Согласование подлежащего и сказуемого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Согласование подлежащего и сказуемого



 

1.При подлежащем, выраженном именем существительным в собирательном значении (ряд, большинство, меньшинство, часть) в сочетании с существительным в родительном падеже множественного числа, сказуемое обычно ставится во мн.ч., если речь идет о предметах одушевленных, в ед.ч., если подлежащее обозначает предметы неживой природы.

 

Например: Большинство студентов успешно сдали зимнюю сессию. Ряд новых зданий стоял в новом микрорайоне.

 

1.При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во мн.ч.

Например: Четыре документа находились в сейфе.

 

3.При составном числительном, оканчивающемся на один, сказуемое, как правило, ставится в ед.ч.

 

Например: Тридцать один работник пришел на собрание.

 

4.При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в ед.ч. и согласуется в роде.

 

Например: Миллион рублей перечислено на новое предприятие.

5.При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в ед.ч.

Например: Десять лет прошло с того памятного события.


6.При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в ед.ч.

Например: Немало студентов нашего техникума приняло участие в этих соревнованиях.

 

7.При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т.п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами.

 

Например: «Герой нашего времени» написан М.Ю Лермонтовым. «Отцы и дети» написаны И.С. Тургеневым сказать нельзя, так как следует добавить родовое наименование. Следует говорить так: Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым.

 

8.При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный предмет.

 

Например: Вагон-кафе расположен (а не расположено) между шестым и седьмым вагонами. Кафе-столовая отремонтирована.

 

9.Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования: а) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, ставится во мн.ч.: Промышленность и сельское хозяйство в стране неуклонно развиваются; б) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласовывается с ближайшим из них: В аудитории слышался ропот и крики.

 

Оформление деепричастного оборота

 

Предложения с деепричастными оборотами требуют особого внимания пишущего (говорящего). Правила их построения часто нарушаются в современной речи.

 

Главное правило оформления деепричастного оборота заключается в следующем: деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица. Нарушение этого правила приводит к курьезам вроде знаменитой фразы из рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга»: «Подъезжая к стации и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (выходит, что к стации подъезжала… шляпа).


Литература

Обязательная литература:

 

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика.Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразов. учрежд./ Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. -М.: «Просвещение», 2012.-234 с.

 

2. Греков В. В. Пособие для занятий по русскому языку: Учебник для обучающихся 10-11

кл./ Греков В. В. -М.: «Просвещение», 2010. -287 с.

3. Розенталь Д. Э. Русский язык в 10-11 кл.- М.: «Просвещение», 2009.- 378 с.

 

Дополнительная литература:

 

1. Брусенцова А. А., Гаврилова Г. Ф. Пособие по грамматике русского языка.- Ростов -на Дону: «Феникс», 2008.- 148 с.

 

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи.- М., 1988.

3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2012.

4. Колтунова М.В. Деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие. – Изд.

Второе, доп. – М.: Логос, 2005. – с. 253-293.

5. Львов С. И. Таблицы по русскому языку. М.: «Дрофа», 2010.- 40 с.

6. Шанский Н. М. Лингвистические детективы.- М.: «Дрофа», 2010.- 146 с.

7. Шклярова Т. В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов.- М.:

«Дрофа», 2012.- 182 с.

8.

 

Словари и справочники

 

1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.

 

2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

 

3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.

 

4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.

 

5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.,

2005.

6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.

 

7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.

 

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений.

– 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.

10. Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.

11. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

 

12. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.

 

13. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.

 

14. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

15. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В.

Бурцева. – М., 2006.

 

16. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.

 

17. Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.


18. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.

 

19. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.

 

20. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.

 

Информационное обеспечение дисциплины:

1. http://www.elibrary.ru — научная электронная библиотека (НЭБ).

2. Электронно-библиотечная система (ЭБС) znanium.com издательства «ИНФРА-М».

3. Электронно-библиотечная система ibooks.ru (Айсбукс).

4. www.gramota.ru/

5. www.russkoeslovo.org/node/3702

6. ru.wikipedia.org/wiki



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.015 с.)