Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. О месте налогообложения в системе финансовых отношений. Общие и частные теории налогов. Социально-экономические предпосылки развития налогового праваСтр 1 из 8Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)» (РУТ (МИИТ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра «Административное право, экологическое право, информационное право» Конспект фондовых лекций по дисциплине «Теоретические и правовые проблемы налогообложения в Российской Федерации»
Автор-составител: д.э.н., профессор Данилина Е.И.
Москва, 2020 г. Оглавление Введение 4 РАЗДЕЛ 1. О месте налогообложения в системе финансовых отношений. Общие и частные теории налогов. Социально-экономические предпосылки развития налогового права……………………………………………………………………………....6 1.1 О понятиях «финансы» и «налогообложение». ……………………..6 1.2 Система финансовых отношений и место налогообложения в этой системе. …………………………………………………………….....10 1.3 Развитие теории налогообложения в мировой цивилизации. …….12 1.4 Организация налогообложения в зарубежных странах………...….18 РАЗДЕЛ 2. О понятиях налоговая политика, налогообложение, налог. Принципы налогообложения транспортных предприятий. Виды и элементы юридического состава налога…………………………………………………………………………....22 2.1 Понятия «налоговая политика», «налогообложение», «налог» - основополагающие категории в налоговом праве. …………………………..22 2.2 Экономическая и юридическая сущность налога, виды налогов...29 2.3 Элементы юридического состава налога: налогоплательщики, объект налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы……34 РАЗДЕЛ 3. О понятии и предмете налогового права. О понятии налогового правоотношения. Структура налогового правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений………………………………………………………………44 3.1 Налоговое право, предмет налогового права – дискуссионные вопросы определения понятий. …………………………………….……….….44
3.2 Налоговое правоотношение – проблема определения понятия..….51 3.3 Юридические факты в налоговом праве…………………………….55 РАЗДЕЛ 4. О понятии и системе законодательства о налогах и сборах и иных источниках налогового права. Действие законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………………….....79 4.1 Понятие и содержание законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. ………………………………………………………...79 4.2 Источники налогового права. ……………………………………….88 4.3 Действие законодательства о налогах и сборах во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………99 РАЗДЕЛ 5. О налоговой системе и системе налогов и сборов в Российской Федерации. Конституционные основы системы налогов и сборов в Российской Федерации……………………………………………...………………………110 5.1 О соотношении понятий «налоговая система» и «система налогов и сборов». …………………………………………………………………...……110 5.2 Конституция и иные нормативные правовые акты, определяющие налоговую систему Российской Федерации. ………………………………..112 5.3 Система налогов и сборов, закреплённая в Налоговом кодексе Российской Федерации……………………………………………………………………....126 Список источников ………………………………………………………….136
Введение С момента возникновения налогов и во все времена развития любого общества проблема налогообложения остается не решенной. Это связано с тем, что достаточно часто налоговая система не в полной мере отвечает требуемым условиям, встречаются примеры противоположных результатов налоговой системы, не смотря на то, что она должна выполнять стимулирующую роль и влиять на улучшение экономической деятельности предприятий. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых доходов, поступающих в бюджеты с общим объемом издержек, связанных с введением налогов на территории государства, сбором сумм налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному виду налога. В соответствии с этим основная задача государства — это создание устойчивой налоговой системы. Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем оптимального сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.
В соответствии с этим появилась необходимость теоретического исследования одной из основополагающих категорий финансового права в целом, и налогового права в частности. Материалы лекций направлены на изучение актуальных правовых проблем налогообложения в Российской Федерации; раскрывают основные понятия, характеризующие налогообложение в системном подходе его изучения и дает ориентиры на актуальные теоретические вопросы, возникающие в современных условиях. Данный материал позволит руководствоваться в практической деятельности обучающихся положениями налогового права, оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, правильно толковать и анализировать правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений. Курс дисциплины позволяет выявлять актуальные проблемы, свойственные различным правовым явлениям. Лекции включают пять разделов, в соответствии с утвержденной рабочей программой дисциплины, отражающих основные проблемы, требующие исследования. Каждый раздел завершается формулировкой актуальных проблем, необходимых для самостоятельного осмысления и изучения.
Источники налогового права. Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране. Налоговый федерализм это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщика в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом РФ. Разграничение и распределение налоговых источников дохода между уровнями бюджетной системы, т.е. совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции РФ полномочий. Система принципов деятельности и разграничение компетенций органов центральной региональной власти. Принципы налогового федерализма: - демократизм - правовая согласованность -права и свободы человека и гражданина - субсидиарность - пропорциональность - верховенство права - совместное ведение Российской Федерации субъектами в установлении общих принципов налогообложения - единство налоговой политики и налоговой системы на всей территории Российской Федерации - равенство прав субъектов Российской Федерации в принятии собственного налогового законодательства - обеспечение сбалансированности бюджетов различных уровней - самостоятельность органов местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжение своим и бюджетными средствами - зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления - степень мобильности облагаемой базы: более высокой степенью мобильности обладают налоги на труд и капитал, и, соответственно, они перечисляются в бюджет РФ. Налоги на природные ресурсы обладают более низкой мобильностью, поэтому они перечисляются в бюджет субъекта РФ.
- экономическая эффективность отдельных объектов налогообложения (издержки по взиманию налогов не могут превышать затрат по налоговому администрированию) -регулирование процессов на макроэкономическом уровне (за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на федеральном уровне). Выделяют следующие подходы к решению проблемы налогового федерализма: -кумулятивный (зависимость поступлений от результатов деятельности органов управления на местах) - нормативный (устанавливает норматив, в пределах которого происходит распределение доходов от налогов по уровням бюджетной системы) - диструбутивный (концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем и перераспределение между звеньями бюджетной системы) - фиксированный (разграничение и закрепление соответствующих налогов разными уровнями управления с принципами налогового федерализма). Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение. Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит: 1. международные договоры Российской Федерации, 2. Налоговый Кодекс РФ, 3. федеральные законы и законы Российской Федерации, 4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ. 5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления. Значение источников налогового права: – они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. – источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях. Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии:
а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования; б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования. Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие. Источники налогового права обладают следующими свойствами: – формальная определенность; – общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения; – законность, заключающаяся в наличии юридической силы. Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно-правовых актов: – они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права. – принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ. – источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства. НК РФ – первый опыт кодификации налогового законодательства в Российской Федерации. Цель кодификации состоит в том, чтобы систематизировать и законодательно закрепить органичность, взаимосвязанность и взаимозависимость правовых норм, устранив произвол в их понимании и применении. НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты этой сферы могут быть приняты только при условии соответствия нормам НК РФ. НК РФ определяет правовую базу регулирования всех стадий налоговых отношений. В нем: – закреплен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; – определены основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов; – установлен порядок проведения налогового контроля, виды налоговых проверок, сроки их проведения и периодичность, оформление результатов проверок;
– закреплены общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение; – регламентирован порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Таким образом, НК РФ является кодифицированным источником законодательства о налогах и сборах. НК РФ состоит из двух частей. Часть первая НК РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ принята Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года. Данный законодательный акт был введен в действие с 1 января 1999 года, он состоит из 7 разделов, 20 глав, 142 статей. Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в РФ; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Вторая часть НК РФ регламентирует порядку исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также специальным налоговым режимам. Часть вторая НК РФ принята Государственной Думой 19 июля 2000 года и одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года. В ее состав входят 4 раздела, 11 глав, 256 статей. НК РФ нормативный правовой акт прямого действия, который исключает детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами. Со времени издания НК РФ прошло 6 лет. Между тем за этот, относительно небольшой, период законодатель успел издать около 50 федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в этот важный нормативный акт. Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. НК РФ разделяет нормативно-правовые акты по органам государственной власти. – нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, – нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, – нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Соответственно федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Налоговое законодательство оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт: 1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка; 2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов; 3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ; 4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ; 5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ; 6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ; 7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ; 8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении; 9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ. По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие такого документа или изменить его соответствующим образом. Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты: – имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно; – являются властными и обязательными для исполнения; – не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; – выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование; – применяются однократно и на других субъектов не распространяется; – обеспечиваются государственным принуждением. Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия. Характерные ч ерты индивидуальных правовых актов: – особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности; – официальное решение, принятое органом публичного управления; – предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица. КЛАССИФИКАЦИЯ: 1) по субъектам, их принимающим (издающим): – налоговыми органами – (большинство актов), – финансовыми органами – (решение об изменении срока уплаты налогов и сборов), – таможенными органами – (решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика), – органами государственных внебюджетных фондов – решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды, – органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины – (решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, ОВД). 2) по направленности действия: – правообеспечительные – акты, которые гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их прав и обязанностей (решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика), – правоисполнительные – акты, которые обеспечивают принудительную реализацию неисполненных или ненадлежащее исполненных налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора (решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика), – правоохранительные – (решения руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения). 3) по характеру правового воздействия: – регулятивные – обеспечивают реализацию диспозитивных регулятивных норм налогового права, властно подтверждая или определяя права и обязанности субъектов налогового правоотношения, – охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности. 4) по форме: – договорные – договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, – недоговорные – все остальные. Рассмотрим решения конституционного суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений. Конституционный характер правового регулирования распространяется на широкую сферу отношений, составляющих предмет налогового права. На основе этого возникает двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: а) Конституция РФ и решения КС РФ, определяющие общие начала налогообложения; б) базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит НК РФ. К источникам налогового права относятся не все акты КС РФ, а, прежде всего те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права или толкуют те положения Конституции РФ, которые необходимы для уяснения значения отдельных норм и институтов налогового права. ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА И МЕСТО В ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА: – решения Конституционного Суда РФ являются обязательными для всех правоприменителей; – как акт конституционного контроля, представляет разновидность судебной практики; – решения, являясь актами правосудия, обладают определенными характеристиками правоприменительного акта и одновременно приобретают черты нормативно-правового акта. Правовые позиции КС РФ с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой – предопределяют специфику данного вида правовых источников. Правовые позиции Конституционного Суда РФ – аргументированные, получившие обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и представлений по вопросам права в рамках решения, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЗИЦИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ: - итогово-обощающий характер. - оценочная, аксиологическая природа правовых позиций. - правовые позиции Конституционного Суда РФ – результат истолкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений. - концептуальный характер. - общий характер. - юридическая обязательность. - правовые позиции Конституционного Суда РФ находятся в сложных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя. ВИДЫ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ: 1. по юридической форме – в рамках постановлений или определений. 2. по видам налогов – правовые позиции в области федеральных, региональных, местных налогов. 3. по сферам налоговых отношений – в сферах установления налогов, исполнения обязанности по уплате налога и сбора, налогового контроля. ВИДЫ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ: 1. Решения Конституционного Суда РФ по обоснованию и толкованию принципов налогообложения. 2. Решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов. 3. Решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах. 4. Решения о ясности и определенности правового регулирования в сфере налогообложения как необходимом условии соблюдения ст. 19 Конституции РФ. 5. Публично-правовой характер налогов и решения Конституционного Суда РФ об ответственности за налоговые правонарушения.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)» (РУТ (МИИТ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра «Административное право, экологическое право, информационное право» Конспект фондовых лекций по дисциплине «Теоретические и правовые проблемы налогообложения в Российской Федерации»
Автор-составител: д.э.н., профессор Данилина Е.И.
Москва, 2020 г. Оглавление Введение 4 РАЗДЕЛ 1. О месте налогообложения в системе финансовых отношений. Общие и частные теории налогов. Социально-экономические предпосылки развития налогового права……………………………………………………………………………....6 1.1 О понятиях «финансы» и «налогообложение». ……………………..6 1.2 Система финансовых отношений и место налогообложения в этой системе. …………………………………………………………….....10 1.3 Развитие теории налогообложения в мировой цивилизации. …….12 1.4 Организация налогообложения в зарубежных странах………...….18 РАЗДЕЛ 2. О понятиях налоговая политика, налогообложение, налог. Принципы налогообложения транспортных предприятий. Виды и элементы юридического состава налога…………………………………………………………………………....22 2.1 Понятия «налоговая политика», «налогообложение», «налог» - основополагающие категории в налоговом праве. …………………………..22 2.2 Экономическая и юридическая сущность налога, виды налогов...29 2.3 Элементы юридического состава налога: налогоплательщики, объект налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы……34 РАЗДЕЛ 3. О понятии и предмете налогового права. О понятии налогового правоотношения. Структура налогового правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений………………………………………………………………44 3.1 Налоговое право, предмет налогового права – дискуссионные вопросы определения понятий. …………………………………….……….….44 3.2 Налоговое правоотношение – проблема определения понятия..….51 3.3 Юридические факты в налоговом праве…………………………….55 РАЗДЕЛ 4. О понятии и системе законодательства о налогах и сборах и иных источниках налогового права. Действие законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………………….....79 4.1 Понятие и содержание законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. ………………………………………………………...79 4.2 Источники налогового права. ……………………………………….88 4.3 Действие законодательства о налогах и сборах во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………99 РАЗДЕЛ 5. О налоговой системе и системе налогов и сборов в Российской Федерации. Конституционные основы системы налогов и сборов в Российской Федерации……………………………………………...………………………110 5.1 О соотношении понятий «налоговая система» и «система налогов и сборов». …………………………………………………………………...……110 5.2 Конституция и иные нормативные правовые акты, определяющие налоговую систему Российской Федерации. ………………………………..112 5.3 Система налогов и сборов, закреплённая в Налоговом кодексе Российской Федерации……………………………………………………………………....126 Список источников ………………………………………………………….136
Введение С момента возникновения налогов и во все времена развития любого общества проблема налогообложения остается не решенной. Это связано с тем, что достаточно часто налоговая система не в полной мере отвечает требуемым условиям, встречаются примеры противоположных результатов налоговой системы, не смотря на то, что она должна выполнять стимулирующую роль и влиять на улучшение экономической деятельности предприятий. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых доходов, поступающих в бюджеты с общим объемом издержек, связанных с введением налогов на территории государства, сбором сумм налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному виду налога. В соответствии с этим основная задача государства — это создание устойчивой налоговой системы. Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем оптимального сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны. В соответствии с этим появилась необходимость теоретического исследования одной из основополагающих категорий финансового права в целом, и налогового права в частности. Материалы лекций направлены на изучение актуальных правовых проблем налогообложения в Российской Федерации; раскрывают основные понятия, характеризующие налогообложение в системном подходе его изучения и дает ориентиры на актуальные теоретические вопросы, возникающие в современных условиях. Данный материал позволит руководствоваться в практической деятельности обучающихся положениями налогового права, оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, правильно толковать и анализировать правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений. Курс дисциплины позволяет выявлять актуальные проблемы, свойственные различным правовым явлениям. Лекции включают пять разделов, в соответствии с утвержденной рабочей программой дисциплины, отражающих основные проблемы, требующие исследования. Каждый раздел завершается формулировкой актуальных проблем, необходимых для самостоятельного осмысления и изучения.
РАЗДЕЛ 1. О месте налогообложения в системе финансовых отношений. Общие и частные теории налогов. Социально-экономические предпосылки развития налогового права
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.173 с.) |