Минеральные вещества, их роль в питании детей и подростков. Источник поступления в организм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минеральные вещества, их роль в питании детей и подростков. Источник поступления в организм.



Минеральные вещества

· участвуют во всех биохимических процессах, протекающих в организме,

· выполняют пластическую функцию,

· поддерживают коллоидное состояние протоплазмы клеток,

· осмотическое давление протоплазмы и биологических жид- костей организма,

· концентрацию ионов,

· буферные свойства крови.

Минеральные вещества пищи в зависимости от их влияния на кислотно-щелочное равновесие в крови и внутри клеток подразделяются на:

• минеральные вещества щелочного действия, обусловливающие в организме электроположительные (катионы) сдвиги, - кальций, магний, калий, натрий.

Продукты - молоко, молочные продукты, овощи, фрукты, картофель;

• минеральные вещества кислотного действия, обусловливающие в организме электроотрицательные (анионы) сдвиги, - фосфор, сера, хлор. Продукты имеют кислотную ориентацию - это мясо, рыба, яйца, зерновые продукты (хлеб, крупы, хлебобулочные и макаронные изделия);

*биомикроэлементы, проявляющие высокую биологическую активность:

- участвующие в кроветворении - железо, медь, кобальт, никель, марганец, цинк;

- связанные с костеобразованием - марганец, стронций, фтор особо важно у детей!!!;

- связанные с эндемическими заболеваниями - йод, фтор;

- прочие биомикроэлементы - цинк (дефицит у детей и подростков проявляется резким замедлением роста и задержкой полового созревания), селен (недостаток приводит к ювенильной кардиомиопатии), сурьма, хром и другие.

Дефицит микроэлементов в воде и пище может приводить к развитию заболеваний

· недостаток железа и меди может вызывать анемию,

· недостаток фтора способствовать возникновению кариеса,

· при нехватке йода в пище и воде развивается эндемический зоб.

 

Значение кальция, фосфора, магния, железа в питании детей. Факторы, влияющие на их усвояемость. Источник поступления в организм. Суточные нормы потребления у детей различного возраста.

Кальций

Основное значение – пластическое.

· основной структурный компонент в формировании опорных тканей и оссификации костей

· постоянная составная часть крови

· участвует в процессах свертывания

· входит в состав клеточных структур (ядро, клеточные соки)

Относится к трудноусвояемым веществам.

Усвояемость зависит от сопутствующих ему веществ в составе пищи.

Отрицательно влияют на усвояемость избыток фосфора и магния, калия; избыток или недостаток жира в суточном рационе.

Источник: молоко, молочные продукты.

Норма для детей 1,5-2 г в сутки (повышенная).

Магний

· роль в передаче нервного возбуждения и нормализации возбудимости нервной системы

· антиспастическое и сосудорасширяющее свойство

· стимулирует перистальтику кишечника и повышает желчевыделение

При недостатке – снижение уровня холестерина, нефротические изменения в почках.

Содержится: в зерновых продуктах (хлеб, крупы, горох, фасоль).

Фосфор

· ведущая роль в функции ЦНС

· участвует в обменных процессах в мышцах, том числе, в сердце

· потребность резко увеличивается при интенсивных физических нагрузках

Усвояемость связана с усвоением кальция.

Некоторые соединения трудно всасываются (фитиновая кислота).

Содержится: в молоке и молочных продуктах, в яйцах, в бобовых, мясо, рыба, икра, крабы.

Железо

· кроветворный элемент

· участи в окислительных процессах (входит в состав пероксидазы, цитохрома и др.)

· стимулирует внутриклеточные процессы обмена

· часть протоплазмы и клеточных ядер

· 60% сосредоточено в основной части гемоглобина – гемохроме

Недостаток ведет к анемии. Особо важно для детей, т.к. запасы железа в их организме ограничены.

Источник: печень, желток яйца, мясо животных и птиц.

Не усваивается железо 60% зерновых.

Железо овощей и фруктов легко всасывается.

 

возраст кальций (мг) фосфор магний железо
1-3 800 800 150 10
4-6 1200 1450 300 15
7-10 1100 1650 250 18
11-13 1100-1200 1650-188 300-350 18
14-17 1100-1200 1650-1800 300 18

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.007 с.)