Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция (филогенез) высшей нервной деятельности.⇐ ПредыдущаяСтр 36 из 36
И.М. Сеченов – основоположник эволюционной физиологии. Он пытался проследить развитие поведения животных и человека исторически. Нервная система живых существ в процессе эволюции прошла долгий путь от совокупности примитивных рефлексов у простейших животных до сложной системы анализа и синтеза информации у высших приматов. В условиях, где есть все для жизни, организм может существовать без нервной системы. Для большинства организмов окружающий мир слишком нестабилен и требует постоянного приспособления к нему. Органом, обеспечивающим организму возможность приспособления к условиям среды, стала нервная система. Простейшие организмы относятся к донервному этапу развития и их поведение генетически обусловлено. Наиболее древним свойством нервной системы является способность распространять информацию. У кишечно-полостных животных (гидры, медузы, полипы) впервые появляется слабо-дифференцированная нервная система. Она обеспечивает быструю реакцию всего организма на различные раздражители. Отвечают они всегда однотипно на действие любого раздражителя. Например, гидра на прикосновение или покачивание воды реагирует одинаково – сжимается. Гидру можно тренировать двигаться в определенном направлении. Следующим этапом в эволюции нервной системы стало появление нового качества – упреждающей адаптации, то есть способности организма заранее готовиться к изменению условий среды. Для этого у животных развивается разнообразные органы чувств. Первые органы чувств возникли у беспозвоночных (червей, моллюсков). С появлением органов чувств возник универсальный код информации в нервной системе – биопотенциалы. Но чтобы организм мог выбрать самый важный импульс из многих, нужно было устройство, анализирующее информацию. У беспозвоночных чувствительные нейроны организуются в узлы или ганглии. У червей появляется головной ганглий, это сопровождается проявлением примитивных условных рефлексов. У дождевых червей можно хоть и медленно, на 400 повторов, вырабатывать условные рефлексы: перемещение в лабиринте в нужном направлении. В постоянно меняющихся условиях простых адаптивных реакций для выживания недостаточно. Необходима система, которая сравнивала бы сигналы и производила выбор оптимальных для данных условий сигналов. Для чего организм в процессе эволюции приобретает новое свойство нервной системы – память. Объем памяти определяется числом нервных клеток, вовлекаемых в процесс запоминания. Минимальное число нейронов должно быть не менее ста. У моллюсков нервная система содержит до 18 тысяч нейронов в головном ганглии. У них проявляются такие формы научения как габитуация (привыкание) и сенситизация (Кэндол, 1980).
Из насекомых следует выделить пчел, обладающих невероятной способностью к обучению. У них выражена память на запахи, которые они запоминают после первого прилета к медоносам. Легко находят путь. У пчел вырабатываются все виды условного торможения. У них высокий уровень аналитико-синтетической деятельности; такой же как у высокоорганизованных млекопитающих. Правда, дело не только в уровне развития нервной системы, а в заложенных генетических программах. У позвоночных выход на сушу и действие гравитации предъявили новые требования к нервной системе. Впервые основные признаки ЦНС формируются у миног. У них есть рецепторные системы, а головной мозг усложняется и состоит из конечного, промежуточного, среднего, ромбовидного и мозжечка. Выход на сушу является важнейшим эволюционным событием. Для синхронизации управления рецепторными, двигательными системами, поведением на базе различных отделов мозга возникли ассоциативные центры. Класс рептилий является узловым этапом эволюции. С него начинается корковая линия формирования мозга. У птиц увеличиваются передние отделы мозга – это определяет их математические способности. Но звери в целом умнее птиц. У млекопитающих формируется ассоциативные таламо-кортикальные связи. В ассоциативных центрах устанавливается функция контроля за работой сенсорных систем. Высокий уровень интеллекта отмечен у морских млекопитающих, так, дельфин обучается с одного предъявления условного сигнала. Важнейшим прогрессом является развитие новой коры у приматов. Главной особенностью мозга приматов является высокое развитие ассоциативных систем и объединение кортико-кортикальными путями в единую интегративную систему мозга, что и объясняет высокий уровень ВНД у некоторых видов обезьян: задатки интеллекта, сложные формы поведения. Память, когнитивное обучение у обезьян, имеют все формы: а) образное поведение; б) рассудочная деятельность; в) вероятность прогнозирования. Зоны Бродмана, ответственные за речь, у обезьян достаточно хорошо развиты. Зрительная память у шимпанзе лучше развита, чем у человека.
У человека мозг иерархически делится на 3 отдела в связи с этапами его эволюционного развития: 1) древний мозг – соответствует уровню развития рептилий, он обеспечивает врожденные поведенческие акты и выживание в постоянный среде. 2) старый мозг – включает структуры лимбической системы, обеспечивает формирование эмоций, памяти и простых когнитивных форм поведения. 3) новый мозг – обеспечивает произвольные формы деятельности организма, прогнозирование поведения. Как говорил американский физиолог Мак Лин: «Не следует забывать, что в каждом человеке присутствует мозг крокодила и лошади; и с этим следует считаться».
Список литературы по курсу: Учебники и учебные пособия 1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - СПб.: Лань, 2002 2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. - М.: Мир, 1988 3. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем - СПб.: Лань, 1999 4. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов-н/Д: Феникс, 1999 5. Лупандин В.И., Сурнина О.Е. Основы сенсорной физиологии. Екатеринбург. 2001 6. Недоспасов В.О. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. Учебное пособие. - М.: УМК «Психология», 2006 7. Нормальная физиология человека / Под ред. Ткаченко Б.И.- М.: Медицина, 2005 8. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем / Под ред. Судакова К.В. - М.: Медицинское информационное агентство, 1999 9. Основы сенсорной физиологии / Под ред. Шмидта Р. - М.: Мир, 1984 10. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. Учебное пособие. - М.: Академия, 2009 11. Тамар Г. Основы сенсорной физиологии. - М.: Мир. 1976 12. Физиология человека: В 3 т. / Под ред. Шмидта Р. Тевса Г. - М.: Мир, 1996 13. Циркин В.И., Трухина С.И., Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. - М: Медицинская книга, Н.Новгород, НГМА, 2001 14. Шеперд Г. Нейробиология: В 2 т. - М.: Мир, 1987 15. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. М.: Академии, 2003 16. Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. и др. Нормальная физиология в 3.т., учебное пособие, М: Академия, 2009
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.27.155 (0.007 с.) |