Фгос ноо о формировании графического навыка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фгос ноо о формировании графического навыка



В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования в структуре основной образовательной программы выделены два компонента – планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (НОО) и система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО.

В результате изучения курса русского языка, обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения, у них начинает формироваться позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому языку.

Согласно документам Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), умения в сфере использования средств русской графики выступают важнейшим познавательным универсальным учебным действием, квалифицируемое в указанных нормативных актах как умение использовать в учебной деятельности знаково-символические средства [64].

Знаменитый психолог А.Р. Лурия в работе «Очерки психофизиологии письма» писал, что в психологической науке процесс письма не без оснований соотносим с наиболее сложными формами речевой деятельности [38,с.70].

В целях правильного обучения первоклассников чистописанию необходимо знать основы формирования графического письменного навыка, знать условия складывания почерка. В первом классе учитель должен начать формирование у детей первоначального графического навыка. В связи с этим основная цель системы уроков письма состоит в формировании устойчивого графического навыка. Обучение первоначальному письму имеет разделение на три этапа:

• подготовительный;

• основной (буквенный);

• заключительный [12,с.30].

Первый этап связан с ознакомлением ребенка с главными элементами графической буквенной системы русского алфавита, их масштабными и пространственными вариантами. При использовании шаблонов первоклассник должен демонстрировать различение основных элементов по форме, давать правильное название, показывать умение писать в определенной последовательности при ориентации на сигнальную красную точку со штрихом. На подготовительном этапе школьники изучают правила посадки, гигиенические и организационные требования к письменной деятельности.

Основной этап соединен со временем обучения написания букв и их соединений, здесь школьники овладевают знаниями по буквенным конфигурациям и знакомятся с их начертанием.

Заключительный этап связан со следующими действиями:

• закрепление начертания букв сложных конфигураций;

• повторение написания выученных букв по группам;

• совершенствование умений записи под диктовку, списывания с текстов печатного и рукописного характера;

• знакомство с написанием слов, имеющих твердый и мягкий знаки;

• уточнение видов буквенных соединений;

• обучению контролю своего письма на основе сравнения с образцами на карточках или на доске.

В основе формирования письменного графического навыка у первоклассников находится программа работы по приучению к правильным соединениям букв. В этих целях есть необходимость в предоставлении ученикам продуманного алгоритма ориентиров для точного и правильного выполнения действия.

Таким образом, для школьников существует эталонная система - алгоритмического написания букв.

Речь идет о четком усвоении данных алгоритмов первоклассниками, они должны предстать в виде практических знаний о действиях в ходе письма. По алгоритму ориентиров для точного и правильного письма:

• Анализ образца, т.е. выделение всех элементов буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.

• Анализ материала и орудия действия:  предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.

• Анализ способа выполнения действия и условий его выполнения (посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой – на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища.

• Анализ исполнительных операций, т.е. раскрытие способа выполнения действия, выделение признаков, которым он должен отвечать. Вычленение тех моментов, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.

• Составление плана выполнения задания, первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.

• Обеспечение самоконтроля учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.

В процессе формирования графического навыка действия производятся в трех формах:

• материальной;

• речевой;

• умственной.

Первая имеет в виду планирование задания, которым обеспечивается осмысление алгоритма

• просмотр графического облика буквы;

• с помощью учителя вычленение элементов;

• нахождений аналогий в пройденном материале;

• осмысление двигательной последовательности.

В речевой форме предполагается процесс проговаривания. Процесс написания буквы производится в условиях устного проговаривания всех нюансированных элементов в алгоритмической последовательности [19,с.45].

Умственной формой при написании букв подразумевается проведение всего процесса «в уме». Формирование графической зоркости ведется в условиях интенсификации речевой и мыслительной деятельности.

С позиций Н.Г. Агарковой [54,с.94], принципиальные задачи в рассматриваемом плане выглядят следующим образом, можно выделить следующие задачи формирования графической зоркости:

• Поднятие на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления младших школьников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме

• Укрепление руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки

• Совершенствование способности к зрительному восприятию различных форм

• Становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма.

Четкость определения преподавателем задач, их четкая осознанность школьником фундаментальным образом влияет на успешность формирования графического навыка. Основная цель работы при формировании графического навыка письма является автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности. В исследованиях ученых отмечается тесная связь формирования графических навыков с функционированием психики, с протеканием сложных психических процессов [5,с.43].

Восприятие зрительного характера есть составная операционная деятельность, состоящая из сенсорной переработки визуального ряда, интерпретационной составляющей и процессов категоризации.

Недостатки формирования ориентировочной деятельности являются причиной дефектов восприятия у младших школьников. В.И. Лубовский отмечает, что учащиеся младшего школьного возраста не обладают умением целенаправленного рассматривания субстанций, на которые направляется их взгляд, и умением вслушивания в звучания. В исследованиях подчеркивается, что неразвитость пространственного восприятия ведет к трудностям при формировании графического навыка. Распространенными ошибками в пространственной организации в письме выступают неспособность соотнесения буквы и линии на листе, то есть ориентации в пространстве письма, смешение верхней и нижней части сходных букв [38,с.3].

Недостаточный контроль за графической стороной письма учащихся учеников находит проявление в следующих аспектах:

• Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах;

• Неравномерно расставляют слова на строке;

• Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко;

• Разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево;

• Не соблюдают расположение букв по линии строки, не держат линейность при письме;

• Не выдерживают нужную высоту букв (слишком круто, слишком мелко);

• Нередко обнаруживается ломаный характер, вычурность письма.

Таким образом, можно говорить об определенных трудностях при формировании графического навыка у первоклассников. Слабая степень активности в познавательной деятельности, низкая скорость процесса сенсорной переработки воспринимаемого, недостаточно высокий уровень способностей к сложной аналитической деятельности и пространственной ориентации, неспособность к строгому самоконтролю вызывают замедление в овладении графическим навыком учениками, приводят к ошибочным действиям.

Следовательно, все положения стандарта начального общего образования о формировании графического навыка у младших школьников не противоречат использованию семиотического подхода и, более того, убеждают нас в необходимости его использования.

Соответственно делаем следующие выводы по 1 главе. Формирование графического навыка у первоклассников представляет собой сложный и длительный процесс, поэтому необходимо сделать его более эффективным и менее напряженным. Как показал анализ исследований, формирование графического навыка позволяет использовать семиотический подход в работе с первоклассниками.

Семиотический подход имеет особое значение для цели нашего исследования, так как элементы букв, сами буквы и их соединения это и есть осмысление знаково-символической структуры письма. Проблема формирования графического навыка состоит в том, что письмо очень сложный процесс в силу того, что развитие кисти руки еще не завершено, поэтому обучение письму протекает с затруднениями.

Проблема формирования графического навыка у первоклассников может быть эффективно решена за счет использования семиотического подхода, под которым принято понимать знаково-символическую форму деятельности.

Современные исследования показывают, что использование семиотического подхода в процессе обучения письму является возможным, так как позволяет младшим школьникам эффективно осмыслять знаково-символическую структуру письма.

Все положения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования о формировании графического навыка у младших школьников не противоречат использованию семиотического подхода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.015 с.)