Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потребности, мотивации, поведение. Целенаправленная деятельность человека с позиций функциональной системы П.К. Анохина.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Каковы причины и движущие силы поведения человека? Одной из ведущих причин поведенческих реакций человека является возникновение потребностей. Живой организм для поддержания процессов жизнедеятельности испытывает потребность в веществах, энергии и информации. Потребность – нужда в чем-то. И.М. Сеченов рассматривал потребность, как побуждение и цель поведения человека. И.П. Павлов считал потребность фундаментом поведения, силой, побуждающей к определенному поведению. Потребность или нужда в чем-то – это движущая сила активности живых существ. Потребности по П.В. Симонову. Различают: биологические или витальные, связанные с жизнедеятельностью организма; социальные, обеспечивающие жизнь в обществе; идеальные или когнитивные, включают потребности познания, творчества, стремление к красоте и гармонии. Биологические потребности, механизм формирования. Биологические потребности – это потребности организма во всем, что необходимо ему для поддержания процессов жизнедеятельности в различных условиях. Организм нуждается в пище, которая является источником веществ и энергии, необходимых для его роста, развития, самообновления и адаптации. Для поддержания гомеостаза кроме пищи организму нужны: вода, кислород, определенные температурные условия и др. Благополучие организма характеризуется состоянием многочисленных параметров внутренней среды: уровень кислорода, углекислого газа, глюкозы, ионов, температуры и др. Если отклонения этих параметров в организме достигают величин, выходящих за границы нормы, и которые не могут быть скомпенсированы механизмами гомеостатической саморегуляции, то включается специализированное поведение, основанное на возникшей потребности в чем-то. В данном случае потребность должна осознаваться. Для осознания потребности организму нужна информация, в чем он нуждается и как в данных условиях удовлетворить возникшую потребность. Таким механизмом являются мотивации. Мотивация – это то, что вызывает движение. Мотивация – это опредмеченная потребность. По И.М. Сеченову мотивация – это страсть к чему-то; по Павлову – основное влечение. Б.И. Котляр характеризует мотивацию, как эмоционально окрашенное состояние, возникающее на основе определенной потребности и формирующее поведение, направленное на удовлетворение этой потребности.
Таким образом, мотивация– это состояние, которое развивается в структуре ЦНС, при отклонении какого-нибудь параметра гомеостаза и возникновении потребности. В субъективном плане мотивация – это определенные переживания, чувства. Например, при обезвоживании организма возникает потребность в воде, которая сопровождается чувством жажды. Жажда – это мотивация, которая побуждает организм к действиям, удовлетворяющим потребность в воде: поиск, потребление воды. Таким образом, мотивация – это осознанная потребность, которая определяет поведение, направленная на удовлетворение этой потребности. В развитии мотивации выделяют 2 фазы: а) выявление среди многих потребностей доминирующий или актуальной потребности; б) запуск специализированного целенаправленного поведения. Механизмы формирования мотиваций. Актуализация потребности определяется уровнем активности рецепторов, оценивающих либо параметры внутренней среды, либо состояние внутренних органов, а также состояние центров, оценивающих информацию от этих рецепторов, и в случае отклонения параметров внутренней среды от нормы, формирующих ту или иную мотивацию. Так в гипоталамусе располагаются центры, формирующие мотивации: голода, жажды, терморегуляции и другие. Их активность отражает соответствующую потребность. Мотивационные центры гипоталамуса имеют широкие связи с центрами ретикулярной формации, лимбической системы (там ведущей мотивационной структурой является ядра миндалин), с корой больших полушарий. Мотивационные центры гипоталамуса формируют побуждение к действию, а структуры, с которыми связан гипоталамус, оценивают информацию, определяют актуальную потребность и степень вероятности достижения цели, формируют программу и реализацию определенного поведения. Например, животные без коры больших полушарий корм не ищут, хотя испытывают чувство голода. Общие свойства мотиваций. Мотивациям присущи общие черты: · Во время любой мотивации наблюдается активация моторной системы и увеличивается средний уровень двигательной активности. · Мотивации сопровождаются повышением тонуса симпатической нервной системы, выражающееся в вегетативных реакциях: росте частоты сердцебиений и артериального давления; расширением сосудов в скелетных мышцах. Повышение симпатического тонуса осуществляется через нисходящие пути, идущие от лимбической системы и гипоталамуса.
· При мотивации растет активность афферентных систем, позволяющих организму легче выявлять биологически значимые раздражители в окружающей среде для удовлетворения потребности. · Вторая фаза мотивации характеризуется возрастанием поисковой активности, которая носит целенаправленный характер, при этом актуализируется память. · Непременным проявлением мотивации является возникновение субъективных эмоциональных переживаний, как правило, со знаком минус.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.011 с.) |