Элементы юридического состава налога: налогоплательщики, объект налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы юридического состава налога: налогоплательщики, объект налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы



 

Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться достаточный набор информации, позволяющий определять плательщика налога, за что или в связи с чем необходимо платить налог, размер налогового обязательства и порядок его исполнения, границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

Как было указано ранее, число налогов велико и структура их различна, но элементы юридического состава налога имеют универсальное значение. Установить налог — это значит установить и определить все существенные элементы его юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.п.).

 Это положение закреплено и в п. 1 ст. 17 НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога».

Субъект налогообложения — это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налоговый кодекс именует его налогоплательщиком

 В отличие от других отраслей публичного права, где определяющими являются политико-правовые отношения лица и государства, в налоговом праве прежде всего учитывают экономические связи налогоплательщика и государства.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (ре- согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц:

имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

Различие этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обя-занность), у нерезидентов — только доходы, полученные из источни-ков вданном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Правила определения резидентства имеют существенные различия в отношении налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Основу для определения резидентства юридических лиц состав-ляют следующие тесты (или их комбинации).

Тест инкорпорации. Юридическое лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано).

Все предприятия, учреждения, организации — юридические лица по законодательству России являются ее резидентами и уплачивают в

России налог с прибыли, полученной как на ее территории, так и где бы то ни было, хотя бы эти лица и не имели бизнеса в России вовсе

 Тест юридического адреса. Юридическое лицо признается резиден-том в стране, если оно зарегистрировало в этой стране свой юридиче-ский адрес.

Тест места осуществления центрального управления и контроля. Юридическое лицо признается резидентом в стране, если с террито-рии этой страны осуществляется центральное (общее) руководство компанией и контроль над ее деятельностью.

Тестместа осуществления текущегоуправления компанией. Юри-дическое лицо признается резидентом в стране, если на ее террито-рии находятся органы, осуществляющие текущее управление деятель-ностью компании (исполнительная дирекция).

Тест деловой цели. Юридическое лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны.

Кроме деления юридических лиц на группы по принципу рези- дентства, деление проводят и по другим основаниям.

Объект налогообложения — это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог (совершение операций по реализации товара (работ, услуг); ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение сделки купли-продажи ценных бумаг; вступление в наследство; получение дохода и т.д.). В законе о каждом налоге обязательно говорится о том, при наличии каких обстоятельств возникает обязанность уплаты. Таким основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т.п., т.е. наличие объекта налогообложения

 В п. 1 ст. 38 НК РФ определено понятие «объект налогообложения»: «Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога». Термин «предмет налогового обложения» обозначает признаки фактического (не юридического) характера, обосновывающие взимание соответствующего налога. Законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту

Необходимость четко разделить понятия «объект налогообложения» и «предмет налогообложения» вызвана тем, что существует потребность вычленить среди прочих сходных предметов материального мира именно тот, с которым законодатель связывает налоговые последствия.

Различие объекта и предмета налогообложения наиболее четко просматривается в налогах на имущество. Однако и при налогообложении доходов эти понятия различаются. Доход может быть получен в различных формах (денежные средства в национальной и иностранной валюте, имущество, безвозмездные услуги и пр.). Например, доходом можно считать не только поступления в денежной или натуральной форме, но и льготы, привилегии, не связанные с передачей денег или имущества. Законодательство может предусматривать налогообложение привилегий и благ, получение которых в обычных условиях потребовало бы от плательщика дополнительных затрат (предоставление автотранспорта для личных нужд за счет средств предприятия, беспро-центных ссуд или займов по льготным ставкам и т.п.).

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Налоговая база количественно выражает предмет налогообложения. Налоговая база является основой налога. НК РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. В соответствии с Кодексом налоговые базы федеральных, региональных и местных налогов и порядок их определения устанавливаются на федеральном уровне (ст. 53 НК РФ). Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Умножение ставки на количество единиц налоговой базы определяет сумму налогового платежа. Ставки налога в зависимости от оснований классификации можно подразделить на следующие виды: равные, твердые и процентные.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Как элемент налогообложения порядок исчисления налога представляет собой совокупность действий обязанного лица по определению суммы налога, подлежащей уплате. Эти действия состоят из ведения учета объекта налогообложения, исчисления налоговой базы, расчета суммы налога. Обязанность по исчислению налога может быть возложена на самого налогоплательщика (налог на прибыль, НДС), на налоговые органы (налог на имущество физических лиц), на налоговых агентов (налог на доходы физических лиц).

Порядок и сроки уплаты налога также относятся к существенным элементам налогообложения и устанавливаются налоговым законодательством. Налог может уплачиваться налогоплательщиком самостоятельно на основе декларации, либо налог удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом.

Сроки уплаты налога зависят от вида налога и способа его уплаты. Неуплата налога в полном объеме и в установленный срок влечет возникновение у налогоплательщика недоимки. За каждый день просрочки уплаты налога начисляется пеня, размер которой установлен Налоговым кодексом.

В Кодексе указано, что в необходимых условиях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Следовательно, налоговые льготы названы законодателем факультативными условиями установления налога и сбора, т.е. если в акте законодательства о налогах и сборах не указаны соответствующие налоговые льготы, налог все равно будет считаться установленным. Этим налоговые льготы отличаются от иных условий установления налогов и сборов, которые уже были рассмотрены. Вместе с тем ранее отмечалось, что налоги выполняют в обществе такие основные функции, как фискальная и регулирующая. В условиях реформирования всех сфер экономической жизни на современном этапе развития нашей страны возрастает роль именно регулирующей функции налогов, позволяющей, как отмечалось, воздействовать на процессы распределения, перераспределения национального дохода, процессы производства, потребления, демографические процессы и т.п. Отказ от льгот означает преобладание фискальной направленности налогообложения, не дает возможности использовать налоги как уникальный, универсальный инструмент воздействия на разнообразные не только экономические, но и иные общественные процессы. Представляется, что закрепление налоговых льгот в актах законодательства о налогах и сборах позволяет государству решать самые разнообразные цели и задачи не только экономического, но и социального характера

Понятие налоговых льгот сформулировано в ст. 56 НК РФ, где говорится, что льготами по налогам и сборам являются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Несмотря на разнообразие видов налоговых льгот, все они направлены на сокращение размера налоговой обязанности налогоплательщика. Однако механизм воздействия различных налоговых льгот имеет определенную специфику. Существуют различные классификации видов налоговых льгот. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога (объект, налоговая база, ставка, сро-ки) направлено введение налоговой льготы, они подразделяются три группы: 1) изъятия (вычеты); 2) скидки; 3) освобождения.

Под изъятиями понимается налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов. Например, в отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества, налогом на доходы физических лиц не облагаются, например, стипендии, государственные пенсии и пособия и др.

Скидки — это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.

Освобождения — такой вид льготы, который направлен на уменьшение налоговой обязанности налогоплательщика. Формами освобождения могут быть: снижение ставки налога; сокращение суммы валового налога; предоставление налоговых каникул (полное освобождение от уплаты налога на определенный период времени); отсрочки или рассрочки уплаты налога (ст. 61—64 НК РФ); налоговый кредит (ст. 65—68 НК РФ) и др.

Рассмотрим налог транспортных организаций.

Транспортный налог относится к числу прямых налогов и имеет статус регионального налога.

С 1 января 2003 г. вступила в силу гл. 28 НК РФ, посвященная транспортному налогу. Плательщиками налога являются физические лица и организации, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, признанные объектом налогообложения.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

Налоговым кодексом РФ установлен достаточно широкий перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, в том числе:

— весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не более 5 л. с.;

— полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с., а также автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами;

— промысловые морские и речные суда;

— пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности либо на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских или грузовых перевозок;

— тракторы, самоходные комбайны, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, для перевозки птицы, для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

— транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

— транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

— самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

— суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

— морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Налоговая база различается в зависимости от категории объекта налогообложения. В частности, по транспортным средствам, имеющим двигатели, налоговой базой является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. По воздушным транспортным средствам, для которых определяется тяга реактивного двигателя, налоговая база определена как паспортная статическая тяга реактивных двигателей на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы.

В отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, по которым установлена валовая вместимость, налоговой базой является указанная вместимость в регистровых тоннах.

По указанным выше транспортным средствам налоговая база должна определяться отдельно по каждому транспортному средству. По всем другим водным и воздушным транспортным средствам налоговая база установлена как единица транспортного средства. При этом налоговая база будет единой для всех транспортных средств независимо от марки и страны их изготовления.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплателыциков-организаций признаны первый квартал, второй квартал и третий квартал. При установлении транспортного налога законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ вправе не применять отчетные периоды. Этим правом воспользовались, в частности, органы власти Москвы.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Федерации в зависимости от налоговой базы и на основе базовых ставок, установленных Налоговым кодексом РФ.

При установлении налоговых ставок законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут увеличивать или уменьшать приведенные в НК РФ базовые ставки, но не более чем в 10 раз. Размер уменьшения не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года их выпуска, и (или) экологического класса транспортных средств.


 

 РАЗДЕЛ 3. О понятии и предмете налогового права. О понятии налогового правоотношения. Структура налогового правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений.

3.1 Налоговое право, предмет налогового права – дискуссионные вопросы определения понятий.

Налоговое право - отрасль системы российского права, представляющая собой совокупность обязательных государственных актов и регулирующая общественные отношения в сфере налогообложения

Предметом налогового права являются властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия их должностных лиц.

Выделяют следующие методы налогового права: императивный (властный характер по установлению, введению, взиманию налогов) и диспозитивный (возможность выбора системы налогообложения)

К принципам налогового права относят:

Принцип всеобщности, равенства налогообложения, т.е. налогоплательщик или же налоговый агент, консолидированная группа налогоплательщиков имеет право на защиту своих интересов в установленном законом порядке, должны уплачивать законно установленные налоги, обладают равными правами и обязанностями

Принцип недискриминационности, т.е. налоги не должны применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев

Принцип дифференцированности налоговых ставок, т.е. дифференцированность налоговых ставок от гражданства физических лиц или места происхождения капитала

Принцип льготированности, т.е. не допускаются налоговые льготы в зависимости от формы собственности.

Принцип экономической обоснованности налогов, т.е. налоги должны быть экономически обоснованы

Принцип единства, т.е. недопустимость налогов, нарушающих единое экономические пространство

Принцип законности, т.е. установление налогов, нашедших отражение в законах и иных нормативных правовых актов

Принцип определения всех элементов налогообложения,т.е. все элементы налога должны быть определены – как основные, так и факультативные.

  Система налогового права в РФ состоит из общей части, включающей нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы, принципы формирования налогового законодательства, правовые формы и методы деятельности компетентных государственных органов области налогообложения, основные черты правового положения участников налоговых отношений, защиту прав налогоплательщиков, налоговых агентов, консолидированной группы налогоплательщиков и особенную часть, включающую нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей, особый круг налогоплательщиков по каждому налогу.

Налоговое право в системе российского права это самостоятельная отрасль права, подотрасль финансового права, отрасль права, входящая в систему финансового права как комплексная отрасль права.

Источники налогового права этовнешние конкретные формы выражения права, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права, включающие общие источники – применяются ко всем видам налогов и сборов и специальные источники – применяются только по отдельным видам налогов и сборов.

Общие свойства источников налогового права это формальная определенность, общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения, законность.

Специальные свойства источников налогового права включает регулирование общественных отношений, составляющих предмет налогового права, множественность источников налогового права, разветвлённая система источников налогового права.

Правовые нормы, регулирующие налоговую деятельность государства включают: правовые нормы, регулирующие отношения в сфере установления налогов, правовые нормы, регулирующие отношения в сфере налогового контроля, правовые нормы, регулирующие отношения по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Уровни источников налогового права: наднациональный, федеральный, региональный, муниципальный.

К источникам налогового права наднационального и федерального уровней (ст.4 НК РФ) относятся:

Конституция РФ (ст.8,57,71,74,75,104,106,132 Конституции РФ)

Федеральные конституционные законы («О Правительстве РФ», «О Конституционном Суде РФ»)

Международные договоры (Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, межправительственные договоры об избежание двойного налогообложения и предотвращения)

Налоговый кодекс РФ

Федеральные законы (в т.ч. кодифицированные) (КоАП РФ, УК РФ, БК РФ, «О налоговых органах в РФ»)

Нормативные правовые акты Президента РФ

Нормативные правовые акты Правительства РФ

Правовые акты министерств и ведомств

Судебная практика (акты КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ)

Источники налогового права регионального и муниципального уровней имеют следующие характерные черты: обязательное соответствие НК РФ, пространственная ограниченность их юридической силы, общеобязательность на соответствующей территории, принятие соответствующими компетентными органами, необходимость регистрации в Минюсте России.

Укажем действие налогового законодательства во времени. Акты законодательства вступают в силу (п.1 ст. 5 НК РФ):

- Не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;

- Не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;

- В случае введения налога - не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования;

- В случае если акт устраняет или смягчает ответственность за нарушение налогового законодательства, устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, отменяет налоги и (или) сборы, снижает размеры ставок налогов(сборов), устраняет обязанность налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшает их положение - может вступать в силу со дня его официального опубликования.

С учетом соблюдения определённых условий в нормативном правовом акте устанавливается конкретная дата вступления в законную силу

Обратная сила актов налогового законодательства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.043 с.)