Организация работы обучению письму первоклассников на основе использования семиотического подхода на формирующем этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы обучению письму первоклассников на основе использования семиотического подхода на формирующем этапе.



Исследование состояния работы в области графики учащихся 1 класса убеждает в необходимости разработки системы упражнений, имеющих направленность на формирование и коррекцию графического навыка с использованием семиотического подхода. Она состоит из трех этапов.

I этап. Тренировка мелкой моторики рук путем занимательного черчения различных фигурок с помощью лекал и с последующей штриховкой их дугообразными, прямыми линиями, петельками – это будущие элементы букв. Дети проводят линии слева направо, снизу вверх и сверху вниз.

II этап. Формирование написания букв не только при помощи зрительного контроля, но и путем подключения тактильной памяти.

 III этап. Обучение написанию букв и их соединений с помощью вкладыша.

Целью предлагаемой системы является выработка автоматизированного графического навыка письма на основе элементного восприятия графического облика букв и рационализации порядка их написания в процессе осознанного восприятия с применением элементов занимательности. Было осуществлено следующее распределение материала.

I этап. Здесь применялся ряд упражнений для развития тонкой моторики пальчиков и кисти рук. Основная задача этого этапа – добиться такого состояния, чтобы упражнения школьники выполняли без напряжения и с легкостью. Главное положение в описываемой деятельности имела штриховка, укрепляющая кисти руки и мелкие мышцы пальцев, она имела направленность на развитие внутренней и внешней речи школьника, его 40 логической мыслительной деятельности. На данной стадии широко использовались упражнения такого рода:

1. Работа с линейками – трафаретами (с геометрическими фигурами и фигурами животных).

2. Работа с лекалами.

3. Рисование, соединенное со штриховкой.

4. Рисование и раскрашивание, которые часто использовали и на уроках математики, рисования, труда.

5. Гимнастика для рук.

6. Письмо мокрой кисточкой на доске, в воздухе, под счет с комментированием.

Школьники перед выполнением заданий, настраивались на успешное достижение поставленных целей. Принципиально важно было настроить школьника в нужном направлении, сформировать убеждение о том, что он все знает и умеет, необходимо лишь старание.

II этап. Целью его являлось формирование тактильной памяти, а именно создание у ребенка облика прописной и строчной буквы, а также графики их соединений. На втором этапе у первоклассников должно осуществлялось развитие чувства языка и графической зоркости. Особый характер носит развитие зрительной памяти, объем которой должен непрерывно расти.

Велась работа в указанном направлении. Виды упражнений:

· Предметные картинки. Запомнить и нарисовать такие же, написать столько элементов, сколько показано, написать слова, какие написаны учителем.

· Написать слоги, дописать слова.

· Написать буквы в том порядке, в каком они написаны мной.

· На данном этапе в развитии графических навыков применялись:

· новые усложненные виды штриховки - минутки чистописания

· написание элементов букв под счет

· ощупывание букв на заранее изготовленных карточках.

Система приведенных упражнений была направлена на улучшение написания сложных буквенных элементов - с закруглениями и написанием петель, на развитие способности соблюдения рабочих строк. Интерес к письму у учащихся поддерживался увлекательностью процесса. Критерием формирования графического навыка можно считать безошибочное обведение буквы при последовательном написании всех ее элементов.

III этап. Целью третьего этапа выступало закрепление полученных сведений. Здесь планировалась работа по графическому оформлению букв с помощью вкладышей (калькирование). В ходе деятельности в этой стадии учащиеся закрепляли выработанные на первых двух блоках навыки. Здесь осуществлялся контроль правильности наклона букв и проходило закрепление приобретенных навыков: по сохранению направления письма, написанию буквы и ее частей. Имеют развитие такие приемы:

· штриховка

· вводится письмо в воздухе с устным проговариванием

· письмо мокрой кисточкой на доске

· письмо с комментированным управлением

· упражнения, нацеленные на развитие свободных плавных движений руки в разных направлениях.

В целях развития руки и улучшения координации движений вводятся в подготовительную работу визуальный анализ буквы (из каких элементов состоит буква, куда смотрит, откуда берет начало), конструирование буквы из ее элементов (элементы буквы производятся из пластилина, теста, выкладываются на основе нити, мозаики, палочек, спичек, карандашей, возможно изображение пальцами руки), применяется образная визуализация букв (г – наблюдаем в мачте подъемного крана, о – в стеклышках очков).

В рамках семиотического подхода параллельно с работой по практике запоминания новой буквы производилась отработка выполнения слого-звуковой анализ слова.

Школьники осуществляли запись звуковой модели слова-картинки в предназначенных для этого квадратах, характеризовали звуки, выделенные в схеме, и проводили работу по соотнесению его с изучаемой буквой. Деятельность по записи новой буквы и ее частей в пространстве рисунка превращало изнуряющее повторение одних и тех же графических структур в интересное занятие - «раскрашивание картинки». Школьники прописывали десятки подобных элементов и букв, на практике усваивая не только графический облик, но и алгоритм написания рассматриваемой на занятии буквы, достигая при этом известной степени письменной автоматизации уже на этапе первого знакомства с новой буквой. Впоследствии работа в программной прописи для 1 класса в основном состояла в отработке навыков по соотнесению размеров буквы с разлиновкой и написанию ее в соединении с другими буквами.

Пример урока с использованием разработанных упражнений данного типа (Приложение 1).

К концу формирующего этапа эксперимента учащиеся стали более внимательными, любознательными. Дети проявляли активность, уверенность, самостоятельность, успешность в реализации собственных потребностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.005 с.)