Сущность, уровни и использование семиотического подхода при формировании графического навыка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, уровни и использование семиотического подхода при формировании графического навыка



Семиотический подход как интеллектуальное развитие в целом проявляется в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте это прежде всего игровая, речевая, изобразительная деятельности. Младший школьный возраст-это начальный этап вхождения в учебную деятельность, которая, в свою очередь, сразу предполагает освоение различных знаковых систем, что вызывает большие трудности у младших школьников.

Учебные программы в этом возрасте должны строиться с учетом семиотической логики изложения материала и обеспечивать гармоничное вхождение младших школьников в современную семиотическую реальность, способствовать овладению учебной деятельностью на необходимом уровне сложности.

Формирование знаково-символической деятельности учащихся рассматривается нами как актуальная задача современной образовательной теории и практики. Проблема оперирования знаковыми средствами интенсивно разрабатывается в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях. Представление о том, что оперирование знаково-символическими средствами является особым видом деятельности, в науке складывалось постепенно; также постепенно уточнялся, расширялся круг понятий, используемых для обозначения и оперирования знаковыми образованиями. Психолого-педагогические аспекты знаково-символической деятельности отражены в работах А. Валлона, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Дж. Брунера, П.Я. Гальперина, М.В. Гамезо, Г.А. Глотовой, В.В. 7 Давьщова, О.М. Дьяченко, А.З. Зака, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Ж. Пиаже, Н.Г. Салминой, Е.Е. Сапоговой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и других исследователей [17,с.578].

В процессе обучения происходит усвоение предшествующего опыта человечества, его культуры, включающей различные знаково-символические системы, которые являются значимыми средствами социализации и образования подрастающего поколения. В образовательной системе в рамках семиотического подхода подвержена актуализации роль естественного языка как системы знаков, имеющей предназначением коммуникацию всех типов.

При семиотическом осмыслении исследователями выделяются три уровня семиотического подхода:

• Синтаксический

• Семантический

• Прагматический

Синтаксический - представляет собой отношение знаков друг к другу внутри системы знаков, сочетание единиц и правил их образования и преобразования.

Семантический - отношение знаков к обозначаемым ими предметам, знаковые системы как средство выражения смысла, интерпретация знаков и их сочетаний.

Прагматический - отношение знаков к конкретной деятельности, к тем, кто выступает и использует содержащееся в знаке сообщение. Все эти уровни представляют собой сложное образование семиотического подхода, характеризующиеся рядом параметров и предполагающими возможность осуществления разных видов деятельности со знаково-символическими средствами.

Говоря о семиотическом компоненте готовности детей к школе, сформированности к началу школьного обучения ее составляющих, можно говорить лишь об усвоении детьми некоторых ее элементов. Организация обучения, предусматривающая поэтапное формирование, предполагает:

1) выделение в обучении письму (графической деятельности) двух этапов — пропедевтики и собственно письма. На этапе «пропедевтики» дается широкая пространственная ориентировка, формируется метод анализа пространственных объектов, развивается моторика через комплекс графических и практических заданий. Формирование пространственной ориентировки и развитие моторики осуществляется параллельно;

2) большое значение придается созданию мотивации через организацию игровой и продуктивной деятельностей. Особое место занимает подбор материала для развития моторики, который должен быть привлекательным, вызывать интерес у ребенка;

3) широкое использование материальных и материализованных средств для формирования пространственной ориентировки и развития моторики (сенсорные эталон);

4) большое значение придается речевой отработке формируемых действий.

Анализ проблемы целенаправленного формирования знаковосимволической деятельности показал, что при различии терминологии, используемой авторами для описания деятельности со знаковосимволическими средствами, по существу, можно выделить ряд направлений в подходах к ее разработке [61,с.43].

Первое направление - предметом исследования является использование знаково-символических средств, прежде всего схем, моделей, с целью выявления их функций, роли, условий эффективности их введения в обучение. Здесь выделяются два объекта: первый — учебные средства, второй — деятельности со знаково-символическими средствами. Развитие исследований каждого аспекта связано с различиями дидактических систем и теории-учения. Разработка проблемы знаково-символических средств шла в основном в русле проблемы наглядности, позднее проблемы материализации и моделирования. В практике развитие средств осуществлялось в основном от использования в обучении предметов, картинок к схемам, моделям.

Многообразие существующих учебных средств требует анализа сравнительной эффективности их использования в учебном процессе. Долгое время исследования эффективности различных средств наглядности ограничивались сравнительным изучением легкости восприятия конкретного (предметы, картинки) и абстрактного (диаграммы, схемы, чертежи) материалов. Эти исследования показали, что на всех уровнях развития интеллекта конкретный материал воспринимается легче абстрактного, особенно это характерно для учащихся начальных школ. Большое место в исследованиях по использованию знаково-символических средств для повышения эффективности формирования знаний занимают работы по организации деятельности со знаково-символическими средствами. Этот аспект развивался, с одной стороны, в плане неспецифической деятельности — как повышение активности учащихся при усвоении знаний (в ряде работ обсуждается вопрос о роли физического действия, активности), с другой стороны, в плане конкретизации действий со знаково-символическими средствами (применение готовых моделей и их построение) [8,с.448].

Второе направление исследований знаково-символической деятельности в обучении — это целенаправленное формирование различных видов деятельности со знаково-символическими средствами.

В дошкольном возрасте возможно формирование действий с тремя видами моделей и соответственно овладение тремя видами модельных представлений: конкретными, отображающими структуру отдельного объекта; обобщенными, отображающими структуру класса объектов; условно-символическими, передающими ненаглядные отношения. Выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников:

1) начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений — в этом случае форма модели совпадает с типом отображенного 10 в ней содержания, затем переходить к моделированию временных отношений, еще позднее — к моделированию всех других типов отношений (механических, звуковысотных, социальных, математических), завершая логическими;

2) целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее с построения моделей, имеющих обобщенный смысл;

3) следует начинать с иконических, сохраняющих известное внешнее сходство с моделируемыми объектами, переходя к моделям, представляющим собой условно-символические изображения отношений (типа кругов Эйлера, графиков и др.);

4) обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения [9,с.23].

Анализ психолого-педагогической литературы, особенностей деятельности учащихся с графически представленной информацией, а также анализ их ошибок привел к осмыслению следующего факта: полноценное владение различными видами знаково-символической деятельности, осуществляемой на графическом материале, возможно через формирование языка графических построений на семиотической основе.

Формирование у учащихся знаний о семиотических закономерностях может рассматривать в качестве эффективного средства их графической подготовки. Овладение графическим языком позволит учащимся кодировать и декодировать любые графические тексты (при наличии необходимых предметно-специфических знаний)[11,с.512].

А.А.Леонтьев указывал: «Недостаточно выяснение способа употребления знака: есть необходимость установления его значения. Необходимо определение стадий возникновения, формирования у ребенка, определения влияния на психику человека, а не просто знакового опосредствования [37,с.391].

Ребенок, находясь в совместной жизненной практике со взрослыми, обучается пониманию знаков, пользованию разнообразными знаковыми системами. Ребенок получает социальный опыт в игровой деятельности, где знак выполняет функции его социализации. В ходе игры предметы и игрушки выполняют роль знака, при этом происходит наделение их разнообразными функциями, а вместе с этим освоение фундаментальной знаковой функции замещения. На основе знакомства со знаками происходит усвоение ребенком культурных форм поведения. Знаковые процессы, которые становятся существенным фактором становления психики ребенка, выступают основным содержанием этих форм.

Понимание характера семиотической (знаковой) деятельности первоклассников в стадии обучения грамоте предполагает применение семиотического подхода к процессу формирования письменных видов речевой деятельности. Важнейшая составная часть познавательной деятельности младших школьников есть знаково-символическая форма деятельности [22,с.334].

Таким образом, семиотический подход имеет особое значение для цели нашего исследования, так как элементы букв, сами буквы и их соединения это и есть осмысление знаково-символической структуры письма.

Обратимся к особенностям формирования графического навыка у младших школьников и попробуем понять, в чем дети испытывают трудности, овладевая навыком письма, какие типичные ошибки допускают и как использование семиотического подхода позволяет сделать наиболее эффективным процесс обучению письму.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.007 с.)