин). Стоит в окно постучать – выйдут меня встречать. Есть на земле высокое искусство будить в народе дремлющие чувства. А впрочем, можно и под южным солнцем прозябать (Л. Мартынов).

Вариант 5. И я, хотя совсем не живописец – вдруг ощутил стремленье рисовать. Я пошел в кружевной союз, попросил показать альбом… Сквозь степь, где блещут солонцы, стальную нить вперед тянуть вы шли, упорные отцы! Всегда мы наготове продолжать, волнуясь и смеясь, ту беседу, что на полуслове года два назад оборвалась. Зима должна быть вьюжной и суровой (Л. Татьяничева).

 

Задание 6. Определите связь сказуемого с подлежащим. Если сказуемое формально уподоблено подлежащему, укажите, в чем осуществляется это уподобление.

Вариант 1.

Опять на перепутье я стою. Жизнь прожить – не поле перейти. Она растет смелой, пылкой, чуткой.

Вариант 2.

Не мигают, слезятся от ветра безнадежные гарие вишни. Возвращаться – плохая примета. Я тебя никогда не увижу (А. Вознесенский).

Вариант 3.

Мороз прошел проказником. В тумане алеют предгорья. Жить – родине служить.

Вариант 4.

Делать людям хорошее – хорошеть самому. Ты станешь смелей и выше – на полный шаг! Я б мечтал не ради славы перед утром боевым, я б желал на берег правый, бой пройдя, вступить живым (А. Твардовский).

Вариант 5.

Он выше брата на целую голову. В гости я к тебе не один пришел. Погода стояла тихая, ясная.

 

Задание 7. Выполните анализ предложения по членам.

Вариант 1. Еще ребенком он поражал учителей своим светлым, бойким умом(Д. Мамин-Сибиряк).

Вариант 2. Чиновники уныло шагали на опостылевшую службу(А. Серафимович).

Вариант 3. Сосновый лес встретил нас после горячих полей тишиной и прохладой(К. Паустовский).

Вариант 4. На закате я спустился с гор по той же топкой тропе над пропастями(А. Толстой).

Вариант 5. Как-то, в конце октября ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада(К. Паустовский).

 

Методические рекомендации

к лабораторной работе № 2 «Формальная устроенность

предложений с двухкомпонентной структурной схемой»

1. На вопросы задания 1 нужно отвечать кратко, доказывая то или иное положение примерами.

2. Чтобы правильно выполнить задание 2, нужно воспользоваться способом добавления инфинитива к каждому из перечисленных вспомогательных компонентов. Если в результате подстановки получилось составное глагольное сказуемое, в котором инфинитив имеет основное лексическое значение, данный вспомогательный элемент надо указать. Например: рад + помочь дает составное глагольное сказуемое. Ответ должен содержать номер задания, обозначенный римской цифрой, и арабские цифры, соответствующие нужным словам и сочетаниям слов, в скобках – состав сказуемого. Например: II, 1 (рад помочь).

3. Образец выполнения задания 3: Через два дня приехало еще несколько человек (приехало – простое глагольное сказуемое; в роли подлежащего – цельное СС с количественным значением (несколько человек)).

4. Образец выполнения задания 4: И старые липы, как тени, одетые в зимний наряд, в сугробы вросли по колени и с места сойти не хотят. Вросли – простое сказуемое; глагол в изъявительном наклонении; не хотят сойти – составное глагольное сказуемое; глагол в спрягаемой форме в роли вспомогательного компонента (не хотят) + инфинитив с основным лексическим значением (сойти).

5. В предложениях задания 5 подчеркните главные члены, определите тип подлежащего и сказуемого. Если инфинитив не входит в состав главных членов, определите, каким второстепенным членом он является. Например: Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться. Грамматическая основа – ягненок зашел; напиться – обстоятельство цели.

6. Задание 6 начинайте выполнять, предварительно прочитав § 32 в учебнике Н.С. Валгиной.

7. Анализ предложения по членам (задание 7) выполняется по «Схеме анализа предложения по членам».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.012 с.)