Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Поиск

для студентов заочного отделения

по специальности

Технология молока и молочных продуктов

Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)

 

 

2016г.


ОДОБРЕН

ОДОБРЕНЫ

Предметно-цикловой комиссией

Общественных и бухгалтерско-

экономических дисциплин

Протокол №_____от_________                                Председатель ПЦК

________________ Н.П. Кулишкина

                                                         

                                                                              УТВЕРЖДЕНЫ

Заместитель директора по учебной работе

_______________ Л. С. Лепешкина

«____» ____________ 2016 г.

 

Общественных и бухгалтерско-г.

 

 



Разработчик:

Малик В.П., преподаватель бухгалтерско-экономических дисциплин БПОУ ОО «ОТММП»


 


СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ                                                                               4

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ                                                                 8

3. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ             28

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                  30

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                             40

 

 

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Методические указания и контрольные задания разрабатываются с целью организации самостоятельной работы студентов заочного отделения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта СПО.

В соответствии с учебным планом по специальности СПО 19.02.07 «Технология молока и молочных продуктов» и 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) изучается учебная дисциплина «Основы экономики, менеджмента и маркетинга», которая является частью рабочей программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС.

Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

· рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

· применять в профессиональной деятельности приёмы делового и управленческого общения;

· анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

· основные положения экономической теории;

· принципы рыночной экономики;

· современное состояние и перспективы развития отрасли;

· роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

· механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

· формы оплаты труда;

· стили управления, виды коммуникации;

· принципы делового общения в коллективе;

· управленческий цикл;

· особенности менеджмента в области механизации сельского хозяйства;

· сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

· формы адаптации производства и сбыта к рыночным ситуациям.

 

Код Наименование результата обучения
OK 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
OK 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОКЗ Принимать решения в нестандартных ситуациях и нести ответственность за них ответственность.
OK 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
OK 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
OK 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
OK 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
OK 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
OK 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

Приступая к изучению дисциплины, обучающимся следует ознакомиться с программой курса, обратить внимание на логическую взаимосвязь тем каждого раздела, что в итоге будет способствовать облегчению усвоения знаний и их систематизации.

Необходимо иметь в виду, что курс постоянно совершенствуется в соответствии с изменениями в рыночной экономике, изменениями законодательства, современными требованиями к специалисту, поэтому студенты должны самостоятельно отслеживать и активно использовать в образовательном процессе новую информацию об изменениях, происходящих в жизни общества.

Особое внимание должно быть уделено выполнению заданий для самостоятельной работы, цель которых - закрепление и систематизация теоретических знаний, а также получение профессиональных умений и навыков по специальности на основе глубокого изучения и анализа практических материалов, периодической печати, деятельности предприятий, соответствующих отраслей.

Задания для самостоятельной работы необходимо выполнять, изучая и обобщая опыт работы организации (предприятия); поэтому указанные задания могут быть использованы в учебном процессе и как индивидуальные.

Итогом самостоятельного изучения курса является выполнение контрольной работы.

Контрольная работа выполняется по вариантам. Каждый вариант контрольной работы включает два теоретических вопроса и одно практическое задание.

Ответы на контрольные задания должны отражать знания обучающихся, полученные при изучении основной и дополнительной литературы по всем темам курса, опыта работы предприятий, соответствующих отраслей, и умения применять их при решении конкретных практических ситуаций.

Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр шифра.

Необходимо правильно оформить титульный лист (номер работы, наименование дисциплины, шифр, ф.и.о., специальность, курс, № группы, домашний адрес), указать номер и формулировку вопроса, в конце работы используемую литературу.

К контрольной работе могут быть приложения.

Итоговая аттестация данной учебной дисциплины – экзамен.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины для студентов заочного отделения:

Для специальности 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов:

1. максимальной учебной нагрузки обучающегося - 192 часов, в том числе:

2. обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 22 часа;

3. самостоятельной работы обучающегося - 170 часа.

Для специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям):

1. максимальной учебной нагрузки обучающегося - 243 часов:

2. обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 34часа;

3. самостоятельной работы обучающегося - 209 часа;


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основной задачей данного раздела является оказание помощи студентам заочного отделения при самостоятельном изучении учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга».

Методические указания составлены по темам в соответствии программой учебной дисциплины.

В разделе методических указаний излагается:

· Дидактические единицы в соответствии с программой.

· Рекомендации по изучению наиболее сложных вопросов темы.

· Рациональные методы решения типовых примеров и задач.

· Вопросы для самоконтроля в форме тестовых заданий, вопросов, упражнений, проблемных ситуаций и пр.

· Список основной литературу.

Учебная дисциплина «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» состоит из трех основных частей, которые изучают следующее:

Экономика. Современная экономика – это особая и специфическая сфера жизни современного общества, которая имеет свои законы и нерешенные проблемы, это мир, полный загадок и противоречий, а подчас и парадоксов. Поэтому и наука, изучающая современную экономику, одним людям кажется сложной, другим, напротив, - слишком простой. Третьи утверждают, что экономическая наука имеет такую простоту, которую суждено понять весьма и весьма немногим.

Современная экономика характеризуется целым рядом особенностей, которые придают науке, ее изучающей, специфические черты.

Во-первых, современная экономика вырастает из производства и воспроизводства, которые образуют ее исходную материальную основу. Во-вторых, современная экономика – продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни как на уровне общества, так и на уровне хозяйственного первичного звена. В-третьих, исключительно сложным и противоречивым явлением предстает экономика современной России, где закономерность иногда оказывается случайностью, а случайность – закономерностью, где экономический парадокс – не столь уже редкое явление.

К экономике принято относить все то, что создано, создается и используется людьми для обеспечения жизни, получения средств существования. Животные, птицы, рыбы тоже добывают жизненные средства, но только уже имеющиеся в готовом виде в природе, в окружающей среде. Первобытные люди тоже начинали свое существование с собирательства готовых плодов и жили в пещерах. Но в отличие от животного мира даже первобытные люди не только находили готовую пищу, но и стали добывать ее трудом, с применением простейших орудий. Сами орудия, одежду, жилище человек научился создавать, используя природные материалы. Так зародилась экономика, то есть хозяйство, необходимое, чтобы добывать, творить средства существования и поддерживать необходимые людям условия существования. Но экономика – это не только вещи, предметы, которые мы создаем и используем. Это еще и процессы их производства и применения. И, вдобавок, отношения между людьми, возникающие, имеющие место при создании, распределении, получении, использовании благ.

Таким образом, экономика – это, во-первых, способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых для потребления; во-вторых, наука, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах.

Экономика – это особый мир и быть вне экономики невозможно. Экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека.

Экономические отношения, возникающие в ходе трудовой деятельности, многообразны, и поэтому встает проблема определения их структуры. Так, выделяют структуры, которые отражают социально-экономическую сторону производства. Это прежде всего отношение собственности и вытекающие отсюда отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением произведенных благ, положением работника, характером его взаимоотношений между предпринимателем и наемным рабочим.

Помимо этого существуют структуры организационно-экономических и управленческих отношений, которые наиболее близки к производительным силам. Организационно-экономические отношения вызваны общественным разделением труда Так общее разделение труда предусматривает выделение крупных отраслей народного хозяйства – промышленность, сельское хозяйство. Частное разделение труда - это выделение в рамках этих крупных отраслей отдельных отраслей – сельскохозяйственное, дорожное машиностроение. Единичное разделение труда предполагает развитие специализации – предметная, детальная, узловая, технологическая. Узкая специализация фирм создает предпосылки для высокой производительности труда и повышения качества продукции.

Управленческие отношения – это отношения между управляющим субъектом (органы управления, руководители всех уровней) и управляемым субъектом (коллектива предприятий и организаций). Эти отношения возникают по вертикали и горизонтали.

Экономические отношения имеют своих субъектов.

· Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения; является собственником либо фактором производства; стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, и максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.

· Фирма – это экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения; стремится к максимизации прибыли; использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государствам.

· Государство – все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами.

Менеджмент. Успех в любом деле редко приходит случайно. Для на­стоящего долговременного успеха люди используют эффек­тивное управление. Слово «управление» мы слышим очень часто, а само управление присутствует во всех областях на­шей жизни. Управляют автомобилями, машинами и дру­гими техническими устройствами, страной, учебным про­цессом в колледже или ином учебном заведении, движе­нием поездов и т.д. Управление многообразно.

В нашей жизни постоянно происходят удивительно боль­шие перемены. Они касаются социально-политической жиз­ни, экономики и каждого из нас. Страна переходит от команд­но-бюрократического руководства к демократии, от команд­ной экономики — к социально ориентированной рыночной; отдельный человек превращается из «винтика» государствен­ной машины в самостоятельного субъекта хозяйственной дея­тельности.

Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Необходимо овладеть навыками использова­ния экономических знаний на практике, формировать но­вое экономическое мышление. И одну из ключевых ролей в этом играет менеджмент — управление в рыночных ус­ловиях.

Менеджмент сегодня стал необходимой реальностью, и к нему в российском обществе проявляется активный интерес. Но в отличие от многих новых веяний менедж­мент вознесся на волну популярности не благодаря моде на то, что приходит с Запада. Собственная значимость ме­неджмента далеко превосходит тот имидж, который он успел приобрести в глазах общественности. Очевидна не­обходимость его изучения, освоения того опыта, который накоплен странами, живущими в условиях рынка не одну сотню лет.

Менеджмент — это самостоятельная область знаний. Она требует постоянного глубокого и вдумчивого освоения. Это международная область знаний, которая сочетает в себе науку; специализированный вид деятельности и опыт; ме­тоды и формы управления; инновации, преумножаемые организационно-управленческим искусством. Сегодня зна­ние основ менеджмента становится необходимым любому специалисту, ибо это неотъемлемая часть его культуры. Следует также учитывать, что успех любого предприятия зависит не только от личности управляющего. Управле­ние — процесс двусторонний, осуществляемый по схеме «управляющий—управляемый». Следовательно, обществу нужны квалифицированные специалисты в области менедж­мента, с одной стороны, а с другой — различные специа­листы неуправленческих структур, обладающие культурой управленческого мышления. Надеемся, что данное учеб­ное пособие внесет вклад в решение вышеуказанной зада­чи, а знание основ менеджмента будет способствовать про­фессиональному успеху, который немыслим без укрепле­ния уверенности в собственных силах и возможностях, спо­собности контролировать ситуацию и активного стремле­ния к своей цели.

Маркетинг. Маркетинг (от англ. market – рынок) – это система теоретических принципов и практических методов управления деятельностью в условиях рынка, ориентирующая организацию на достижение максимального эффекта при помощи наиболее полного удовлетворения потребностей ее клиентов лучшими, чем у конкурентов способами. Сущность маркетинга заключается, таким образом, в выявлении потребностей (их изучении, формировании, воздействии на них), в ориентации деятельности на удовлетворение этих потребностей, которое осуществляется посредством обмена (через рынок), и в достижении таким путемспецифических целей организации (фирмы).

Цели маркетинга предопределяются его сущностью. Одна из целей – эффективность. Любая фирма, функционирующая в условиях рыночной экономики, должна действовать с предельной отдачей, то есть стремиться к достижению наибольшего результата с минимальной затратой ресурсов и усилий. Эффективная деятельность является условием самосохранения организации в конкурентной среде. Для коммерческой фирмы критерием эффективности выступает прибыльность.

Вторая специфически маркетинговая цель – обеспечение эффективности посредством наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. Эта цель может достигаться путем:

· максимально возможного высокого потребления,

· максимальной потребительской удовлетворенности,

· предоставления максимально широкого выбора,

· максимального повышения качества жизни.

Хозяйственная практика знает различные способы улучшения коммерческого результата деятельности фирмы. Это:

· снижение производственных издержек,

· совершенствование качества предлагаемой продукции,

· развитие системы сбыта и содействия реализации,

· изучение потребностей и их удовлетворение.

Маркетинг в отличие от различных экономических теорий – не плод каких то научных воззрений. Его естественными источниками стали многовековой опыт и обобщение практики отношений между производителем и потребителем, между производством и рынком. Известный теоретик маркетинга Ф. Котлер рассматривает маркетинг как общественный процесс, в ходе которого решаются задачи удовлетворения потребительского спроса, и как систему управления всей организационной и производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

В мире современного бизнеса «маркетинг» относится к наиболее употребляемым понятиям. Этому понятию придаётся самое разнообразное смысловое значение.

С позиции предприятия маркетинг – это комплексная система организации и управления производственно-хозяйственной, коммерческой и сбытовой деятельностью, ориентированная на удовлетворение конкретных потребителей определённого сегмента покупателей. Здесь подчёркивается один из основополагающих принципов маркетинга – производить продукцию в адрес заранее определённого потребителя.

2.1. Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга» в соответствии с программой:

Раздел 1. Основы экономики.

1. Содержание учебного материала (студент должен знать):

Введение в экономику. Понятие об экономике. История развития экономической теории. Экономические ресурсы, товар. Экономические потребности. Производственные возможности. Структура общественного производства. Типы экономических систем. Собственность в экономической системе. Конкуренция и монополия.

Рыночная система. Основные понятия её развития. Теория и законы спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Деньги и денежное обращение. Деньги как категория товарного производства. Денежное обращение. Инфляция.

Рынок труда. Рынок труда и особенности его функционирования. Занятость и безработица. Заработная плата: понятие, формы и системы. Уровень жизни и прожиточный минимум.

Рынок земли. Рента.

Экономические основы деятельности предприятия (фирмы). Современное состояние и перспективы развития отрасли. Предприятие – основной хозяйствующий субъект рыночной экономики. Организационно-правовые формы предприятий. Имущество предприятия. Оборот капитала. Экономические издержки, цена, прибыль и рентабельность предприятия.

Личные доходы и проблемы их распределения. Номинальный и реальный доход. Неравенство доходов. Распределение доходов. Налоги и налоговая система.

Кредитно-финансовая система. Банковская система. Рынок ценных бумаг. Финансовая система. Инвестиции, их показатели экономической эффективности.

Государственное регулирование рыночной экономики. Бюджет государства. Структура экономики. Национальное хозяйство. Макроэкономические показатели и макроэкономическое равновесие. Государственный бюджет. Государственное регулирование социально-экономических проблем.

Экономический рост. Цикличность экономики. Экономический рост, цикличность экономики.

Международное разделение труда. Торговые и валютно-кредитные отношения. Мировой рынок. Мировая торговля. Валютные отношения. Интернационализация отношений. Глобальные проблемы человечества. Мировая экономика: современные особенности и тенденции.

2. Перечень практических работ (студент должен уметь):

Введение в экономику (контрольные вопросы). Рыночная система: построение графиков спроса и предложения.Деньги и денежное обращение: расчет денежной массы, уровня инфляции, закон денежного обращения. Рынок труда: расчет оплаты труда работников.Экономические основы деятельности предприятия (фирмы): расчет основных технико-экономические показатели деятельности организации. Бюджет государства: распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Методика расчета ВВП.

3. Самостоятельная работа при изучении раздела 1.

Сообщение на тему: «Зарождение экономической теории и развитие классической политической экономии».

Подготовить доклад на выбранную тему «Конкуренция в рыночной экономике». «Рынок благ и факторов производства в экономике РФ».

Составить таблицу характерных признаков основных видов рынков.

 Написать доклад на тему «История Российских денег».

 Написать реферат на выбранную тему: Модели рынка и их характеристика. Субъекты рынка и их характеристика. Отличительные черты современного рынка.

Конспект «Экономические риски агропромышленного комплекса».

Написать реферат на тему «Миграционные процессы в России: плюсы и минусы, социально-экономические последствия.

Написать реферат на тему «Состояние и перспективы развития отрасли (холодильной или молочной) в России»

Проанализировать ежемесячные доходы и расходы вашей семьи.

Подготовить доклад на тему «Проблемы безработицы в России».

Написать сообщение на тему «Теория общего экономического равновесия Л.Вальраса»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.01 с.)