Специальности 020400 «Психология» всех форм обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальности 020400 «Психология» всех форм обучения



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

(образован в 1953 году)

____________________________________________________________________

 

Кафедра психологии

 

 

   Дистанционное                           Псих.43.22.0204.зчн.плн.

    обучение                                       Псих.43.22.0204.зчн.скр.

                                                                           Псих.43.22.0204.очн.плн.

 

П Р И К Л А Д Н А Я

П С И Х О Ф И З И О Л О Г И Я

 

 

Учебно-практическое пособие для студентов

Специальности 020400 «Психология» всех форм обучения

www. msta. ru

5077

Москва – 2004

 

УДК

С-72

 

© Прикладная психофизиология. Учебно-практическое пособие / Сост. Спирова Э.М. – М., МГУТУ, 2004

 

 

В учебно-практическом пособии рассмотрены прикладные аспекты психофизиологии. Студенты могут получить представление о том, что психофизиология в качестве области междисциплинарных исследований используется в сфере преподавания, в социальной сфере, в области экологии. Практические задания и тесты позволят овладеть практическими сторонами данной дисциплины.

 

Пособие предназначено для студентов 3 курса ДФО и ЗФО,

2 курс СФО специальности 020400 (Психология)

 

Составитель: ст. преп. Спирова Эльвира Маратовна

 

 

Ответственный редактор: проф. Гуревич П.С.

 

 

Рецензенты: канд. ф. н., ст. научн. сотр. ИФ РАН Балагушкин Е.Г.,

              канд. ф. н., ст. научн. сотр. ИФ РАН Крушанов А.А.

 

 

Редактор:                Свешникова Н.И.

 

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73

 


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                            Стр.

Введение                                                                                                       4

Тема 1. Педагогическая психофизиология                                                5

    Вопросы для самоконтроля                                                              13

    Тесты по теме                                                                                     13

 

Тема 2. Психофизиология организации учебного процесса                              14

    Вопросы для самоконтроля                                                              32

    Тесты по теме                                                                                     32

 

Тема 3. Психофизиология школьных трудностей                                    34

    Вопросы для самоконтроля                                                              46

    Тесты по теме                                                                                     46

 

Тема 4. Социальная психофизиология                                                      47

    Вопросы для самоконтроля                                                              55

    Тесты по теме                                                                                     55

 

Тема 5. Экологическая психофизиология                                                           56

    Вопросы для самоконтроля                                                              65

    Тесты по теме                                                                                     65

 

 

Практические задания по курсу                                                                 67

 

Тесты по дисциплине                                                                                  68

 

Список рекомендуемой литературы                                                          72

 

Словарь основных понятий                                                                        73

 

 

Ответы на тесты по темам                                                                     78

 


Введение

 

Психофизиология – это область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Понятное дело, она может иметь существенные практические аспекты. Если сама психофизиология направлена на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом, то прикладная психофизиология позволяет выделить ее сугубо утилитарное использование. Первоначально термин «психофизиология» использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (И. Мюллер, Э.Г. Вебер, Г.Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и другие). Главной задачей психофизиологии в ее прикладном смысле явилось причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов.

Успехи современной прикладной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и стимуляции мозга) в исследовательской практике получили широкое распространение электрофизиологические методы (электроэнцефалография и др.), а также математические методы обработки экспериментальных данных.

Прикладная психофизиология также имеет дело с расстройствами, возникающими в результате сочетания физических и психологических факторов. Наиболее известными психосоматическими расстройствами являются язва желудка, мигрень и коронарная недостаточность. Язва желудка, например, может развиться в результате взаимодействия физических (чрезмерное выделение желудочного сока) и психологических факторов (стресс). Коронарная недостаточность часто развивается в результате воздействия физических упражнений) и психологических (стресс на работе, личность типа А) факторов. В развитии психосоматических расстройств особенно велика роль стрессообразующих факторов. Окружающая среда иногда предъявляет к нам почти невыполнимые требования. Ниже определены три главных вида стрессообразующих факторов, ведущих к развитию подобных расстройств.

a. Личные факторы: развод или потеря близкого человека.

b. Фоновые факторы: подспудный стресс, когда человек живет в районе с высоким уровнем преступности, имеет неинтересную работу или несчастен в семейной жизни.

c. Катастрофические факторы: аварии, травматические события или природные катастрофы, которые могут оказывать долговременное воздействие на подавляющее большинство людей.

Современные исследования установили связь между стрессообразующими факторами и подверженностью болезням, в особенности расстройствами иммунной системы. Считается, что эти факторы играют существенную роль в случаях «внезапной смерти», когда люди неожиданно умирают после серьезного травматического события. Известны случаи, когда человек умирал на похоронах близкого родственника или друга.

Лечение психосоматических расстройств оказывается более эффективным при сочетании психологического вмешательства (методики релаксации, когнитивная терапия) с медицинскими препаратами, нейтрализующими физические симптомы расстройства.

 

Вопросы для самоконтроля

Какие проблемы рассматриваются в рамках педагогической психофизиологии?

Что такое функциональное состояние?

От чего зависит оптимальное функциональное состояние человека?

Как функциональное состояние ребенка влияет на обучение?

В чем заключается идея двухконтурного управления процессом обучения?

Кто из отечественных психологов занимался исследованием индивидуального стиля деятельности?

Чем отличается продуктивная от непродуктивной активации мозга?

 

Тесты по теме

a. Оптимальное функциональное состояние – тот уровень активации мозговых структур, который …

a. позволяет достигать полноценного отдыха всем структурам мозга;

b. оптимально соответствует требованиям решаемой задачи;

c. наблюдается в состоянии стресса;

d. приводит к чрезмерному возбуждению и напряжению.

b. Чаще других испытывают стресс во время обучения дети …

a. с высоким уровнем тревожности;

b. с низкими аналитическими способностями;

c. с повышенной реактивностью симпатической системы;

d. с повышенной активностью симпатической системы.

c. Наибольшее число ошибок, снижение скорости реагирования обычно связаны …

a. с оптимальным функциональным состоянием;

b. с фазой быстрого сна;

c. с чрезмерным возбуждением и напряженностью;

d. с состоянием дремоты.

d. Закон Йеркса-Додсона гласит: … является оптимальным для выработки трудной дифференцировки.

a. максимальное поощрение;

b. слабое наказание;

c. максимальное наказание;

d. отсутствие как наказания, так и поощрения.

e. Наиболее эффективным является обучение, построенное на задействовании …

a. пассивной формы оборонительного рефлекса;

b. активной формы оборонительного рефлекса;

c. условного рефлекса;

d. ориентировочного рефлекса.

 

 

f. Непродуктивная активация мозга связана …

a. с тревожностью и агрессией как формами оборонительного рефлекса;

b. с устойчивостью к стрессу или тревожности;

c. с ориентировочным рефлексом;

d. с низким уровнем нейротизма.

 

 

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

В процессе обучения ребенка в школе можно выделить два физиоло­гически наиболее уязвимых (крити­ческих) периода - начало обучения (1 класс) и период полового созрева­ния (11-15 лет – 5-7 класс). Именно эти периоды связаны со значитель­ным функциональным напряжением, выраженной перестройкой в деятель­ности основных физиологических си­стем, низкой и неустойчивой работос­пособностью, когда учебная работа, умственная активность достигается большой «физиологической ценой». Снижение «физиологической цены» и повышение эффективности учебно­го процесса возможно при реализа­ции трех основных принципов его по­строения:

a. рациональной организации учебного процесса;

b. адекватности школьных требований психофизиологическим возможностям учащихся;

c. соответствия методик и тех­нологий обучения возрастным и функциональным возможностям уча­щихся.

Физиологически рациональная организация учебного процесса по­зволяет снять напряжение, создать условия для сохранения работоспо­собности и повысить эффективность обучения.

Адекватность требований предпо­лагает учет индивидуальных и воз­растных особенностей учащихся, что дает возможность соотнести требова­ния педагога и особенности развития ребенка, его текущее функциональ­ное состояние, адаптивные возмож­ности и создать условия для диф­ференциации и индивидуализации процесса обучения.

Соответствие методик и техноло­гий предполагает создание условий учебной деятельности, раскрываю­щих резервы организма, способству­ющих росту, развитию и сохранению здоровья.

 

Вопросы для самоконтроля

Какие периоды обучения в школе считаются физиологически наиболее уязвимыми?

Как снизить «физиологическую цену» учебного процесса для ребенка?

Какие этапы физиологической адаптации к школьному обучению можно выделить?

От каких физиологических и психологических показателей зависит адаптация ребенка к школе?

Что такое работоспособность? Какие закономерности в динамике работоспособности должен учитывать педагог при обучении детей?

От чего зависит продолжительность отдельных фаз работоспособности?

Какие физиологические стимуляторы помогают отодвинуть стадию утомления?

Какая зависимость существует между трудностью и утомительностью урока?

 

Тесты по теме

a. К физиологически наиболее уязвимым (критическим) периодам в процессе школьного обучения относятся …

a. период полового созревания (5-7 класс – 11-15 лет);

b. окончание начальной школы (4 класс – 10-11 лет);

c. окончанием школы (10-11 класс – 16-17 лет);

d. началом обучения (1 класс – 6-7 лет).

b. Ориентировочный этап адаптации к началу систематического обучения длится …

a. 2-3 часа;

b. 2-3 дня;

c. 2-3 недели;

d. 2-3 месяца.

c. Второй этап физиологической адаптации (неустойчивое приспособ-ление) к обучению связан …

a. с опорой на ранее выработанные способы адаптации к нагрузке;

b. с относительной устойчивостью приспособления, нахождением оптимального варианта реагирования на нагрузку, требующего меньшего напряжения всех систем;

c. с бурной реакцией и значительным напряжением всех систем организма;

d. с поиском оптимальных вариантов реакции на воздействия.

d. Продолжительность отдельных фаз работоспособности зависит от …

a. наличия творческой составляющей в деятельности;

b. возраста работающего;

c. соответствия условий и требований работы функциональной зрелости организма;

d. состояния здоровья работника;

e. использования новых форм и технологий деятельности.

e. Период утомления, возникающий при длительной и интенсивной работе, характеризуется …

a. рассогласованием в деятельности систем организма;

b. снижением темпа работы;

c. активизацией связей между отдельными нервными центрами головного мозга;

d. снижением напряжения;

e. увеличением количества ошибок;

f. снижением регуляторных влияний коры и повышением влияния подкорковых структур мозга.

f. Наиболее эффективными в начальной школе (при правильной организации учебного процесса) являются … и … уроки.

a. первый;

b. второй;

c. третий;

d. четвертый;

e. пятый.

g. Чтобы сделать пятницу днем высокой и устойчивой работоспособности школьников, нужно …

a. начать рабочую неделю со вторника;

b. работать в режиме шестидневной рабочей недели;

c. повысить требовательность к учащимся;

d. устроить разгрузочный день в четверг.

 

 

Вопросы для самоконтроля

Что понимают под «школьными трудностями»?

Какие экзогенные и эндогенные факторы приводят к нарушению школьной адаптации и возникновению школьных проблем?

Какая связь обнаруживается между школьными трудностями и нарушениями в развитии центральной нервной системы?

Что такое ММД?

В каких случаях леворукость может стать причиной школьных трудностей?

Как нарушения моторной функции, восприятия, речи, мышления влияют на успешность школьного обучения?

Каковы психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей 6-7 лет?

К чему приводит ухудшение здоровья школьников за последние годы?

 

Тесты по теме

a. Экзогенные факторы - …

a. связанные с внутриутробным развитием плода;

b. внутренние;

c. внешние;

d. безвредные;

e. смешанные.

b. К … факторам адаптации ребенка к школе относят генетические влияния, нарушения в раннем периоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зрелости структурно-функциональных систем мозга и сформирован-ности высших психических функций.

a. экзогенным;

b. эндогенным;

c. смешанным.

c. Леворукость может быть …

a. компенсаторной;

b. невротической;

c. наследственной;

d. социальной;

e. функциональной.

d. Компенсаторная (патологическая) леворукость возникает …

a. в результате генетического наследования;

b. в результате травмы правой руки;

c. при дисфункции правого полушария;

d. при дисфункции левого полушария.

 

e. «Синдром дефицита внимания» -...

a. синдром, диагностицируемый у детей с проблемами в обучении, имеющими нормальный интеллект, когда трудности их обучения можно объяснить плохим сосредоточением, отвлекаемостью, неусидчивостью;

b. совокупность симптомов, наблюдающихся при том или ином заболевании, характерных для какой-либо стадии болезни или состояния;

c. низкий уровень активации мозговых структур;

d. комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка в связи с началом систематического обучения.

f. Третий блок мозга (по А.Р. Лурия) отвечает …

1. за общий тонус, необходимый для осуществления любого психического процесса;

2. за программирование и контроль за протеканием психических процессов;

3. за уровень речевого развития;

4. за регуляцию кратковременных избирательных форм процессов активации.

g. Нарушение зрительно-моторной координации связано с локальными дисфункциями …

a. левого полушария;

b. правого полушария;

c. как левого, так и правого полушария.

 

 

Вопросы для самоконтроля

Какие проблемы рассматривает социальная психофизиология?

Какие типы поведения животных можно назвать зоосоциальными?

Как влияет сепарация детенышей животных от матери и других особей на их развитие и поведение?

Какие биологические предпосылки определяют индивидуальные особенности социального поведения человека?

Способны ли животные к эмпатии?

Что такое социальный стресс?

Испытывают ли стресс животные?

 

Тесты по теме

1. Социальная психофизиология изучает …

a. психофизиологический аспект оптимизации взаимодействия человека с другими людьми;

b. психофизиологические механизмы воздействия на человека экологически вредных факторов;

c. психофизиологические проблемы педагогической деятельности;

d. поведение как результат взаимодействия биологических и социальных факторов.

2. Дистресс - …

a. отсутствие стресса;

b. стрессовое состояние, оказывающее отрицательное влияние на деятельность человека;

c. массовый стресс;

d. один из социальных стимулов.

3. Опыты Х. Харлоу с сепарацией детенышей обезьян от матери и других особей показали …

a. наличие биологической потребности животных в привязанности, социальном контакте, телесном прикосновении матери;

b. отсутствие социальных интересов у животных;

c. неспособность животных овладеть речью без общения с другими особями;

d. затруднение социализации детенышей при длительной материнской опеке.

4. При нормальном развитии у ребенка рано появляется интерес …

a. к обучению;

b. к компьютерным играм;

c. к человеческому лицу;

d. к неподвижным объектам.

5. Животные, наиболее чувствительные к страданиям других, обладают …

a. хорошим аппетитом;

b. плохим аппетитом;

c. меньшей стрессоустойчивостью;

d. большей стрессоустойчивостью.

6. Исследования К. Хагфорса доказали, что …

a. присутствие других людей положительно влияет на скорость решения интеллектуальных задач;

b. существует влияние группового эффекта на кожно-гальванические реакции человека;

c. у младенцев социальный страх можно зафиксировать по увеличению уровня кортизола – гормона стресса;

d. животное не испытывает стресс.

 

 

Вопросы для самоконтроля

Какие проблемы изучает экологическая психофизиология?

Как влияют на организм человека длительные воздействия вредных веществ и радиации?

Что такое иммунопатология?

Какие индивидуально-психологические характеристики делают человека предрасположенным к иммунопатологии?

Какие вредности влияют на функциональное состояние человека?

Что показывают исследования людей, получивших облучение разной степени при Чернобыльской катастрофе?

 

Тесты по теме

a. Соли свинца при их постоянном воздействии оказывают влияние …

a. на концентрацию внимания;

b. на речь человека;

c. на интеллект человека;

d. на количество гемоглобина и тромбоцитов в крови.

b. Предрасположенность к иммунопатологии коррелирует с такими индивидуально-психологическими характеристиками, как …

1) высокая компульсивность;

2) повышенная личностная и реактивная тревожность;

3) агрессивность;

4) высокая импульсивность;

5) слабость самоконтроля.

c. Метаболизм - …

невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям;

процесс обмена веществ;

мобилизация инстинктивной энергии на выполнение той или иной психологической функции;

качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.

d. Люди, демонстрирующие эффект замедления субъективного времени, …

затрачивают чрезмерные усилия на выполнение какого-либо действия;

испытывают стрессы;

чрезмерно расслабленны;

неактивны;

постоянно работают на пределе своих возможностей, при чрезмерном напряжении.

e. Иммунодефицит - …

пониженное настроение;

недостаток защитных сил организма;

кислородная недостаточность;

недостаток витаминов.

f. У лиц, систематически получающих малые дозы радиации, наблюдается …

хронически измененное функциональное состояние с признаками напряженности;

ослабление симпатической активации;

неизменность ЭЭГ;

значительное увеличение мозговой активности.

 

 


Практические задания по курсу

Опишите типы работоспособности, дайте психологические рекомендации по обучению детей каждого из этих типов.

 

Определите типы нервной системы (темпераментов) детей по следующим психологическим характеристикам, предложите свои рекомендации по организации их обучения:

 

Такие дети малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни на пере­мене; они не тянут руку, очень роб­ки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их; они не умеют работать, не отвлекаясь, быстро утомляются, динамика работоспособности у них неблагоприятного типа.

                                                   /_____________________________________/

Реактивность у таких детей преобладает над активностью: они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраива­ются и переключаются на новый вид деятельности; однако если такой ре­бенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но уж если «не нравится» - отключается мгно­венно. Работоспособность у этих уче­ников очень неустойчива.

                                                   /_____________________________________/

 

Опишите экспериментальные исследования по изучению зоосоциального поведения животных.

 

Решите следующие задачи:

а) Как изменяется систолический показатель сердца при физической работе?

 

б) У четырех групп крыс многократно вызывали стрессовое состояние путем иммобилизации. В первой группе крысы находились в этом состоянии 70% от продолжительности суток, во втором – 40%, в третьей – 15 % и в четвертой – 5%. После окончания эксперимента определили устойчивость к различным нагрузкам у животных каждой группы. В какой группе устойчивость оказалась наиболее высокой?

 

в) Ребенок, который учится играть на пианино, первое время грает не только руками, но и «помогает» себе головой, ногами и даже языком. Каков механизм этого явления?

 

Обозначьте проблемы, которыми занимается экологическая психофизиология.

 

К каким областям знаний также применим психофизиологический подход? Приведите примеры.


Тесты по дисциплине

 

a. Предметом изучения психофизиологии являются …

a. психические воздействия на жизнедеятельность организма человека для лечения больного;

b. влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний;

c. физиологические основы психической деятельности и поведения человека;

d. недостатки психических реакций, поведения здорового человека, нуждающегося в оказании помощи посредством методов психологического воздействия на него;

e. методы исследования индивидуально-психологических особенностей человека;

f. относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.

b. Функциональное состояние – это …

1) совокупность внешних условий, факторов и объектов, среди которых рождается, живет и развивается организм;

2) уровень активации мозговых структур, на котором протекает конкретная психическая деятельность человека;

3) формальная характеристика психологического состояния человека;

4) глубинное человеческое переживание.

c. Дистрактор - …

I.предупреждающий стимул;

II.императивный стимул;

III.позитивный стимул;

IV.отвлекающий стимул.

d. … предпринял попытку повысить качество обучения за счет ведения его в коридоре оптимального функционального состояния.

1. К. Мангина;

2. Р. Йеркс;

3. Дж. Додсон;

4. И.П. Павлов.

e. Пассивная форма оборонительного рефлекса характеризуется …

a. различными формами агрессивного поведения;

b. устойчивой ориентировочной активностью;

c. стрессовым состоянием;

d. депрессией или потерей интереса.

f. Продолжительность острой физиологической адаптации ребенка к учебной нагрузке составляет …

a. 5-6 минут;

b. 5-6 часов;

c. 5-6 дней;

d. 5-6 недель;

e. 5-6 месяцев;

f. 5-6 лет.

g. К критериям, влияющим на успешность адаптации детей к школе, относятся …

a. посещение ребенком детского сада;

b. состояние здоровья ребенка;

c. место расположения школы;

d. рациональная организация занятий.

h. По мнению В.В. Давыдова, … является психологической основой формирования учебной деятельности.

a. функциональное состояние;

b. знания, умения и навыки;

c. потребность в теоретических знаниях;

d. учитель.

i. Психологи считают оптимальным для поступления в школу возраст …

a. 5 лет;

b. 6 лет;

c. 6,5 лет;

d. 7 лет;

e. 8 лет.

j. Интегральной характеристикой функционального состояния организма, его изменений является …

o мотивация;

o работоспособность;

o функциональная зрелость организма;

o самочувствие.

k. Период компенсаторной перестройки – это …

1. время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме;

2. период, когда происходит постепенное повышение работоспособности;

3. особое функциональное состояние, когда работоспособность резко снижается;

4. период, когда качественная работа ребенка обеспечивается ценой значительного напряжения.

l. Утомление является …

a. защитной реакцией организма от чрезмерного напряжения;

b. качественным показателем работоспособности;

c. стимулятором восстановительных процессов;

d. интегральным показателем функционального состояния организма.

m. В качестве физиологических стимуляторов, помогающих улучшить состояние ребенка и снять утомление, можно использовать …

a. подъем тяжестей;

b. активную прогулку;

c. форсированное дыхание;

d. физкультминутки;

e. интеллектуальные разминки;

f. холодовые и звуковые раздражители.

n. Наиболее трудными периодами учебного года для ребенка являются …

a. сентябрь;

b. период после 20 декабря;

c. февраль;

d. май.

o. Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы …

a. трудно и долго входят в работу, но, включившись, могут работать долго и упорно;

b. нетерпеливы, несдержанны, имеют неустойчивую работоспособность;

c. энергичны, легко включаются в работу;

d. медленно сосредотачиваются и трудно переключают внимание;

e. робки, медлительны, постоянно отвлекаются, быстро утомляются.

p. Депривация – это …

a. стойкое снижение и упрощение психической деятельности, характеризуемое ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения;

b. лишение или ограничение удовлетворения каких-либо потребностей;

c. приспособления организмов к условиям существования;

d. расстройство психической деятельности, отклонение от нормы, которое рождает мучительные переживания, состояние разъединенности с самим собой, вызванное психотравмирующими факторами.

q. Минимальные мозговые дисфункции - …

a. заболевание, вызываемое переутомлением или длительным воздействием психотравмирующих факторов;

b. расстройство психической деятельности, отклонение от нормы, которое рождает мучительные переживания, состояние разъединенности с самим собой, вызванное психотравмирующими факторами;

c. нарушения функционального развития мозга, вызванные поражениями отдельных зон;

d. резкое снижение психического тонуса в сочетании с речевой и двигательной заторможенностью, с отсутствием реакции на внешние раздражители.

r. Основные речевые центры человека расположены …

a. в правом полушарии;

b. в левом полушарии;

c. в мозжечке;

d. в гипоталамусе;

e. в продолговатом мозге.

s. Стресс - …

a. аффективное состояние ожидания человеком какой-либо грозящей ему опасности;

b. способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство;

c. неспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на экстремальное воздействие;

d. состояние тревоги или напряжения, которое возникает в результате крушения планов, неосуществленных надежд.

t. Одним из показателей ухудшения здоровья человека является …

эффект замедления субъективного времени;

эффект ореола;

эйфория;

эффект края.

 


Список рекомендуемой литературы

Базылевич Т.Ф., Асеев В.Г., Бодунов М.В. и др. О целостности индивидуальности и влиянии радиации на активность мозга // Психол. журн., 1993, № 2. С. 25-34

Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические ме­ханизмы зрительного восприятия. - М.: Наука, 1983

Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Сенсорные механизмы развиваю­щегося мозга. - М.: Наука, 1977

Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1971

Греченко Т.Н. Психофизиология. Учебное пособие. М.: Гардарики, 1999

Греченко Т.Н., Хлудова Л.К. Влияние функционального состояния на обучение // Психол. журн., 1991, т. 12, № 5. С. 134—137

Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2000

Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функцией; состояний. М., 1994

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологичес­кие механизмы внимания. - Л.: Наука, 1985

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит., 2000

Котляр Б.И. Пластичность нервной системы. М., 1986

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. -М.: Изд-во МГУ, 1973

Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию.- М.: Москов­ский психолого-социальный институт, 1997

Милнер П. Физиологическая психология. М., 1973

Симонов П.В. Мотивированный мозг. М., 1987

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1992

Структурно-функциональная организа­ция развивающегося мозга. - Л.: Наука, 1990

Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. М., 1986

Хрестоматия по психофизиологии // Сост. Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов. М., 2001

 

 


Словарь основных понятий

 

Адаптационный синдром – совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе.

Антагонизм – противоречие, характеризующееся непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций.

Аритмия сердца – нарушение частоты или последовательности сердечных сокращений.

Билатеральный – двусторонний, «двубокий», относящийся к обеим (двум) сторонам тела.

Биоэлектрические потенциалы – электрические потенциалы в тканях и клетках живых организмов.

Брадикардия – уменьшение ЧСС ниже 60 ударов в 1 минуту, конституционально обусловленное или являющееся следствием различных заболеваний.

Вербальный – словесный.

Высшие психические функции - сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению.

Гипоксия – кислородное голодание; пониженное содержание кислорода в организме или отдельных органах и тканях.

Гиппокамп – извилина полушария головного мозга, расположенная в основании височной доли; входит в состав лимбической системы; участвует в эмоциональных реакциях организма и механизмах памяти.

Депрессия - депрессивный синдром, меланхолия — психическое расстройство, основным признаком которого является подавленное, угнетенное, тоскливое настроение, сочетающееся с ухудшением способностей к творческой, активной деятельности, нарушением моторных и вегетативных функций.

Депривация - лишение или ограничение удовлетворения каких-либо потребностей.

Диастолическое давление – минимальное артериальное кровяное давление в период диастолы сердца (расслабления предсердий и желудочков сердца, во время которого сердце заполняется кровью).

Дистракторы – отвлекающие стимулы.

Дистресс – стрессовое состояние, оказывающее отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации.

Дисфункция – нарушение функционирования чего-либо.

Зоосоциальное поведение животных – поведение животных, которое может быть реализовано только через взаимодействие с другими особями своего вида.

Иммунитет - невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим чужеродными антигенными свойствами.

Иммунная реакция – взаимодействие антитела с соответствующим антигеном.

Иммуноглобулины – глобулярные белки, обладающие активностью антител.

Иммунология – наука о защитных реакциях, обеспечивающих невосприимчивость организма животного и человека к инфекционным агентам и чужеродным веществам.

Иммунопатология – раздел иммунологии, изучающий патологические процессы, которые обусловлены качественно или количественно измененными реакциями иммунитета.

Инвариантность – неизменность какой-либо величины при изменении физических условий по отношению к некоторым преобразованиям.

Метаболизм - совокупность процессов превращения веществ в живом организме; синоним обмена веществ.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) – нарушения функционального развития мозга, вызванные поражениями отдельных зон.

Модуляция – размеренное, закономерное изменение, перемена состояний.

Нейрон – нервная клетка.

Когнитивные процессы – познавательные процессы.

Кортизол – гормон стресса.

Онтогенез - процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.

Оптимальное функциональное состояние – функциональное состояние, наиболее адекватно отвечающее тем требованиям, которые предъявляет содержание решаемой задачи к энергетическому обеспечению мозговых структур.

Осциллятор – колеблющаяся система.

Парасимпатическая нервная система – часть вегетативной нервной системой, включающая: нервные клетки продолговатого мозга, среднего мозга и крестцового отдела спинного мозга, отростки которых направляются к в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.95.7 (0.327 с.)