Немного об инструкциях по применению притч 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немного об инструкциях по применению притч



Теперь, когда вы обладаете некоторым запасом притч, самое время потренироваться в их рассказывании. Пусть вашими первыми слушателями станут ваши родные и близ­кие, друзья, соседи.

Не стоит подходить к вашему будущему слушателю со словами: «Я тебе притчу хочу рассказать, а ты послу­шай». Конечно, кто-то послушает вас, но, как правило, этим одним разом все и ограничится. Потом вас просто не захотят слушать («Чего время на ерунду тратить!»). Вам


27

понадобится время для того, чтобы научиться «вставлять» свою притчу в нужный момент. Наберитесь терпения. Вспом­ните, как вы или кто-то из ваших знакомых рассказываете анекдоты. Анекдот ценен только в том случае, если он «в тему». Иначе получится анекдот ради анекдота, а в нашем случае — притча ради притчи. А где же ее суть и соль? Как говорил немецкий композитор Кристоф Виллибальд фон Глюк (1714-1787), красивейшие мелодии и гармонии становятся несовершенными, когда они занимают неподо­бающее им место.

Для того чтобы и ваши притчи содержали и суть, и соль, можно потренироваться с помощью упражнений для вы­работки навыков использования притч. Этим упражнениям посвящена вторая глава книги.

Универсальных инструкций относительно использова­ния притч нет, как нет и универсальных притч. Более того, я убежден, что инструкции в таком тонком деле, как исполь­зование притч, просто вредны. В самом деле, представьте себе, например, инструкцию: «Если клиент произнес фразу: „Я так больше жить не могу", вы рассказываете ему притчу такую-то...» На мой взгляд, подобные инструкции абсурдны. Приведу цитату из романа американского писателя Джозефа Хеллера «Поправка-22» (1961): «Существовала только одна поправка, и это была Поправка-22, определявшая, что в целях личной безопасности, реальной и неотвратимой, необходимо действовать, руководствуясь разумом». Полу­чается, что в любом случае использовать притчи психолог должен, руководствуясь разумом. Для каждого клиента пси­холог создает свою инструкцию, которую я бы обозначил так: «здесь - и - сейчас исключительно - для - него в - этом - его - настроении».

Есть такая притча.

О

 мудрецах на башне

Мудрецы с верхнего этажа взирают на мир. Каждый из мудрецов, забираясь все и выше, исходил из


28

принципа «чем выше заберешься, тем дальше видно». Но нам-то ведь известно: то, что каждый из этих мудрецов наблюдает, зависит еще и от того, в каком направлении он смотрит, какое окно для этого выбирает и какой подзорной трубой (если она у него есть) пользуется. Находясь на одной высоте, мудрецы будут наблюдать различные виды окрестностей. А если учесть, что кое-кто из мудрецов страдает близорукостью (дальнозоркостью, дальтонизмом, «куриной слепотой»...), то, даже глядя в одном направлении, мудрецы увидят совершенно разные вещи. А увидев, мудрецы начнут объяснять и интерпре­тировать увиденное тоже по-разному.

Тому, кто захочет рассмотреть вблизи увиденную вещь, пощупать ее руками, придется выйти из башни. И каждый из мудрецов-наблюдателей кинется тогда давать советы, как наилучшим образом следует обращаться с этой вещью. И эти советы будут отличаться друг от друга вплоть до полного противоречия, взаимоисключения...

Не уподобляйтесь этим мудрецам...

Способ, при помощи которого герой притчи разрешает свою проблему, может в аналогичной ситуации оказаться подходящим для того, кто слышит притчу от психолога. Притчи и другие истории активно используются психоло­гами, психотерапевтами и педагогами в профессиональной практике. Замечено, что умело (!) используемые в психо­логическом консультировании притчи почти не встречают сопротивления и легко преодолевают психологические за­щиты, выстроенные подсознанием клиента. Своевременно и правильно рассказанная притча может оказать большее воздействие на человека, чем длительное объяснение при­чин имеющихся у него проблем и возможных вариантов их решения. Философ К. Ясперс сказал: «Если я жду от изме­нения обстоятельств того, чем я могу быть из самого себя, я предаю собственные возможности». Помогите клиенту не предать собственные возможности!


29



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.005 с.)