Раздел 1. О месте налогообложения в системе финансовых отношений. Общие и частные теории налогов. Социально-экономические предпосылки развития налогового права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. О месте налогообложения в системе финансовых отношений. Общие и частные теории налогов. Социально-экономические предпосылки развития налогового права



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

(РУТ (МИИТ)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ   
___________________________________________________________________

Кафедра «Административное право, экологическое право, информационное право»


Конспект фондовых лекций

по дисциплине

«Теоретические и правовые проблемы налогообложения в Российской Федерации»

 

 

Автор-составител:

 д.э.н., профессор Данилина Е.И.

 

Москва, 2020 г.

Оглавление

Введение                                                                                                    4

РАЗДЕЛ 1. О месте налогообложения в системе финансовых отношений. Общие и частные теории налогов. Социально-экономические предпосылки развития налогового права……………………………………………………………………………....6

1.1 О понятиях «финансы» и «налогообложение». ……………………..6

1.2 Система финансовых отношений и место налогообложения в этой системе. …………………………………………………………….....10

1.3 Развитие теории налогообложения в мировой цивилизации. …….12

1.4 Организация налогообложения в зарубежных странах………...….18

РАЗДЕЛ 2. О понятиях налоговая политика, налогообложение, налог. Принципы налогообложения транспортных предприятий. Виды и элементы юридического состава налога…………………………………………………………………………....22

2.1 Понятия «налоговая политика», «налогообложение», «налог» - основополагающие категории в налоговом праве. …………………………..22

2.2 Экономическая и юридическая сущность налога, виды налогов...29

2.3 Элементы юридического состава налога: налогоплательщики, объект налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы……34

РАЗДЕЛ 3. О понятии и предмете налогового права. О понятии налогового правоотношения. Структура налогового правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений………………………………………………………………44

3.1 Налоговое право, предмет налогового права – дискуссионные вопросы определения понятий. …………………………………….……….….44

3.2 Налоговое правоотношение – проблема определения понятия..….51

3.3 Юридические факты в налоговом праве…………………………….55

РАЗДЕЛ 4. О понятии и системе законодательства о налогах и сборах и иных источниках налогового права. Действие законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………………….....79

4.1 Понятие и содержание законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. ………………………………………………………...79

4.2 Источники налогового права. ……………………………………….88

4.3 Действие законодательства о налогах и сборах во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………99

РАЗДЕЛ 5. О налоговой системе и системе налогов и сборов в Российской Федерации. Конституционные основы системы налогов и сборов в Российской Федерации……………………………………………...………………………110

5.1 О соотношении понятий «налоговая система» и «система налогов и сборов». …………………………………………………………………...……110

5.2 Конституция и иные нормативные правовые акты, определяющие налоговую систему Российской Федерации. ………………………………..112

5.3 Система налогов и сборов, закреплённая в Налоговом кодексе Российской Федерации……………………………………………………………………....126

Список источников ………………………………………………………….136

 


 

     Введение

С момента возникновения налогов и во все времена развития любого общества проблема налогообложения остается не решенной. Это связано с тем, что достаточно часто налоговая система не в полной мере отвечает требуемым условиям, встречаются примеры противоположных результатов налоговой системы, не смотря на то, что она должна выполнять стимулирующую роль и влиять на улучшение экономической деятельности предприятий. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых доходов, поступающих в бюджеты с общим объемом издержек, связанных с введением налогов на территории государства, сбором сумм налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному виду налога. В соответствии с этим основная задача государства — это создание устойчивой налоговой системы. Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем оптимального сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

В соответствии с этим появилась необходимость теоретического исследования одной из основополагающих категорий финансового права в целом, и налогового права в частности.

Материалы лекций направлены на изучение актуальных правовых проблем налогообложения в Российской Федерации; раскрывают основные понятия, характеризующие налогообложение в системном подходе его изучения и дает ориентиры на актуальные теоретические вопросы, возникающие в современных условиях. Данный материал позволит руководствоваться в практической деятельности обучающихся положениями налогового права, оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, правильно толковать и анализировать правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений.

Курс дисциплины позволяет выявлять актуальные проблемы, свойственные различным правовым явлениям.

Лекции  включают пять разделов, в соответствии с утвержденной рабочей программой дисциплины, отражающих основные проблемы, требующие исследования. Каждый раздел завершается формулировкой актуальных проблем, необходимых для самостоятельного осмысления и изучения.

 


 

Источники налогового права.

Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

Налоговый федерализм это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщика в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом РФ. Разграничение и распределение налоговых источников дохода между уровнями бюджетной системы, т.е. совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции РФ полномочий. Система принципов деятельности и разграничение компетенций органов центральной региональной власти.

Принципы налогового федерализма:

- демократизм

- правовая согласованность

-права и свободы человека и гражданина

- субсидиарность

- пропорциональность

- верховенство права

- совместное ведение Российской Федерации субъектами в установлении общих принципов налогообложения

- единство налоговой политики и налоговой системы на всей территории Российской Федерации

- равенство прав субъектов Российской Федерации в принятии собственного налогового законодательства

- обеспечение сбалансированности бюджетов различных уровней

- самостоятельность органов местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжение своим и бюджетными средствами

- зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления

- степень мобильности облагаемой базы: более высокой степенью мобильности обладают налоги на труд и капитал, и, соответственно, они перечисляются в бюджет РФ. Налоги на природные ресурсы обладают более низкой мобильностью, поэтому они перечисляются в бюджет субъекта РФ.

- экономическая эффективность отдельных объектов налогообложения (издержки по взиманию налогов не могут превышать затрат по налоговому администрированию)

-регулирование процессов на макроэкономическом уровне (за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на федеральном уровне).

Выделяют следующие подходы к решению проблемы налогового федерализма:

-кумулятивный (зависимость поступлений от результатов деятельности органов управления на местах)

- нормативный (устанавливает норматив, в пределах которого происходит распределение доходов от налогов по уровням бюджетной системы)

- диструбутивный (концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем и перераспределение между звеньями бюджетной системы)

- фиксированный (разграничение и закрепление соответствующих налогов разными уровнями управления с принципами налогового федерализма).

Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.

Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит:

1. международные договоры Российской Федерации,

2. Налоговый Кодекс РФ,

3. федеральные законы и законы Российской Федерации,

4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ.

5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

Значение источников налогового права:

– они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

– источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.

Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии:

а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования.

Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.

Источники налогового права обладают следующими свойствами:

– формальная определенность;

– общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

– законность, заключающаяся в наличии юридической силы.

Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно-правовых актов:

– они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права.

– принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ.

– источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства.

НК РФ – первый опыт кодификации налогового законодательства в Российской Федерации. Цель кодификации состоит в том, чтобы систематизировать и законодательно закрепить органичность, взаимосвязанность и взаимозависимость правовых норм, устранив произвол в их понимании и применении.

НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты этой сферы могут быть приняты только при условии соответствия нормам НК РФ.

НК РФ определяет правовую базу регулирования всех стадий налоговых отношений. В нем:

– закреплен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

– определены основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;

– установлен порядок проведения налогового контроля, виды налоговых проверок, сроки их проведения и периодичность, оформление результатов проверок;

– закреплены общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение;

– регламентирован порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Таким образом, НК РФ является кодифицированным источником законодательства о налогах и сборах.

НК РФ состоит из двух частей.

Часть первая НК РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ принята Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года. Данный законодательный акт был введен в действие с 1 января 1999 года, он состоит из 7 разделов, 20 глав, 142 статей.

Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в РФ; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть НК РФ регламентирует порядку исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также специальным налоговым режимам.

Часть вторая НК РФ принята Государственной Думой 19 июля 2000 года и одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года. В ее состав входят 4 раздела, 11 глав, 256 статей.

НК РФ нормативный правовой акт прямого действия, который исключает детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.

Со времени издания НК РФ прошло 6 лет. Между тем за этот, относительно небольшой, период законодатель успел издать около 50 федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в этот важный нормативный акт.

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

НК РФ разделяет нормативно-правовые акты по органам государственной власти.

– нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,

– нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ,

– нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Соответственно федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Налоговое законодательство оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие такого документа или изменить его соответствующим образом.

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:

– имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;

– являются властными и обязательными для исполнения;

– не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права;

– выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование;

– применяются однократно и на других субъектов не распространяется;

– обеспечиваются государственным принуждением.

Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.

Характерные ч ерты индивидуальных правовых актов:

– особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;

– официальное решение, принятое органом публичного управления;

– предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.

КЛАССИФИКАЦИЯ:

1) по субъектам, их принимающим (издающим):

– налоговыми органами – (большинство актов),

– финансовыми органами – (решение об изменении срока уплаты налогов и сборов),

– таможенными органами – (решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика),

– органами государственных внебюджетных фондов – решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды,

– органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины – (решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, ОВД).

2) по направленности действия:

– правообеспечительные – акты, которые гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их прав и обязанностей (решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика),

– правоисполнительные – акты, которые обеспечивают принудительную реализацию неисполненных или ненадлежащее исполненных налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора (решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика),

– правоохранительные – (решения руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения).

3) по характеру правового воздействия:

– регулятивные – обеспечивают реализацию диспозитивных регулятивных норм налогового права, властно подтверждая или определяя права и обязанности субъектов налогового правоотношения,

– охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

4) по форме:

– договорные – договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита,

– недоговорные – все остальные.

Рассмотрим решения конституционного суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений. Конституционный характер правового регулирования распространяется на широкую сферу отношений, составляющих предмет налогового права. На основе этого возникает двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: а) Конституция РФ и решения КС РФ, определяющие общие начала налогообложения; б) базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит НК РФ.

К источникам налогового права относятся не все акты КС РФ, а, прежде всего те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права или толкуют те положения Конституции РФ, которые необходимы для уяснения значения отдельных норм и институтов налогового права.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА И МЕСТО В ИЕРАРХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА:

– решения Конституционного Суда РФ являются обязательными для всех правоприменителей;

– как акт конституционного контроля, представляет разновидность судебной практики;

– решения, являясь актами правосудия, обладают определенными характеристиками правоприменительного акта и одновременно приобретают черты нормативно-правового акта.

Правовые позиции КС РФ с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой – предопределяют специфику данного вида правовых источников.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ – аргументированные, получившие обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и представлений по вопросам права в рамках решения, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЗИЦИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ:

- итогово-обощающий характер.

- оценочная, аксиологическая природа правовых позиций.

- правовые позиции Конституционного Суда РФ – результат истолкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений.

- концептуальный характер.

- общий характер.

- юридическая обязательность.

- правовые позиции Конституционного Суда РФ находятся в сложных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя.

ВИДЫ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ:

1. по юридической форме – в рамках постановлений или определений.

2. по видам налогов – правовые позиции в области федеральных, региональных, местных налогов.

3. по сферам налоговых отношений – в сферах установления налогов, исполнения обязанности по уплате налога и сбора, налогового контроля.

ВИДЫ РЕШЕНИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ:

1. Решения Конституционного Суда РФ по обоснованию и толкованию принципов налогообложения.

2. Решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов.

3. Решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах.

4. Решения о ясности и определенности правового регулирования в сфере налогообложения как необходимом условии соблюдения ст. 19 Конституции РФ.

5. Публично-правовой характер налогов и решения Конституционного Суда РФ об ответственности за налоговые правонарушения.

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ)»

(РУТ (МИИТ)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ   
___________________________________________________________________

Кафедра «Административное право, экологическое право, информационное право»


Конспект фондовых лекций

по дисциплине

«Теоретические и правовые проблемы налогообложения в Российской Федерации»

 

 

Автор-составител:

 д.э.н., профессор Данилина Е.И.

 

Москва, 2020 г.

Оглавление

Введение                                                                                                    4

РАЗДЕЛ 1. О месте налогообложения в системе финансовых отношений. Общие и частные теории налогов. Социально-экономические предпосылки развития налогового права……………………………………………………………………………....6

1.1 О понятиях «финансы» и «налогообложение». ……………………..6

1.2 Система финансовых отношений и место налогообложения в этой системе. …………………………………………………………….....10

1.3 Развитие теории налогообложения в мировой цивилизации. …….12

1.4 Организация налогообложения в зарубежных странах………...….18

РАЗДЕЛ 2. О понятиях налоговая политика, налогообложение, налог. Принципы налогообложения транспортных предприятий. Виды и элементы юридического состава налога…………………………………………………………………………....22

2.1 Понятия «налоговая политика», «налогообложение», «налог» - основополагающие категории в налоговом праве. …………………………..22

2.2 Экономическая и юридическая сущность налога, виды налогов...29

2.3 Элементы юридического состава налога: налогоплательщики, объект налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы……34

РАЗДЕЛ 3. О понятии и предмете налогового права. О понятии налогового правоотношения. Структура налогового правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений………………………………………………………………44

3.1 Налоговое право, предмет налогового права – дискуссионные вопросы определения понятий. …………………………………….……….….44

3.2 Налоговое правоотношение – проблема определения понятия..….51

3.3 Юридические факты в налоговом праве…………………………….55

РАЗДЕЛ 4. О понятии и системе законодательства о налогах и сборах и иных источниках налогового права. Действие законодательства о налогах и сборах во времени, пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………………….....79

4.1 Понятие и содержание законодательства о налогах и сборах Российской Федерации. ………………………………………………………...79

4.2 Источники налогового права. ……………………………………….88

4.3 Действие законодательства о налогах и сборах во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………99

РАЗДЕЛ 5. О налоговой системе и системе налогов и сборов в Российской Федерации. Конституционные основы системы налогов и сборов в Российской Федерации……………………………………………...………………………110

5.1 О соотношении понятий «налоговая система» и «система налогов и сборов». …………………………………………………………………...……110

5.2 Конституция и иные нормативные правовые акты, определяющие налоговую систему Российской Федерации. ………………………………..112

5.3 Система налогов и сборов, закреплённая в Налоговом кодексе Российской Федерации……………………………………………………………………....126

Список источников ………………………………………………………….136

 


 

     Введение

С момента возникновения налогов и во все времена развития любого общества проблема налогообложения остается не решенной. Это связано с тем, что достаточно часто налоговая система не в полной мере отвечает требуемым условиям, встречаются примеры противоположных результатов налоговой системы, не смотря на то, что она должна выполнять стимулирующую роль и влиять на улучшение экономической деятельности предприятий. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых доходов, поступающих в бюджеты с общим объемом издержек, связанных с введением налогов на территории государства, сбором сумм налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному виду налога. В соответствии с этим основная задача государства — это создание устойчивой налоговой системы. Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем оптимального сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

В соответствии с этим появилась необходимость теоретического исследования одной из основополагающих категорий финансового права в целом, и налогового права в частности.

Материалы лекций направлены на изучение актуальных правовых проблем налогообложения в Российской Федерации; раскрывают основные понятия, характеризующие налогообложение в системном подходе его изучения и дает ориентиры на актуальные теоретические вопросы, возникающие в современных условиях. Данный материал позволит руководствоваться в практической деятельности обучающихся положениями налогового права, оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, правильно толковать и анализировать правовые нормы, принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений.

Курс дисциплины позволяет выявлять актуальные проблемы, свойственные различным правовым явлениям.

Лекции  включают пять разделов, в соответствии с утвержденной рабочей программой дисциплины, отражающих основные проблемы, требующие исследования. Каждый раздел завершается формулировкой актуальных проблем, необходимых для самостоятельного осмысления и изучения.

 


 

РАЗДЕЛ 1. О месте налогообложения в системе финансовых отношений. Общие и частные теории налогов. Социально-экономические предпосылки развития налогового права



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.173 с.)