Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ двучленного сложноподчиненногоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
предложения. 1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи предикативных частей и их количеству. 2. Тип предложения по структуре: а) нерасчлененной структуры (присловное); расчлененной структуры (присоставное, детерминантное); в) контаминированной структуры. Для предложений нерасчлененной структуры указать подгруппу: а) собственно присловные предложения (присубстантивно-атрибутивные, изъяснительно-объектные, прикомпаративно-объектные); б) приместоименные предложения (местоименно-соотносительные). 3. Основные средства связи главного предложения и придаточной части: а) подчинительный союз: · тип по структуре (простой, сложный); для сложного союза указать, расчлененный он или нерасчлененный; · тип по количеству занимаемых им синтаксических позиций (одноместный / двухместный, или двойной); · семантический тип (семантический / асемантический); для семантического союза указать, дифференцирующего или недифференцирующего он типа; · стилевая характеристика союза (стилистически нейтральный / принадлежащий к определенному стилю: книжный / разговорный); б) союзное слово: · частеречная принадлежность; · грамматическая форма; синтаксическая функция; · для предложений нерасчлененной структуры показать соотнесенность семантики союзных слов с семантикой распространяемого существительного; в) опорное слово (для предложений нерасчлененной структуры): · частеречная принадлежность; · тип валентности, которая реализуется придаточной частью (категориальная, лексическая, лексико-морфологическая); · семантика (для изъяснительно-объектных предложений). 4. Коррелят: а) обязательность / факультативность / невозможность; б) функции коррелята (для предложений нерасчлененной структуры); в) подвижность / неподвижность (для предложений расчлененной структуры). 5. Дополнительные средства связи: а) позиция придаточной части: · препозиция / постпозиция / интерпозиция; · фиксированность / нефиксированность позиции; · гибкость / негибкость структуры; б) парадигма (свободная / несвободная). 6. Синтаксическое (грамматическое) значение придаточной части. 7. Структурно-семантический тип и подтип сложноподчиненного предложения. 8. Фразеологизированная (несвободная) / свободная модель.
9. Коммуникативная структура предложения: а) членимое / нечленимое; б) актуальное членение предложения. 10.Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное. 11.Структурная схема предложения (линейная). 12.Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.
Лабораторная работа № 11 Тема: Сопоставительный анализ бессоюзных И союзных сложных предложений. Цель:Углубить навык структурно-семантического анализа БСП, выявить синонимические связи в системе союзных и бессоюзных конструкций. Литература 1. Современный русский язык/ под ред. В.А. Белошапковой, М., 1981. - С. 546-552. 2. РГ-80. - С. 736-741. Вопросы для самопроверки 1. Какие сложные предложения называются бессоюзными? В чем их специфика по сравнению с союзными предложениями? 2. Какие средства связи используются в БСП? 3. Что обусловливает синонимичность БСП и ССП, СПП? Какие союзные конструкции не имеют синонимичных среди бессоюзных и наоборот? 4. Каковы принципы классификации БСП? Задания к лабораторной работе. Задание 1. Из данного текста выписать все БСП, определить их структурный тип, структурно-семантический разряд, семантическую разновидность БСП, обосновать расстановку знаков препинания. Указать соотносительность – несоотносительность данных БСП с союзными.
Задание 2. Выписать все союзные сложные предложения, указать структурный тип, структурно-семантический разряд и разновидность. Трансформировать (если возможно) союзные СП в бессоюзные, построить линейные схемы БСП, указав характер выражаемых синтаксических отношений. В случае невозможности трансформации указать, что препятствует ей (семантика, структурно-грамматические особенности СП, какие именно). Вариант 1. По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха. Зато расцвела бузина, и под нею внизу уже видны белые звездочки земляники. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись, бурые листья осин стали нежно-зелеными, взошедший овес зелеными солдатиками расставился по черному полю. В болотах высоко поднялась осока, и полетели от одного зеленого острова осоки к другому голубые стрекозы.
Кончились майские холода, и зажухла черемуха. Зато наметились бутоны рябины, расцветает сирень. Зацветет рябина – кончится весна. А когда рябина покраснеет. кончится лето. Тогда осенью мы откроем охоту. И до самой зимы будем на охоте встречаться с красными ягодами рябины. Сказать, какой именно запах у черемухи, невозможно: не с чем сравнить… И вот она отцветает. С удивлением чувствую, что цветы пахнут медом.
Вариант 2. Днем на небе были на одной высоте «кошачьи хвосты», на другой – плыл огромный неисчислимый флот кучевых облаков. Мы не могли узнать, что наступает и что происходит: циклон или антициклон. Вот теперь вечером все и сказалось: именно в этот вечер совершился долгожданный переворот, переход от неодетой весны к зеленеющей весне. Случилось это так: мы шли в разведку в диком лесу. Остатки мелких тростников на кочках между ёлками и березками напоминали нам, какую непроницаемую для солнечных лучей, какую непроходимую глушь представляют собой этот лес летом и осенью. Но глушь эта нам была мила, потому что в лесу теплела и чувствовалась во всем весна. Вдруг блеснула вода, и мы с большой радостью узнали в этой воде Нерль. Мы пришли прямо на берег и будто попали сразу же в другую страну с теплым климатом: бурно кипела жизнь, пели все болотные птицы, токовали тетерева, дали сигнал свой трубный почти возле нас журавли… В этот час и свершился переворот, и начало все расти и распускаться. (По М. Пришвину)
Вариант 3. Я так увлекся охотой, что через некоторое время заблудился в тайге и потерял свою собаку. Приближалась ночь, и стал накрапывать дождь – вокруг совсем ничего не стало видно. Я несколько раз выстрелил в воздух, но ни от кого не получил ответных сигналов. В темноте я залез в такой бурелом, из которого не выбраться даже днем. Однако мне еще повезло: довольно скоро без чьей-либо помощи я выбрался из этого лабиринта. Произошло это потому, что помощи мне неоткуда было ждать, на кого-нибудь рассчитывать не приходилось – в такой ситуации силы резко возрастают. Хотя мне и не хотелось больше думать ни о какой опасности, за моей спиной вдруг послышался какой-то треск и чье-то прерывистое дыхание. Мне уже не на что было надеяться, оставалось только ждать нападения. И я уже вскинул свою винтовку: ведь промедлить перед хищником ни в коем случае нельзя. И тут я почувствовал: кто-то лизнул мою руку. Оказалось, что это нашла меня моя собака, которую я потерял днем в тайге.
Вариант 4. Мне интересно с птицами: они смешат меня своими хитростями. Их поведение очень забавно, так что я готов наблюдать за ними бесконечно. Синица поражает своей сообразительностью: вот она внимательно осмотрела приманку, поняла, чем она ей грозит, и зашла сбоку, чтобы таскать семена сквозь палочки западни. Её надо суметь обхитрить, и все-таки она часто попадается: любопытство губит ее. Важные снегири идут в сеть целой стаей – так они каждый раз неизменно проявляют свою глупость. Накроешь их – они высказывают свое удивление: глаза их выкатываются, клювом они норовят ущипнуть тебя за палец. Клёст идет в западню с полным своим удовольствием, и поймать его очень легко: он просто не замечает опасности, его судьба ему непонятна.
Поползень, который легко бегает по стволам деревьев и помогает себе при этом своим толстым хвостом, долго сидит перед сетью и раздумывает: а в чем тут опасность? Но заманить его можно просто: блестящие вещи привлекают его внимание – этим он похож на сороку. (По М. Горькому) Вариант 5. В бору и на песках, на скалах и над оврагами – всюду непременно встретишь сосну. Это стройная красавица с красноватым стволом и темно-зеленой хвоей. Сосна – лесной пионер и считается завоевателем новых земель, так как произрастает на самой различной почве: и на песчаниках, и на суглинках. С колючим молодняком тоже не бывает никаких забот: сосенки быстро растут и за год увеличиваются на 30-50 сантиметров. У них крепкие корни и устойчивый ствол – это определяет их выносливость и нетребовательность к условиям жизни. Человек часто использует сосну в своих целях: он сажает ее, чтобы оказать сопротивление вредным природным явлениям. Возникла необходимость задержать снег вдоль железных дорог – сажают сосну. Нужно воспрепятствовать зыбучим пескам в их распространении по пустыне – снова вспоминают о сосне. Под сенью сосен не высыхают и не мелеют реки, и это позволяет назвать еще одно достоинство сосны – она является хранительницей вод. (По Н. Верзилину)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.007 с.) |