Точность речи. Вынужденные отступления от точности в отдельных жанрах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Точность речи. Вынужденные отступления от точности в отдельных жанрах.



Точность речи в первую очередь связана с точностью словоупотребления, т.е. соотнесения значения слов и словосочетаний со смысловой и предметной сторонами речи. В связи с этим выделяют два основных вида точности: точность понятийную (и близкую к ней терминологическую) и точность предметную (и близкую к ней фактическую). Точность понятийная выделяется на основе соотношения «речь – мышление», а точность предметная – на основе соотношения «речь – действительность». Точность – подчёркнуто коммуникативное качество речи, потому что оно призвано не просто помочь адресату понять речь, но помочь понять как можно более адекватно выраженному смыслу. Говоря словами Вергилия, «мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять». Речь становится точной только тогда, когда автор речи, с одной стороны, точно знает, о чём и что именно он хочет сказать, чего хочет добиться своей речью, а с другой стороны, он на основе осознанного понимания своей речевой задачи отбирает из всех возможных языковых и речевых средств те, что позволяют наиболее успешно решить эту задачу. В этой ситуации действует формула «кто ясно мыслит – ясно излагает».

В точности речи можно выделить три составляющих, характеризующих автора речи с разных сторон. Первая отражает уровень его мышления, эрудицию, знание предмета речи. Вторая – позволяет судить, насколько верно в речи отражена действительность, т.е. насколько речь правдива, следовательно, эта сторона точности характеризует говорящего или пишущего с этических позиций. Третьей составляющей точности речи, с которой характеризуется автор, выступает его мастерство, которое проявляется в степени удачности использованных им речевых средств.

Нарушения точности на языковом уровне связаны прежде всего с лексикой разных пластов и групп. Например, с неверным выбором однокоренного слова: семейство славянских языков. Слова семья – семейство совпадают в значении, когда речь идёт о группе близких родственников или группе животных. НО: в систематике языков употребляется слово семья, а в систематике животных и растений – слово семейство. К неточности речи ведёт неверное употребление синонимов (Все неудовлетворены малостью суммы, которую правительство выделяет на образование – вместо недостаточностью) и паронимов (Наконец обнаружены остатки царской семьи – вместо останки). Неточность порождается смешением родовых и видовых понятий (На стенах в комнате висела живопись – вместо висели картины, репродукции). Причиной неточности речи становится неустранённая контекстом многозначность, которая приводит к двусмысленности высказывания (Весь механизм запущен полностью – готов к работе, включён или выведен из рабочего состояния?).

Неточная речь не достигает или может не достичь поставленной цели, не оказывает нужного воздействия на адресата.

5)Логичность речи. Качество предметное и понятийное. Логическая ошибка.

Логичность речи определяет соотношение речи и мышления, а именно соответствие общего логического строения текста замыслу автора. Логичная речь воспроизводит структуру мысли, позволяет проследить её опоры и развитие. Речь логична, если в ней правильно отражаются элементы реальной действительности и определяются понятия, объективно передаются их отношения, если она соответствует правилам операций с понятиями и законам мышления.

Для достижения логичности речи необходимо соблюдать законы логики – науки о правильном мышлении, приводящем к истинным выводам. Выделяют четыре основных логических закона, выражающих главные свойства логического мышления – его определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, непротиворечия, исключённого третьего и достаточного основания.

Закон тождества формулируется следующим образом: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе, т.е. на протяжении всего рассуждения мысль должна иметь устойчивое, неизменное содержание, чтобы не произошла подмена понятия.

Закон непротиворечия гласит: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Другими словами, утверждая что-либо о каком-либо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать то же самое о том же предмете, взятом в то же самое время и в том же самом отношении.

Закон исключённого третьего (действует только в отношении противоречащих друг другу суждений) предполагает, что два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно.

Закон достаточного основания утверждает: всякая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт или другая, уже проверенная и установленная мысль.

Кроме следования логическим законам, логика речи предполагает умение пользоваться определёнными логическими операциями, такими, как определение и деление понятий, сравнение, анализ, абстрагирование, синтез, обобщение.

Нарушение логики речи в структуре предложения и текста приводят к появлению логических ошибок.

Есть основания, как и при характеристике точно­сти, различать логичность предметную и логичность понятийную. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явле­ний в реальной действительности. Логичность поня­тийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях эле­ментов языка в речи. Конечно, эти два вида логич­ности тесно взаимосвязаны и в конкретном акте речи выступают в единстве.

И это вполне естественно. Ведь связь элементов в мышлении определяется, прежде всего, связями и от­ношениями между предметами и явлениями в реаль­ной действительности. Но взаимодействие логичности предметной и логичности понятийной не снимает во­проса об их различии. О двух разных видах логично­сти говорит возможность их расхождения в процессе коммуникации.

Существуют формы речи, где предметная логич­ность почти устранена (вернее, существенно трансфор­мирована) сознательно — сказки, произведения худо­жественной фантастики и другие формы художествен­ного словесного творчества. Но логика понятийная как отражение структуры мысли и ее развития в се­мантических связях элементов речи должна присут­ствовать и здесь.

Разрыв предметной и понятийной логичности мож­но наблюдать тогда, когда связи и отношения объ­ективной действительности, сущность явлений и событий сознательно искажаются или неправильно осознаются.

Разрыв предметной и понятийной логичности имеет место и тогда, когда «сущностные» связи и от­ношения действительности искажаются непреднаме­ренно в процессе познания из-за просчетов и логиче­ских ошибок, допущенных в мышлении. И здесь речевое сообщение о явлении при всей внешней логич­ности сцеплений элементов речи без опоры на ло­гичность предметную (утраченную за счет ошибок в познании) не будет по-настоящему логичным.

Итак, логичность предметная и логичность поня­тийная существуют в тесном взаимодействии, но в разных типах и формах речи может актуализиро­ваться одна из них.

Несоблюдение данных законов выражается в следующих ошибках:

1. Подмена тезиса: автор изменяет тему и начинает говорить о другом.
Пример. По данным отдела ЗАГС, за последние годы в районе увеличилось число разводов. Причем расторгают браки молодые семьи, с брачным стажем 1 — 3 года. В чем же секрет семейного счастья? Тема развода подменяется другим предметом разговора — семейным счастьем.

2. Неправильное различение тождественного: отождествление контекстных синонимов, отнесение их к одному и тому же предмету за пределами конкретного контекста.
Пример. На сотни верст, на сотни миль, на сотни километров лежала соль, шумел ковыль, чернела роща кедров (А. Ахматова). Синонимические отношения между подчеркнутыми словами обусловлены исключительно волей автора, их появление связано с его стремлением достичь определенного художественного эффекта, то есть они обусловлены содержанием данного высказывания и поэтому ограничиваются только им. В связи с этим достаточным основанием для сближения этих слов для автора является их понятийная соотнесенность. В толковых словарях же за данными словами закреплены уникальные значения, не позволяющие им заменять друг друга. Поэтому в рамках лексико-семантической системы языка слова «верста», «миля», «километр» не могут составлять синонимический ряд.

3. Повествовательный алогизм — расположение в одном тексте предложений, в которых утверждается совершенно противоположное.
Пример. Несомненно, взгляд притягивает нетканый гобелен Даши Головизниной. Она с помощью ниток изобразила эмблемы общественного объединения «Родничок», а в центре ковра соткала герб Селтинского района.

4. Мнимое противопоставление.
Пример. Ольга Владимировна привела любопытные цифры: сегодня средний возраст выборгских учителей 45 лет, а молодые специалисты составляют только 9 процентов от общего числа педагогов. Используя противительный союз «а», автор противопоставляет два суждения, которые в смысловом отношении не являются противоположными, не исключают друг друга.

5. Нарушение причинно-следственных связей.
Пример. В службе погрузки-выгрузки за последние годы немало сделано для механизации трудоемких процессов, однако железнодорожники работают в тяжелых условиях, так как вопросы механизации решаются слабо.

6.Выведение невыводимого: несоответствие посыла и вывода.
Пример. Если говорить о самих состязаниях, то необходимо отметить успех выборжанки Анны Киритчевой, которая в финале личного турнира уступила опытной Майе Кочмазовой из Северной Осетии. Получается, что автор в своем суждении об успехе девушки на состязаниях исходит из ее поражения.

7. Соединение понятий из разных логических рядов, смешение, сопоставление несопоставимого — логически неоднородных, различных по объему и содержанию понятий.
Примеры. На занятии присутствовали директор, заведующий учебной частью, а также Анна Павловна и Александр Сергеевич. Связка а также подразумевает, что ряд должен быть продолжен наименованиями должностей людей, а не их именами и отчествами.
Стилистика общественно-политических текстов заметно отличается от научно-популярных текстов. Получается, что стилистика сравнивается с научно-популярными текстами.
Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком среди всех действующих лиц «Грозы». Получается, что автор приравнял язык и действующих лиц, сопоставил их как понятия одного порядка.

8. «Ломаная метафора» — логическая несочетаемость двух метафор.
Пример. Пусть акулы империализма не протягивают к нам свои лапы.

9. «Логический скачок» — пропуск звена в объяснении.
Пример. А самое главное — это ваша поддержка, которая так необходима дочери в переходном возрасте, и ваши старания не пройдут незамеченными.

10. Амфиболия — двойственность или двусмысленность, возникающая из-за того или иного расположения слов или употребления их в различных смыслах.
Пример. Назначены ответственные по работе с детьми из неблагополучных семей, в обязанности которых входит обеспечение их занятости. Трудно понять, в чьи обязанности (детей из неблагополучных семей или ответственных) входит обеспечение занятости, и чьей именно занятости.

Логические ошибки также возникают из-за нарушения правил деления понятия. Их также четыре.

1. Правило обоснованности: деление должно проводиться только по одному признаку, который лежит в основе видовых различий частей.
Например. Имя существительное, глагол и словосочетание. Имя существительное и глагол — названия частей речи, а словосочетание — единица синтаксического уровня, поэтому оно не может входить в этот ряд членов деления.

2. Правило соразмерности: сумма объемов частей текстов (видовых членов деления) должна быть равна объему всего текста (родового понятия).
Пример. Его друзья из выборгского отряда «Поиск» (Алексей Семенов — отмеченный правительственными наградами командир поисковой группы, которая в 2005-м году извлекала человеческие останки из танка Т-26, ныне памятника) помогли устроить Ваню в детский сад. Объем родового понятия не соответствует объему членов деления (указан только один из них — Алексей Семенов).

3. Правило взаимоисключения: понятие должно быть разделено на части так, чтобы каждая из этих частей исключала другие.
Пример. Прекрасно представлено декоративно-прикладное искусство — литье, металлические иконы. Литье включает в себя металлические иконы. Эти члены деления не исключают друг друга.

4. Правило непрерывного деления: текст (родовое понятие) должен быть сначала разделен на части (виды), для которых он является ближайшим родом, а затем уже на более мелкие части (подвиды), для которых каждый вид выступает как род. То есть при делении понятий должна соблюдаться четкая иерархия.
Например, одновременное деление домов на одноэтажные, кирпичные, новые, панельные, обычные, деревянные, многоэтажные, старые, элитные является некорректным. Видовые понятия «кирпичные», «панельные», «деревянные» должны быть конкретизированы подвидами «многоэтажные», «одноэтажные», а они уже должны быть разделены на «старые» и «новые». «Новые» — на «обычные» и «элитные».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.015 с.)