Экономическая и юридическая сущность налога, виды налогов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая и юридическая сущность налога, виды налогов.



Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные. Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.К элементам налога относятся: налогоплательщик; объект налогообложения; налоговая база; единица обложения; налоговые льготы; налоговая ставка; порядок исчисления; налоговый оклад; источник налога; налоговый период; порядок уплаты; срок уплаты налога.

Все налоги подразделяют на несколько видов:

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

· Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

· Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

· Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

· Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов

· Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

· Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов.

· Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

· Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

· Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

· владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

· пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специ­фических черт, можно дать следующее определение. Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые госу­дарством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударст­венных потребностей.

Налоговый кодекс РФ определяет общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что "под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами."

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

Закон также определяет круг налогоплательщиков. Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению налоговых норм. Также для понимания пределов действия норм различных отраслей права, связанных с налоговым законодательством, важен анализ различных правовых методов и принципов. Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении. В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.

Отсутствие всестороннего законодательного регулирования властных и имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо в налоговых отношениях.

В настоящее время имеют место разные подходы к классификации налогов. Рассмотрим наиболее известную. По способу взимания налоги разделяются на прямые и косвенные. Прямые в свою очередь на реальные и личные, косвенные разделяются на фискальные монополии(в том числе косвенные индивидуальные) и косвенные универсальные. По субъекту выделяют разделение с физических лиц, с юридических лиц и смешанные. По уровню управления: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги и специальные налоговые режимы. По характеру отражения в бухгалтерском учете: налоги, которые включаются в цену продукции, налоги, которые удерживаются из доходов работника, налоги, которые уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли и налоги, которые уменьшают финансовый результат. По порядку введения выделяют: общеобязательные, факультативные. По уровню бюджета: закрепляющие и регулирующие. По целевой направленности: абстрактные и целевые. С точки зрения ставок налога выделяют налоги прогрессивные, аккордные, регрессивные, пропорциональные, подоходные. По сроку уплаты налогов: срочные и периодично-календарные. По штатной ситуации в стране налоги разделяют на регулярные и чрезвычайные.

Также выделяют следующую классификацию, которая включает:

Реальные налоги, т.е. уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода налогоплательщика; личные налоги, уплачиваемые с реально полученного дохода с учетом платежеспособности налогоплательщика.

Косвенные индивидуальные налоги, т.е. т.е. облагаются строго определенные группы товаров.

Косвенные универсальные налоги – налоги, которыми облагается большинство товаров и услуг.

Фискальные монополии, т.е. облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах.

Маркированные налоги, это увязывание налога с конкретным направлением расходования бюджета.

Немаркированные налоги – налоги, которые могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Аккордные налоги, т.е. налоги, когда не учитывается размер дохода, его ставка является одинаковой для всех налогоплательщиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.011 с.)