Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ бессоюзного сложного предложения.
1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей. 2. Тип предложения по количеству субъектов: а) моносубъектное; б) полисубъектное. 3. Тип предложения по структуре: а) однородного состава; б) неоднородного состава. 4. Средства связи предикативных частей: · интонация; · анафорические местоимения и местоименные наречия; · катафорические местоимения и местоименные наречия; · соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей; · лексические показатели связи (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической группы); · незамещенность синтаксической позиции в первой части; · общий второстепенный член или общая придаточная часть; · неполнота одной из частей; · параллелизм структуры; · порядок предикативных частей. 5. Гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава). 6. Дифференцированность / недифференцированность семантики (для предложений неоднородного состава): а) предложения с дифференцированными отношениями; б) предложения с недифференцированными отношениями. 7. Тип бессоюзного сложного предложения (общее семантическое значение). 8. Соотносительность / несоотносительность анализируемого предложения с другими типами сложных предложений. 9. Свободная / несвободная (фразеологизированная) модель. 10.Коммуникативный тип предложения: а) членимое; б) нечленимое; в) актуальное членение предложения. 11.Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное; д) побудительно-повествовательное и повествовательно-побудительное. 12.Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное. 13.Структурная схема. 14.Пунктуационный анализ.
Лабораторная работа № 12 Тема: Многочленное сложноподчиненное предложение и сложное предложение усложненного типа. Цель: Углубить навыки структурно-семантического анализа сложных предложений усложненноготипа. Литература 1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. §§ 85; 100. 2. Бархударов С.Г. Русский язык. Учебное пособие для 7-8 кл. / Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А..- М., Просвещение, 1985 и далее. - § 49.
3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978. - §§ 123-126. Вопросы для самопроверки 1. Структурно-грамматическое своеобразие СП усложненного типа (в сравнении со сложными предложениями минимальной структуры) по а) количеству предикативных частей; б) уровневой структуре; в) разграничению элементов структуры – компонентов СП (их строение) и элементов состава – предикативных единиц. 2. Классификация СПУТ: а) СПУТ с одним типом грамматической связи; б) СПУТ с разными типами синтаксической связи. 3. Пунктуация при стечении союзов в СПУТ. Задания к лабораторной работе. Задание 1. Выделить грамматические основы в многочленном сложном предложении, составить их структурные схемы, указать средства связи и типы подчинения придаточных (последовательное подчинение, однородное / неоднородное соподчинение, комбинация разных типов подчинения). Вариант 1. На огни маяков пристально смотрят одни штурвальные, проверяя тайну их световой вспышки, потому что все маяки на одном и том же море горят и мигают по-разному, чтобы по этим признакам можно было определить, какой это маяк, и узнать, где находится корабль. Вариант 2. С этой улицы нужно было перейти в переулок, который был так узок, что если случалось встретиться в нем двум повозкам в одну лошадь, то они уже не могли разъехаться и оставались в таком положении до тех пор, покамест, схвативши за задние колеса, не вытаскивали их каждую в противную сторону на улицу. Вариант 3. Нет ничего благодатнее на свете той поры, когда повсюду выступают узоры полевых цветов, еще не познавших ни острия косы, ни зимней стужи, когда вразброд и пока еще шепотом учится речи народившаяся листва, когда пряный холодок струится с лесных опушек и, что бы ни ждало впереди, хочется мчаться по несмятой траве босыми ногами, пока не остановится сердце. Вариант 4. Когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножечко и в моей власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я.
Вариант 5. По голосу его, по тому, как он вдыхал запах речной воды, оглядывался по сторонам и засмеялся, когда пароход дал за поворотом короткий гудок и ночное эхо начало перекатывать этот гудок все дальше, пока не занесло в заокеанские леса, - по всему этому я понял, что Зуев не хочет торопиться только потому, что с необыкновенной и какой-то изумленной радостью ощущает себя в привычных местах.
Задание 2. Выписать СПУТ, записать их структурные схемы, определить тип. Сделать синтаксический разбор предложения, объяснить знаки препинания. Вариант 1. И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное? Вариант 2. Лиза пошла безлюдной площадью, и, когда ноги ее стали срываться с круглых лысин булыжника, она вспомнила, как возвращалась этой площадью солнечным днем после первой встречи с Цветухиным, и ей стало ясно, что этот солнечный день невозвратим. Вариант 3. Полтора года назад, когда Синцову вместо демобилизации предложили остаться в кадрах, это не обрадовало его, но он согласился из принципа: дивизия, где он тогда служил, стояла на Буге, за Бугом были фашисты, в воздухе пахло войной, и он считал, что коммунисты в таких случаях не отказываются служить в армии. Вариант 4. Когда я перевертывал страницу огромного тома, красный язычок светильни трепетно колебался, грозя погаснуть, светильня ежеминутно тонула в расплавленной пахучей жидкости, дым ел глаза, но все эти неудобства исчезали в наслаждении, с которым я рассматривал иллюстрации и читал объяснения к ним. Вариант 5. Как только художник перестает верить в жизнь, в ее смысл, он творчески умирает, так как уже не слышит шума тех подземных вод творчества, которые питают поэзию, не ощущает зелени деревьев и травы, ему ни о чем не говорят созревание колоса и сияние звезд, он не слышит звона наковальни и шума мельничных жерновов, смеха детей и плача матери, у которой умер ребенок.
Задание 3. Усложнить данную синтаксическую конструкцию по схемам: ССП: [[…], и […]], но [[…], и […]] БСП: […]: [[…], […]] Вариант 1. Ветром сталкивало ветви, и они звенели, как стальные стремена… Природа изнывала от зноя: начала желтеть трава… Вариант 2. Тучи затягивают горизонт, и волны бьются о прибрежные скалы… Капитан поднял бинокль к глазам: по опушке леса двигались серые фигуры… Вариант 3. Грин был великолепным мастером пейзажа, и его сюжеты были психологически точными… Мне нравилось слушать девочку: она рассказывала о море… Вариант 4. Вечерами над рекой поднимался туман, и исчезали очертания противоположного берега… За окном раздавался лязг и грохот: гудели машины…
Вариант 5. Брызнул майский дождь, и через несколько минут началась гроза… Я растерялся: появление брата стало для меня неожиданностью…
Задание 4. Сконструировать СПУТ по данным схемам: […], (с. если…глагол), (с. что…) (с. пока…), (с. пока…), […] (с. несмотря на то что…), […сущ], (с.сл. которую…)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.011 с.) |