Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы экономики, менеджмента и маркетингаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
для студентов заочного отделения по специальности Технология молока и молочных продуктов Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
2016г. ОДОБРЕН ОДОБРЕНЫ Предметно-цикловой комиссией Общественных и бухгалтерско- экономических дисциплин Протокол №_____от_________ Председатель ПЦК ________________ Н.П. Кулишкина
УТВЕРЖДЕНЫ Заместитель директора по учебной работе _______________ Л. С. Лепешкина «____» ____________ 2016 г.
Общественных и бухгалтерско-г.
Разработчик: Малик В.П., преподаватель бухгалтерско-экономических дисциплин БПОУ ОО «ОТММП»
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ 4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 8 3. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ 28 ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 ПРИЛОЖЕНИЯ 40
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ Методические указания и контрольные задания разрабатываются с целью организации самостоятельной работы студентов заочного отделения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта СПО. В соответствии с учебным планом по специальности СПО 19.02.07 «Технология молока и молочных продуктов» и 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) изучается учебная дисциплина «Основы экономики, менеджмента и маркетинга», которая является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: · рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации; · применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения; · анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: · основные положения экономической теории; · принципы рыночной экономики; · современное состояние и перспективы развития отрасли; · роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; · механизмы ценообразования на продукцию (услуги); · формы оплаты труда; · стили управления, виды коммуникации; · принципы делового общения в коллективе; · управленческий цикл; · особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства; · сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом; · формы адаптации производства и сбыта к рыночным ситуациям.
Приступая к изучению дисциплины, обучающимся следует ознакомиться с программой курса, обратить внимание на логическую взаимосвязь тем каждого раздела, что в итоге будет способствовать облегчению усвоения знаний и их систематизации. Необходимо иметь в виду, что курс постоянно совершенствуется в соответствии с изменениями в рыночной экономике, изменениями законодательства, современными требованиями к специалисту, поэтому студенты должны самостоятельно отслеживать и активно использовать в образовательном процессе новую информацию об изменениях, происходящих в жизни общества. Особое внимание должно быть уделено выполнению заданий для самостоятельной работы, цель которых - закрепление и систематизация теоретических знаний, а также получение профессиональных умений и навыков по специальности на основе глубокого изучения и анализа практических материалов, периодической печати, деятельности предприятий, соответствующих отраслей. Задания для самостоятельной работы необходимо выполнять, изучая и обобщая опыт работы организации (предприятия); поэтому указанные задания могут быть использованы в учебном процессе и как индивидуальные. Итогом самостоятельного изучения курса является выполнение контрольной работы. Контрольная работа выполняется по вариантам. Каждый вариант контрольной работы включает два теоретических вопроса и одно практическое задание. Ответы на контрольные задания должны отражать знания обучающихся, полученные при изучении основной и дополнительной литературы по всем темам курса, опыта работы предприятий, соответствующих отраслей, и умения применять их при решении конкретных практических ситуаций. Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр шифра. Необходимо правильно оформить титульный лист (номер работы, наименование дисциплины, шифр, ф.и.о., специальность, курс, № группы, домашний адрес), указать номер и формулировку вопроса, в конце работы используемую литературу. К контрольной работе могут быть приложения. Итоговая аттестация данной учебной дисциплины – экзамен. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины для студентов заочного отделения: Для специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов: 1. максимальной учебной нагрузки обучающегося - 192 часов, в том числе: 2. обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 22 часа; 3. самостоятельной работы обучающегося - 170 часа. Для специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям): 1. максимальной учебной нагрузки обучающегося - 243 часов: 2. обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 34часа; 3. самостоятельной работы обучающегося - 209 часа; МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Основной задачей данного раздела является оказание помощи студентам заочного отделения при самостоятельном изучении учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга». Методические указания составлены по темам в соответствии программой учебной дисциплины. В разделе методических указаний излагается: · Дидактические единицы в соответствии с программой. · Рекомендации по изучению наиболее сложных вопросов темы. · Рациональные методы решения типовых примеров и задач. · Вопросы для самоконтроля в форме тестовых заданий, вопросов, упражнений, проблемных ситуаций и пр. · Список основной литературу. Учебная дисциплина «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» состоит из трех основных частей, которые изучают следующее: Экономика. Современная экономика – это особая и специфическая сфера жизни современного общества, которая имеет свои законы и нерешенные проблемы, это мир, полный загадок и противоречий, а подчас и парадоксов. Поэтому и наука, изучающая современную экономику, одним людям кажется сложной, другим, напротив, - слишком простой. Третьи утверждают, что экономическая наука имеет такую простоту, которую суждено понять весьма и весьма немногим. Современная экономика характеризуется целым рядом особенностей, которые придают науке, ее изучающей, специфические черты. Во-первых, современная экономика вырастает из производства и воспроизводства, которые образуют ее исходную материальную основу. Во-вторых, современная экономика – продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни как на уровне общества, так и на уровне хозяйственного первичного звена. В-третьих, исключительно сложным и противоречивым явлением предстает экономика современной России, где закономерность иногда оказывается случайностью, а случайность – закономерностью, где экономический парадокс – не столь уже редкое явление. К экономике принято относить все то, что создано, создается и используется людьми для обеспечения жизни, получения средств существования. Животные, птицы, рыбы тоже добывают жизненные средства, но только уже имеющиеся в готовом виде в природе, в окружающей среде. Первобытные люди тоже начинали свое существование с собирательства готовых плодов и жили в пещерах. Но в отличие от животного мира даже первобытные люди не только находили готовую пищу, но и стали добывать ее трудом, с применением простейших орудий. Сами орудия, одежду, жилище человек научился создавать, используя природные материалы. Так зародилась экономика, то есть хозяйство, необходимое, чтобы добывать, творить средства существования и поддерживать необходимые людям условия существования. Но экономика – это не только вещи, предметы, которые мы создаем и используем. Это еще и процессы их производства и применения. И, вдобавок, отношения между людьми, возникающие, имеющие место при создании, распределении, получении, использовании благ. Таким образом, экономика – это, во-первых, способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления; во-вторых, наука, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Экономика – это особый мир и быть вне экономики невозможно. Экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. Экономические отношения, возникающие в ходе трудовой деятельности, многообразны, и поэтому встает проблема определения их структуры. Так, выделяют структуры, которые отражают социально-экономическую сторону производства. Это прежде всего отношение собственности и вытекающие отсюда отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением произведенных благ, положением работника, характером его взаимоотношений между предпринимателем и наемным рабочим. Помимо этого существуют структуры организационно-экономических и управленческих отношений, которые наиболее близки к производительным силам. Организационно-экономические отношения вызваны общественным разделением труда Так общее разделение труда предусматривает выделение крупных отраслей народного хозяйства – промышленность, сельское хозяйство. Частное разделение труда - это выделение в рамках этих крупных отраслей отдельных отраслей – сельскохозяйственное, дорожное машиностроение. Единичное разделение труда предполагает развитие специализации – предметная, детальная, узловая, технологическая. Узкая специализация фирм создает предпосылки для высокой производительности труда и повышения качества продукции. Управленческие отношения – это отношения между управляющим субъектом (органы управления, руководители всех уровней) и управляемым субъектом (коллектива предприятий и организаций). Эти отношения возникают по вертикали и горизонтали. Экономические отношения имеют своих субъектов. · Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения; является собственником либо фактором производства; стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, и максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства. · Фирма – это экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения; стремится к максимизации прибыли; использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государствам. · Государство – все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами. Менеджмент. Успех в любом деле редко приходит случайно. Для настоящего долговременного успеха люди используют эффективное управление. Слово «управление» мы слышим очень часто, а само управление присутствует во всех областях нашей жизни. Управляют автомобилями, машинами и другими техническими устройствами, страной, учебным процессом в колледже или ином учебном заведении, движением поездов и т.д. Управление многообразно. В нашей жизни постоянно происходят удивительно большие перемены. Они касаются социально-политической жизни, экономики и каждого из нас. Страна переходит от командно-бюрократического руководства к демократии, от командной экономики — к социально ориентированной рыночной; отдельный человек превращается из «винтика» государственной машины в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Необходимо овладеть навыками использования экономических знаний на практике, формировать новое экономическое мышление. И одну из ключевых ролей в этом играет менеджмент — управление в рыночных условиях. Менеджмент сегодня стал необходимой реальностью, и к нему в российском обществе проявляется активный интерес. Но в отличие от многих новых веяний менеджмент вознесся на волну популярности не благодаря моде на то, что приходит с Запада. Собственная значимость менеджмента далеко превосходит тот имидж, который он успел приобрести в глазах общественности. Очевидна необходимость его изучения, освоения того опыта, который накоплен странами, живущими в условиях рынка не одну сотню лет. Менеджмент — это самостоятельная область знаний. Она требует постоянного глубокого и вдумчивого освоения. Это международная область знаний, которая сочетает в себе науку; специализированный вид деятельности и опыт; методы и формы управления; инновации, преумножаемые организационно-управленческим искусством. Сегодня знание основ менеджмента становится необходимым любому специалисту, ибо это неотъемлемая часть его культуры. Следует также учитывать, что успех любого предприятия зависит не только от личности управляющего. Управление — процесс двусторонний, осуществляемый по схеме «управляющий—управляемый». Следовательно, обществу нужны квалифицированные специалисты в области менеджмента, с одной стороны, а с другой — различные специалисты неуправленческих структур, обладающие культурой управленческого мышления. Надеемся, что данное учебное пособие внесет вклад в решение вышеуказанной задачи, а знание основ менеджмента будет способствовать профессиональному успеху, который немыслим без укрепления уверенности в собственных силах и возможностях, способности контролировать ситуацию и активного стремления к своей цели. Маркетинг. Маркетинг (от англ. market – рынок) – это система теоретических принципов и практических методов управления деятельностью в условиях рынка, ориентирующая организацию на достижение максимального эффекта при помощи наиболее полного удовлетворения потребностей ее клиентов лучшими, чем у конкурентов способами. Сущность маркетинга заключается, таким образом, в выявлении потребностей (их изучении, формировании, воздействии на них), в ориентации деятельности на удовлетворение этих потребностей, которое осуществляется посредством обмена (через рынок), и в достижении таким путемспецифических целей организации (фирмы). Цели маркетинга предопределяются его сущностью. Одна из целей – эффективность. Любая фирма, функционирующая в условиях рыночной экономики, должна действовать с предельной отдачей, то есть стремиться к достижению наибольшего результата с минимальной затратой ресурсов и усилий. Эффективная деятельность является условием самосохранения организации в конкурентной среде. Для коммерческой фирмы критерием эффективности выступает прибыльность. Вторая специфически маркетинговая цель – обеспечение эффективности посредством наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. Эта цель может достигаться путем: · максимально возможного высокого потребления, · максимальной потребительской удовлетворенности, · предоставления максимально широкого выбора, · максимального повышения качества жизни. Хозяйственная практика знает различные способы улучшения коммерческого результата деятельности фирмы. Это: · снижение производственных издержек, · совершенствование качества предлагаемой продукции, · развитие системы сбыта и содействия реализации, · изучение потребностей и их удовлетворение. Маркетинг в отличие от различных экономических теорий – не плод каких то научных воззрений. Его естественными источниками стали многовековой опыт и обобщение практики отношений между производителем и потребителем, между производством и рынком. Известный теоретик маркетинга Ф. Котлер рассматривает маркетинг как общественный процесс, в ходе которого решаются задачи удовлетворения потребительского спроса, и как систему управления всей организационной и производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. В мире современного бизнеса «маркетинг» относится к наиболее употребляемым понятиям. Этому понятию придаётся самое разнообразное смысловое значение. С позиции предприятия маркетинг – это комплексная система организации и управления производственно-хозяйственной, коммерческой и сбытовой деятельностью, ориентированная на удовлетворение конкретных потребителей определённого сегмента покупателей. Здесь подчёркивается один из основополагающих принципов маркетинга – производить продукцию в адрес заранее определённого потребителя. 2.1. Содержание учебной дисциплины Содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» в соответствии с программой: Раздел 1. Основы экономики. 1. Содержание учебного материала (студент должен знать): Введение в экономику. Понятие об экономике. История развития экономической теории. Экономические ресурсы, товар. Экономические потребности. Производственные возможности. Структура общественного производства. Типы экономических систем. Собственность в экономической системе. Конкуренция и монополия. Рыночная система. Основные понятия её развития. Теория и законы спроса и предложения. Рыночное равновесие. Деньги и денежное обращение. Деньги как категория товарного производства. Денежное обращение. Инфляция. Рынок труда. Рынок труда и особенности его функционирования. Занятость и безработица. Заработная плата: понятие, формы и системы. Уровень жизни и прожиточный минимум. Рынок земли. Рента. Экономические основы деятельности предприятия (фирмы). Современное состояние и перспективы развития отрасли. Предприятие – основной хозяйствующий субъект рыночной экономики. Организационно-правовые формы предприятий. Имущество предприятия. Оборот капитала. Экономические издержки, цена, прибыль и рентабельность предприятия. Личные доходы и проблемы их распределения. Номинальный и реальный доход. Неравенство доходов. Распределение доходов. Налоги и налоговая система. Кредитно-финансовая система. Банковская система. Рынок ценных бумаг. Финансовая система. Инвестиции, их показатели экономической эффективности. Государственное регулирование рыночной экономики. Бюджет государства. Структура экономики. Национальное хозяйство. Макроэкономические показатели и макроэкономическое равновесие. Государственный бюджет. Государственное регулирование социально-экономических проблем. Экономический рост. Цикличность экономики. Экономический рост, цикличность экономики. Международное разделение труда. Торговые и валютно-кредитные отношения. Мировой рынок. Мировая торговля. Валютные отношения. Интернационализация отношений. Глобальные проблемы человечества. Мировая экономика: современные особенности и тенденции. 2. Перечень практических работ (студент должен уметь): Введение в экономику (контрольные вопросы). Рыночная система: построение графиков спроса и предложения.Деньги и денежное обращение: расчет денежной массы, уровня инфляции, закон денежного обращения. Рынок труда: расчет оплаты труда работников.Экономические основы деятельности предприятия (фирмы): расчет основных технико-экономические показатели деятельности организации. Бюджет государства: распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Методика расчета ВВП. 3. Самостоятельная работа при изучении раздела 1. Сообщение на тему: «Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии». Подготовить доклад на выбранную тему «Конкуренция в рыночной экономике». «Рынок благ и факторов производства в экономике РФ». Составить таблицу характерных признаков основных видов рынков. Написать доклад на тему «История Российских денег». Написать реферат на выбранную тему: Модели рынка и их характеристика. Субъекты рынка и их характеристика. Отличительные черты современного рынка. Конспект «Экономические риски агропромышленного комплекса». Написать реферат на тему «Миграционные процессы в России: плюсы и минусы, социально-экономические последствия. Написать реферат на тему «Состояние и перспективы развития отрасли (холодильной или молочной) в России» Проанализировать ежемесячные доходы и расходы вашей семьи. Подготовить доклад на тему «Проблемы безработицы в России». Написать сообщение на тему «Теория общего экономического равновесия Л.Вальраса»
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.01 с.) |