Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика уровня сформированности графического навыка у учащихся 1 класса
Экспериментальная работа по формированию графического навыка у первоклассников на основе использования семиотического подхода проходила на базе МОУ «СОШ № 66» г.Магнитогорска. В работе приняли участие 21 ученик 1 в класса в возрасте 7-8 лет. Цели исследования: 1. определение уровня сформированности письменного навыка учащихся первого класса; 2. исследование наиболее часто встречающихся типов ошибок на письме, допускаемых учениками первого класса; 3. разработка упражнений на основе семиотического подхода, направленных на устранение графических ошибок. Экспериментальное исследование включало три этапа: 1. Констатирующий этап – октябрь 2017г. 2. Формирующий этап – ноябрь 2017г. – март 2018г. 3. Контрольный этап – апрель 2018г. 1. Этап констатирующий – целью на этом этапе явилось определение уровня формирования графического навыка учащихся 1 класса; 2. Этап формирующий – целью этого этапа явилось формирование графического навыка на основе использования упражнений и приемов, характерных для семиотического подхода 3. Этап контрольный – целью этапа явилось определение эффективности отобранных упражнений. В целях определения начального уровня сформированности графического навыка был проведен констатирующий этап эксперимента. Исследование проводилось в двух направлениях: 1. Диагностика уровня сформированности графических умений. 2. Выявление элементов букв, в написании которых, содержится большее количество ошибок. Ученикам были розданы карточки с заданием по списыванию текста: 1. Над землей поднималась заря. 2. Долгожданное лето пришло в нашу местность. Остановимся на основных ошибках, которые допускаются при формировании графического навыка, и частотностью их проявления (см.таблицу 1) Таблица 1 - Основные ошибки при формировании графического навыка Исследование работ первоклассников позволяет сделать следующие выводы: при написании прямой линии с петлей были допущены такие ошибки: пересечение петли ниже нижней линии, отклонения петли влево, изменение формы петли. Ученики в написаниях букв у, д, з, щ, ц допускали отклонения петли вправо либо допускали лишнее отступление вправо. Далее исследовался уровень сформированности графических умений.
Критерии умений: 1. Соответствие начертания буквы образцу 2. Равнонаклонность 3. Безотрывность 4. Одинаковое расстояние между буквами, элементами 5. Одинаковая высота букв Списывание с печатного текста предложений «Над землей поднималась заря. Долгожданное лето пришло в нашу местность», дало следующие результаты: • Без ошибок – 5 человек • 1 ошибка – 4 человека • 2 ошибки – 5 человек • 3 ошибки – 3 человека • 4 ошибки – 2 человека • 5 ошибок – 2 человека Для определения уровня сформированности графического навыка было определено соотнесение баллов указанным выше критериям, где каждому критерию присваивалось 3 балла (по Н.С Пантиной). • 15 баллов – высокий уровень • 9-12 баллов – средний уровень • Ниже 9 баллов – низкий уровень Полученные результаты представлены в таблице 2. Таблица 2 - Результаты сформированности графических умений
СЧБ – соответствие начертания буквы образцу; РН – равный наклон; БО – безотрывность; ОР – одинаковое расстояние между буквами, элементами; ОВ одинаковая высота букв. В процентном выражении они могут быть были представлены следующим образом: высокий уровень – 5 чел (23,8%); средний уровень – 9 чел (42,8%); низкий уровень – 7 чел (33,3%): (см.рис.2 на стр.35) Рис.2 – Начальный уровень сформированности графических умений Исследование письменных работ первоклассников показывает, что они допускают типизированные ошибки: в написаниях букв: о, а, д – первоклассники массово допускают ошибки, которые связаны с неточной формой овала: или почти круг, или неправильной волнистой формы; неверный уровень наклона и неверная форма букв, в графическом оформлении петли у букв у, д, ц, первоклассники либо допускали отклонение петли вправо или совершали излишний отступ вправо, речь может идти о неравной высоте и ширине букв или их элементов, пропусках отдельных буквенных частей либо их замене; равности высоты заглавных букв и высоты строчных букв.
Учителю в плане преодоления графических ошибок принципиально важно исследовать их причины в каждом конкретном случае и избрать в свете исправления ошибочных написаний соответствующие приемы. Далее дадим характеристики ученикам с разным уровнем формирования навыка письма. а) Высокий уровень – 5 чел (23,8%). У первоклассников, достигших высокого уровня сформированности графического навыка, буквы на письме имеют соответствия начертанию букв по образцам, данным в прописи. В письменной практике соблюдаются принцип равного наклона, линейность - в виде соблюдения строки сверху и снизу. При письме ученики выдерживают равное расстояние между элементами в букве, буквами в слове и словами в строке, осуществляют правильное соединение буквы в структуре слова. Учениками со средним уровнем допущено по 1-2 ошибки. Оформленные на письме буквы демонстрируют соответствие данным в прописи образцам. В письменной практике соблюдаются принципы равного наклона, линейности. Не наблюдается соблюдение принципа равности расстояния между буквами в слове и словами в строке, есть нарушения в принципе безотрывного написания элементов букв. в) низкий уровень – 7 чел (33,3%) Учениками с низким уровнем допущено 3 и более ошибок, два первоклассника не справились с поставленными заданиями задачей. В данной группе учащихся практически не сформирован графический навык, есть несоблюдение гигиенических норм письма (нарушение посадки, неправильное держание ручки, неправильное расположение тетради на парте). В связи с этим есть нарушения в наклоне написания букв, фиксируется неправильное написание буквенных элементов, выход за линии рабочей строки либо недостатки в доведении до нужной высоты. По результатам были организованы индивидуальные беседы с каждым учащимся в целях выявления трудностей, встречающихся в графической практике каждого первоклассника. В целях организации индивидуальной работы была составлена «Технологическая карта для проведения индивидуальной беседы с учеником» (см.таблицу 3). Таблица 3 - Технологическая карта для проведения индивидуальной беседы с учеником
По результатам бесед были сделаны выводы: 1) детям нравится писать красиво (90%) 2) некоторые из учащихся знают способы проверки написания букв (43%), но все же учащиеся допускают ошибки при обучении письму 3) одной из причин возникновения этих ошибок является невыполнение гигиенических норм письма (83%) Каждому учащемуся после беседы в индивидуальном порядке было дано задание: был написан ряд букв К, г, Н, Ю, р, А, а, М, в котором нужно было подчеркнуть одинаковые элементы. Целью данного задания было выявление умения школьников по выделению одинаковых элементов в букве. Выполнение задания показало следующие результаты: всего 46,8% учащихся исследуемой группы обладают умениями по выделению из ряда написанных букв одинаковых элементов, а более половины, то есть 53,2% детей демонстрируют затруднения либо принципиально не наблюдают одинаковых элементов в буквах (см.рис.3). Рис.3 – Результаты задания по умению выделять из ряда написанных букв одинаковые элементы Опытно-экспериментальная диагностика и констатирующий этап эксперимента дали возможность сделать вывод о том, что у первоклассников присутствуют трудности при формировании графического навыка. Выявленные трудности зависят от нескольких факторов: речь идет об индивидуальных особенностях школьников, о недостаточном уровне развития соответствующих мышц руки, о несоблюдении гигиенических норм письма. Индивидуальные беседы с учениками, диагностика на выявление уровня графического навыка свидетельствуют о том, что школьники, допуская графические ошибки, не видят своих ошибок, притом, что обладают знаниями способов проверки написания букв.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.009 с.) |