Психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей 6-7 лет и механизмы школьных трудностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей 6-7 лет и механизмы школьных трудностей



Рассматривая ведущие причи­ны школьных трудностей, мы отме­чали, что у большинства учащихся массовой школы выявляются раз­личные (парциальные или диффуз­ные) негрубые нарушения когнитив­ной деятельности при нормальных, либо субнормальных показателях интеллектуального развития.

В связи с этим особый интерес представляет сопоставление уров­ня развития основных когнитивных функций со степенью сформированности структур основных функциональных блоков мозга (по А.Р. Лурия), с функциональной зрелостью различных корковых структур и вы­деление факторов риска, приводя­щих к школьным трудностям.

Комплексное исследование фак­торов риска в функциональном раз­витии детей 6-7 лет, проведенное в Институте возрастной физиологии РАО, включало анализ запаса сведе­ний и знаний, организации деятель­ности, речевого развития, развития мелкой моторики и графических дви­жений, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, интегративных функций (зрительно-мотор­ных и слухо-моторных интеграции) по методике М.М. Безруких (1993). Параллельное исследование нейропсихологического статуса (методика Э.Г. Симерницкой, 1988) и изучение функциональной зрелости коры и подкорковых структур (методика И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинской, М.Н. Фишман, 1994) позволили изу­чить влияние сформированности структур 3 основных функциональ­ных блоков мозга (по А.Р. Лурия) и функциональной зрелости различ­ных мозговых структур на уровень развития познавательных функций.

Более чем у 60 % детей 6-7 лет выделены факторы риска в органи­зации деятельности, при этом почти половина детей не воспринимают инструкцию, столько же - не умеют планировать свою деятельность, по­чти 30 % детей не могут вносить кор­рективы по ходу деятельности. Веро­ятно, это связано с тем, что примерно у 60 % детей 6-7-летнего возрас­та отмечается несформированность структур первого (энергетического) блока, который преимущественно обеспечивает регуляцию кратковременных избирательных форм про­цессов активации и поддерживает общий тонус, необходимый для осу­ществления любого психического про­цесса, а также наличие у трети детей несформированности структур третьего (программирующего) блока мозга, основные функции которого - про­граммирование и контроль за проте­канием психических процессов. Не­сформированность структур второго (операционального) блока, определят трудности организации деятель­ности, связанные с восприятием ин­струкции, и это естественно, т.к. структуры этого блока «ответствен­ны» за уровень речевого развития.

Анализ функционального состоя­ния коры и подкорковых структур показал, что нарушения в организа­ции деятельности связаны с незрелостью регуляторных структур мозга, которые могут проявляться как функ­циональная незрелость фронто-таламической системы. Незрелость фронто-таламической системы оказывает влияние, прежде всего на процес­сы, обеспечивающие самостоятель­ную деятельность ребенка: способ­ность принять инструкцию, планиро­вание и длительность "работы без отвлечений".

Выявлен еще один нейрофизиоло­гический фактор, влияющий на спо­собность к организации деятельности. Это наличие локальных изменений левого полушария. Учитывая, что в 6—7 лет вербальная оценка «хоро­шо — плохо», «правильно — непра­вильно» является значимым ком­понентом произвольной регуляции деятельности, можно предположить, что локальное поражение левого по­лушария является одним из меха­низмов нарушения организации де­ятельности.

Комплексные дефициты в органи­зации деятельности могут быть са­мостоятельной причиной неспеци­фических школьных трудностей, проявляющихся как низкая, неус­тойчивая работоспособность, нару­шение концентрации внимания, а также могут быть фоном, затрудня­ющим реализацию всех познаватель­ных функций.

Уровень речевого развития ребен­ка во многом определяет успешность обучения в школе, однако значитель­ная часть детей 6-7 лет (около 60 %) имеют нарушения речевого разви­тия. Функциональная система речи включает прежде всего комплекс анализаторных систем, незрелость которых серьезно сказывается на развитии речи. Это подтверждается наличием высоких корреляций меж­ду уровнем речевого развития и сформированностью структур второго (опе­рационального) блока мозга, связанных как со звукоразличением, так и с нарушениями артикуля­ции. Причем, если нарушения фонетико-фонематического восприятия специфичны для несформированности операционального блока мозга, то нарушения артикуляции, по-ви­димому, связаны в определенной мере с нарушениями моторных функций и сенсомоторных интеграции.

Важно отметить, что состояние зрелости коры и регуляторных ство­ловых структур не оказывает суще­ственного влияния на уровень речевого развития, при анализе которого традиционно учитывается и уровень звукопроизношения, и фонетико-фонематическое восприятие. Исключе­ния составляют отклонения глубинно­го генеза, оказывающие влияние на качество звукопроизношения. Это может свидетельствовать о том, что элементарное речевое развитие детей          6-7 лет уже не определяется функциональной зрелостью коры и подкорковых структур. Возможно, зна­чимость этой функции определяет очень высокие компенсаторные воз­можности мозга, и именно поэтому выраженные нарушения отмечаются при локальных поражениях мозга.

Необходимым компонентом ког­нитивной деятельности является психомоторное развитие. Анализ уровня развития мелкой моторики и графических движений позволяет не только выделить факторы риска, но и достаточно четко прогнозировать трудности при обучении письму. Факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6-7 лет (около 90 %). Основой этих трудностей является прежде всего незрелость структур второго операционального блока мозга и функциональная незрелость фронто-таламической системы. По­казательно, что эти влияния связаны с трудностями выполнения заданий, требующих координации, точности, ловкости, т.е. связанных процессами произвольного контроля. Известно, что ведущим звеном контроля произвольных движений в этом возрасте является зрение, поэтому нельзя исключить влияние уровня развития зрительного и зрительно-пространственного восприятия на качество выполнения моторных задач.

Нейропсихологические исследования дают основание для таких предположений, т.к. при несформированности структур второго (операционального) блока мозга у детей выявляются нарушения пространственных отношений, системы координации, структурно-топологических представлений.

Эти данные еще раз показыва­ют, что проявление функционально­го дефицита в развитии (в данном случае - моторной функции) может иметь сложнейшую и многофакторную структуру психофизиологичес­ких механизмов, определяющих это нарушение.

Важным показателем, позволя­ющим эффективно прогнозировать трудности письма, чтения, матема­тики на начальных этапах обучения, являются показатели развития зри­тельного и зрительно-пространствен­ного восприятия. Факторы риска в развитии этих функций отмечаются у 76 % детей 6 лет и 63 % детей 7 лет. У 7-летних детей отмечается суще­ственное улучшение перцептивных процессов: улучшается выбор эта­лонных фигур, подвергнутых транс­формации, соотнесение предметов с эталонами. У детей этого возраста могут быть выработаны эталоны для опознания стимулов значительной сложности. Однако и в этом возрас­те сохраняется высокая недифферен­цированная инвариантность опозна­ния при идентификации некоторых букв и цифр, значение которых ме­няется при поворотах справа налево, сверху вниз. Эти проблемы зрительно­го восприятия дают четкие дифферен­цируемые трудности на начальных этапах обучения письму и чтению.

Специализация проекционных, заднеассоциативных и переднеассоциа-тивных областей обеспечивает в этом возрасте высокую разрешаю­щую способность перцептивной фун­кции, но в то же время незрелость этих структур определяет высокую «рани­мость» функции. Это подтверждает­ся значимостью сформированности структур второго (операционального) блока мозга, при дефиците которой от­мечаются выраженные нарушения пространственного восприятия, по­мехоустойчивости, константности, а также влияния структур третьего про­граммирующего блока. По-видимо­му, успешность реализации сложного процесса зрительного опознания, сли­чения, дифференцирования связана не только с механизмами зрительного восприятия, но и механизмами про­извольной организации и регуляции этого процесса, в том числе и с процес­сами принятия решения.

Влияние степени функциональ­ной зрелости коры на уровень зри­тельного восприятия еще раз под­тверждает важность операциональной стороны высших психических функ­ций. Правополушарные нарушения также могут оказывать влияние на зрительное восприятие, при этом наиболее уязвимой оказывается про­странственное восприятие и выделе­ние фигуры из фона.

Риск школьных трудностей зна­чительно возрастает при несформированности таких интегративных функций как зрительно-моторные и слухо-моторные координации. На реализацию интегративных функ­ций влияет прежде всего сформированность структур операционально­го блока мозга и функциональная зрелость коры.

У значительного числа детей, име­ющих факторы риска в развитии интегративных функций, это, по-ви­димому, связано с незрелостью дли­тельно формирующихся в онтогенезе ассоциативных нейронных связей, что и сказывается на реализации анализаторных и интегративных функций.

Показательно, что на уровень развития зрительно-моторных координаций оказывают негативное влияние локальные дисфункции, как левого, так и правого полушария, что позволяет связать дисфункции правого полушария с нарушением зритель­ного восприятия, и левого - с вербальной оценкой движений.

Итак, психофизиологические ме­ханизмы, обеспечивающие основные познавательные функции, у детей 6-7 лет нельзя считать сформиро­ванными, что еще раз подчеркивает необходимость учета этих особенно­стей при разработке и выборе мето­дик и технологий обучения.

Основные виды и причины труд­ностей письма, чтения, математики на начальных этапах обучения на­глядно показывают, что феномено­логически школьные трудности мо­гут проявляться одинаково, однако могут иметь разные причины и ме­ханизмы.

 

Вопросы для самоконтроля

Что понимают под «школьными трудностями»?

Какие экзогенные и эндогенные факторы приводят к нарушению школьной адаптации и возникновению школьных проблем?

Какая связь обнаруживается между школьными трудностями и нарушениями в развитии центральной нервной системы?

Что такое ММД?

В каких случаях леворукость может стать причиной школьных трудностей?

Как нарушения моторной функции, восприятия, речи, мышления влияют на успешность школьного обучения?

Каковы психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей 6-7 лет?

К чему приводит ухудшение здоровья школьников за последние годы?

 

Тесты по теме

a. Экзогенные факторы - …

a. связанные с внутриутробным развитием плода;

b. внутренние;

c. внешние;

d. безвредные;

e. смешанные.

b. К … факторам адаптации ребенка к школе относят генетические влияния, нарушения в раннем периоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зрелости структурно-функциональных систем мозга и сформирован-ности высших психических функций.

a. экзогенным;

b. эндогенным;

c. смешанным.

c. Леворукость может быть …

a. компенсаторной;

b. невротической;

c. наследственной;

d. социальной;

e. функциональной.

d. Компенсаторная (патологическая) леворукость возникает …

a. в результате генетического наследования;

b. в результате травмы правой руки;

c. при дисфункции правого полушария;

d. при дисфункции левого полушария.

 

e. «Синдром дефицита внимания» -...

a. синдром, диагностицируемый у детей с проблемами в обучении, имеющими нормальный интеллект, когда трудности их обучения можно объяснить плохим сосредоточением, отвлекаемостью, неусидчивостью;

b. совокупность симптомов, наблюдающихся при том или ином заболевании, характерных для какой-либо стадии болезни или состояния;

c. низкий уровень активации мозговых структур;

d. комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка в связи с началом систематического обучения.

f. Третий блок мозга (по А.Р. Лурия) отвечает …

1. за общий тонус, необходимый для осуществления любого психического процесса;

2. за программирование и контроль за протеканием психических процессов;

3. за уровень речевого развития;

4. за регуляцию кратковременных избирательных форм процессов активации.

g. Нарушение зрительно-моторной координации связано с локальными дисфункциями …

a. левого полушария;

b. правого полушария;

c. как левого, так и правого полушария.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.018 с.)