Анализ двучленного сложносочиненного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ двучленного сложносочиненного



Предложения.

1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей.

2. Тип предложения по количеству субъектов: а) моносубъектное; б) полисубъектное.

3. Тип предложения по структуре: а) однородного состава; б) неоднородного состава.

4. Основные средства связи предикативных частей: а) сочинительный союз: одноместный / неодноместный; соединительный / противительный / разделительный / пояснительный / присоединительный; дифференцирующего / недифференцирующего типа; б) интонация.

5. Дополнительные средства связи: а) синтаксически специализированные элементы (конкретизаторы); б) анафорические местоимения и местоименные наречия; в) соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей; г) лексические показатели связи (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической группы): д) общий второстепенный член или общая придаточная часть; е) неполнота одной из частей; ж) параллелизм структуры; з) порядок предикативных частей.

6. Гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).

7. Синтаксический тип сложносочиненного предложения (общее синтаксическое значение).

8. Подтип сложносочиненного предложения (частное синтаксическое значение).

9. свободная / фразеологизированная (несвободная) модель.

10. Коммуникативный тип сложносочиненного предложения: а) членимое; б) нечленимое.

11. Функциональный тип сложносочиненного предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное; д) повествовательно-побудительное.

12. Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.

13. Структурная схема сложносочиненного предложения (линейная).

14. Пунктуационный анализ сложносочиненного предложения, указать, а) есть ли в предложении трудные случаи расстановки знаков препинания; б) возможен выбор одного из допустимых знаков препинания; в) представлена авторская пунктуация.

 

Лабораторная работа № 10

Тема: Структурно-семантический анализ

Сложноподчиненных предложений.

Цель:Углубить навыки структурно-семантического анализа СПП.

 


Литература

1. Современный русский язык/ под ред. В.А. Белошапковой, М., 1981. - С. 533-546.

2. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык, ч.3, М., 1981. - С. 196-238.

Вопросы для самопроверки

1. Определение СПП. Место СПП в системе сложных предложений, отличие от ССП и БСП.

2. Принципы структурно-семантической классификации СПП. Какие структурно-семантические признаки учитываются при построении структурно-семантической классификации. Языковая (грамматикализованная) семантика как один из принципов структурно-семантической классификации, связь ее со структурно-грамматическими признаками.

3. Структурные типы СПП (расчлененные и нерасчлененные)., принципы их разграничения.

4. Структурно-семантические разряды расчлененных и нерасчлененных СПП, их семантические разновидности.

5. Линейные схемы СПП, принципы их построения. Отражение в линейных схемах основных принципов структурно-семантического анализа СПП.

6. СПП с несколькими придаточными, их структурные типы.

Задания к лабораторной работе:

Задание 1.

Выписать 6 СПП минимального состава. Составить их линейные схемы, указать структурный тип СПП (нерасчлененный, расчлененный), структурно-семантический разряд, семантическую разновидность.

Вариант 1.

Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель травы дает столько тени, сколько нужно человеку, чтоб укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.Вот какая щедрая земля в той стране!Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками.Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но - не нашли ее. И забыли о ней, как забывают об всем на земле".Старуха вздохнула и замолчала. Ее скрипучий голос звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний. Море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах."Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже; когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них...Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. Когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали:- Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет.Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему, - к одной красивой девушке, которая пристально смотрела на него. А она была дочь одного из старшин, осудивших его. И, хотя он был красив, она оттолкнула его, потому что боялась отца. Он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу. Девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла.(По М. Горькому) Вариант 2. И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления...Хотели разорвать его лошадьми - и это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много - и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. А его мать стояла перед ними на коленях и молчала, не находя ни слез, ни слов, чтобы умолять о пощаде. Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго:- Спросим его, почему он сделал это? Спросили его об этом. Он сказал:- Развяжите меня! Я не буду говорить связанный! А когда развязали его, он спросил:- Что вам нужно? - спросил так, точно они были рабы...- Ты слышал... - сказал мудрец.- Зачем я буду объяснять вам мои поступки?- Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Все равно ты умрешь ведь... Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем...- Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, - что меня оттолкнула она... А мне было нужно ее.- Но она не твоя! - сказали ему.- Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще...Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым.Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, - тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:- Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!И тут произошло великое. Грянул гром с небес, - хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек - все, что хотел. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго - не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:- Не троньте его. Он хочет умереть!И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. И ушли, оставив его. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... (М. Горькому) Вариант 3. И грустно, и смешно вспоминать, сколько тяжелых унижений, обид и тревог принесла мне страсть к чтению, которая вспыхнула во мне в ранней юности. Я брал маленькие разноцветные книжки в лавке где по утрам покупал хлеб к чаю, и читал в сарае, если надо было колоть дрова, или на чердаке. Иногда, если книга очень интересовала меня, я вставал ночью и зажигал свечу, но старая хозяйка, заметив, что свечи по ночам уменьшаются, стала измерять их лучинкой и куда-то прятала мерки. Если утром свечка оказывалась меньше мерки, то в кухне начинался яростный крик, и старуха бежала на чердак или туда, где я работал накануне, и раздирала книжки в клочья.Однажды, когда хозяева ушли в церковь к ранней обедне, я поставил самовар и отправился убирать комнаты, а старший ребенок, который забрался в кухню, вытащил кран из самовара и принялся под столом играть с ним. Я еще в комнатах услыхал, что самовар гудит каким-то неестественным гудом, прибежал в кухню, откуда раздавались эти странные звуки, и моим глазам предстала удивительная картина. Самовар весь посинел и скакал по полу, его крышка съехала, из-под ручек стекали оловянные ручьи, и видно было, что он давно взлетел бы в воздух, если бы не был так тяжел. Когда я облил самовар водой, он подпрыгнул еще раз и торжественным образом развалился, и в этот самый момент на крыльце раздался звонок, который означал, что хозяева вернулись из церкви.(По М. Горькому) Вариант 4.

Не удержавшись в Смоленске, французские войска встретили город, который решено было защищать до последних сил. От падения его зависел весь ход войны. Узнать, что происходило в городе у французов, мог только один человек – Александр Фигнер. Эта задача оказалась самой трудной из всех, которые пришлось ему решать на войне. Нужно было неприметным образом собрать там все необходимые сведения и найти путь передать их своим. Нужно было принять на себя личину, которую нельзя было снимать ни днём, ни ночью в течение нескольких недель, возможно, месяцев.

В один из солнечных январских дней французский конный патруль, совершавший утренний объезд позиций, заметил странную сцену. Между русской и французской позициями метался какой-то человек в разорванной одежде и без шляпы.

Не замечая патруля, он кричал что-то по-итальянски в сторону русских и размахивал руками, грозя им. Подъехавшим французам он объяснил, что он итальянский купец, что русские казаки ограбили его и что он хочет вернуться обратно и пожаловаться на казаков русскому полковнику. Французы уверили купца, что русские не подпустят его к своей позиции, что они будут стрелять и убьют его, если он окажется слишком надоедлив. Он слушал, что ему говорили, и, кажется, соглашался.

Поселившись в одной из лучших гостиниц города, Фигнер заводит многочисленные знакомства, интересуясь не столько торговыми, сколько военными делами. В течение недели у него скопилась информация, которую срочно требовалось передать командованию. Но этому по-прежнему не представлялось ни случая, ни возможности. А данные, собранные им, были весьма важны. Самое главное состояло в том, что в крепости было не пять тысяч солдат, как считал Кутузов, а в семь раз больше, и они могли прорвать осаду. Русское командование не знало этого, а передать чересчур сложно: и порт, и поля вокруг города – все просматривается и простреливается и русскими, и французами. Правда, в любом городе можно найти человека, который рискнул бы вывезти письмо или его самого за пределы города. Позванивая монетами, Фигнер ходит по городу, рассчитывая найти такого человека, и неожиданно находит его.

Вариант 5.

Вернув Маргарите подарок Воланда, Азазелло распрощался с нею, спросил, удобно ли ей сидеть. Гелла сочно расцеловалась с Маргаритой, кот приложился к ее руке, и провожатые тотчас растаяли в воздухе, не считая нужным утруждать себя подъемом по лестнице. Грач, включив фары, выкатил в ворота мимо мертво спящего человека в подворотне, и огни большой черной машины пропали среди других огней на бессонной и шумной Садовой.

Через час в одном из арбатских переулков, в подвале маленького домика, в первой комнате, где все было так же, как было до страшной осенней ночи прошлого года, за столом, накрытым бархатной скатертью, под лампой с абажуром, возле которой стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Перед ней лежала исковерканная огнем тетрадь и возвышалась стопка нетронутых тетрадей. Домик молчал. В соседней маленькой комнате спал мастер, и его ровное дыхание было беззвучно.

Наплакавшись, Маргарита взялась за не тронутую огнем тетрадь и поняла: именно ее она перечитывала перед свиданием с Азазелло под Кремлевской стеной. Не пытаясь уснуть, Маргарита рассматривала рукопись, гладила ее, как гладят любимую кошку, и, поворачивая тетрадь в руках, оглядывала со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец. На нее накатила вдруг ужасная мысль, что все это колдовство, что тетради исчезнут из глаз и что, если она, проснувшись, сейчас окажется в своей спальне в особняке, ей придется идти топиться.

Но эта страшная мысль как отзвук долгих страданий, переживаемых ею, была последней. Ничто не исчезало: всесильный Воланд был действительно всесилен. Маргарита могла сколько угодно, хотя бы до самого рассвета, шелестеть листами тетрадей, разглядывать их и перечитывать слова: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…»

(По М. Булгакову)

Задание 2.

Каков порядок разбора СПП при структурно-семантической классификации? Сделать полный разбор двух СПП.

 

Задание 3.

Составить СПП по данным схемам. Определить структурно-семантический разряд.

Вариант 1.

1. […глагол], (с. что…).

2. […], (с. как…)

Вариант 2.

1. [… глагол], (с.сл. что…).

2. [… глагол], (с. как…).

Вариант 3.

1. […], (с.сл. что…).

2. […сущ.], (с.сл. что…).

Вариант 4.

1. [гл. + к. так], (с. что…).

2. […], (с.сл. как ни…).

Вариант 5.

1. […сущ.], (с. сл. который…).

2. [тот], (с.сл. кого…)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.022 с.)