Анализ бессоюзного сложного предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ бессоюзного сложного предложения.



1. Тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей.

2. Тип предложения по количеству субъектов: а) моносубъектное; б) полисубъектное.

3. Тип предложения по структуре: а) однородного состава; б) неоднородного состава.

4. Средства связи предикативных частей:

· интонация;

· анафорические местоимения и местоименные наречия;

· катафорические местоимения и местоименные наречия;

· соотношение видо-временных форм сказуемых и модальных планов предикативных частей;

· лексические показатели связи (синонимы, антонимы, слова одной лексико-семантической группы);

· незамещенность синтаксической позиции в первой части;

· общий второстепенный член или общая придаточная часть;

· неполнота одной из частей;

· параллелизм структуры;

· порядок предикативных частей.

5. Гибкость / негибкость структуры (для предложений неоднородного состава).

6. Дифференцированность / недифференцированность семантики (для предложений неоднородного состава): а) предложения с дифференцированными отношениями; б) предложения с недифференцированными отношениями.

7. Тип бессоюзного сложного предложения (общее семантическое значение).

8. Соотносительность / несоотносительность анализируемого предложения с другими типами сложных предложений.

9. Свободная / несвободная (фразеологизированная) модель.

10.Коммуникативный тип предложения: а) членимое; б) нечленимое; в) актуальное членение предложения.

11.Функциональный тип предложения: а) повествовательное; б) вопросительное; в) побудительное; г) повествовательно-вопросительное; д) побудительно-повествовательное и повествовательно-побудительное.

12.Тип предложения по эмоциональной окрашенности: а) восклицательное; б) невосклицательное.

13.Структурная схема.

14.Пунктуационный анализ.

 

 

Лабораторная работа № 12

Тема: Многочленное сложноподчиненное предложение и сложное предложение усложненного типа.

Цель: Углубить навыки структурно-семантического анализа сложных предложений усложненноготипа.

Литература

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. §§ 85; 100.

2. Бархударов С.Г. Русский язык. Учебное пособие для 7-8 кл. / Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А..- М., Просвещение, 1985 и далее. - § 49.

3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978. - §§ 123-126.


Вопросы для самопроверки

1. Структурно-грамматическое своеобразие СП усложненного типа (в сравнении со сложными предложениями минимальной структуры) по а) количеству предикативных частей; б) уровневой структуре; в) разграничению элементов структуры – компонентов СП (их строение) и элементов состава – предикативных единиц.

2. Классификация СПУТ: а) СПУТ с одним типом грамматической связи; б) СПУТ с разными типами синтаксической связи.

3. Пунктуация при стечении союзов в СПУТ.

Задания к лабораторной работе.

Задание 1.

Выделить грамматические основы в многочленном сложном предложении, составить их структурные схемы, указать средства связи и типы подчинения придаточных (последовательное подчинение, однородное / неоднородное соподчинение, комбинация разных типов подчинения).

Вариант 1.

На огни маяков пристально смотрят одни штурвальные, проверяя тайну их световой вспышки, потому что все маяки на одном и том же море горят и мигают по-разному, чтобы по этим признакам можно было определить, какой это маяк, и узнать, где находится корабль.

Вариант 2.

С этой улицы нужно было перейти в переулок, который был так узок, что если случалось встретиться в нем двум повозкам в одну лошадь, то они уже не могли разъехаться и оставались в таком положении до тех пор, покамест, схвативши за задние колеса, не вытаскивали их каждую в противную сторону на улицу.

Вариант 3.

Нет ничего благодатнее на свете той поры, когда повсюду выступают узоры полевых цветов, еще не познавших ни острия косы, ни зимней стужи, когда вразброд и пока еще шепотом учится речи народившаяся листва, когда пряный холодок струится с лесных опушек и, что бы ни ждало впереди, хочется мчаться по несмятой траве босыми ногами, пока не остановится сердце.

Вариант 4.

Когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножечко и в моей власти и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я.

Вариант 5.

По голосу его, по тому, как он вдыхал запах речной воды, оглядывался по сторонам и засмеялся, когда пароход дал за поворотом короткий гудок и ночное эхо начало перекатывать этот гудок все дальше, пока не занесло в заокеанские леса, - по всему этому я понял, что Зуев не хочет торопиться только потому, что с необыкновенной и какой-то изумленной радостью ощущает себя в привычных местах.

 

Задание 2.

Выписать СПУТ, записать их структурные схемы, определить тип. Сделать синтаксический разбор предложения, объяснить знаки препинания.

Вариант 1.

И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?

Вариант 2.

Лиза пошла безлюдной площадью, и, когда ноги ее стали срываться с круглых лысин булыжника, она вспомнила, как возвращалась этой площадью солнечным днем после первой встречи с Цветухиным, и ей стало ясно, что этот солнечный день невозвратим.

Вариант 3.

Полтора года назад, когда Синцову вместо демобилизации предложили остаться в кадрах, это не обрадовало его, но он согласился из принципа: дивизия, где он тогда служил, стояла на Буге, за Бугом были фашисты, в воздухе пахло войной, и он считал, что коммунисты в таких случаях не отказываются служить в армии.

Вариант 4.

Когда я перевертывал страницу огромного тома, красный язычок светильни трепетно колебался, грозя погаснуть, светильня ежеминутно тонула в расплавленной пахучей жидкости, дым ел глаза, но все эти неудобства исчезали в наслаждении, с которым я рассматривал иллюстрации и читал объяснения к ним.

Вариант 5.

Как только художник перестает верить в жизнь, в ее смысл, он творчески умирает, так как уже не слышит шума тех подземных вод творчества, которые питают поэзию, не ощущает зелени деревьев и травы, ему ни о чем не говорят созревание колоса и сияние звезд, он не слышит звона наковальни и шума мельничных жерновов, смеха детей и плача матери, у которой умер ребенок.

 

Задание 3.

Усложнить данную синтаксическую конструкцию по схемам:

ССП: [[…], и […]], но [[…], и […]]

БСП: […]: [[…], […]]

Вариант 1.

Ветром сталкивало ветви, и они звенели, как стальные стремена…

Природа изнывала от зноя: начала желтеть трава…

Вариант 2.

Тучи затягивают горизонт, и волны бьются о прибрежные скалы…

Капитан поднял бинокль к глазам: по опушке леса двигались серые фигуры…

Вариант 3.

Грин был великолепным мастером пейзажа, и его сюжеты были психологически точными…

Мне нравилось слушать девочку: она рассказывала о море…

Вариант 4.

Вечерами над рекой поднимался туман, и исчезали очертания противоположного берега…

За окном раздавался лязг и грохот: гудели машины…

 

Вариант 5.

Брызнул майский дождь, и через несколько минут началась гроза…

Я растерялся: появление брата стало для меня неожиданностью…

 

Задание 4.

Сконструировать СПУТ по данным схемам:

[…], (с. если…глагол), (с. что…)

(с. пока…), (с. пока…), […]

(с. несмотря на то что…), […сущ], (с.сл. которую…)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.011 с.)