Упражнение «продолжи историю» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «продолжи историю»



Вам предложены несколько зачинов историй, которые вам предстоит продолжить, создав таким образом логически завершенную историю.

З

Ачин № 1

В одном королевстве вдруг неожиданно исчез ко­роль. Когда подданные обнаружили исчезновение своего правителя, они растерялись. Что теперь делать? Решено было отправить на поиски исчезнувшего короля самых сильных мужчин. И когда все они ушли, один хитрый человек сказал оставшимся, что есть одна древняя легенда, согласно которой в королевство, где нет короля, немедлен­но приходит смерть и забирает с собой всех, кого пожелает. Но королевство не погибнет, если обмануть смерть.


55

— Как же мы это сделаем? — спросили люди этого человека.

— Вы, наверно, не заметили, но лицом я похож на пропавшего короля. И если я надену королевские одежды, то буду как две капли воды похож на короля! И тогда смерть решит, что король в нашем королевстве никуда не исчез, и никого с собой не возьмет! — сказал хитрец.

Все решили, что это гениальная идея.

— Но вы должны будете выполнять все мои приказы так, словно я настоящий король, — сказал он, — иначе смерть заберет вас с собой!

И все согласились выполнять волю «короля». И хи­трец, ставший «королем», приказал...

З

Ачин № 2

Встретились на перепутье трех дорог Красота, Мудрость и Богатство. Разговорились о том, что важнее всего в этом мире.

— Важнее всего богатство! — кричало Богатство.

— Важнее всего красота! — восклицала Красота.

— Важнее всего мудрость! — говорила Мудрость.

Услышал их спор ангел и сказал:

— Дальнейший свой путь вы продолжите только в том случае, если пойдете по одной дороге все трое сразу. Причем решение о том, по какому пути идти, вы должны будете принять без давления друг на друга, по своей доброй воле.

— Пойдемте со мной по той дороге, что ведет напра­во, — сказала Красота. — Там впереди очень красиво!

— Пойдемте со мной по той дороге, что ведет на­лево, — сказало Богатство. — Там впереди все так бо­гато!

— Пойдемте по той дороге, что ведет прямо, — сказала Мудрость. — Там впереди все так мудро!

Ангел, наблюдавший за спором, решил вмешаться и сказал...


56

З

Ачин № 3

Жил в одном королевстве дракон. Он был очень миролюбивым, и дети любили играть с ним. Дракон же любил играть с детьми, он катал их на своей спине, а иногда даже устраивал для ребятни прогулку по небу. Злой колдун, живший в этом королевстве, решил извести дракона. И он подсыпал в источник, из которого дракон пил, ядовитый порошок. И вот в сильную жару дракон вместе с детьми прилетел к источнику...

З

Ачин № 4

Высоко в горах родился ледник. Надо сказать, что ледники, да еще высоко в горах, рождаются не каждый день. Более того, это был не простой ледник.

Как известно, при таянии ледника получается вода. А при таянии этого ледника получалась волшебная вода: если ее выпить, то возвращается молодость. И прознал про этот ледник...

З

Ачин № 5

К мудрецу за советом пришла женщина...

З

Ачин № 6

Однажды...

Что вы чувствуете, выполнив это упражнение? Какие трудности возникли у вас при его выполнении?

УПРАЖНЕНИЕ «УВЕЛИЧИВАЕМ-УКРАШАЕМ»

Для выполнения этого упражнения вам понадобится чистый лист бумаги (может быть, и не один) и ручка.

Вам дана короткая притча. Все, что вам нужно сде­лать, — это увеличить ее объем, сохранив при этом


57

основную мысль. При этом, увеличивая объем притчи, нужно ее «украсить». Чем? Вспомните, что в русском языке есть прилагательные, наречия, причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты. Это и будет ваш материал для украшения.

П

Ритча о счастливом Гансе

Ганс за свою службу получил от хозяина слиток золота. Пошел он домой, но, поскольку в дороге золото было ему в тягость, он обменял его на лошадь и был счастлив этим обменом. Когда же лошадь сбросила его, он обменял ее на корову, а когда его лягнула корова, он поменял ее на свинью. Свинью он поменял на гуся, а гуся — на тяжелый точильный камень. Камень упал в колодец, когда Ганс пил воду. С легким сердцем и пустыми руками вернулся счастливый Ганс в родную деревню.

Прежде чем вы приступите к выполнению этого задания, предлагаю ответить на следующие вопросы:

• Кто такой Ганс?

• Кому он служил и какую работу выполнял?

• Как далеко находится дом Ганса от того места, где он служил?

• Какого размера и веса был слиток золота, полученный Гансом за службу?

• У кого Ганс выменял лошадь?

• У кого Ганс выменял корову? У кого свинью? Гуся? У кого точильный камень?

• Насколько большим и тяжелым был точильный камень и зачем он Гансу?

• Насколько пострадает содержание притчи, если имя Ганс заменить на Петр или Яков? (Ответ на этот вопрос вам будет полезен в том случае, если вы вспомните суть притчи, но забудете имя ее главного героя.) Теперь, когда вы ответили на эти вопросы, «украсьте»

притчу о Гансе.

Ну а уж теперь вам не составит труда «украсить» и эту притчу.


58

О

 петухах

На рынке один продавец бойцовых петухов, расхваливая свой товар, уверял, что его петухи бьются до смерти. Мудрец, проходя по рынку, услышал это и обратился к продавцу:

— А какие из твоих петухов бьются до победы!?

Информация к сведению. Порой приходится сталки­ваться с замечаниями клиентов (или участников тренинга), что существительные и прилагательные как части речи не­достаточно" показательны, что для передачи действий обя­зательно нужны глаголы. В таком случае вам может помочь следующая чисто филологическая информация. Афанасий Фет изобрел свой, импрессионистический, стиль в поэзии, стремясь запечатлеть даже не столько движения души и природы, сколько впечатления от этих движений. Восторг одних читателей и растерянность других, проще говоря литературный скандал, вызвало стихотворение Фета:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Прежде всего бросается в глаза отсутствие глаголов. В стихотворении, на первый взгляд, есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений. Но это обманчивое ощущение: налицо художественно убедительная последо­вательность. Вначале — вечер, она пришла на свидание к нему (встреча влюбленных, свидание). Затем — ночь, проведенная вдвоем, наедине, в упоении любви. Наконец,


59

утро, слезы счастья и расставания. Строго выдержано соот­ветствие между миром природы и миром человека, причем мир человека перевешивает. И хотя в стихотворении нет ни одного глагола, оно насыщено действием.

УПРАЖНЕНИЕ «ГЛАВНОЕ»

В предложенной притче выделите главную мысль.

Р

Азница

Король увидел страшный сон: у него выпали один за другим все зубы. Король призвал к себе толкователя снов и рассказал, что ему приснилось.

—  О мой король, сон твой несет печаль, — сказал толкователь. — Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Услышав это, король пришел в ярость и приказал бросить толкователя в тюрьму.

Король приказал привести к нему другого толкователя снов. Этот толкователь выслушал короля и сказал:

—  О мой король, сон твой несет радость! Ты прожи­вешь очень долго и переживешь всех своих близких!

Король на радостях щедро наградил этого толковате­ля. Когда король удалился, к толкователю подошел один из королевских министров и шепотом, чтобы никто не услышал, спросил:

— Почему тебя наградили, а предыдущего толкователя бросили в тюрьму, ведь ты сказал по сути то же самое, что и он? В чем секрет?

— Нет никакого секрета, — ответил прорицатель тоже шепотом. — Истолковав сон короля абсолютно одинаково, мы по-разному донесли до короля его смысл. Важно не то, что сказать, а как сказать!

Думаю, что задание это оказалось для вас чрезвычайно легким. Действительно, главную мысль, которую несет в себе


60

притча, обозначил второй толкователь в своем ответе ми­нистру: «Истолковав сон короля абсолютно одинаково, мы по- разному донесли до короля его смысл. Важно не то, что сказать, а как сказать!»

Теперь аналогичное задание вам предстоит выполнить по отношению к этой притче, которую написал Владимир Астапчик.

П

Етля

Один человек решил свести счеты с жизнью. Слишком много было неудач, слишком часто он пони­мал, что от него ничего не зависит. Он взял веревку и отправился за город, в лес. Некоторое время он бродил по лесу. Но не красота деревьев, не игра света, не пение птиц привлекали его внимание. Он искал подходящий сук, на который можно было бы накинуть петлю.

Наконец он нашел его. Накинул веревку и встал на пень, держа в руках петлю. И наверное, на какую-то долю секунды его охватил страх, или, быть может, сомнение в правильности своих действий, или какое-то иное чувство. Но вдруг...

Вдруг его руки сами стали натягивать петлю на шею. Он пытался сопротивляться, но не мог. Его ноги старались поджаться так, чтобы он повис на веревке. В отчаянии человек силой своей воли боролся с непокорными ему руками и ногами, но оказался бессилен. Петля затянулась на его шее. Еще мгновение, и...

Но тут он неожиданно припомнил старую молитву. Он никогда ее не произносил и вообще редко вспоминал о Боге. Но сейчас все слова о Нем, которые он когда-либо слышал, всплыли в его голове. И он отчаянно молился.

И человек почувствовал, что руки и ноги снова ему подчиняются. Он снял с шеи веревку, спрыгнул с пня. Он посмотрел на сук, где мог бы висеть еще минуту назад, бросил веревку и пошел обратно в город. Он радовался, что так счастливо избежал смерти.


61

В городе, переходя улицу на зеленый свет, он был сбит машиной. Водитель потом рассказывал, что у него вдруг отказали тормоза...

Подсказка (но не более). Даже одно наше разрушитель­ное желание, подкрепленное действием, может вызвать к жизни силы, которые завершат процесс разрушения помимо воли человека.

А что, на ваш взгляд, будет главным в этой притче?

К

Олеса для кареты

В дороге посреди безлюдных полей у коро­ля сломалась карета. Часть свиты отправилась искать мастера-колесника. С трудом, но нашли такого мастера, привезли его к сломанной карете. Мастер, а было ему лет семьдесят, взялся за дело.

Король, наблюдая за работой мастера, спросил его:

—  Ты уже стар, а все еще сам ремонтируешь карету. Неужели у тебя нет помощников?

Мастер ответил, не отрываясь от работы:

—  Что я могу сказать вам, мой король? Я обучил своих детей ремеслу ремонта карет, а вот искусство передать им никак не могу. А в вашем случае требуется именно искусство.

Король призадумался над словами мастера.

—  Я не понял тебя, старик, объясни! — потребовал он.

— Мои сыновья делают хорошие колеса, — сказал мастер, — но совершенства в этом деле они не достигли. Я же достиг совершенства, но как передать мне моим детям мой опыт? Я этого не знаю. Но я знаю другое. Если сделать колесо крепким, то оно будет тяжелым и некрасивым. А это испортит вашу прекрасную карету. Если сделать колесо изящным, то оно будет ненадежным, а значит, может стать причиной серьезной аварии и по­губить вашу прекрасную карету. Где та грань, которой руководствуюсь я? Она во мне! Это и есть то искусство,


62

которое я хочу передать своим детям. В вашей карете колеса должны быть изящными, легкими и при этом на­дежными. Вот и приходится мне, старику, самому делать колеса для вашей кареты.

УПРАЖНЕНИЕ «СТИХОТВОРЕНИЕ»

Для выполнения задания внимательно прочитайте эту дзенскую притчу.

К



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.025 с.)