Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о работоспособности. Динамика работоспособности в течение учебного дня, учебной недели, учебного годаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В прикладной психофизиологии есть ключевое понятие - работоспособность. Работоспособность является интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений и в конечном итоге отражает рациональность организации учебного процесса, его соответствие возможностям ребенка, его эффективность. Динамика работоспособности позволяет увидеть, какой «ценой» достигается тот или иной педагогический результат. Уровень работоспособности коррелирует с функциональной зрелостью коры и подкорковых структур и совершенствуется по мере возрастного развития структурно-функциональной организации мозга. «Работоспособность — это способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы» (М.В. Антропова). Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья и т.п.), психологических (самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т.п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.). Работоспособность как интегральная характеристика функционального состояния отражает его изменения в течение урока, учебного дня, недели, года. Знание закономерностей динамики работоспособности позволяет рационально построить учебный процесс, снизить функциональное напряжение организма и повысить эффективность работы. Существуют общие закономерности динамики работоспособности, в которой выделяется несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (период оптимальной работоспособности); предутомление (период компенсаторной перестройки) и утомление. В период врабатывания происходит постепенное повышение работоспособности. Это период поиска наиболее адекватных и эффективных вариантов функционирования всех органов и систем, период значительного напряжения, высоких энергозатрат, период организации произвольного внимания и функциональной организации деятельности. Это период качественного изменения функциональной активности мозга, активизации связей между отдельными нервными центрами головного мозга. В этот период работоспособность неустойчива, а эффективность ее не очень высока.
Устойчивый период - это время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме. Высокая устойчивая работоспособность не требует от организма чрезмерных усилий и энергозатрат, снижается напряжение и повышается согласованность в деятельности всех систем. Однако период оптимума не может продолжаться бесконечно и закономерно сменяется следующим периодом - компенсаторной перестройкой. Это период, когда ребенок еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения. Именно этот период характеризуется снижением внимания, ростом числа отвлечений, снижением темпа деятельности, повышением двигательной активности. Усилием воли ребенок может продолжить работу и даже улучшить ее качество, но очень недолго. Следующий период — утомление. Утомление - особое функциональное состояние организма, оно может возникать и при длительной, но неинтенсивной работе, и при кратковременной интенсивной. Утомление характеризуется рассогласованием в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, повышением влияния подкорковых структур. Снижается сначала качество, а затем и количество работы (т.е. снижается работоспособность). Первые признаки утомления хорошо знакомы педагогу и психологу: нарушение концентрации внимания, снижение темпа работы, двигательное беспокойство, повышается количество ошибок, нарушается координация движений и ее первым признаком является изменение почерка и т.п. Нарушается регуляция вегетативных функций; внешне это иногда проявляется как потливость (у детей сильно потеют руки, покраснение лица, могут появиться жалобы на головную боль или «боль в животе»). Изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или во время отдыха. Следует отметить, что утомление обладает двойным биологическим действием. С одной стороны, оно является защитной реакцией организма и охраняет его от чрезмерного напряжения, с другой - стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функциональных возможностей (фактически повышает адаптивный резерв). Количественно оценить утомление позволяют показатели работоспособности, а качественная оценка степени утомления очень сложна. Как правило, дети младшего школьного возраста не всегда адекватно оценивают собственное состояние — при очень интересной, эмоционально значимой деятельности внешние признаки утомления могут не проявляться достаточно длительное время и сам ребенок словно не чувствует утомления, однако функциональное напряжение постепенно нарастает и в какой-то момент может проявиться в виде резкого снижения работоспособности, проявляющегося как отказ от работы («больше не могу»).
Дети более старшего возраста (10-12 лет) уже хорошо дифференцируют состояние утомления и даже предутомления (компенсаторной перестройки), умеют регулировать и ограничивать работу. От чего зависит продолжительность отдельных фаз работоспособности? - От очень многих и разнообразных причин. Один из факторов - возраст. Чем моложе ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации более резко проявляется утомление. Следующий фактор - состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями и особенно - у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстрое наступление утомления. Еще один фактор - соответствие условий и требований работы функциональной зрелости организма, функциональным возможностям ребенка. Именно функциональная зрелость коры и подкорковых структур определяют возможности ребенка к организации деятельности, особенности организации внимания, продолжительность врабатывания, способность определенное время работать без отвлечений и в конечном итоге — эффективность работы. Если условия, организация работы или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его функциональным возможностям, удлиняется период врабатывания, сокращается период оптимальной работоспособности и резко наступает утомление. Мы отмечали, что в онтогенезе ребенка выделяются два критических периода - начало обучения и период полового созревания. Эти периоды отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, выраженным напряжением и утомлением. Рациональная организация учебнKятий сокращает период врабатывания, способствует удлинению периода оптимальной работоспособности и отодвигает, делает менее выраженным утомление. Динамика работоспособности во время урока в начальной школе подчиняется тем же закономерностям, которые мы только что разобрали. Первые 3-5 минут - врабатывание, затем 10-15 минут оптимальной работоспособности, еще 5-7 минут неустойчивой работоспособности и - утомление. Если учитель, входя в класс, говорит: «Открыли тетради, быстро начинаем писать контрольную работу (решать примеры, писать изложение)», - то результат может быть очень низким (отсутствие времени на врабатывание приведет к эмоциональному напряжению, повышению тревожности, что удлинит врабатывание и резко сократит период оптимума). То же самое происходит в ходе урока при смене видов деятельности - «Быстро закрыли учебники, открыли тетради, начинаем писать (считать)...». Следует помнить и о том, что продолжительность периодов врабатывания и оптимума зависит от функционального состояния ребенка и его индивидуальных особенностей. Например, у медлительных детей этот период в 1,5-2 раза продолжительнее, удлиняется врабатывание у утомленных детей, у ослабленных (после болезни). Не менее значим возраст. Так, например, период врабатывания детей 5-6 лет составляет 5-6 минут, а период оптимума - 15-17 минут. Установлено, что для детей младшего школьного возраста продолжительность урока не должна превышать 40-45 минут. Это связано с особенностями организации внимания, отрицательным эффектом статической нагрузки, функциональным напряжением. Наилучшее функциональное состояние организма и высокая работоспособность достигается при длительности уроков в 30-35 минут, при этом наименее эффективны первые, пятые и последующие уроки. Планируя любую работу на уроке, необходимо учитывать эти закономерности. Дневная динамика работоспособности дает достаточно четкую картину. Первый урок - врабатывание, второй и третий - оптимум, на четвертом повышается напряжение и снижается качество, пятый урок в начальной школе не эффективен, а успешная работа возможна только при высокой функциональной цене нагрузки.
Специальные исследования показали, что к 4-му уроку работоспособность первоклассников снижается в 2 раза, и случаи сильного утомления отмечаются у четверти детей. У шестилеток - первоклассников также отмечено резкое падение работоспособности уже после первого урока, а утомление в конце дня выявлено почти у 70 % детей даже при облегченном режиме дня. Понятно, что 5 и 6-е уроки в начальной школе не только нецелесообразны (слишком высоко напряжение и низка эффективность), но просто вредны, т.к. ребенок будет работать на фоне утомления. Следует учесть, что при интенсивной чрезмерной работе у учащихся 1-3 классов снижение работоспособности начинается со 2 урока, а на 3-ем наблюдается резко выраженное утомление. У пятиклассников - оптимальный уровень работоспособности также отмечен на 2 и 3 уроках, а после 5-го урока отмечается резкое снижение. Для старшеклассников максимальное количество уроков - шесть, седьмые и восьмые часы мало эффективны и требуют очень высокого функционального напряжения. Улучшить состояние ребенка в течение дня, отодвинуть утомление, снять усталость помогают физиологические стимуляторы. В качестве таких стимуляторов предлагают использовать: активную прогулку (это может быть часовая прогулка после 3-го урока), форсированное дыхание (такие упражнения можно проводить на каждом занятии), физкультминутки, холодовые раздражители (обтирание влажной салфеткой лица и шеи), звуковые раздражители.
Важно знать и оптимальную продолжительность различных видов деятельности на уроке, например, продолжительность непрерывного чтения в 6 лет не должна превышать 8 мин, в 7-8 лет - 10 мин, в 9 лет - 15 минут, как показывают специальные исследования. Продолжительность непрерывного письма в 7 лет в среднем - всего 2 мин 40 сек в начале урока и 1 мин 45 сек - в конце. Экспериментальные данные показывают, что оптимальная организация урока - главный фактор профилактики утомления и функционального напряжения. Эффективная и непрерывная интеллектуальная работа в 5 классе возможна в течение 20-25 минут. Кратковременный перерыв позволяет продолжать ее следующие 20-25 минут. У старшеклассников период эффективной непрерывной интеллектуальной работы не намного выше — 30-35 минут, но хорошо сформированные механизмы произвольной регуляции деятельности позволяют в этом возрасте значительно удлинить период высокой работоспособности. Рационально организованный урок - это не только урок, в котором учтена продолжительность отдельных моментов, но, что еще более важно - соблюдается оптимальный темп деятельности, не создается ситуация цейтнота, подгонки, дефицита времени. Информационные перегрузки в сочетании с постоянным дефицитом времени - ведущие факторы нарушения функционального состояния и нарушений психического здоровья. В тех случаях, когда они сочетаются с высокой мотивацией, невротизирующее действие таких нагрузок усиливается. Таким образом, неправильно организованный урок может быть фактором прямого действия, вызывающим нарушение в состоянии здоровья и комплекс школьных проблем. Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья имеет правильная организация не только каждого урока, но и учебной недели. В недельной динамике работоспособности мы отмечаем те же периоды: понедельник - врабатывание, вторник, среда - оптимум, в четверг повышается напряжение и снижается эффективность работы (т.е. растет ее физиологическая «цена»), в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели. Нетрудно убедиться, что трудные задания, новый материал, контрольные работы потребуют значительно большего напряжения в дни врабатывания или накопления утомления. Учитывая это, целесообразно распределять учебную нагрузку. Есть опыт многих школ, показывающий, что четверг можно сделать днем своеобразной разгрузки (экскурсия, бассейн, прогулки, рисование, музыка), тогда пятница и суббота становятся днями «высокой и устойчивой работоспособности». «Разгрузочный» четверг в этом случае играет роль «физиологического релаксатора», как физкультминутка на 25-ой минуте урока, как прогулка после 3-го урока. В последние годы многие школы работают в режиме пятидневной учебной недели. Два дня отдыха ребенка в семье имеют безусловный положительный социальный эффект, но при одном условии - если это действительно рационально организованный отдых в благоприятной социальной обстановке. К сожалению, у значительной части детей это два дня безнадзорной беготни или, наоборот, жестокого давления и выяснения отношений со взрослыми. В этих случаях положительного социального эффекта нет и остаются негативные эффекты нарушения недельного ритма и динамики работоспособности: удлиняется период врабатывания (понедельник, вторник), сокращается период оптимальной работоспособности (среда), отмечается большее утомление (пятница). К тому же увеличивается ежедневное число уроков.
Думается, вывод о целесообразности и эффективности введения «пятидневки» могут и должны сделать в каждой школе самостоятельно, исходя из реальных условий, но основываясь при этом не на желаниях учителей и родителей, а реальных возможностях детей. Гигиенисты считают, что пятидневка допустима только при сокращении объема общей недельной нагрузки. Годовая динамика работоспособности также очень близка к стандартной кривой. Первые месяцы обучения (адаптация) - врабатывание, причем этот период наиболее длителен (6-8 недель) в 1 классе, затем во 2-4 классах сокращается до 3-4 недель, опять увеличивается в 5 классе - 4-6 недель, и в последующие годы обучения составляет 2-3 недели. Наступление утомления в течение года сдерживается каникулами, играющими роль физиологических «стимуляторов». Наиболее трудными периодами учебного года на протяжении всех лет обучения являются период после 20-го декабря и середина февраля. Первый спад работоспособности (в декабре) компенсируется зимними каникулами, правда, они могут быть более эффективными, если будут начинаться 25 декабря. Второй спад работоспособности (в феврале) также рекомендуется компенсировать 7-10-дневными каникулами в середине февраля либо снижением нагрузки. Мы рассмотрели общие закономерности изменения работоспособности в течение учебного дня, недели, года. Однако любой учитель и школьный психолог хорошо знают, что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке. Кто-то из детей с трудом высиживает урок, кто-то не может сосредоточиться. С чем же связаны индивидуальные особенности работоспособности, как они проявляются? Доказано, что индивидуальные особенности работоспособности связаны с большим количеством различных факторов, и прежде всего с физическим развитием, функциональным состоянием организма, индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности, состоянием здоровья, эмоциональным состоянием. Индивидуальные варианты работоспособности различаются по уровню и по динамике изменений в течение определенного периода (дня, недели, года, какого-то периода, например урока, и т.п.). Уровень работоспособности условно разделяют на высокий, средний и низкий. Примерно половина детей в младшем школьном возрасте имеет до уроков средний уровень работоспособности, обеспечивающий хорошую работу на уроке, хорошее усвоение материала. Около 30 % детей имеет высокую работоспособность и примерно 20 % школьников имеет низкий уровень работоспособности. Вот этот исходный уровень оказывает большое влияние на развитие утомления. Дети с высоким и средним уровнем работоспособности утомляются только при интенсивной и длительной работе, а дети с низким уровнем работоспособности могут быстро утомляться даже при малоинтенсивной и непродолжительной работе. Для того, чтобы учитывать динамику работоспособности в процессе учебных занятий, интересно знать, какие существуют типы индивидуальной дневной динамики работоспособности. По динамике изменений в течение дня можно выделить по крайней мере девять типов работоспособности: a. ровный, или устойчивый, тип работоспособности, но работоспособность при этом может быть и на высоком, и на среднем, и на низком уровне; b. исходный высокий уровень сохраняется до середины дня и резко снижается в конце дня; c. исходный уровень снижается в середине дня и остается таким до конца дня; d. непрерывное снижение уровня работоспособности от начала к концу дня; e. при низком или среднем исходном уровне работоспособность улучшается только к концу дня; f. при низком или среднем исходном уровне работоспособность повышается к середине дня и сохраняет до конца дня; g. при низком или среднем уровне работоспособность повышается в течение дня; h. улучшение работоспособности в первой половине дня и ухудшение во второй; i. ухудшение работоспособности в первой половине дня и улучшение во второй. Разумеется, учитель не может и не должен определять тип работоспособности каждого ребенка, но знать, что вариантов достаточно много, что они различны, конечно, необходимо. Это поможет не только правильно построить урок, занятие, но и найти более адекватный подход к разным ученикам. В течение урока индивидуальная динамика работоспособности тоже может быть различной. Мы уже много говорили о том, что на сохранение высокого уровня работоспособности и на благоприятную динамику оказывают влияние различные факторы, но в качестве первого и, пожалуй, основного для школьников младших классов назовем состояние здоровья, имея в виду комплексную характеристику, учитывающую физическое и психическое развитие ребенка, его функциональное состояние, наличие или отсутствие хронических заболеваний, степень сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов, факторов внешней среды. Рассказывая о детях ослабленных, часто болеющих, с отклонениями психоневрологического статуса, мы упоминали о том, что они отличаются низким уровнем работоспособности и неблагоприятной динамикой. Чаще всего у них отмечаются неблагоприятные изменения работоспособности, такие, как типы III, IV в течение дня. Среди этих детей чаще встречаются ослабевающий и неровный типы работоспособности на уроке. Но и у здорового, хорошо успевающего ученика может быть резко снижена работоспособность после болезни. Большое влияние на устойчивость работоспособности оказывают особенности высшей нервной деятельности. Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергично, легко и быстро включаются в работу, на уроке внимательно слушают, тянут руку (готовы и хотят отвечать), легко переключаются на новое дело, на новую работу и новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь. Дети с сильным, неуравновешенным, инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что реактивность у них преобладает над активностью: они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности; однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но уж если «не нравится» - отключается мгновенно. Работоспособность у этих учеников очень неустойчива. Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу; правда, включившись, могут работать долго и упорно, но не могут быстро перестроиться: им трудно переключить свое внимание. Дети со слабым типом нервной системы (меланхолики) малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни на перемене; они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их; они не умеют работать не отвлекаясь, быстро утомляются, и, естественно, динамика работоспособности у них неблагоприятного типа. В каждом классе есть дети, которых можно отнести к определенной группе, но у одних эти особенности проявляются достаточно четко, и сделать это довольно просто, а у других можно найти черты разных типов. Не удивляйтесь: ведь любое разделение на типы, группы, любое выделение каких-то общих качеств, закономерностей условно, и поэтому можно говорить лишь о преобладании черт какого-то одного типа, но и это не исключает наличие черт прямо противоположных. Желание учителя повысить эмоциональность урока, изменить форму работы, переключить внимание учащихся вполне реализуется при использовании различных технических средств - телевидения, кинофильмов, диафильмов, звукозаписи. Но все хорошо в меру и, если на одном уроке учитель пытается использовать все сразу или в течение целого урока «крутит» фильм, ожидаемого эффекта не будет. Во-первых, применение технических средств создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, особенно на зрительный и слуховой анализаторы и часто переключение для ребенка достаточно сложно, а длительное использование этих же технических средств сильно утомляет ребенка. Поэтому и существуют научно обоснованные нормы длительности использования технических средств обучения на уроках. Например, в 1-2 классе длительность просмотра диафильмов и диапозитивов составляет 7-15 минут, кинофильмов — 15—20 минут, телепередач - 5 минут. Особо следует остановиться на работе учащихся в компьютерном классе. В то же время учитель должен помнить, что в каждой деятельности, в том числе и учебной, есть некий (к сожалению, трудно определяемый) уровень эмоционального напряжения, при котором выполнение деятельности эффективно. Доказано, что слабые и умеренные эмоции (хотя прогнозировать их воздействие пока тоже невозможно, ведь то, что может быть слабым фактором для одного ребенка, для другого будет чересчур сильным) являются организующими, а сильные — дезорганизующими. И если сказка, рассказанная на уроке для разрядки, вызвала чересчур сильные эмоции, то запомнится сказка, а не то, что «проходили» на уроке. Дело еще и в том, что психоэмоциональное напряжение очень быстро истощает организм и приводит к быстрому падению работоспособности. Однако резкое снижение работоспособности и утомительность урока не всегда связаны с его трудностью. Многое зависит от уровня и методики преподавания, подготовленности ученика. Хорошо бы, конечно, дать табличку трудности уроков и их утомительности, а к ней приложить еще одну - с готовыми рецептами их ликвидации. Увы, в психологии и педагогике, в отличие от медицины, нет готовых рецептов, да и попытки определить степень трудности уроков, оценивая их влияние на организм учащихся, оказались неудачными. На одном и том же уроке разные дети утомляются по-разному (об индивидуальных особенностях динамики работоспособности мы еще расскажем). А значит, понятие «трудность урока» и «утомительность урока» - не однозначны. Трудность - это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, интенсивность работы и др., а утомительность - это субъективный индивидуальный показатель, характеризующий функциональную стоимость урока для каждого ученика. Нет и четких психолого-педагогических критериев оценки трудности урока. В то же время специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления школьников определяется не каким-либо одним фактором (объем, насыщенность, сложность, использование технических средств обучения (ТСО), интенсивность, эмоциональность и др.), а их совокупностью и сочетанием. Урок - основная и практически единственная форма учебно-воспитательного процесса. «Уроки - основная часть партитуры школьного дня...» (Ш. Амонашвили). Как оценить утомительность урока? И можно ли построить урок так, чтобы он был менее утомительным? Учитель практически не имеет критериев оценки утомительности урока. Педагогически правильно построенный урок должен способствовать высокой работоспособности и не приводить к значительному утомлению. Для того, чтобы оценить утомительность урока, можно использовать результаты специальных исследований, проведенных сотрудниками НИИ гигиены детей и подростков. Каждый урок оценивался по трем параметрам: трудности (Т - оценивалась в зависимости от характера мыслительной деятельности); насыщенности (Н - по числу видов учебной деятельности, элементов урока, которыми были заняты школьники); характеристике эмоционального состояния учащихся (Э - которая складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, особенностей изложения учителем материала, формы и характера учебного задания и т.п.), а также по результатам подробного гигиенического хронометража учебных занятий и анализа изменений функционального состояния организма учащихся и динамики их работоспособности. Сопоставление всех этих данных показало, что каждый показатель в отдельности (трудность, насыщенность, эмоциональность) в разной степени влияет на утомительность урока. Как показали эти исследования, уроки чтения, русского языка, математики и природоведения оказывали практически одинаковое влияние на функциональное состояние организма учащихся и динамику их работоспособности. Но наиболее трудными оказались уроки природоведения. На этих уроках в большей степени требовалось решение логических задач, творческое применение знаний. Это естественно, ведь природоведение - интегрированный курс разных наук, представляющих целостную картину мира. Затем следовали уроки математики, русского языка и чтения. По насыщенности учебными элементами (или видами учебной деятельности) первое место занимает чтение, а затем математика, русский язык, природоведение. Наиболее высокие эмоциональные реакции вызывали уроки природоведения, за ними — уроки математики, чтения, русского языка. Создалось впечатление, что низкая характеристика одного показателя урока в основном компенсируется высокой характеристикой другого. Например, при высокой трудности уроков природоведения работоспособность поддерживается, по-видимому, наиболее высоким эмоциональным фоном. А анализ функционального состояния организма и утомления показал, что утомительность урока определяется не каким-то одним фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью трех основных факторов: трудностью, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся. При этом оптимальной может быть и высокая, и средняя, и низкая степень каждого из этих показателей.
Вопросы для самоконтроля Какие периоды обучения в школе считаются физиологически наиболее уязвимыми? Как снизить «физиологическую цену» учебного процесса для ребенка? Какие этапы физиологической адаптации к школьному обучению можно выделить? От каких физиологических и психологических показателей зависит адаптация ребенка к школе? Что такое работоспособность? Какие закономерности в динамике работоспособности должен учитывать педагог при обучении детей? От чего зависит продолжительность отдельных фаз работоспособности? Какие физиологические стимуляторы помогают отодвинуть стадию утомления? Какая зависимость существует между трудностью и утомительностью урока?
Тесты по теме a. К физиологически наиболее уязвимым (критическим) периодам в процессе школьного обучения относятся … a. период полового созревания (5-7 класс – 11-15 лет); b. окончание начальной школы (4 класс – 10-11 лет); c. окончанием школы (10-11 класс – 16-17 лет); d. началом обучения (1 класс – 6-7 лет). b. Ориентировочный этап адаптации к началу систематического обучения длится … a. 2-3 часа; b. 2-3 дня; c. 2-3 недели; d. 2-3 месяца. c. Второй этап физиологической адаптации (неустойчивое приспособ-ление) к обучению связан … a. с опорой на ранее выработанные способы адаптации к нагрузке; b. с относительной устойчивостью приспособления, нахождением оптимального варианта реагирования на нагрузку, требующего меньшего напряжения всех систем; c. с бурной реакцией и значительным напряжением всех систем организма; d. с поиском оптимальных вариантов реакции на воздействия. d. Продолжительность отдельных фаз работоспособности зависит от … a. наличия творческой составляющей в деятельности; b. возраста работающего; c. соответствия условий и требований работы функциональной зрелости организма; d. состояния здоровья работника; e. использования новых форм и технологий деятельности. e. Период утомления, возникающий при длительной и интенсивной работе, характеризуется … a. рассогласованием в деятельности систем организма; b. снижением темпа работы; c. активизацией связей между отдельными нервными центрами головного мозга; d. снижением напряжения; e. увеличением количества ошибок; f. снижением регуляторных влияний коры и повышением влияния подкорковых структур мозга. f. Наиболее эффективными в начальной школе (при правильной организации учебного процесса) являются … и … уроки. a. первый; b. второй; c. третий; d. четвертый; e. пятый. g. Чтобы сделать пятницу днем высокой и устойчивой работоспособности школьников, нужно … a. начать рабочую неделю со вторника; b. работать в режиме шестидневной рабочей недели; c. повысить требовательность к учащимся; d. устроить разгрузочный день в четверг.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 2598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.224.40 (0.013 с.) |