Тема 1: Сутність поняття «реструктуризація» . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Сутність поняття «реструктуризація» .



Тема 2: Методы и средства реструктуризации.

     1. Методы и средства реструктуризации связанные со структурными факторами их характеристика.

     2. Методы и средства реструктуризации связанные с человеческим фактором, их характеристика.

     3. Методы и средства реструктуризации связанные с фактором технологического менеджмента, их                                          характеристика.

 

Все методы и средства реструктуризации можно разбить на две большие группы:

1. Базисные организационные элементы

2. Интегральные организационные концепции.

Базисные – не могут быть разбиты на мероприятия более низкого порядка.

Интегрированные – совокупность мероприятий, которые основываются на увязке нескольких базисных организационных элементов в любом их сочетании.

Средства и методы

Фактор

Структурный Человеческий Технологического менеджмента
Базисные организационные элементы 1) Делегированные решения 2) Сокращение иерархических уровней. 3) Создание структуры с ориентацией на определенный круг потребителей или определенный вид продукции. 4) Создание структурных интегральных инструментов. 5) Информационная технология. 6) Системы стимулирования труда и служебного продвижения. 1) Развитие персонала: - повышение. квалификации; - развитие не профессиональных навыков 2) Организация доверительных отношений. 1) Увеличение гибкости производственных процессов. 2) Объединение разработки производств. 3) Синхронизация спроса и производства. 4) Выпуск единичных изделий.
Интегрированные организационные концепции 1) Сегментирование хозяйственной деятельности. 2) Концепции центра прибыли, затрат и других финансовых центров. 3) Управление координацией. 4)Оптимизация процессов.  1) Развитие культуры предприятия.  

 

I. Методы и средства реструктуризации связанные со структурным фактором, их характеристика.

Базисные.

1) Делегированные решений – процесс децентрализации управления, когда право принятия решения передается ниже стоящим подразделениям.

Преимуществами этого метода является:

1) оперативность принятии решений, а, следовательно, их своевременности. Это позволяет быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и потребностям потребителей продукции

2) повышение эффективности функционирования предприятий за счет осознания работниками своей ответственности, а, следовательно, повышения производительности их труда

+ за счет присутствия духа соперничества,

+ за счет повышения профессиональных навыков работников

3) возможность учета индивидуального вклада каждого работника и отдельных подразделений предприятий

2) Сокращение иерархических уровней – осуществляется в масштабах всего предприятия или отдельных его подразделений.

Преимуществами этого метода является:

1) ускорения передачи информации.

2) сокращение затрат связанных с содержанием дополнительного персонала.

3) повышения навыков работников более низких уровней выработка у них способностей к самостоятельному принятию решения.

4) ликвидация возможности перекрестной ответственности. 

Этот метод сопровождается сокращением персонала.

3) Создание структуры с ориентацией на определенный круг потребителей или определенный вид продукции – отражает устойчивое стремление к изменению действующих организационных производственных навыков в пользу создания гибких предпринимательских структур. Работники всех уровней иерархии, которые объединяются в группы по удовлетворению потребностей конкретного вида потребностей или созданию определенного вида продукции.

Преимуществами этого метода является:

1) Повышения качества производства продукции или оказания услуг за счет отсутствия распыленности усилий.

2) Сокращение затрат связанных с производством продукции.

 

4) Создание структурных интегральных инструментов (подразделений) – создается для решения проблем взаимодействия между различными подразделениями предприятий и координации их совместной деятельности при решении сложных задач. В комплектацию таких интеграционных подразделений могут входить:

- функции обеспечения информации

- консультативные функции

- функции самостоятельного принятия решений, к которым должны подчинятся курируемые предприятия

Преимуществами этого метода является:

1) Наличие слаженности в работе подразделений участвующих в решении сложной задачи что дает возможность обеспечить в свое время и правильное ее управление.

5) Информационная технология – наличие знаний и информации является важнейшими критериями в достижении успехов предприятия. Отсутствие их приводит к ошибкам применяемых ошибок а следовательно к понижению эффективности работы предприятия.

Задачи:

1. Сохранить время на поиск необходимой информации.

2. Организовать работу по сбору, хранению, распределению специализации предприятия.

3. Предать собираемой информации комплексный характер, т.е. обеспечить информационную поддержку всей цепочке управленческого процесса. От появления идеи до ее реализации и контроля. 

6) Системы стимулирования труда и служебного продвижения – является важным моментом в работе предприятия. В основе стимулирования труда лежат:

- стимулирования работы предприятия

- их численность

- функции возможности предприятия

- а также производство работы труда работников.

Системы стимулирования труда – совокупность моральных и экономических форм заинтересованности.

 

Интегрированные:

1) Сегментирование хозяйственной деятельности – в ходе сегментации хозяйственной деятельности относительно обозримые образы задач закрепляются за сравнительно небольшим количеством сотрудников.

Признак изолированности заключается обладании структурных единиц вертикальных и горизонтальных автономиях.

- при вертикальной автономии круг решений передается структурной единице. При вертикальной автономии проявляется базисный организационный момент делегирования решений

- при горизонтальной автономии отражает степень независимости структурных единиц по отношению параллельно существующих.

2) Концепции центра прибыли, затрат и других финансовых центров - согласно концепции                     центра прибыли успех структурных единиц предприятия определяет показатель прибыли рентабельности и полученных финансовых средств.

Центр прибыли – относительно самостоятельное подразделение предприятия реализующее свою продукцию и имеющее право распоряжаться доходами от ее реализации.

Центры прибыли создаются с целю стимулирования работников подразделения к повышению производительности труда и обеспечению личной заинтересованности, а следовательно и улучшения работы всего предприятия.   

3) Управление координацией – необходимость в управлении координации возникает при пересечении интересов различных подразделений, это происходит при разделении между ними решений сложных задач.

Базисным организационным элементом, положенным в основу этой концепции является создание интеграционных инструментов.

 4) Оптимизация процессов – является важнейшей задачей деятельности предприятия. 

Основные процессы, которые должны быть оптимизированы:

1. Процессы, связанные с рынком и потреблением продукции.

2. Процессы, направленные на развитие инновации.

3. Процессы экономически использованных ресурсов с целью снижения затрат предприятия и повышения эффективности использования этих ресурсов.

Основные действия оптимизации:

1. Установление и распределения комплекса задач

2. Исключительность и эффективность координации критически важных точек пересечения интересов подразделения.

3. Использование адекватной информационной технологии.

Базисные.

1) Развитие персонала – все мероприятия связанные с повышением квалификации работников.

- Возможность повышения и совершенствования мастерства.

- Оплата курсов повышения квалификации.

- Стимулирование повышения самостоятельности.

- Увеличения разнообразия труда.

Для повышения содержания труда производится реформирование, нацеленное на объединение операций осуществляемых каждым работником снижение монотонности труда, увеличение меры ответственности каждого работника и использование его творческих способностей.

2) Организация доверительных отношений – это достижение таких отношений между руководителем и подчиненным:

1. Правильно выбрать стиль управления

2. Уметь завоевать авторитет и подчиненных.

3. Привлечь подчиненных к участию решений.

Интегрированные

1) Развитие культуры предприятия – включает в себя совокупность:

1. Принципиальных основополагающих убеждений лежащих в основе деятельности предприятий и отличающие его от других.

2. Философия предприятия, передающая смысл его существования.

3. Системы убеждений традиции и ценности предприятия.

4. Нормы поведения сотрудников предприятия, и взаимоотношения между собой и клиентом.

5. Традиции делового оборота выражены в принятии решений фирменных знаков и терминологии.  

 

Поэтапная коммерциализация.

В противовес большому скачку многие правительства использовали подход, предполагающий первоначальную санацию. Этот подход занимает несколько больше времени, но полученная польза обычно превышает объем средств, вложенных на протяжении всего этого процесса.

Примером данного подхода является опыт британских ж/дорог. На этих ж/дорогах в течение нескольких лет приводились в порядок проектные, инженерные, вагонно-ремонтные и строй. подразделения, одновременно разрабатывалась стратегия основной ж/д деятельности, готовилась юрид. основа и положительное общественное мнение, необходимые для проведения успешной коммерциализации.

 

Группой экспертов был сделан вывод, что наиболее предпочтительным вариантом для Украины является вариант коммерциализации с предварительной санацией.

Выводы и рекомендации, сделанные группой экспертов Джона Винера.

Стратегия реструктуризации и коммерциализации Укрзализныци и ее основной ж/д деятельности может способствовать построению в Украине коммерчески успешной транспортной индустрии и снизить потребности в правительственном субсидировании. В соответствии с предлагаемой программой, коммерциализацию сначала должны пройти вспомогательные подразделения и предприятия Укрзализныци.

Главным образом реализация программы коммерциализации приводит в порядок фин. структуру основных компонентов системы снабжения ж/дорог Украины, а затем их приватизация.

Рекомендуется программа приватизации, которая приводит к созданию конкурирующих компаний в ряде отраслевых хозяйств, включая проектные бюро грузовых и пассажирских вагонов, основные предприятия по ремонту и строительству грузовых и пассажирских вагонов и локомотивов. Вспомогательное обслуживание подразделения, главным образом обеспечивающие оказание соц. услуг, переводят на работу по контрактной схеме и, где возможно, эти подразделения передаются в собственность органам местной власти и предоставляют услуги широким слоям населения.

Метрополитены предлагалось также передать местным властям и их работа должна организовываться на основе контракта, предусматривающих гос. финансирование для обеспечения тех. обслуживания и инвестиции в жизненно-важные предприятия.

Предприятия промышленности ж/д транспорта должны быть реорганизованы в независимые предприятия или ж/д подразделения промышленных предприятий. Они должны быть проданы, переданы в собственность или закрыты.

По основной ж/д деятельности должна быть проведена корпоратизация, поскольку ж/дороги являются ассоциацией относительно независимых предприятий, имеют тесные отношения и взаимные фин. обязательства с властями тех регионов, где они функционируют.

Вспомогательные предприятия каждой ж/дороги, включая заводы по производству балласта и шпал, а также учреждения соц. сферы, проходят тот же процесс реструктуризации, что и вся отрасль. Они заключают отдельные коммерческие контракты с отдельными ж/дорогами на предоставление услуг, а также получают возможность оказывать услуги сторонним клиентам.

В результате реструктуризации ж/дороги получают возможность действовать в качестве независимых коммерческих предприятий. Для перестройки и реструктуризации ж/дорог было предложено реализовать программу инвестиций в объеме 300 млн. долл.

 

На основе директив ЕС в частности директивы 91/440 ЕС, а также на основании результатов исследования, полученных группой экспертов во главе с Джоном Винером, содержащихся в стратегии коммерциализации Укрзалізниці, была разработана первая Концепция и Программа реструктуризации на железнодорожном транспорте Украины, которая вступила в силу с 1998 года.

В соответствии с ней основными целями реструктуризации на ж/д транспорте являлись:

- приведение основных фондов, трудовых и материальных ресурсов в соответствие с потребностями экономики и населения Украины в перевозках;

- создание ориентированной на потребителя гибкой экономичной системы управления, восприимчивой к научно-техническому прогрессу и способной сохранить и упрочнить конкурентные позиции ж/д транспорта на внутренних и международных рынках транспортных услуг;

- совершенствование экономических отношений ж/д транспорта с потребителями его услуг, смежными видами транспорта и государством, а также внутриотраслевых отношений с учетом принципов рыночной экономики.

Концепция реструктуризации предусматривала проведение реформ по следующим направлениям:

1) приведение технических, кадровых и материальных ресурсов в соответствие с объемами перевозок;

2) реформирование системы управления;

3) повышение эффективности производства, формирование противозатратного механизма;

4) обеспечение конкурентоспособности ж/д транспорта.

Мероприятия по 1-му стратегическому направлению разрабатывались по отдельным сферам и хозяйствам ж/д транспорта:

* сфера перевозок:

- осуществление концентрации грузовой работы на опорных станциях закрыть полностью или;

- осуществить перевод станций и других раздельных пунктов на;

- перевод не загруженных ж/д линий на обычные условия ил режимы работы, предание им статуса подъездных путей предприятия, передача в муниципальную собственность;

- сократить кол-во станций, выполняющих работу в круглосуточном режиме.

* вагонное хоз-во:

 - приведение кол-ва грузовых вагонов в соответствие с объемами транспортной работы;

- условно законсервировать излишние вагоны;

- наращивать объемы восстановительного ремонта, прежде всего для дефицитных видов вагонов;

-обеспечить рациональное размещение и специализацию вагонно-ремонтной базы, сократить на этой основе кол-во депо по ремонту грузовых вагонов.

* локомотивное хоз-во:

- привести в соответствие с объемами работы кол-во локомотивов;

- сократить кол-во эксплуатируемых серий локомотивов с сохранением в парке наиболее перспективных типов;

- списать устаревшие типы локомотивов;

- обновление подвижного состава производить по мере освоения его производства промышленностью Украины;

- осуществить передислокацию локомотивных парков с учетом структуры грузопотока;

- сократить за счет объединения и частичного закрытия кол-ва локомотивных депо;

- за счет передислокации пассажирских электровозов исключить эксплуатацию грузовых локомотивов в пассажирских перевозках.

* путевое хоз-во:

- за счет перепрофилирования, объединения предприятий, уменьшения числа ресольсосварочных поездов, дистанций лесонасаждений и структурных подразделений, сократить эксплуатационный контингент;

- решить вопрос о приватизации части заводов с сохранением их целевой направленности.

* пассажирское хоз-во:

- упростить структуру управления и снизить непроизводительные затраты, связанные с пересодержанием контингента, аппарата управления и кадров массовых профессий (билетные кассиры, проводники, обслуживающий персонал);

- оптимизировать маршрутную сеть с учетом населенности поездов;

- ликвидировать курсирование нерентабельных поездов при низком спросе и возможности использования других видов транспорта.

* хоз-во сигнализации и связи:

- привести активную часть основных фондов и контингент в соответствие с объемами перевозок;

- ввести в действие новые нормы содержания, ремонта и тех. процессы с учетом котегорийности объектов;

- установить более жесткие нормы предоставления бесплатных услуг связи.

* сфера жилищно-коммунального хоз-ва:

- осуществить поэтапную передачу жилищного фонда в муниципальную собственность;

- произвести укрупнение дистанций гражданских сооружений с передачей их на баланс объектов водоснабжения, лечебно-оздоровительных учреждений и прочих объектов, находящихся в ведение ж/дорог.

 

Реформирование системы управления:

* переход на двух- трехзвенную систему управления «Укрзализныця – ж/дорога»;

* реформирование отделений ж/дорог с поэтапной передачей ими функций управления перевозками дорожным центрам управления перевозками и центрам комплексного транспортного обслуживания, а также функции управления инфраструктурой – отраслевым службам дорог;

* переход к организационным структурам, соответствующим фин. модели управления, коммерциализации отдельных видов деятельности, развитию маркетинга;

* реформирование и создание централизованной системы материально-технического обеспечения;

* осуществление мер по подготовке к реализации директивы 91/440;

* совершенствование территориального районирования предприятий и структурных подразделений, исходя из тех. возможностей, расширение зон управления на базе современной вычислительной техники, а также с учетом максимально возможной замкнутости технологических циклов перевозок на обслуживаемом перегоне.

 

Повышение эффективности производства и формирование противозатратного механизма:

- установление лимита на расходы в зависимости от характера и объема работы, нормирование по каждому элементу производственных операций, особенно топлива и электроэнергии;

- категорирование линий участка и предприятий по условиям освоения предстоящего объема перевозок;

- внедрение ресурсосберегающих и информационных технологий;

- обеспечение последовательного перехода на основные принципы организации перевозочного процесса и новые методы управления перевозочным процессом, которые базируются на применении информационных технологий, а также использовании маркетинговых подходов к обслуживанию клиентов.

Обеспечение конкурентоспособности ж/д транспорта:

* Создание системы комплексного транспортного обслуживания (КТО) клиентов ж/д транспорта.

Данная система предназначена для учета требований грузовладельцев и пассажиров, предъявляемых к перевозкам, и направлена на обеспечение максимального уровня качества транспортных услуг.

Для пассажирских перевозок уровень качества определяется:

- уровнем комфорта;

- скоростью перевозки;

- безопасностью перевозки.

Для грузовых перевозок:

- доставкой груза «точно в срок» и «от двери до двери»;

- наличием информации о местонахождении груза;

- сохранностью груза;

- скоростью перевозки груза.

Создание системы КТО предполагает ряд мер:

- Кардинальный пересмотр (формирование) заказов на перевозку грузов с максимальным упрощением процедуры их оформления, обеспечением возможности решать все вопросы, связанные с заказом, в одном месте, эффективным контролем за исполнение заказа. На сегодняшний день на ж/д транспорте существует большое кол-во транспортных экспедиторских организаций, которые являются посредниками между грузовладельцем и ж/дорогой. Грузовладельцы вынуждены пользоваться услугами этих организаций для ускорения процедур оформления перевозочных документов. Они со своей стороны платят при этом большую стоимость, чем при непосредственной перевозке по ж/дороге. Дорога, в свою очередь, предоставляет понижающий коэффициент к тарифу для таких организаций.

- Адаптация работы технологических и технических служб ж/дороги в гарантированной системе выполнения заказов требует коренной переработки технологических процессов перевозок груза и их надежного обеспечения.

- Создание единых дорожных центров системы КТО, в которых на базе АСУ осуществляется вся необходимая работа по оформлению перевозок.

- Организация в системе КТО спец. структур для проведения маркетинговых исследований, прогнозирования спроса на перевозки, разработке предложений по регулированию тарифов, мониторинга платежеспособности клиентов. При формировании тарифов должно уделяться внимание оценке транспортной составляющей в конечной цене на продукцию, т.к. большой удельный вес затрат на транспортировку ведет к увеличению цены на продукцию → ведет к инфляции в стране.

* Информационно-технологическая реформа отрасли.

Задачи информатизации ж/д транспорта:

- внедрение комплексных информационных технологий управления всеми сферами деятельности, начиная от перевозочного процесса и заканчивая соц. сферой.

-Развитие комбинированных перевозок

Комбинированные перевозки представляют собой перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной транспортной единице. Этот вид перевозки исключает необходимость перегрузки груза с одного вида транспорта на другой. За счет этих перевозок появляется возможность осуществлять перевозки «от дверей до дверей», сократить сроки доставки, а также обеспечить их сохранность, т.е повышается качество перевозок. В результате реализации преимуществ комбинированных перевозок появляется возможность привлечь дополнительных клиентов на ж/д транспорт, а значит увеличить объёмы его перевозок.

-Разработка новых видов подвижного состава

-Интеграция ж/д Украины в общеевропейскую транспортную систему(устранение барьеров прохождения пограничного и таможенного контроля за счет создания единого перевозочного документа; обеспечение экологичности транспорта; развитие международных транспортных коридоров; модернизация и обновление транспортных средств соответствующих европейским стандартам)

-Внедрение тех средств и технологий высокоскоростного пассажирского движения.

Для реализации вышеназванных мероприятий необходимо соответствующее обеспечение:

1. Инвестиционное. На сегодняшний день, не смотря на улучшение финансового состояния ж/д транспорта, он по-прежнему не имеет возможности обеспечить денежными средствами все мероприятия, связанные с его реструктуризацией. Рассчитывать на помощь со стороны государства, учитывая сложности с бюджетом, также не приходится, необходимо изыскивать дополнительные средства для развития ж/д транспорта. В качестве таковых могут выступать кредитные ресурсы отечественных и иностранных инвесторов; средства предприятий других отраслей полученные за счет интеграции ж/д транспорта с этими предприятиями; средства от реализации неиспользованных основных фондов; создание внебюджетных фондов развития ж/д транспорта.

2. Правовое. Реализация любого мероприятия должна быть подкреплена соответствующей, законодательной и нормативно-правовой базой.

- изменение организационно-правового статуса ж/д;

- развитие международных транспортных коридоров;

- обеспечение открытого доступа к пользованию ж/д инфраструктурой;

- развитие комбинированных перевозок.

3. Кадровое. Развитие ж/д транспорта, внедрение новых технологий, новых методов управления требует соответствующего кадрового обеспечения. Должно уделяться внимание повышению квалификации и профессионализма работников. Неотъемлемой частью кадрового обеспечения является социальное обеспечение, поскольку создание достойного уровня жизни работников является важным фактором в эффективности их работы.

4. Научное. Поскольку мероприятия предложенные концепцией реструктуризации 97г. были реализованы лишь отчасти и на сегодняшний день остаются актуальными проблемы старения основных фондов (общий износ составляет 56%), Отсутствие действенных механизмов компенсации убытков от пассажирских перевозок, опережающие темпы роста цен на продукцию по сравнению с тарифами ж/д транспорта – реформирование ж/д транспорта должно быть продолжено.

Первый блок

  1. Определения целей производственно хозяйственной системы. Выделение проблем подлежащих решению.
  2. Разработка общей спецификации функциональных и обеспеченных подсистем.
  3. Определение числа иерархических уровней в системе управления.
  4. Определения основных форм взаимодействия предприятия с окружающей средой.
  5. Определения требований к экономическому механизму, формальной обработки информации, кадровому обеспечению системы управления.
  6.  Определения системы централизации и децентрализации на различных иерархических уровнях.

Второй блок

Реализация организационных решений по отдельным блокам, как на уровне подразделений, так и на уровне аппарата управления, определения основных задач этих блоков и взаимосвязей между ними.

Третий блок

1. Определение квалификационного состава и численности подразделений.

2. Распределение задач и работ между конкретными исполнителями.

3. Разработка процедур выполнения управленческих работ подразделения.

4. Разработка схемы взаимодействия между подразделениями при выполнении совместных робот.

5. Расчет затрат на управление и показатели эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.      

 

Тема 1: Сутність поняття «реструктуризація».

1. Визначення поняття «реструктуризація».

2. Форми і види реструктуризації

3. Завдання та етапи реструктуризації

4. Ризики, що пов'язані з реструктуризацією

 

1 Визначення поняття «реструктуризація»

 

Сучасний стан економіки на макро- і мікрорівні характеризується деформованою структурою виробництва. Тому одним із стратегічних завдань більш ефективного розвитку виробничого потенціалу є його структурна перебудова. Останню можна здійснюва­ти, з одного боку, за допомогою проведення ефек­тивної політики реструктуризації та санації потен­ційно конкурентоспроможних підприємств, а з іншо­го — через ліквідацію (повне перепрофілювання) збиткових і збанкрутілих підприємств.

Процес реструктуризації можна розглядати як спосіб зняття суперечності між вимогами ринку й застарілою логікою дій підприємства.

Сьогодні реструктуризація потрібна всім підприємствам і тим, що адаптувались до ринку, і тим, хто ще не пристосувався до нього, а також тим, які знаходяться у важкому фінансовому стані.

Загалом термін «реструктуризація» застосовують досить часто і неоднозначно. Він набув широкої популярності на початку 80-х років серед політиків, що займалися лібералізацією економіки. Під нею розуміють реформування підприємства, перш за все як простий поділ великого підприємства на декілька самостійних юридичних осіб, створення автономних суб'єктів господарювання. [1]

Законом України «Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом» дається наступне визначення цього поняття: «реструктуризація підприємства – це здійснення комплексу організаційно-господарських, фінансово-економічних, правових, виробничо-технічних заходів, спрямованих на реорганізацію підприємства, зміни форми власності, системи управління, організаційно-правової форми, для фінансового оздоровлення підприємства, збільшення об'ємів випуску конкурентоспроможної продукції, підвищення ефективності виробництва і задоволення вимог кредиторів». [2] При цьому вважається, що процесам реструктуризації підлягають, як правило, слабкі, неплатоспроможні підприємства, що стоять на грані банкрутства.

Наукова література, в свою чергу, містить багато трактувань цього поняття. Аналіз літератури дозволив виділити дві точки зору на поняття «реструктуризація підприємства».

Одні вчені розуміють під реструктуризацією лише зміну організаційної структурної складової.

Так С.П. Міщенко, аналізуючи багатьох вчених, наголошує на необхідності переосмислення підприємствами своєї господарської діяльності та на радикальній зміні в їх організаційній структурі і системі управління. [3]

Л. Водачек наголошує, що «реструктуризація – це комплексні та взаємопов'язані зміни структури, що забезпечують функціонування підприємства в цілому». [4]

В.Г. Крижановський, В.І. Лемешкова, В.І. Лютер дали наступне визначення реструктуризації: «це структурна перебудова з метою забезпечення ефективного розподілу і використання всіх ресурсів підприємства (матеріальних, фінансових, трудових, землі, технології), яка полягає у створенні комплексу бізнес-одиниць на основі розподілу, об'єднання, ліквідації (передання) діючих і організації нових структурних підрозділів, приєднання до підприємства інших підприємств або підрозділів, придбання визначальної частки у статутному капіталі або акцій сторонніх організацій». [5]

Е.А. Уткін розглядає реструктуризацію як «організаційно-економічні, правові технічні заходи, спрямовані на зміну структури підприємства, його управління, форм власності, організаційно-правових форм і здатні привести підприємство до фінансового оздоровлення, збільшення обсягу конкурентоспроможної продукції, підвищення ефективності виробництва». [6]

Інші вчені радять робити акцент не лише на зміні організаційної структури, а й охоплювати при проведенні реструктуризації й інші напрямки функціонування підприємства. Але слід відмітити, що кількість складових у окремих вчених різниться. Ця група авторів у своїх визначеннях реструктуризації роблять наголос на її окремих аспектах – цілях, напрямах проведення та формах реалізації.

Так, на погляд Л. Кальніченко та О. Медрул «реструктуризація – це перебудова підприємства, яка націлена на підвищення його конкурентоспроможності і здійснюється шляхом змін у використанні ресурсів і напрямах діяльності задля досягнення цілей підприємства». [7]

О.Паровий відзначає націленість процесу реструктуризації на «збільшення продуктивності праці та конкурентоспроможності підприємств, що має на меті підвищення ефективності виробництва та ефективного розподілу ресурсів». [8] Дж. Монтгомері розглядає наслідки реструктуризації у вигляді докорінних змін у діяльності підприємства, в управлінні ним, в його робочій силі та в структурі фінансів з метою підвищення прибутковості, скорочення витрат і поліпшення якості продукції. [9]

Так як підприємство – відкрита система, яка може існувати лише за умови активної взаємодії з оточуючим середовищем Заболотний В.М., Кошик А.М. стверджують: «Реструктуризація підприємства як процес їх всебічного пристосування до змінюваних умов внутрішньо притаманна ринковій економіці». Вони визначають реструктуризацію – «як адаптацію підприємств до роботи в умовах ринку, що зумовлює корінну трансформацію їх організаційно-правових форм, виробничо-технологічної структури, системи менеджменту та взаємодії з контрагентами і державою». [10]

Б. Мільнер та С. Ничипорчук також акцентують основну увагу на тому, що «реструктуризація полягає у найповнішій адаптації до нових умов господарювання». [11]

Згідно методичного посібника по розробці «Положення про реструктуризацію акціонерного товариства» підготовленого у видавничому відділі Центру економічних досліджень професором, д.е.н. Пилипченко О.І., доцентом, к.е.н. Котелянцем О.В. та керівником відділу Пилипченко С.О. визначено, що «основною метою проведення реструктуризації акціонерного товариства є розвиток підприємницької діяльності і впровадження мотиватизаційних механізмів ринкового типу на всіх рівнях управління виробництвом, створення ефективного власника – господаря з числа керівників вищої та середньої ланки управління товариства». [12] Таким чином, реструктуризація розглядається вченими як комплекс засобів, спрямованих на усунення протиріч між вимогами ринкової економіки та застарілою моделлю функціонування підприємства.

Н.М. Акімов, цитуючи різноманітних авторів, представляє реструктуризацію як:

- «процес, що дозволяє підприємству успішно функціонувати в умовах ринкової економіки», який припускає «перебудову всіх його фондів з метою підвищення ефективності»;

- «адаптацію підприємств до нових умов ринкової економіки і до змін попиту»;

- «комплексний і тривалий процес, що дозволяє підприємствам підтримувати рентабельність виробництва в умовах економічного середовища, що змінюється, технічного прогресу і конкуренції з боку інших підприємств»;

- «процес, що дає можливість підприємствам підтримувати свою комерційну життєздатність, вимірювану як позитивний грошовий потік»;

- «трансформація від економіки із серйозними системними порушеннями і безліччю збиткових підприємств до нормальної ринкової економіки, у якій переважна більшість підприємств є прибутковими». [13]

На нашу думку, найбільш вдале і повне визначення цього поняття дає І.І. Мазур. Він вважає, що реструктуризація полягає в «комплексній оптимізації системи функціонування підприємства, відповідно до вимог зовнішнього оточення і виробленою стратегією його розвитку, що сприяє принциповому поліпшенню управління, підвищенню ефективності і конкурентоздатності виробництва і продукції, що випускається, на базі сучасних підходів до управління, у тому числі методології управління якістю, реінжинірингу бізнес процесів, інформаційних технологій і систем та ін.» і говорить про те, що реформування спрямоване на зміну принципів дії підприємства, що сприяє підвищенню продуктивності праці, зниженню витрат виробництва, поліпшенню фінансово-економічних результатів діяльності. [14]

Дуже схожим на визначення И.И. Мазура є трактування реструктуризації професором д.е.н. Т. Бень та доцентом к.е.н. С.Довбня: «це спосіб адаптації діяльності підприємства до ринкових умов, що безперервно змінюються, шляхом проведення комплексу заходів організаційно-економічного, техніко-технологічного та фінансового характеру, які забезпечують зростання ефективності виробництва, підвищення конкурентоспроможності та зміцнення фінансової стійкості». [15]

Усі перераховані визначення реструктуризації мають загальні риси. Вони підкреслюють, що:

- реструктуризація підприємства означає його успішну адаптацію до змін макросередовища, включаючи системну трансформацію до ринку; адаптаційна діяльність повинна забезпечувати підтримку конкурентоздатності підприємства;

- з фінансової точки зору, реструктуризація підприємства означає досягнення комерційної життєздатності, вимірюваною прибутковістю або позитивним грошовим потоком, а також ефективністю виробництва;

- зміни макросередовища виступають рушійними силами реструктуризації. [16]

Для більш вдалої деталізації та обґрунтування складових реструктуризації необхідно розглянути лінгвістичну основу цього слова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.109 с.)