Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей 6-7 лет и механизмы школьных трудностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассматривая ведущие причины школьных трудностей, мы отмечали, что у большинства учащихся массовой школы выявляются различные (парциальные или диффузные) негрубые нарушения когнитивной деятельности при нормальных, либо субнормальных показателях интеллектуального развития. В связи с этим особый интерес представляет сопоставление уровня развития основных когнитивных функций со степенью сформированности структур основных функциональных блоков мозга (по А.Р. Лурия), с функциональной зрелостью различных корковых структур и выделение факторов риска, приводящих к школьным трудностям. Комплексное исследование факторов риска в функциональном развитии детей 6-7 лет, проведенное в Институте возрастной физиологии РАО, включало анализ запаса сведений и знаний, организации деятельности, речевого развития, развития мелкой моторики и графических движений, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, интегративных функций (зрительно-моторных и слухо-моторных интеграции) по методике М.М. Безруких (1993). Параллельное исследование нейропсихологического статуса (методика Э.Г. Симерницкой, 1988) и изучение функциональной зрелости коры и подкорковых структур (методика И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинской, М.Н. Фишман, 1994) позволили изучить влияние сформированности структур 3 основных функциональных блоков мозга (по А.Р. Лурия) и функциональной зрелости различных мозговых структур на уровень развития познавательных функций. Более чем у 60 % детей 6-7 лет выделены факторы риска в организации деятельности, при этом почти половина детей не воспринимают инструкцию, столько же - не умеют планировать свою деятельность, почти 30 % детей не могут вносить коррективы по ходу деятельности. Вероятно, это связано с тем, что примерно у 60 % детей 6-7-летнего возраста отмечается несформированность структур первого (энергетического) блока, который преимущественно обеспечивает регуляцию кратковременных избирательных форм процессов активации и поддерживает общий тонус, необходимый для осуществления любого психического процесса, а также наличие у трети детей несформированности структур третьего (программирующего) блока мозга, основные функции которого - программирование и контроль за протеканием психических процессов. Несформированность структур второго (операционального) блока, определят трудности организации деятельности, связанные с восприятием инструкции, и это естественно, т.к. структуры этого блока «ответственны» за уровень речевого развития.
Анализ функционального состояния коры и подкорковых структур показал, что нарушения в организации деятельности связаны с незрелостью регуляторных структур мозга, которые могут проявляться как функциональная незрелость фронто-таламической системы. Незрелость фронто-таламической системы оказывает влияние, прежде всего на процессы, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка: способность принять инструкцию, планирование и длительность "работы без отвлечений". Выявлен еще один нейрофизиологический фактор, влияющий на способность к организации деятельности. Это наличие локальных изменений левого полушария. Учитывая, что в 6—7 лет вербальная оценка «хорошо — плохо», «правильно — неправильно» является значимым компонентом произвольной регуляции деятельности, можно предположить, что локальное поражение левого полушария является одним из механизмов нарушения организации деятельности. Комплексные дефициты в организации деятельности могут быть самостоятельной причиной неспецифических школьных трудностей, проявляющихся как низкая, неустойчивая работоспособность, нарушение концентрации внимания, а также могут быть фоном, затрудняющим реализацию всех познавательных функций. Уровень речевого развития ребенка во многом определяет успешность обучения в школе, однако значительная часть детей 6-7 лет (около 60 %) имеют нарушения речевого развития. Функциональная система речи включает прежде всего комплекс анализаторных систем, незрелость которых серьезно сказывается на развитии речи. Это подтверждается наличием высоких корреляций между уровнем речевого развития и сформированностью структур второго (операционального) блока мозга, связанных как со звукоразличением, так и с нарушениями артикуляции. Причем, если нарушения фонетико-фонематического восприятия специфичны для несформированности операционального блока мозга, то нарушения артикуляции, по-видимому, связаны в определенной мере с нарушениями моторных функций и сенсомоторных интеграции.
Важно отметить, что состояние зрелости коры и регуляторных стволовых структур не оказывает существенного влияния на уровень речевого развития, при анализе которого традиционно учитывается и уровень звукопроизношения, и фонетико-фонематическое восприятие. Исключения составляют отклонения глубинного генеза, оказывающие влияние на качество звукопроизношения. Это может свидетельствовать о том, что элементарное речевое развитие детей 6-7 лет уже не определяется функциональной зрелостью коры и подкорковых структур. Возможно, значимость этой функции определяет очень высокие компенсаторные возможности мозга, и именно поэтому выраженные нарушения отмечаются при локальных поражениях мозга. Необходимым компонентом когнитивной деятельности является психомоторное развитие. Анализ уровня развития мелкой моторики и графических движений позволяет не только выделить факторы риска, но и достаточно четко прогнозировать трудности при обучении письму. Факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6-7 лет (около 90 %). Основой этих трудностей является прежде всего незрелость структур второго операционального блока мозга и функциональная незрелость фронто-таламической системы. Показательно, что эти влияния связаны с трудностями выполнения заданий, требующих координации, точности, ловкости, т.е. связанных процессами произвольного контроля. Известно, что ведущим звеном контроля произвольных движений в этом возрасте является зрение, поэтому нельзя исключить влияние уровня развития зрительного и зрительно-пространственного восприятия на качество выполнения моторных задач. Нейропсихологические исследования дают основание для таких предположений, т.к. при несформированности структур второго (операционального) блока мозга у детей выявляются нарушения пространственных отношений, системы координации, структурно-топологических представлений. Эти данные еще раз показывают, что проявление функционального дефицита в развитии (в данном случае - моторной функции) может иметь сложнейшую и многофакторную структуру психофизиологических механизмов, определяющих это нарушение. Важным показателем, позволяющим эффективно прогнозировать трудности письма, чтения, математики на начальных этапах обучения, являются показатели развития зрительного и зрительно-пространственного восприятия. Факторы риска в развитии этих функций отмечаются у 76 % детей 6 лет и 63 % детей 7 лет. У 7-летних детей отмечается существенное улучшение перцептивных процессов: улучшается выбор эталонных фигур, подвергнутых трансформации, соотнесение предметов с эталонами. У детей этого возраста могут быть выработаны эталоны для опознания стимулов значительной сложности. Однако и в этом возрасте сохраняется высокая недифференцированная инвариантность опознания при идентификации некоторых букв и цифр, значение которых меняется при поворотах справа налево, сверху вниз. Эти проблемы зрительного восприятия дают четкие дифференцируемые трудности на начальных этапах обучения письму и чтению. Специализация проекционных, заднеассоциативных и переднеассоциа-тивных областей обеспечивает в этом возрасте высокую разрешающую способность перцептивной функции, но в то же время незрелость этих структур определяет высокую «ранимость» функции. Это подтверждается значимостью сформированности структур второго (операционального) блока мозга, при дефиците которой отмечаются выраженные нарушения пространственного восприятия, помехоустойчивости, константности, а также влияния структур третьего программирующего блока. По-видимому, успешность реализации сложного процесса зрительного опознания, сличения, дифференцирования связана не только с механизмами зрительного восприятия, но и механизмами произвольной организации и регуляции этого процесса, в том числе и с процессами принятия решения.
Влияние степени функциональной зрелости коры на уровень зрительного восприятия еще раз подтверждает важность операциональной стороны высших психических функций. Правополушарные нарушения также могут оказывать влияние на зрительное восприятие, при этом наиболее уязвимой оказывается пространственное восприятие и выделение фигуры из фона. Риск школьных трудностей значительно возрастает при несформированности таких интегративных функций как зрительно-моторные и слухо-моторные координации. На реализацию интегративных функций влияет прежде всего сформированность структур операционального блока мозга и функциональная зрелость коры. У значительного числа детей, имеющих факторы риска в развитии интегративных функций, это, по-видимому, связано с незрелостью длительно формирующихся в онтогенезе ассоциативных нейронных связей, что и сказывается на реализации анализаторных и интегративных функций. Показательно, что на уровень развития зрительно-моторных координаций оказывают негативное влияние локальные дисфункции, как левого, так и правого полушария, что позволяет связать дисфункции правого полушария с нарушением зрительного восприятия, и левого - с вербальной оценкой движений. Итак, психофизиологические механизмы, обеспечивающие основные познавательные функции, у детей 6-7 лет нельзя считать сформированными, что еще раз подчеркивает необходимость учета этих особенностей при разработке и выборе методик и технологий обучения. Основные виды и причины трудностей письма, чтения, математики на начальных этапах обучения наглядно показывают, что феноменологически школьные трудности могут проявляться одинаково, однако могут иметь разные причины и механизмы.
Вопросы для самоконтроля Что понимают под «школьными трудностями»? Какие экзогенные и эндогенные факторы приводят к нарушению школьной адаптации и возникновению школьных проблем? Какая связь обнаруживается между школьными трудностями и нарушениями в развитии центральной нервной системы? Что такое ММД? В каких случаях леворукость может стать причиной школьных трудностей? Как нарушения моторной функции, восприятия, речи, мышления влияют на успешность школьного обучения? Каковы психофизиологические особенности познавательной деятельности у детей 6-7 лет? К чему приводит ухудшение здоровья школьников за последние годы?
Тесты по теме a. Экзогенные факторы - … a. связанные с внутриутробным развитием плода; b. внутренние; c. внешние; d. безвредные; e. смешанные. b. К … факторам адаптации ребенка к школе относят генетические влияния, нарушения в раннем периоде развития, состояние здоровья, уровень функционального развития, мозговые дисфункции, степень зрелости структурно-функциональных систем мозга и сформирован-ности высших психических функций. a. экзогенным; b. эндогенным; c. смешанным. c. Леворукость может быть … a. компенсаторной; b. невротической; c. наследственной; d. социальной; e. функциональной. d. Компенсаторная (патологическая) леворукость возникает … a. в результате генетического наследования; b. в результате травмы правой руки; c. при дисфункции правого полушария; d. при дисфункции левого полушария.
e. «Синдром дефицита внимания» -... a. синдром, диагностицируемый у детей с проблемами в обучении, имеющими нормальный интеллект, когда трудности их обучения можно объяснить плохим сосредоточением, отвлекаемостью, неусидчивостью; b. совокупность симптомов, наблюдающихся при том или ином заболевании, характерных для какой-либо стадии болезни или состояния; c. низкий уровень активации мозговых структур; d. комплекс школьных проблем, которые возникают у ребенка в связи с началом систематического обучения. f. Третий блок мозга (по А.Р. Лурия) отвечает … 1. за общий тонус, необходимый для осуществления любого психического процесса; 2. за программирование и контроль за протеканием психических процессов; 3. за уровень речевого развития; 4. за регуляцию кратковременных избирательных форм процессов активации. g. Нарушение зрительно-моторной координации связано с локальными дисфункциями … a. левого полушария; b. правого полушария; c. как левого, так и правого полушария.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.209.198 (0.012 с.) |