Введение. Основные составляющие русского языка раздел 1 язык и речь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Основные составляющие русского языка раздел 1 язык и речь



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине

«Русский язык и Литература.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

студента II курса


 


Методическое пособие разработано в соответствии с учебной программой дисциплины «Русский язык и Литература. Русский язык и культура речи», охватывает все основные нормы современного русского литературного языка. Предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов технического, естественнонаучного и социально-экономического профиля.

 

 


Содержание

 

От авторов…………………………………………………………………………2

Оценочный лист………………………………………………………..................3

Раздел 1. Язык и речь…………………………………………………................ 3

Тема 1.Язык и речь………………………………………….......................3

Тема 2. Понятие культуры речи ………………………………................5

Раздел 2. Фонетика. Орфоэпия. Понятие о фонеме…………………...............7

Тема 2.1 Основные фонетические единицы языка………………………7

Тема 2.2 Фонетические средства речевой выразительности……………8

 

Тема 2.3 Орфоэпические нормы русского литературного языка…….12

Тема 2.4 Понятие о фонеме………………………………………………13

Раздел 3. Лексика. Фразеология. Лексикография…………………………… 14

 

Тема 3.1 Использование в речи изобразительно-выразительных средств. Слово, его лексическое значение…………………..14

 

Тема 3.2 Лексические нормы…………………………………………….23

Тема 3.3 Типы фразеологических единиц. Их использование в

 

речи…………………………………………………………….26

Тема 3.4 Основные типы словарей……………………………………...30

Раздел 4. Морфемика……………………………………………………………31

Тема 4.1 Способы словообразования……………………………………31

Тема 4.2 Словообразовательные нормы………………………..............33

Раздел 5. Морфология. Грамматические категории и способы их

выражения в современном русском языке…………………………….35

Тема 5.1 Самостоятельные и служебные части речи…………………..35

Тема 5.2 Морфологические нормы……………………………..............38

Тема 5.3 Грамматические категории и способы их выражения

в современном русском языке……………………………………………39

Раздел 6. Синтаксис……………………………………………………………..40

Тема 6.1 Основные синтаксические единицы…………………………..40

Тема 6.2 Типы предложений…………………………………………….42

 

Тема 6.3 Выразительные возможности русского синтаксиса………...44 Раздел 7. Графика и орфография. Русская пунктуация……………………..46

Тема 7.1 Позиционный принцип русской графики……………………46

 

Тема 7.2 Принципы русской орфографии……………………..............46 Тема 7.3 Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой

 

выразительности……………………………………………………………47

Раздел 8. Лингвистика текста. Функциональные стили речи. Специфика

и жанры каждого стиля…………………………………………………………49

Тема 8.1 Текст и его структура………………………………................49

Тема 8.2 Функциональные стили литературного языка……...............50

Тема 8.3 Жанры деловой и учебно-научной речи……………………..54

Упражнения для повторения……………………………………………………55

Вопросы для аттестации…………………………………………………………61

 

Литература………………………………………………………………………..64


Пояснительная записка

 

Уровень культуры современного человека во многом зависит от степени владения родным языком и речью, от умения общаться в определенной речевой ситуации, уважать партнера.

 

С учетом требований к подготовке специалистов разного профиля работа по усвоению дисциплины «Русский язык и Литература. Русский язык и культура речи» предусматривает дифференциацию заданий, решающих также вопросы формирования профессиональной речи студентов. Проблема профессиональной речевой ориентации студентов может быть частично решена путем организации преподавателем выполнения упражнений по закреплению языковой нормы. Одной из форм такой работы является индивидуальная самостоятельная работа студентов в рабочей тетради.

 

Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи» представляет собой учебное пособие для студентов специальностей технического, естественнонаучного и социально-экономического профиля. Его основная цель – путем практических упражнений формирование языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня коммуникативной компетенции будущего специалиста.

 

Работа студентов в рабочей тетради предполагается как на учебных занятиях, так и самостоятельно, в виде домашнего задания. Выполнение письменных практических упражнений позволит преподавателю осуществлять индивидуальный контроль, а также анализировать общий уровень знаний, умений и навыков студентов по определенным разделам дисциплины.

 

Упражнения составлены по следующим разделам курса:

 

1. Фонетика. Орфоэпия – вариативность произношения гласных и согласных звуков в заимствованных словах; усвоение акцентологической нормы и вариантов ударения; работа с орфоэпическим словарем.

 

2. Лексика. Фразеология – отбор профессиональной лексики на основе анализа учебной литературы по дисциплинам СПО, работа с лексическим и толковыми словарями.

 

3. Словообразование–словообразовательныйанализиподборновых

 

профессиональных слов, образованных с помощью современных словообразовательных элементов.

 

4. Морфология – упражнения с трудными случаями образования грамматических форм частей речи.

 

5. Синтаксис – синтаксический разбор предложений, анализ и подбор синтаксических синонимов, имеющих стилистическую окраску и профессиональную направленность.

 

6. Стилистика – анализ публицистических, научных, официально-деловых текстов, содержащих профессиональную лексику; составление текстов разного типа с освещением будущей профессии.

 

7. Нормы русского правописания – упражнения по орфографии и пунктуации.

 

Завершают пособие разделы: «Справочные материалы». Справочные материалы представляют собой краткие теоретические справки по наиболее трудным случаям языковой нормы и ее вариантам.

 

Система упражнений разработана в соответствии с требованиями примерной программы для учреждений СПО, рабочей программой 2015 года.

 

Памятка по заполнению рабочей тетради:

 

1.В течение учебного года каждый студент регулярно заполняет рабочую тетрадь, что является обязательным условием успешной сдачи аттестации.

 

2.Перед началом работы студент изучает материалы лекций, практических работ и приступает к выполнению заданий. При необходимости обращается к дополнительной литературе, различным источникам, включая ресурсы интернета.

 

3. Соответственно выполненные студентом задания должны быть представлены для проверки в срок, установленный преподавателем


Практические работы

 

 

Дата Оценка Подпись Дата Оценка Подпись
  работы   преподавателя   работы   преподавателя
  1       32    
  2       33    
  3       34    
  4       35    
  5       36    
  6       37    
  7       38    
  8       39    
  9       40    
  10       41    
  11       42    
  12       43    
  13       44    
  14       45    
  15       46    
  16       47    
  17       48    
  18       49    
  20       50    
  21       51    
  22       52    
  23       53    
  24       54    
  25       55    
  26       56    
  27       57    
  28       58    
  29       59    
  30       60    
  31       61    

 

 

Самостоятельные работы

Дата № работы Оценка Подпись преподавателя
  1      
  2      
  3      
  4      
  5      
  6      
  7      
  8      

Тема 1 Язык и речь

 

Задание 1 Напишите сочетания только со словом язык;только со словом речь;сочетания с обоими словами.

 

Специальный, общий, сигнальный, культурный, разговорный, научный, смешанный, политический, общепринятый, тайный, непонятный, поэтический, индивидуальный, особый, точный, технический, родственный, национальный, письменный, детский, профессиональный.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________

 

Задание 2 Напишите,какое значение имеют устойчивые сочетания и выражения.

 

Образец: Перестань молоть языком! –Не говори лишнего!

 

Белая ворона.______________________________________________________________

Блудный сын.______________________________________________________________

Не робкого десятка._________________________________________________________

Одного поля ягода.________________________________________ _________________

Собака на сене.____________________________________________________________

Держать язык за зубами.____________________________________________________

Что на уме, то и на языке. __________________________________________________

Придержать язык. _________________________________________________________

 

Кто тебя за язык тянул? ____________________________________________________

Язык прикусить. ___________________________________________________________

 

С языка сорвалось. _________________________________________________________

Язык не повернется сказать. ________________________________________________

На языке вертится._________________________________________________________

Сизифов труд.______________________________________________________________

С распростертыми объятьями._______________________________________________

Пересчитать по пальцам.____________________________________________________

Брать себя в руки.__________________________________________________________

Брать за горло._____________________________________________________________


Задание 3 Составьте простые предложения со словом речь.Укажите грамматическуюоснову в каждом предложении.

 

Речь чужая, стихотворная, диалектная, поэтическая, нейтральная, ораторская, образная, грубая, медленная, авторская, прямая, косвенная, развязная, диалогическая, уважительная, монологическая.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________

 

Задание 4 Прочитайте пословицы и поговорки со словом речь.Объясните их значение.

 

Речи слышали, да дела не видели.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Речи, что снег, а дела, что сажа.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Речи, что мед, и дела, что полынь.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Глупая речь не пословица.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить.

 

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

__________________________________________________________________________

Самостоятельная работа № 1.

Составить конспект по теме «Специфика письменной и устной речи».


Самостоятельная работа № 2.

Составить конспект по теме: «Орфоэпия».

 

Самостоятельная работа № 3.

Составить план и тезисы по теме: «Аллитерация и ассонанс».

 

Тенденция

[ ] кафе [ ]      
кофе [ ]    

Компьютер

[ ]

Шинель

[     свитер [ ]    
френч [ ]     резюме [

]

 

юриспруденция [ ]

декада [ ]    
крем [      

Купейный

[   ]

академия

[ ] бизнес [ ]    
сессия [ ]    

Адекватный

[ ]
декан [ ]    

Бутерброд

[   ]

Деканат

[ ]  

брюнет [

]    
пресса   [ ]            

Задание 13 Определите,какой звук, [Э]или[О],произносится в словах.

Желоб

  [ ]

жернов [

  ]  

жердочка [

]

желчь [

  ]  

Шерстка

[ ]

акушер [

  ]

Гренадер

[ ]

Издевка

  [ ]

Маневр

  [ ]

новорожденный [

Опека

  [ ]

афера [

  ]  

никчемный [

]

острие [

  ]  

 

Задание 14 Допишите.

 

Термин орфоэпия употребляется в двух значениях:


 

1._________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


2._________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Полный стиль характеризуется

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Неполный стиль –

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Нейтральный стиль -

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Самостоятельная работа № 4.

Составить конспект по теме: «Русское литературное произношение».

 

Тема 2.4 Понятие о фонеме

 

Задание 15 Допишите.

Фонема -

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Сильная фонема -

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Слабая фонема -

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Задание 16 Сделайте выборочную транскрипцию слов.

 

1.

Аль[

]рнатива (альтернатива) докла[ ]чик (докладчик)
  [

]кларация (декларация)

[ ]нденция (тенденция)

 

ко[ ]кс (кодекс)

по[ ]тенциальный (потенциальный)

 

пре[

]зия (претензия)

законопро[ ]т (законопроект).

2.

Було[

]ная (булочная)

хле[ ] (хлеб)

  ре[

] ка (резка)

cа[ ] (сад)

 

выво[

] (вывоз)

ле[ ]кий (легкий)

 

вво[] (ввоз)

ло[ ] ка (лодка)
 

мед[

]нститут [ ]доба (сдоба)
  ни[   ]ий (низкий)

[ ]изнью (с жизнью)

  по[   ]е (позже) дро[ ]и (дрожжи)

с[ ]астье (счастье)

прелеc[ ]ный (прелестный)


 

прика[ ]ик (приказчик)

два[   ] цать (двадцать )

 


 

Экспрессивность

Эмоциональность Оценочность дом               домишко               гриб(о человеке)               крохотуля               дурак               сирень               дурачок               остолбенеть               лгунишка               проныра               подлиза               дармоед               курица               (о человеке)               безмозглый               мчаться               баран(о человеке)               книга               бумагомаратель               библиотека               фирмач               тусовка               глупыш               горемыка               егоза               капризуля               ржать               Задание 21

Определите,

какие

выразительные средства употребляются в

предложениях.              

 


 

1. Глаза как звезды__________________________________________________________


2. Слово крошкой в руках улеглось.___________________________________________

3. Белей, чем горы снеговые._________________________________________________

4. Не ветер бушует над бором.________________________________________________

5. Так летом глыба снеговая, цветами радуги блистая, висит, прохладу обещая, над беззаботным табуном._______________________________________________________

6. Бродяга-ветер. ___________________________________________________________

7. Серебряная береза. ________________________________________________________

8. Жадно глядит, несется сверкая._____________________________________________

9. Живой труп.______________________________________________________________

10. Все флаги в гости будут к нам._____________________________________________

 

11. Горит восток зарею новой._________________________________________________

 

12. Откуда, умная, бредешь ты, голова?_______________________________________

13. А в комнате людей – за день не перечесть._________________________________

14. Мужичок с ноготок.______________________________________________________

15. Мальчик с пальчик.______________________________________________________

16. Робко месяц смотрит в очи, изумлен, что день не минул.____________________

17. Осторожно месяц из калитки вышел.______________________________________

18. Гвозди б делать из этих людей: крепче бы не было в мире гвоздей.

___________________________________________________________________________

19. Стальной оратор дремлет в кобуре.________________________________________

__________________________________________________________________________

20. Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?\

21. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

_________________________________________________________________

22. Ах, уймись ты, буря! _____________________________________________________

23. Соловей мой, соловей, голосистый соловей!_________________________________

24. Не верь, не верь поэту, дева! ______________________________________________

25. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья, и вечной правды торжеством.

26. Струится не тихнущий дождь, томительный

дождь…___________________________

27. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым._______________

_____________________________________________________________________________

28. Черный вечер, белый снег. Ветер. Ветер.______________________________________

29. Мы села – в пепел! Града – в прах! В мечи - серпы и плуги!_____________________

30. Я царь, я раб, я червь, я бог__________________________________________________

31. А вы, надменные потомки…подлостью прославленных отцов…

_____________________________________________________________________________

32. Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады,

монастыри____________________________________________________________________

 

33. И волны теснятся, и мчатся назад, и снова приходят, и о берег бьют…

_____________________________________________________________________________

34. Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы.

 

Тема 3.2 Лексические нормы


Задание 22 Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм.Исправьте речевые ошибки.

 

1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

У него сразу вспотели ладони рук.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Прейскурант цен вывешен на витрине.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. В заключении рассказчик рассказывал еще одну забавную историю.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Впереди лидирует гонщик под номером пять.___________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.

 

_____________________________________________________________________________

11. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть._______________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.


_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

14. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

15. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

16. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

17. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

18. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

19. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность._______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

20. Мы его видели и сбоку, и в профиль.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

21. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

22. Некоторые руководители не сосредоточивают внимание на решении необходимых насущных вопросов.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

23. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

24. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


25. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

26. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

27. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

28. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту

месяцу.____________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

29. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.

 

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Самостоятельная работа № 5.

Составить конспект по теме: «Использование фразеологических единиц в речи».

 

Раздел 4 Морфемика

 

Цель: формирование умений использовать стилистические возможности современногословообразования.

 

Студент должен знать способы словообразования,особенности словообразованияпрофессиональной лексики и терминов.

 

Студент должен уметь пользоваться нормами словообразования применительно кобщеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике.

 

Тема 4.1 Способы словообразования

 

Задание 26 Допишите.

 

Способы образования слов:

1.________________________________________________________________________

 

1.1___________________________________________________________________________

а)____________________________________________________________________________

б)____________________________________________________________________________

в)____________________________________________________________________________


1.2___________________________________________________________________________

1.3___________________________________________________________________________

1.4___________________________________________________________________________



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.396 с.)