Глава I. Теоретические основы формирования графического навыка на основе использования семиотического подхода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретические основы формирования графического навыка на основе использования семиотического подхода



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….…..…...3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

1.1.Сущность, уровни и использование семиотического подхода при формировании графического навыка ………………………………………...6

1.2.Особенности формирования графического навыка у первоклассников…………..………………………………………………....12

1.3. ФГОС НОО о формировании графического навыка …………....….24

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

2.1.Диагностика уровня сформированности графического навыка у учащихся 1 класса …………………………………………………...……...32

2.2. Организация работы по формированию графического навыка у первоклассников на основе использования семиотического подхода на формирующем этапе.…….………………………………………...……….39

2.3.Результаты экспериментальной работы по формированию графического навыка учащихся 1 класса……….………...……...…….…49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….....................51

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………..55

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………64

ВВЕДЕНИЕ

Российское начальное образование имеет ряд существенных отличий от тенденций и моделей, сложившихся в странах с более высоким уровнем экономического развития. Начальная школа за последние годы стала одной из самых инновационных моделей развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно осталось не более пяти учебно-методических комплектов, представляющих образовательные системы начального образования - традиционную систему.

В связи с этим большинство педагогов, психологов, методистов, провели достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам эффективным организации обучения младших школьников.

В связи со вступлением ФГОС НОО в 2009 году и реализации его задач, мы наблюдаем пристальное внимание ученых к знаковой сфере в образовательном процессе. Это обусловливает внимание к организации его методического сопровождения. Речь идет о методах, обеспечивающих наиболее динамичное и эффективное усвоение в младших классах знаковых систем и об изменении принципов обучения при организации его с позиций семиотического подхода. Как видится, семиотический подход является вполне закономерным в процессе обучения первоклассников письменной речевой деятельности.

Графический навык – это сложное «речерукодвигательное» действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное, поэтому в процессе обучения первоначальному письму и формирования графического навыка необходимо создать такие методики, целесообразные условия, в которых будут учтены эти закономерности. Школьная практика демонстрирует, что процесс научения письменной речи является сложнейшим и многотрудным этапом для большинства первоклассников. Процессы формирования графического 4 навыка не вызывают большого интереса у начинающих школьников, а это не ведет к осознанному формированию желания обладать четким графическим навыком.

Практическая работа при изучении буквенных написаний ведется в основном в сфере начертания отдельных буквенных элементов, при известном игнорировании целостного буквенного облика. Наблюдается явно недостаточная работа в дошкольный период над развитием мелкой моторики, которая оказывает влияние на развитие речи.

Известные исследователи данного направления в обучении младших школьников М.М. Безруких, Л.Я. Желтовская занимались разработкой особенностей формирования графического навыка, однако в настоящее время приходится заниматься скорее исправлением недостатков в развитии мелкой моторики у младших школьников, которые объясняются различными причинами – небольшим письменным опытом школьников в связи с использованием гаджетов, отсутствием интереса к процессу письма, нейрофизиолгическими факторами (тремор, медленный темп письма), недостаточной работой над графическим навыком в дошкольный период. По мнению М.М. Безруких, В.А. Силивон – письмо, это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений рук, одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Развитие мелкой моторики способствует развитию мышлению и речи. Так как моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторным центром пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, поступает сигнал в кору головного мозга, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Поэтому ученые придают особое значение развитию ее у младших школьников.

Суть проблемы состоит в том, что процесс обучения письму протекает с затруднениями, так как само письмо очень сложный трудоемкий процесс, в силу того, что процесс развития кисти руки еще не завершен. Поэтому для 5 решения данной проблемы наиболее эффективно используется метод семиотического подхода для формирования графического навыка письма у первоклассников.

С этой серьезной проблемой не всегда справляются и сами учителя. Можно констатировать наличие противоречия между необходимостью формирования графического навыка и недостаточностью использования семиотического подхода на уроках обучению письму как одного из эффективных средств формирования графического навыка.

Цель исследования: Изучить возможности семиотического подхода в процессе формирования графического навыка у первоклассников.

Объект исследования: процесс формирования графического навыка у учеников начальной школы.

Предмет исследования: формирование у первоклассников графического навыка на основе использования семиотического подхода.

Гипотеза исследования. Формирование графического навыка будет более успешным, если в процессе работы учитель начальных классов будет использовать эффективные приемы семиотического подхода.

Задачи:

1. Изучить сущность и уровни семиотического подхода в процессе формирования графического навыка.

2. Выявить особенности формирования графического навыка у первоклассников.

3. Провести диагностику уровня сформированности графического навыка у первоклассников.

4. Провести формирующий этап эксперимента по использованию приемов семиотического подхода в процессе обучения письму первоклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ использования семиотического подхода в практике обучения письму учеников первого класса позволяет сделать некоторые выводы.

В рамках семиотического подхода язык есть знаковая система неограниченной природы, функционально обеспечивающая познание и коммуникацию в ходе человеческой экзистенциальной практики. При использовании семиотического подхода необходим учет чувственного опыта учеников. Ценностная и эмоциональная сторона учебной деятельности развивается лишь в условиях уверенности в практической ценности получаемых навыков, умений, в чувстве необходимости в них, ощущении позитивной поступательности в овладении знаниями, навыками и умениями.

Понимание характера семиотической (знаковой) деятельности первоклассников в стадии обучения грамоте предполагает применение семиотического подхода в процессе формирования письменных видов речевой деятельности. Важнейшая составная часть познавательной деятельности младших школьников есть знаково-символическая форма деятельности. На уроках письма есть необходимость использования таких приемов, как групповой анализ написаний с ошибками, взаимная проверка, прочтение ошибочных написаний уверенно читающими учениками, с тем чтобы сущность ошибки в письме (в начертании, в написании) буквы обретала социально обобщающее значение, это в целом свойственно семиотическому подходу к обучению письму, которое «зашифровывает» звучащую речь.

Семиотический подход реализуется в использовании знаковых структурных конструкций, закрепляемых в мыслительной деятельности детей, и развитии графической зоркости.

Главными направлениями применения семиотического подхода при формировании навыков письменной речи у первоклассников являются:

1) построение системы знаков, соотнесенных с системой звуков;

2) усвоение способов обозначения фонем буквами;

3) представление буквенной записи как модели слова, отражающей связь между его значением и формой.

В рамках диагностики графических навыков первоклассников было проведено выявление основных ошибочных написаний, их классификация при анализе написания основных элементов букв. В свете реализации цели был осуществлен анализ прописей учеников первого класса.

Были разработаны и применялись следующие критерии уровня формирования графических умений:

1) соответствие начертания буквы образцу;

2) равный наклон;

3) безотрывное написание;

4) одинаковое расстояние между буквами, элементами;

5) одинаковая высота букв.

Изучение результатов демонстрирует, что наибольшее количество ошибок учащихся связано с написанием сложных графических элементов: линия с закруглением внизу, прямая с петлей и малая петля. Исследование работ первоклассников позволяет сделать следующие выводы: при написании указанных графических элементов были допущены ошибки. Был исследован уровень овладения графическими навыками, которые в процентном выражении они могут быть были представлены следующим образом: высокий уровень – 5 чел (23,8%); средний уровень – 9 чел (42,8%); низкий уровень – 7 чел (33,3%). Опытно-экспериментальная диагностика и констатирующий эксперимент дали возможность сделать вывод о том, что у первоклассников наличествуют трудности при графическом обеспечении письму.

У первоклассников присутствуют трудности при формировании графического навыка. Выявленные трудности зависят от нескольких факторов: речь идет об индивидуальных особенностях школьников, о недостаточном уровне развития соответствующих мышц руки, о несоблюдении гигиенических норм письма. Индивидуальные беседы с учениками, диагностика на выявление уровня графического навыка свидетельствуют о том, что школьники, допуская графические ошибки, не видят своих ошибок.

Формирование графического навыка учащихся 1 класса опиралось на выработку автоматизированного графического навыка на основе элементного восприятия графического облика букв и рационализации порядка их написания в процессе осознанного восприятия с применением элементов занимательности. В рамках семиотического подхода параллельно с работой по практике запоминания новой буквы производилась отработка выполнения слого-звукового анализа слова.

С целью выявления основных графических ошибок, их типологического структурирования с учетом графического оформления основных элементов букв в рамках контрольного этапа исследования был проведен контрольный срез и осуществлен анализ записей в тетрадях учеников с позиции наличия и/или отсутствия графических ошибок при письме, который показал, что ученики допускают те же ошибки при написании сложных элементов (линия с закруглением внизу, прямая с петлей и малая петля), но число ошибочных написаний существенно снизилось.

Полученные результаты в процентном выражении были представлены следующим образом: высокий уровень – 8 чел (38%); средний уровень – 11 чел (52,3%); низкий уровень – 2 чел (9,5%), что свидетельствует о высокой положительной динамике в усвоении графических навыков учениками первого класса. После проведения разнообразных видов графических упражнений по улучшению уже сформированных графических навыков наблюдаются изменения: фиксируется увеличение количества учеников, достигших высокого уровня развития графических навыков на 3 человека, при уменьшении количества на низком уровне на 5 человек.

Наиболее отчетливо форма реализации семиотического подхода состояла в использовании знаковых структурных конструкций, закрепляемых в мыслительной деятельности детей и развитии графической зоркости.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамян, Л.A. Гносеологические проблемы теории знаков [Текст] / Л.А. Абрамян. – Ереван: Изд-во АН Арм. 2010. –255с.

2. Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо по каллиграфии в начальной школе / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. -1998. -№8. – с.9

3. Агаркова, Н.Г. Конструирование букв – ведущий прием в обучении шестилетних детей письму [Текст] / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. – 2011. – №12. – С.55 – 60с.

4. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к Азбуке О.В. Джежелей [Текст] / Н.Г. Агаркова, - М.: Дрофа, 2011. – 94с.

5. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников [Текст] / Н.А. Агаркова // Начальная школа. – 2011. – №4. – С.42 – 49с.

6. Агаркова, Н.Г. Подготовка будущих учителей к обучению шестилетних первоклассников письму [Текст] / Н.А. Агаркова // Начальная школа. - 2011. - №6. – С.77 – 84с.

7. Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя [Текст] / Н.Г. Агаркова, – М.: Дрофа, 2011. – 97с.

8. Антонова, Н.С., Боброва, С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). Учебник для студ. сред. проф. уч. заведений [Текст] / Н.С. Антонова, С.В. Боброва. – М.: Академия, 2010. – 448 с.

9. Ахутина, Т.В. Вариативность письма у первоклассников: системный нейропсихологический анализ [Текст] / Т.В. Ахутина // Вестн. Моск. Унта. Сер. 14. - 2010. - № 3. – С.22 – 29с.

10. Ахутина, Т.В. Формирование письма у младших школьников: динамика взаимодействия технического и содержательного уровней [Текст] / Т.В. Ахутина // Культурно-историческая психология. – 2010. - №3. – С.55 – 63.

11. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры [Текст] / Р. Барт; пер. с фр., вступ. и сост. С. Н. Зенкина. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 2011. – 512 с.

12. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям [Текст] / М.М.Безруких. - М.: Просвещение, 2012. – 30с.

13. Безруких, М.М., Хохлова, Т.Е. Как писать буквы [Текст] / М.М. Безруких, Т.Е. Хохлова. – М., 2012. – 48с.

14. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность [Текст] / Н.А.Бернштейн. – М., 2010. – 235с.

15. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст] / А.Д. Ботивинников. – М.: Педагогика, 2012. – 256с.

16. Брунер, Дж. На пути к теории обучения [Текст] / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 2016. – 242с.

17. Брыксина, О.Ф. Знаково-символическая деятельность в образовательном пространстве: семиотический подход к формированию ИКТкомпетентности выпускника вуза [Текст] / О. Ф. Брыксина, М. В. Шарьизданова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – № 3(3). – С. 578 –583с.

18. Веряев, А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе. [Текст] / А. А. Веряев. – Барнаул 2010. – 37с.

19. Выготский, Л.А. Мышление и речь. Психологические исследования. 2016. – 45с. Издательство - Национальное образование.

20. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6 [Текст] / Л.С. Выготский / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 2012. – 442с

21. Гальперин. А.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин / Вступительная статья А.И. Подольского. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. – 332с.

22. Гинзбург, Е.Л. Знаковые проблемы психолингвистики: Основы теории речевой деятельности [Текст] / Е.Л. Гинзбург. – М.: Наука, 2012. – 334с.

23. Горецкий, В. Г., Федосова, Н. А. Пропись 1, 2, 3, 4 к «Русской азбуке» [Текст] / В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2011. –32с.

24. Гребнева, Д. М. Семиотический подход к обучению программированию в школе: Современные проблемы науки и образования [Текст] /Д.М. Гребнева. – М.: Наука, 2013. – 89с.

25. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребенка к письму [Текст] / Е.М. Гурова // Начальная школа. - 2014. - №5. – С.22 – 27.

26. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 2012. – 544с.

27. Дудкина С.Г., Петрова С.В. Формирование графических умений и навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.Г. Дудкина, С.В.Петрова – М.: Просвещение, 2018. – 314с.

28. Епифанова, О.В. Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся [Текст] / О.В. Епифанова // Начальная школа. – 2011 - №7. – С.22 – 28.

29. Желтовская, Л.Я., Соколова, Е.Н. Формирование графических навыков у младших школьников [Текст] / Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова. – М.: Просвещение, 2014. – 124с.

30. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме [Текст] / В.А. Илюхина // Начальная школа. - 2010. - №8. – С.7 – 12.

31. Капушева, Х.М. Психологические особенности формирования графических навыков письма [Текст] / Х.М. Карпушева // Наука, образование и инновации. Сб. статей международной научнопрактической конференции. Уфа, 2011. – С.175 – 177.

32. Карабанова, О.А. Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников. Автореф. дисс… канд. психол. наук [Текст] / О.А. Карабанова. – М., 2015. – 21 с.

33. Климко, А.И. Концептуальные основы методики формирования механизма чтения на основе семиотического подхода [Текст] / А.И. Климко // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2015. - № 1. – С.100 – 102.

34. Копнин, П.В. Гносеологические и логические основы науки [Текст] / П.В. Копнин // Философия науки: хрестоматия. – М.: Наука, 2015. – С.74 – 82с.

35. Коробова, О.В. Обучение первоклассников грамоте на основе формирования графического действия. Автореф. дисс… канд. пед. наук [Текст] / О.В. Коробова. – Рязань, 2014. – 22с.

36. Кудреватова, Л.И. Типичные каллиграфические ошибки и их исправления [Текст] / Л.И. Кудреватова // Начальная школа. — 2015. – №3. – С.81 – 86с.

37. Леонтьев, А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность) [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2011. – 391с.

38. Лубовский, В.И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / В.И. Лубовский // Психологическая наука и образование. – 2012. - № 1. – С.1 – 5с.

39. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма // Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – С.10 – 77с.

40. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 464с.

41. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов. – Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, - 2011. – 160с.

42. Ляудис, В.Я., Негурд, И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников [Текст] / В.Я. Ляудис, И.П. Негруд. - М.: Международная педагогическая академия, 2014. – 148 с.

43. Марынкина, М.Н. Роль восприятия в графической деятельности [Текст] / М.Н. Марынкина // Психологическая наука и образование. –2014. – № 4. – С.7 – 12с.

44. Мирхайдарова, Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики [Текст] / Д.М. Мирхайдарова // Начальная школа. – 2010. – №2. – С.32 – 36с.

45. Одегова, В.Ф. Работа над каллиграфией в 1 классе [Текст] / В.Ф. Одегова // Начальная школа. — 2014. - №2. – С.16 –17с.

46. Осмоловская И.М., Петрова Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И.М Осмоловская., Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 30–36с.

47. Основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. — 223с.

48. Отыншинова, М.Б. Роль каллиграфии в начальной школе [Текст] / М.Б. Отыншинова, Д.А.Усольцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. - № 2 – 5. – С.31 – 34с.

49. Охотникова Т.А. Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащимися начальных классов [Текст] // Всероссийский научнопрактическая конференция «Актуальные проблемы специального образования и социальной помощи». – Бийск, 2013 // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/25/doklad (дата обращения: 03.02.2018).

50. Пантина, Н.С. Зависимость формирования действия от типа ориентировки в задании [Текст] / Н.С. Пантина. — Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2016. — 23с.

51. Пиаже, Ж. Мышление и речь ребенка [Текст] / Ж Пиаже. — М.: Педагогика- Пресс, 2012. –322с.

52. Пономарева, Н.Ю. Как помочь первокласснику овладеть навыком письма [Текст] / Н.Ю. Пономарева// Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 42–48с.

53. Почепцов, Г.Г. Семиотика [Текст] / Г. Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук; Киев:Ваклер, 2012. – 432с.

54. Прокина Л. П. Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13654/ (дата обращения: 03.02.2018).

55. Резников, Л.О. Гносеологические вопросы семиотики [Текст] / О.Л. Резников. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2016. – 302с.

56. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студ. Учеб. зав. по спец. «Педагогика и методика начального обучения» [Текст] / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 2014. – 383с.

57. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении [Текст] / Н.Г. Салмина. – М.: МГУ, 2011. – 288с.

58.  Серебренникова, Ю.А. Теория и практика обучения каллиграфии [Текст] / Ю.А.Серебренникова// Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 34–37с.

59. Сильченкова, Л.С. Графические ориентиры как лингвистическая основа обучения грамоте [Текст] / Л.С. Сильченкова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – N8. – С. 10 – 17с.

60. Сильченкова, Л.С. Правила чтения букв русского алфавита [Текст] / Л.С. Сильченкова // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 107–112с.

61. Сильченкова, Л.С., Егорова, Е.С. Формирование у первоклассников графического навыка на основе семиотического подхода [Текст] / Л.С. Сильченкова, Е.С. Егорова // Начальная школа. - 2016. - № 12. – С.43 – 48с.

62. Солнцева В.Т. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики [Текст]//http://fictionbook.ru/author/vera_solnceva/200uprajneniyidlya_razvitiya_obsheyi_i/read_online.html?page=1(дата обращения: 03.02.2018).

63. Суворова, О.В. Возможности и условия знаково-символического опосредования вербально-логических задач шестилетними детьми. Автореф. дис.. канд. психол. наук [Текст] / О.В. Суворова. - Н. Новгород, 2011. – 21с.

64. ФГОС. Начальная школа. 1-4 классы. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 в ред. от18 мая 2015 года № 507.

65. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. 19.12.2016)

66. Федосова, Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников / Н.А. Федосова // Начальная школа. –2013. –№4. – С.14 – 18с.

67. Фролова, С. Н. Уроки чистописания: формирование каллиграфического навыка [Текст] / С. Н. Фролова, Н. Г. Полуэктова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 103с.

68. Хангулова А.Э., Пелипенко Р.И. Методические рекомендации организации обучения детей каллиграфическому письму [Текст] // Современная педагогика. - 2015. - № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3553 (дата обращения: 01.02.2018).

69. Цыновникова, Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков при работе с прописью-раскраской [Текст] / Ю.Л. Цыновникова // Начальная школа. – 2011. - №7. – С.7 – 12с.

70. Эльконин, Д.Б. Еще раз о психологических основах первоначального обучения чтению [Текст] / Д.Б. Эльконин // Советская педагогика. – 2013 – N1. – С. 14 – 23с.

71. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать [Текст] // Избранные труды / Д.Б. Эльконин. – М. – Воронеж, 2010. – С.329 – 344с.

72. Якобсон, Р. Язык и бессознательное [Текст] / Пер. с англ., фр., К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе. В. Шеворошкина; ред. пер. — Ф. Успенский. - М.: Гнозис, 2011. – 248 с.

73. Якунина, О.В. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] / Якунина, О.В. // Логопед. – 2014. - №3. – С.12 – 17с.

74. Якупова, А.Ф. Формирование и развитие навыков письменной речи на начальном этапе обучения [Текст] / А.Ф. Якупова. – Самара: ООО «Офорт», 2010. – 72с.

Приложение 1

Конспект урока в 1 классе

Тема урока: Письмо строчной буквы «в»

Цель урока: Формирование графических навыков и каллиграфического письма строчной буквы «в»

Формирование УУД:

- личностные: создать условия для формирования внутренней позиции обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности.

- метапредметные: развивать устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: формировать умение строить речевое высказывание в устной форме; использовать на доступном уровне логические приемы мышления; использовать знаково-символические средства: освоение способов сравнения звуков в словах, анализа и синтеза речи. - предметные: познакомить детей с алгоритмом написания строчной буквы «в»; учить писать слоги, слова, предложение с буквой «в»; закреплять письмо изученных букв.

Ресурсы: доска, пропись №3, волшебное дерево и шаблоны «яблоко», волшебные линеечки.

Карта урока


Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Обучающие и развивающие и диагностирующие задания каждого этапа
I этап.  Организационны й момент. Цель – активизация учащихся. Формулирование правил поведения на уроке и аргументировани е их Проведение инструктажа, настраивание детей на работу I этап. Организационный момент
II этап Целеполагание и постановка проблемы   Цель: мотивировать школьников учиться писать строчные согласные буквы Участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения     Составление плана урока, предложение своих пунктов плана Организация фронтальной работы, обучение школьников самоорганизации и при решении проблемной ситуации.     Организация работы по определению темы урока Предложение по странице прописи составить план урока II этап. Целеполагание и постановка проблемы - Ребята, посмотрите картинки. Что вы видите на первом, втором, третьем? (карточки со словами роза, волк, лиса). - Запишите слова, обозначающие рисунки (Дети говорят, что одно слово они не могут написать) - Скажите, какое слово мы сейчас с вами не можем записать в пропись? (волк)  - Какая возникла проблема? (не умеем писать письменную букву в) - Так какая будет тема урока? (Письмо строчной буквы в) - А чему хотите научиться? (писать строчную букву в) - Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву в, которая обозначает звуки [в], [в, ]. - На что похожа буква «в»? (ответы детей). Коммуникативные Личностные Познавательные получившийся план.  - Предположите, по какому плану мы будем работать? (ответы детей)
III этап. «Открытие нового знания» Цель — учить воспринимать нагляднообразное изображение печатного и письменного образца согласных букв; выделять и называть элементы письменных согласных букв. Цель — научить писать согласную букву — строчную букву в. Выделение необходимых элементов и нахождения их в прописи. Проговаривание алгоритма Имитация написания буквы под счет в воздухе, затем в прописи Принятие правильной позы для письма. Организация рабочего места Формирование зрительного образа буквы: (иллюстрация написания буквы). Формирование строчной буквы в учителем Формирование зрительнодвигательного образа буквы: а) Полное и краткое объяснение учителем образца начертания на доске мелом б) Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания под счет в) Организация упражнения в ритмичном чередовании напряжений мышц руки в процессе. 3. Организация работы в тетради III этап. «Открытие нового знания» - Посмотрите внимательно на букву. Из каких элементов она состоит? (петельки, овала). Обведите эти элементы в прописи. - Попробуйте объяснить алгоритм написания строчной буквы «в»? - Послушайте алгоритм написания строчной буквы «в». Ставим ручку на середину рабочей строки, идем наискось вверх, пишем петельку, прямую наклонную, овал. - Ребята, давайте повторим алгоритм работы при письме (дети проговаривают). Последовательност ь выполнения работы учениками: 1. Подготовка руки к письму при помощи «волшебных обводилок». 2. Письмо строчной буквы «в» воздухе, на ладошке. 3. Повторение правил, которые нужно вспомнить при письме (спинку держим прямо, ручку держим правильно, листок тетради лежит наискось). 4. Письмо строчной буквы «в» в тетрадях (сначала с учителем). - Пропишите строчную букву «в» в прописи на первой строке. Учитель показывает условное обозначение: значок «Яблоко». - Ребята, для чего мы используем этот шаблон? (Чтобы показать, как мы научились писать букву в.) (Ученики пишут фломастером на яблоках букву «в» и вывешивают на волшебное дерево
IV этап. Первичное закрепление Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель – научить соединению с изучаемой буквой; научить писать буквы безотрывно, используя верхнее и нижнее соединение Анализ соединения, объясняют написание верхнего, среднеплавного нижнего соединений, пишут самостоятельно, объясняют правила написания Предлагает самостоятельно написать двигательные элементы, их комплексы, организует работу по анализу соединений, их написанию IV этап. Первичное закрепление Самостоятельная работа с проверкой по эталону. На доске буквы: у в ы и - Давайте разделим буквы на две группы: гласные и согласные. Согласная буква «в» дружит с гласными буквами. В результате этой дружбы образуются слоги. Давайте их прочитаем. ве, ви, во. - В каком слоге согласный звук произносится мягко? (ви, ве, гласная буква и, ѐ смягчает согласную) - Посмотрите внимательно на слоги. Как соединяется строчная буква «в» с гласными буквами: ѐ, и, о? (при помощи верхнего соединения) - Давайте прочитаем слоги в прописи и запишем. - Когда мы пишем слоги и слова, произносим что? (звуки) - Для чего мы учились писать строчную букву в? (чтобы научиться писать слова с этой буквой)
V этап. Физминутка      
VI этап. Закрепление изученного  Цель— учить вписывать изучаемые гласные и согласные буквы в схемы, перекодировать печатные буквы в прописные, работать с моделями слов Учувствуют в обсуждении, сравнивают слова, анализируют схемы, выполняют перекодировку Предлагает к анализу иллюстрации, схемы, перекодировать звуки в прописные буквы VI этап. Закрепление изученного – Рассмотрите иллюстрации в прописи. Что здесь нарисовано? - Сравните слова вазы и вязы. - Какой звук обозначает буква в в этих словах? - Проанализируйте схемы и перекодируйте звуки в прописные буквы, выполните письмо.
VII. Итог урока. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. Возвращение к плану и целям урока, оценивают свою работу на волшебной линеечке Предлагает вернуться к целям урока, сравнить цель и результат работы, дать анализ деятельность по достижению данной цели, возвратиться к плану и оценить свою работу VII. Итог урока Рефлексия - Чему учились сегодня на уроке? - Какие задания понравились больше всего? - Какие затруднения остались? - Оцените свою работу при помощи волшебной линеечки.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….…..…...3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

1.1.Сущность, уровни и использование семиотического подхода при формировании графического навыка ………………………………………...6

1.2.Особенности формирования графического навыка у первоклассников…………..………………………………………………....12

1.3. ФГОС НОО о формировании графического навыка …………....….24

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

2.1.Диагностика уровня сформированности графического навыка у учащихся 1 класса …………………………………………………...……...32

2.2. Организация работы по формированию графического навыка у первоклассников на основе использования семиотического подхода на формирующем этапе.…….………………………………………...……….39

2.3.Результаты экспериментальной работы по формированию графического навыка учащихся 1 класса……….………...……...…….…49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………….....................51

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………..55

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………64

ВВЕДЕНИЕ

Российское начальное образование имеет ряд существенных отличий от тенденций и моделей, сложившихся в странах с более высоким уровнем экономического развития. Начальная школа за последние годы стала одной из самых инновационных моделей развития российского образования. В настоящее время в начальной школе параллельно осталось не более пяти учебно-методических комплектов, представляющих образовательные системы начального образования - традиционную систему.

В связи с этим большинство педагогов, психологов, методистов, провели достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам эффективным организации обучения младших школьников.

В связи со вступлением ФГОС НОО в 2009 году и реализации его задач, мы наблюдаем пристальное внимание ученых к знаковой сфере в образовательном процессе. Это обусловливает внимание к организации его методического сопровождения. Речь идет о методах, обеспечивающих наиболее динамичное и эффективное усвоение в младших классах знаковых систем и об изменении принципов обучения при организации его с позиций семиотического подхода. Как видится, семиотический подход является вполне закономерным в процессе обучения первоклассников письменной речевой деятельности.

Графический навык – это сложное «речерукодвигательное» действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное, поэтому в процессе обучения первоначальному письму и формирования графического навыка необходимо создать такие методики, целесообразные условия, в которых будут учтены эти закономерности. Школьная практика демонстрирует, что процесс научения письменной речи является сложнейшим и многотрудным этапом для большинства первоклассников. Процессы формирования графического 4 навыка не вызывают большого интереса у начинающих школьников, а это не ведет к осознанному формированию желания обладать четким графическим навыком.

Практическая работа при изучении буквенных написаний ведется в основном в сфере начертания отдельных буквенных элементов, при известном игнорировании целостного буквенного облика. Наблюдается явно недостаточная работа в дошкольный период над развитием мелкой моторики, которая оказывает влияние на развитие речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.104 с.)