Анализ двучленного сложноподчиненного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ двучленного сложноподчиненного



 предложения.

1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи предикативных частей и их количеству.

2. Тип предложения по структуре: а) нерасчлененной структуры (присловное); расчлененной структуры (присоставное, детерминантное); в) контаминированной структуры. Для предложений нерасчлененной структуры указать подгруппу: а) собственно присловные предложения (присубстантивно-атрибутивные, изъяснительно-объектные, прикомпаративно-объектные); б) приместоименные предложения (местоименно-соотносительные).

3. Основные средства связи главного предложения и придаточной части:

а) подчинительный союз:

· тип по структуре (простой, сложный); для сложного союза указать, расчлененный он или нерасчлененный;

· тип по количеству занимаемых им синтаксических позиций (одноместный / двухместный, или двойной);

· семантический тип (семантический / асемантический); для семантического союза указать, дифференцирующего или недифференцирующего он типа;

· стилевая характеристика союза (стилистически нейтральный / принадлежащий к определенному стилю: книжный / разговорный);

б) союзное слово:

· частеречная принадлежность;

· грамматическая форма; синтаксическая функция;

· для предложений нерасчлененной структуры показать соотнесенность семантики союзных слов с семантикой распространяемого существительного;

в) опорное слово (для предложений нерасчлененной структуры):

· частеречная принадлежность;

· тип валентности, которая реализуется придаточной частью (категориальная, лексическая, лексико-морфологическая);

· семантика (для изъяснительно-объектных предложений).

4. Коррелят: а) обязательность / факультативность / невозможность; б) функции коррелята (для предложений нерасчлененной структуры); в) подвижность / неподвижность (для предложений расчлененной структуры).

5. Дополнительные средства связи:

а) позиция придаточной части:

· препозиция / постпозиция / интерпозиция;

· фиксированность / нефиксированность позиции;

· гибкость / негибкость структуры;

б) парадигма (свободная / несвободная).

6. Синтаксическое (грамматическое) значение придаточной части.

7. Структурно-семантический тип и подтип сложноподчиненного предложения.

8. Фразеологизированная (несвободная) / свободная модель.

9. Коммуникативная структура предложения: а) членимое / нечленимое; б) актуальное членение предложения.

10.Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное.

11.Структурная схема предложения (линейная).

12.Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.

 

 

Лабораторная работа № 11

Тема: Сопоставительный анализ бессоюзных

И союзных сложных предложений.

Цель:Углубить навык структурно-семантического анализа БСП, выявить синонимические связи в системе союзных и бессоюзных конструкций.

Литература

1. Современный русский язык/ под ред. В.А. Белошапковой, М., 1981. - С. 546-552.

2. РГ-80. - С. 736-741.

Вопросы для самопроверки

1. Какие сложные предложения называются бессоюзными? В чем их специфика по сравнению с союзными предложениями?

2. Какие средства связи используются в БСП?

3. Что обусловливает синонимичность БСП и ССП, СПП? Какие союзные конструкции не имеют синонимичных среди бессоюзных и наоборот?

4. Каковы принципы классификации БСП?


Задания к лабораторной работе.

Задание 1.

Из данного текста выписать все БСП, определить их структурный тип, структурно-семантический разряд, семантическую разновидность БСП, обосновать расстановку знаков препинания. Указать соотносительность – несоотносительность данных БСП с союзными.

 

Задание 2.

Выписать все союзные сложные предложения, указать структурный тип, структурно-семантический разряд и разновидность. Трансформировать (если возможно) союзные СП в бессоюзные, построить линейные схемы БСП, указав характер выражаемых синтаксических отношений. В случае невозможности трансформации указать, что препятствует ей (семантика, структурно-грамматические особенности СП, какие именно).

Вариант 1.

По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки: отцветает черемуха. Зато расцвела бузина, и под нею внизу уже видны белые звездочки земляники. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись, бурые листья осин стали нежно-зелеными, взошедший овес зелеными солдатиками расставился по черному полю. В болотах высоко поднялась осока, и полетели от одного зеленого острова осоки к другому голубые стрекозы.

Кончились майские холода, и зажухла черемуха. Зато наметились бутоны рябины, расцветает сирень. Зацветет рябина – кончится весна. А когда рябина покраснеет. кончится лето. Тогда осенью мы откроем охоту. И до самой зимы будем на охоте встречаться с красными ягодами рябины.

Сказать, какой именно запах у черемухи, невозможно: не с чем сравнить… И вот она отцветает. С удивлением чувствую, что цветы пахнут медом.

 

Вариант 2.

Днем на небе были на одной высоте «кошачьи хвосты», на другой – плыл огромный неисчислимый флот кучевых облаков. Мы не могли узнать, что наступает и что происходит: циклон или антициклон.

Вот теперь вечером все и сказалось: именно в этот вечер совершился долгожданный переворот, переход от неодетой весны к зеленеющей весне.

Случилось это так: мы шли в разведку в диком лесу. Остатки мелких тростников на кочках между ёлками и березками напоминали нам, какую непроницаемую для солнечных лучей, какую непроходимую глушь представляют собой этот лес летом и осенью. Но глушь эта нам была мила, потому что в лесу теплела и чувствовалась во всем весна. Вдруг блеснула вода, и мы с большой радостью узнали в этой воде Нерль. Мы пришли прямо на берег и будто попали сразу же в другую страну с теплым климатом: бурно кипела жизнь, пели все болотные птицы, токовали тетерева, дали сигнал свой трубный почти возле нас журавли…

В этот час и свершился переворот, и начало все расти и распускаться.

(По М. Пришвину)

 

Вариант 3.

Я так увлекся охотой, что через некоторое время заблудился в тайге и потерял свою собаку. Приближалась ночь, и стал накрапывать дождь – вокруг совсем ничего не стало видно. Я несколько раз выстрелил в воздух, но ни от кого не получил ответных сигналов. В темноте я залез в такой бурелом, из которого не выбраться даже днем. Однако мне еще повезло: довольно скоро без чьей-либо помощи я выбрался из этого лабиринта. Произошло это потому, что помощи мне неоткуда было ждать, на кого-нибудь рассчитывать не приходилось – в такой ситуации силы резко возрастают.

Хотя мне и не хотелось больше думать ни о какой опасности, за моей спиной вдруг послышался какой-то треск и чье-то прерывистое дыхание. Мне уже не на что было надеяться, оставалось только ждать нападения. И я уже вскинул свою винтовку: ведь промедлить перед хищником ни в коем случае нельзя. И тут я почувствовал: кто-то лизнул мою руку. Оказалось, что это нашла меня моя собака, которую я потерял днем в тайге.

 

Вариант 4.

Мне интересно с птицами: они смешат меня своими хитростями. Их поведение очень забавно, так что я готов наблюдать за ними бесконечно.

Синица поражает своей сообразительностью: вот она внимательно осмотрела приманку, поняла, чем она ей грозит, и зашла сбоку, чтобы таскать семена сквозь палочки западни. Её надо суметь обхитрить, и все-таки она часто попадается: любопытство губит ее.

Важные снегири идут в сеть целой стаей – так они каждый раз неизменно проявляют свою глупость. Накроешь их – они высказывают свое удивление: глаза их выкатываются, клювом они норовят ущипнуть тебя за палец.

Клёст идет в западню с полным своим удовольствием, и поймать его очень легко: он просто не замечает опасности, его судьба ему непонятна.

Поползень, который легко бегает по стволам деревьев и помогает себе при этом своим толстым хвостом, долго сидит перед сетью и раздумывает: а в чем тут опасность? Но заманить его можно просто: блестящие вещи привлекают его внимание – этим он похож на сороку.

(По М. Горькому)

Вариант 5.

В бору и на песках, на скалах и над оврагами – всюду непременно встретишь сосну. Это стройная красавица с красноватым стволом и темно-зеленой хвоей. Сосна – лесной пионер и считается завоевателем новых земель, так как произрастает на самой различной почве: и на песчаниках, и на суглинках.

С колючим молодняком тоже не бывает никаких забот: сосенки быстро растут и за год увеличиваются на 30-50 сантиметров. У них крепкие корни и устойчивый ствол – это определяет их выносливость и нетребовательность к условиям жизни.

Человек часто использует сосну в своих целях: он сажает ее, чтобы оказать сопротивление вредным природным явлениям. Возникла необходимость задержать снег вдоль железных дорог – сажают сосну. Нужно воспрепятствовать зыбучим пескам в их распространении по пустыне – снова вспоминают о сосне. Под сенью сосен не высыхают и не мелеют реки, и это позволяет назвать еще одно достоинство сосны – она является хранительницей вод.

(По Н. Верзилину)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.01 с.)